Программа элективного курса" Финансовая математика"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Программа курса проеназначена для углубления базового образования по математике и для ознакомления с основами экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa45.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса "Финансовая математика»

        Программа составлена учителем математики МОУ

                                    «ТСОШ №3» Панченко Галиной Константиновной.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса предназначена для дополнения и углубления базового образования по математике и для ознакомления учащихся 9-х классов с основами экономики.

Одним из направлений модернизации школьного образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. В связи с этим ученик по окончанию 9-го класса должен сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Поэтому на этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им.

Сегодня успех конкретного человека, а тем самым и процветания общества в целом, зависят от того, будут ли люди действовать в согласии с объективно существующими экономическими закономерностями. Ясно, что для обеспечения своего будущего в новых условиях рынка необходимо изучение экономики.

Цели курса:

Познакомить учащихся с основами экономики;

сформировать представление о методах и способах решения нестандартных задач  по теории простейших финансовых операций; сформировать способность к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

 Задачи:

Углубить теоретические знания учащихся по теории простых и сложных процентов, прогрессии, теории пределов;

рассказать о методы и приемы решения  нестандартных задач  по теории простейших финансовых операций; продолжить развитие исследовательских умений и навыков учащихся.

Программа курса “  Финансовая математика ” предполагает дальнейшее развитие у школьников математической, исследовательской и коммуникативной компетентностей. Курс направлен на более глубокое понимание и осознание математических методов познания действительности, на развитие математического мышления учащихся, устной и письменной математической речи. На занятиях решаются нестандартные задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил, определяющих точный алгоритм их решения. Учащиеся учатся находить и применять различные методы для решения задач. Большое количество примеров и задач для самостоятельного решения помогает активно освоить излагаемый материал по теории простейших финансовых операций и расчетов. так как доведение решения до числа играет в финансовой практике основную роль, то при работе учащиеся используют калькулятор и компьютер.

Требования к уровню усвоения курса.

По окончанию изучения курса учащиеся должны уметь:

Начислять простые проценты, выполнять дисконтирование по простым процентам, начислять сложные проценты, научиться изображать кривые спроса и предложения на графиках, разбираться, каким образом на спрос и предложение влияет изменение их неценовых детерминант, изучить понятия совокупных, постоянных и переменных издержек, научиться записывать соотношения между этими показателями.

В процессе изучения курса предполагаются следующие виды обучения: традиционное (объяснительно-иллюстративное) обучение, деятельностное (самостоятельное добывание знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся) и инновационное (самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным материалом).

Эти виды обучения предполагают следующие формы организации обучения:

- коллективные, индивидуальные и групповые;

- взаимного обучения, самообучение, саморазвитие;

- отчеты в форме презентации курсовых работ.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности – лекции, консультации, практикумы, самостоятельную и исследовательскую работу.

Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:

- самостоятельная работа;

- срезы знаний и умений в процессе обучения;

- итоговый контроль.

Итоговый контроль предусматривает:

- выполнение контрольной работы;

- защиту и презентацию курсовых работ.

Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческую активность и результативность учащихся.

Курс “ Финансовая математика  ” рассчитан на 18 часов.

Содержание программы.

Данная программа предусматривает изучение следующих тем:

  1. Простые и сложные проценты. Повторить тему: Проценты, прорешать задачи на проценты, рассмотреть общепринятые в рыночной экономике алгоритмы вычисления процента в зависимости от срока ссуды, типа процентов, задача на определение суммы инвестированной в определенный момент времени. Нахождение годовой ставки дисконта. Формула наращивания, ставки сложных процентов предусмотренных договором вкладчиков. Вычисление эффективной ставки процентов.
  2. Задачи экономики.

Изучить такие понятие как спрос, предложение, величина спроса, величина предложения, точка равновесия, равновесная цена, равновесное количество продукта, эластичность спроса. Разобраться, каким образом на спрос и предложение влияет изменение их неценовых детерминантов. Изучить понятие совокупных, постоянных и переменных издержек, средних переменных издержек, цены, выручки, прибыли, убытка и рентабельности. Изучить такие понятия как предложение денег, скорость обращения денег, средняя цена товаров и услуг.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол – во часов

Форма обучения

Средства обучения

Раздел 1. Простые и сложные проценты

13

1

Основные понятия кредитной операции

2

Лекция

Справочная литература, дидактический материал

2

Основная формула наращивания простых процентов

2

Комбинированное занятие

Справочная литература, дидактический материал

3

Переменные ставки простых процентов.

2

Комбинированное занятие

Справочная литература, дидактический материал

4

Дисконтирование по простым процентам

1

Изучение нового материала

5

Сложные годовые проценты

1

Комбинированное занятие

Справочная литература, дидактический материал

6

Сравнения простых и сложных процентов

2

Комбинированное занятие

Справочная литература, дидактический материал

7

Номинальная и эффективная процентные ставки.

2

Комбинированное занятие

Справочная литература, дидактический материал

8

Современное значение денег.

1

Обобщение и систематизация знаний

Справочная литература, дидактический материал

Раздел 2.Задачи экономики.

5

9

Спрос и предложение

2

Комбинированное занятие

Справочная литература, дидактический материал

10

Расчет издержек и прибыли.

2

Комбинированное занятие

Справочная литература, дидактический материал

11

Международная торговля

1

Комбинированное занятие

Справочная литература, дидактический материал

12

Защита курсовых работ

1

Примерные темы курсовых работ:

  1. Теория и практика финансово-банковских расчетов.
  2. Инвестиции.
  3. Срок окупаемости капиталовложения.
  4. Международная торговля.
  5. Спрос и предложение.

Литература

  1. «Прикладная экономика». М.: Просвещение, 1992.
  2. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. «Экономикс. Реферат-дайджест учебника по рыночной экономике» М.: Менеджер, 1993.
  3. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. «Экономикс» в 2тт. М.: Республика, 1993.
  4. Е.Ю. Фрейкман. «Экономика и бизнес. Начальный курс» М.: Начала-пресс, 1995.
  5. И. Липсиц. «Экономика без тайн» М.: Вита-Пресс, 1994.
  6. А. Казаков. «Школьнику о рыночной экономике». М.: Знание, 1993.
  7. Е.М. Четыркин. «Методы финансовых и коммерчиских расчетов». М.: Издательство Дело, 1992.
  8. Е. Кочович. «Финансовая математика. Теория и практика финансово-банковских расчетов» Пер. с сербского. – М.: Финансы и статисктика, 1994.

Тезисы.

Программа элективного курса "Финансовая математика»

 

Программа курса предназначена для дополнения и углубления базового образования по математике и для ознакомления учащихся 9-х классов с основами экономики.

Одним из направлений модернизации школьного образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. В связи с этим ученик по окончанию 9-го класса должен сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики.

Цели курса:

Познакомить учащихся с основами экономики;

сформировать представление о методах и способах решения нестандартных задач  по теории простейших финансовых операций; сформировать способность к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения в старшей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Математика и романтика"

Разработана программа элективного курса для старшеклассников...

ПРОГРАММА Элективного курса «математика в задачах» (10-11 классы)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Эта программа рассчитана для гуманитарных и общеобразовательных классов средней школы.Настоящая программа предусматривает наиболее полное развитие целостной математической сос...

Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"

  Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного...

рабочая программа элективный курс математика-9

В курсе планиметрии встречаются задачи, связанные с «разрезанием фигуры на части и перекладыванием этих частей» при вычислении площадей многоугольников. В основе этого метода лежит понятие рав...

Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"

Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...

Программа элективного курса.Математика 9 класс.

Программаэлективного курса для 9 класса «ГИА. От простого к сложному»....