Геометрическая интерпетация при решении уравнений, содержащих знак модуля
презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему

Качайкина Надежда Борисовна

Материал данного урока содержит "нестандартный" метод, который позволяет более эффективно решать уравнения, содержащие модуль, и, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8-10 классах, так и на факультативных и дополнительных занятиях 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Геометрическая интерпретация при решении уравнений, содержащих знак модуля МОУ « Осташевская средняя общеобразовательная школа», учитель математики Качайкина Н.Б.

Слайд 2

Основные понятия Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А( а ) . Модуль числа 5 равен 5. Пишут: |5| = 5. Число 6 называют модулем числа -6 . Пишут: |-6| = 6. Модуль числа не может быть отрицательным. Противоположные числа имеют равные модули: | -а | = | а |

Слайд 3

Расстояние между двумя точками На координатной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой. Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату его левого конца. ВС = 5 – 1 = 4; АС = 5 – (- 2 ) = 7; AD = - 2 – (- 4) = 2 0 -4 - 2 5 1 D A B C

Слайд 4

М о д у л ь и расстояние между двумя точками 8 -4 3 -9 -3 5 CD = - 4 – 5 = 5 – (- 4 ) = 9 AB = 3 – 8 = 8 – 3 = 5 MN = - 9 – (- 3 ) = - 3 – (- 9 ) = 6 M N C D A B Формула расстояния между двумя точками координатной прямой с координатами х и а : ρ ( x,a ) = |x - a|

Слайд 5

Решите уравнения: | х-2 | = 3, | 3х+6| = 4, | х-3 | + | х-1 | = 5, | х+4| + | х-5| = 9, | 2х-3| + | 2х+3| = 6, | х+5| - | х-8 | = 13, | х+4| - | х-3 | = 1, | 3х-8| - | 3х-2| = 6. | х+7| = | х-5 |

Слайд 6

П р о в е р ь с е б я Сколько решений может иметь уравнение | х-4 | = а, в зависимости от значений а ? Сколько решений может иметь уравнение | х+3 | +| х-1 | = а, в зависимости от значений а ? Сколько решений может иметь уравнение | х+3 | -| х-1 | = а, при положительных значениях а ?

Слайд 7

Число решений уравнения вида: Ι х – a Ι + Ι х – в Ι = с Если сумма модулей с больше расстояния между двумя точками а и в , то уравнение имеет два решения. Если сумма модулей равна расстоянию между двумя точками, то уравнение имеет множество решений , которые принадлежат отрезку между точками [ a ; в ] . Если расстояние между двумя точками меньше суммы модулей , то решений нет.

Слайд 8

Домашняя работа Исследовать уравнения и определить число корней в зависимости от значения а : | х – 4 | - | х +2 | = а, | х+1 | - | х - 6 | = а, | х – 3 | - | х - 8 | = а. С п а с и б о за в н и м а н и е.

Слайд 9

П р о в е р ь с е б я Сколько решений может иметь уравнение | х-4 | = а, в зависимости от значений а ? Ответ: а) Если а=0 , то уравнение имеет одно решение; б) Если а >0 , то уравнение имеет 2 корня, в) Если а <0 , то уравнение не имеет корней

Слайд 10

П р о в е р ь с е б я Сколько решений может иметь уравнение | х+3 | +| х-1 | = а, в зависимости от значений а ? Ответ: а) Если а=4 , то уравнение имеет множество решений – отрезок [-3;1] , б) Если а >4 , то уравнение имеет 2 корня, в) Если а <4 , то уравнение не имеет корней

Слайд 11

П р о в е р ь с е б я Сколько решений может иметь уравнение | х+3 | -| х-1 | = а, при положительных значениях а ? Ответ: а) если а = 4 , то уравнение имеет множество решений – [1; +∞) , б) если 0 < а < 4 , то уравнение имеет 1 решение, которое лежит внутри отрезка [-3;1], в) если а > 4 , то уравнение не имеет решений.

Слайд 12

Решение уравнения |х - 2|=3 Решить уравнение : х – 2 = 3, значит найти на координатной прямой такие точки х , которые удовлетворяют условию ρ ( х;2 )= 3 ; другими словами удалены от точки с координатой 2 на расстояние 3. Ответ: -1 ; 5. -1 х 5 х 2 х 3 3

Слайд 14

| х - 3 | = ρ ( x , 3) ; | х - 1 | = ρ ( x , 1) Нужно найти такую точку Х( х ), что : ρ ( x , 3 ) + ρ ( x , 1 ) = 5. ρ (3, 1) = 2, 2 < 5 , следовательно, точка с координатой х находиться вне отрезка [ 1; 3 ] и таких точек две. 1 3 Ответ : [ - 0,5 ; 4,5]. -0,5 х 4,5 х 2) 3,5 + 1,5 = 5 1 ) 1,5 + 3,5 = 5 Решение уравнения |х-3|+|х-1|=5

Слайд 15

| х + 4 | = ρ ( x , -4) ; | х - 5 | = ρ ( x , 5) Нужно найти такую точку Х( х ), что : ρ ( x , -4 ) + ρ ( x , 5 ) = 9. ρ (-4, 5) = 9, 9 = 9 , следовательно, все точки этого промежутка удовлетворяют условию уравнения Х Ответ : [ - 4 ; 5] . -4 х 5 х 4 + 5 = 9 Решение уравнения |х+4|+|х-5|=9

Слайд 16

| 2х - 3 | = ρ ( 2x, 3) ; | 2х + 3 | = ρ ( 2x, -3) Нужно найти такую точку , что : ρ ( 2x, 3 ) + ρ ( 2x, -3 ) = 6. ρ (3, -3) = 6, 6 = 6 , следовательно, все точки этого промежутка удовлетворяют условию уравнения 2х = -3 2х = 3 х = -1,5 х = 1,5 Ответ: [ -1,5; 1,5]. -3 2х 3 2х Решение уравнения |2х-3|+|2х+3|=6

Слайд 17

Решение уравнения |х+5| - |х-8| = 13 ρ (-5; 8) = 13 , ρ ( х ; -5) > ρ ( х ; 8) ρ ( х ; -5) - ρ ( х ; 8) = 13 это множество точек координатной прямой, расположенных правее числа 8. Ответ : х  [ 8; + ∞) ρ ( х ; -5) ρ ( х ; 8) //////////////////////////// -5 8 х 13

Слайд 18

Решение уравнения | х+4 | - | х-3 | = 1 ρ ( x , -4 ) - ρ ( x , 3 ) = 1, где ρ ( x , -4 ) > ρ ( x , 3 ) ρ (-4, 3) = 7, 7 > 1 , следовательно, точка с координатой х находиться внутри отрезка [ -4; 3 ] и такая точа одна. -3 Ответ: 0 -4 3 х ρ ( х ; -4) 0 ρ ( х ; 3)

Слайд 19

Решение уравнения |3х-8| - |3х-2| = 6 ρ (8; 2) = 6 , ρ (3х; 8) > ρ (3х; 2) ρ (3х; 8) - ρ (3х; 2) = 6 это множество точек координатной прямой, расположенных левее числа 6. ρ (3х; 8) 3х < 2 х < 2/3 6 Ответ: х ( - ; 2/3 ] 2 \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ \ 8 3х ρ (3х; 2)

Слайд 20

| х + 7 | = ρ ( x , -7) ; | х - 5 | = ρ ( x , 5) Нужно найти такую точку Х( х ), что : ρ ( x , -7 ) = ρ ( x , 5 ) . ρ (-7, 5) = 12, следовательно, середина промежутка [-7;5] удовлетворяет условию уравнения ρ (-7, 5) = 12 -1 Х Ответ: - 1 . -7 5 Решение уравнения |х+7|=|х-5|


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение уравнений, содержащих знак модуля: методы, приемы, равносильные переходы

Решение уравнений, содержащих знак модуля: методы, приемы, равносильные переходы 1. Уравнение вида If(x)I =a, a €RРешение: ·...

«Использование геометрической интерпретации модуля для решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины».

Конспект урока в 8 классе по учебнику А.Г. Мордковича (профильный уровень) по теме "Алгебраические уравнения"....

Решение уравнений, содержащих знак модуля (абсолютной величины)

В настоящее время на выпускных экзаменах за курс средней школы и на вступительных экзаменах в различные учебные заведения предлагаются уравнения с модулем и параметрами, решения которых часто вызывает...

Решение уравнений, содержащих знак модуля

Решение уравнений, содержащих знак модуля...