Урок математики и ИКТ в 9 классе по теме: "Приближенное решение уравнений в электронных таблицах" (Графический способ решения уравнений)
план-конспект урока алгебры (9 класс) на тему

Старцева Любовь Викторовна

Данный интегрированный урок  может провести любой учитель математики, хорошо владеющий информационно-коммуникационными технологиями. Цель урока: научить учащихся решать уравнения графическим способом с помощью электронных таблиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок   математики  и ИКТ  в 9 классе

По теме: «Приближенное решение уравнений в электронных таблицах»

(Данный урок может провести любой учитель математики,  хорошо владеющий компьютером и интерактивной доской ).

Учитель математики МБОУ СОШ № 3с углубленным изучением отдельных предметов города Чехова Московской области

 Старцева Любовь Викторовна.

Тип урока: закрепление изученного материала

Вид урока: урок-практикум.

Технология: проблемно- исследовательская.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Научить учащихся решать уравнения графическим способом  в электронных таблицах;
  2. Повторить и закрепить основные навыки работы в электронных таблицах;
  3. Научить учащихся работать по алгоритму, соблюдая все этапы решения задачи  на компьютере.

Воспитательные:

  1. воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
  2. воспитание дисциплинированности;
  3. контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;
  4. прививание навыков самостоятельной работы.

Развивающие:

  1. развивать внимание, наблюдательность;

Оборудование:

  1. компьютеры;
  2. мультимедиапроектор;
  3. интерактивная доска.

План урока.

  1. Организационный момент -1 мин;
  2. Актуализация знаний – 6 мин;
  3. Объяснение нового материала – 12 мин;
  4. Физкультминутка – 1 мин;
  5. Выполнение практической работы – 11 мин;
  6. Рефлексия – 8 мин;
  7. Домашнее задание.-1 мин.

1. Организационный момент

-Здравствуйте, садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока: «Приближенное решение уравнений в электронных таблицах»

2. Актуализация знаний.

Вспомним основные  элементы электронной таблицы.

Повторение ранее изученного материала по теме: «Электронные таблицы»  в виде кроссворда.   (Кроссворд на интерактивной доске, или можно использовать презентацию).

 

ЗАДАНИЕ.

  1. Ее можно создать, открыть  или  сохранить. (Книга)
  2. При работе в электронных таблицах обязательно задается…(Формат числа).
  3. Выделение нескольких ячеек (Диапазон)
  4. Начинается со знака «=».   (Формула)
  5. При работе на компьютере электронная таблица существует в форме… (рабочего листа)
  6. В ней производятся какие-то  действия, и выделяется рамкой. (Ячейка)

 3.Объяснение нового материала.

-Учитель:  Ключевое слово  ГРАФИК, которое неспроста  было задумано.

Сегодня мы будем решать уравнения графическим способом. И как вы уже догадались  в электронных таблицах.

     Итак,  точное решение  существует только для некоторых уравнений определенного вида (линейные, квадратные, тригонометрические и др.), поэтому для большинства уравнений приходится использовать методы приближенного решения.  Мы сегодня научимся решать уравнения графическим методом в электронных таблицах.

 Построение графиков функций может  использоваться для грубо приближенного решения уравнений. Для  уравнений вида f(х)=0, где f(х)- некоторая непрерывная функция, корни этого уравнения являются точки пересечения с осью Х.

Алгоритм решения уравнения:

1 этап. Постановка задачи.  

 Решить уравнение  х2-2=0.    

   Рассмотрим  уравнение  х2-2=0     (решение и демонстрация на интерактивной доске).

2 этап.  Для того, чтобы решить его графически, запишем в виде  у= х2-2.

Это квадратичная функция, графиком которой является парабола,

ветви которой направлены вверх .т.к. к>0.

3 этап. Составление таблицы

       составим таблицу на [ -3: 3] с шагом 1.

х

-3

-2

-1

0

1

2

3

у

7

2

-1

-2

-1

2

7

4 этап.      Построить график функции.

Если построить график, то решение этого уравнения будет выглядеть  так.

5 этап. Найти точки пересечении с осью ох

Решением этого уравнения будут абсциссы точек пересечения графика с осью х: . х1  ≈ 1,4 ; х2  ≈-1,4

. 6 этап. Записать ответ.

 Учитель: - А как еще может располагаться график относительно оси ОХ?

Рисунки на интерактивной доске.

  1. Если график имеет одну точку пересечения с осью ОХ , то  уравнение  имеет одно решение.                                                                                        

  1. Если график имеет две точки пересечения с осью ОХ , то  уравнение  имеет два решения.

                                                                                   

  1.  Если график не имеет  точек пересечения с осью ОХ , то  уравнение   не имеет решений.

Учитель: Ребята, а как нам построим точно такую же таблицу, но  в электронных таблицах ?

Учитель заканчивает работу с презентацией и приступает к компьютерному эксперименту.

 Компьютерный эксперимент.

Открыть Excel, заполнить заранее заготовленную таблицу.

Вспомнить при этом:

  1. Как записываются формулы в электронных таблицах;
  2. Как выполнить копирование данных.

x

-3

-2

-1

0

1

2

3

y=x^2-2

7

2

-1

-2

-1

2

7

Демонстрация на интерактивной доске.

  1. Выделить таблицу;
  2. Построить точечную диаграмму;
  3.  Подписать параметры диаграммы;
  4. Найти точки пресечения;
  5. Сравнить с предыдущим графиком.

Учитель:  Ребята , вам сейчас самим придется решать подобные уравнения и находить их решения. После чего вы должны  выполнить еще один этап – анализ полученных результатов. Вы должны указать на те трудности, с которыми вы столкнулись  при выполнении задания.

4.Физкультминутка (2  мин)

Учитель:  Ребята, прежде чем сесть за компьютер и выполнить практическую работу, мы  сделаем  небольшую разминку.

  1. Упражнения для глаз;
  2. Упражнения для плечевого пояса;
  3. Упражнения  для рук.

5.  Выполнение практической работы.

Учащиеся садятся  за компьютеры и выполняют практическую работу. Работа выполняются парами. Созданный документ сохранить и скопировать в папку ОБЩИЕ ДОКУМЕНТЫ.

Задание для учащихся

Найти приближенное решение уравнения:

 

6.Рефлексия.  

   На этом этапе урока ребята защищают свои работы,  обращая внимание  на трудности при выполнении задания. Решение уравнений проецируется на экран, собрав их на учительский компьютер по локальной сети.

  Заслушать ответы и поставить  отметки.

7. Домашнее задание:     Решить графически уравнения.( в рабочих тетрадях)

 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок информатики и математики «Графический способ решения уравнений.»

интегрированный урок информатики и математики «Графический способ решения уравнений.»...

методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....

Мастер -класс: "Функционально - графический способ решения уравнений и систем уравнений в электронных таблицах"

Вы узнаете, как можно использовать электронные таблицы на уроках алгебры при построении графиков функций,  решении уравнений и систем уравнений функционально- графическим способом....

План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"

Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...

Урок математики в 6 классе по теме «Решение системы линейных уравнений с двумя пе-ременными способом сложения»

Урок математики в 6 классе по теме «Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения»...

Урок математики в 6 классе по теме «Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения»

Урок математики в 6 классе по теме «Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения»...

Урок математики в 5 классе по теме "Упрощение выражений. Решение уравнений и текстовых задач" (автор УМК Виленкин Н.Я.)

Урок закрепления знаний и способов учебных действий. Технологическая карта урока....