Урок обобщения и закрепления по теме «Решение задач на обыкновенные дроби» 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Широбокова Галина Ивановна

Урок обобщения и закрепления по теме «Решение задач на обыкновенные дроби»

 

Цель урока: закрепление знаний и навыков решения различных задач на обыкновенные дроби, умений применять изученные правила нахождения дроби от числа и числа по дроби, сложения и вычитания обыкновенных дробей при решении задач; умений проверить полученный результат путём соотнесения ответа с условием задачи.

Технологии: работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок закрепления изученного материала в 5 классе по теме:

Решение задач на обыкновенные дроби

Цель урока: закрепление знаний и навыков решения различных задач на обыкновенные дроби, умений применять изученные правила нахождения дроби от числа и числа по дроби, сложения и вычитания обыкновенных дробей при решении задач; умений проверить полученный результат путём соотнесения ответа с условием задачи.

Технологии: работа в группах.

 

План урока:

Организационный момент (1-2 минуты).

Устная работа (12-13 минут).

Закрепление изученного материала(20 минут).

Итог урока и постановка д/з (5 минут).

Ход урока

Организационный момент.

Класс разбивается на группы, и работа идёт в группах

 Устная работа.

1. а) Сколько минут содержится в половине, в трети, в четверти часа?

    б) Сколько сантиметров содержится в половине, в четверти, в пятой части метра?

2. Туристы проехали на автобусе 48 км, потом они прошли пешком половину того расстояния, что проехали на автобусе. Какое расстояние преодолели туристы на автобусе и пешком?

3. В тетради 24 страницы. Сколько чистых страниц осталось в тетради, если исписали четверть всех страниц?

4. У Алёши 80 марок, у Бори на 20 марок больше, у Вовы – третья часть числа всех марок первых двух мальчиков. Сколько марок у Вовы?

5. а) В книге 60 страниц. Девочка прочитала в первый день половину, а во второй день – треть всех страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать?

    б) В книге 60 страниц. Девочка прочитала в первый день половину всех страниц, а во второй день – треть оставшихся. Сколько страниц ей осталось прочитать?

6. а) Потратили  от 40 р. Сколько денег потратили?

б) Потратили 50 рублей, это составило  первоначальной суммы денег. Найдите первоначальную сумму денег.

в) На ветке сидели 12 птицы; их числа улетело. Сколько птиц улетело?

7. а) Работу выполнили за 4 ч. Какую часть работы выполняли в каждый час?

б) Бассейн наполняется за 5 ч. Какая часть бассейна наполняется в каждый час?

в) Пешеход прошёл некоторое расстояние за 6 ч. Какую часть этого расстояния он проходил в каждый час?

Вывод: как найти часть от числа? Как найти число по его части? Сформулировать правила. Как проверить правильность решения задачи?  (Вернуться к условию, сравнить, какое число должно быть больше(меньше), сделать рисунок.)

 Закрепление изученного материала. Решение задач.

Каждой группе предлагаются задачи. Они решают их в произвольном порядке. Сами выбирают тактику работы в группе. Решив задачу, представители групп по очереди записывают решения задач на доске, поясняют, отвечают на вопросы. Если какая-то несложная задача решена одновременно в группах и не вызывает затруднений, то эту задачу проверяет учитель (или консультант).  

1. В букете 24 цветка. Из них ¼ часть – ромашки, 1/8 часть – пионы, а остальные – васильки. Сколько васильков в букете?.      

2. В корзине 20 яблок. Из них ¼ часть составляют красные яблоки, а остальные – жёлтые. Сколько жёлтых яблок в корзине?

3. В соревновании участвовало 24 мальчика. Они составляли 3/8 всех участников. Сколько всего детей участвовало в соревновании?

4. Миша прочитал 6/7 книги, что составило 42 страницы. Сколько всего страниц в книге?

5. . Было 640л молока. В цистерну налили 5/8 этого молока, а остальное молоко разлили в бидоны, наливая в каждый по 4л. Сколько понадобилось бидонов?

6. Решения заданных уравнений являются длинами сторон прямоугольника. Найдите его периметр.

7. (Из «Арифметики» Л.Н. Толстого). Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял  всех денег, а жена 690 р. Сколько было всех денег?

Итог урока и постановка д/з.

Сколько задач удалось решить?

Какие задачи оказались трудными? Что помогло разобраться и справиться с решением этих задач?

Какие задачи показались интересными?

Домашнее Задание 

Решить задачи

Автотуристы за три дня проехали 360 км; в первый день они проехали , а во второй день -  всего пути. Сколько километров проехали автотуристы в третий день?

(Из папируса Ахмеса, Египет, ок. 2000 г. до н.э.) Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?

Пастух отвечает:

- Я привожу две трети от трети скота. Сочти!

Сколько быков в стаде?


Выводы:

 Учащиеся быстро справились с решением задач 1 и 2, решили уравнения в задаче 6, распределив обязанности в группе. Затруднения вызвали  задачи 5 и 7, но, после подсказки сделать к задаче рисунок, несколько учащихся нашли правильный путь. Обычно, определив, по какому правилу (нахождения дроби от числа  или числа по его дроби) решается задача, с технической стороной дети справляются быстро; но неохотно проверяют правильность полученного ответа, соотнося его с условием задачи. Порой учащиеся, не желая подумать, просят подсказать, к какому типу относится задача. Прошу их сделать рисунок, схему, прикинуть, каким может быть результат. Общение с одноклассниками, споры помогают найти правильный ход решения задачи. Групповая форма работы помогает вызвать состязательный дух, повышает интерес к текстовым задачам.

Спасибо за урок! Спасибо за лекции!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: "Решение задач с обыкновенными бробями".

Данная методическая разработка позволяет обучить учащихся стериотипу решения задач с обыкновенными дробями, развивает логическое мышление школьников. ...

Открытый урок по математике в 6 классе. Тема "Решение задач на нахождение дроби и процента от числа"

Урок и презентация по теме "Нахождение дроби  и процента от  числа" по математике в 6 классе. Урок-закрепления темы. Ход урока построен на решении проблемы: как сохранить здоровье человека, ...

Бинарный урок-игра по математике в 6 классе по теме "Решение задач, содержащих обыкновенные и десятичные дроби. В мире животных"

Бинарный урок-игра по математике в 6 классе по теме "Решение задач, содержащих обыкновенные и десятичные дроби. В мире животных"...

Внеклассное занятие по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа (задачи с практическим содержанием)"(6 класс).

Данное занятие направлено на закрепление  знаний  учащихся по теме «Нахождение дроби от числа», на  расширение  представления учащихся о практическом применении таких задач. Основн...

Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

На данном уроке по математике ученики тренируются в решении задач и развивают умение относить задачу к тому или иному типу....

Урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби"

Представлен урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби". Можно использовать на заключительных уроках темы....