Анализ воспитательной работы интерната
учебно-методическое пособие

Данный материал содержит вариант проведения анализа воспитательной работы по напрвлениям воспитания. Будет полезен в практической работе для старших воспитателей образовательных организаций, где организовано  круглогодичное пребывание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_vosp_raboty_2021-2022.docx138.04 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы в интернате

(ГАОУ НСО «Школа-интернат»)

Анализируемый период: 2021-2022 учебный год

Цель воспитательной работы:

- воспитание образованной, физически и духовно здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению

Задачи воспитательной работы:

  • формировать у детей гражданско-патриотическое сознание, духовно-нравственные ценности гражданина России
  • совершенствовать оздоровительную работу с воспитанниками и прививать навыки здорового образа жизни
  • развивать коммуникативные навыки и формы бесконфликтного общения
  • активизировать работу по сплочению детского коллектива интерната
  • содействовать успешной адаптации и социализации воспитанников
  • формировать экологическую и социальную культуру учащихся
  • поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности
  • сотрудничать с семьями воспитанников, вовлекать родителей в совместный процесс воспитания детей
  • активно взаимодействовать с учительским и тренерским составом школы-интерната в процессе воспитания детей

Краткое содержание воспитательной работы по направлениям.

 

Общеинтеллектуальное направление 

Общеинтеллектуальное направление имеет своей целью формирование у воспитанников опыта продуктивной исследовательской деятельности и позитивного отношения к знанию как общественной и личностной ценности.

Задачи:

  • создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей детей средствами воспитательной работы.
  • стимулировать интерес к исследовательской деятельности
  • поощрять инициативу и стремление детей к интеллектуальному       самосовершенствованию.

Данное направление представлено следующими мероприятиями:

  • «Рождество и Крещение: традиции и современность» Интеллектуальная игра
  • День российской науки 8 февраля «Великие люди разных эпох» Визуальный журнал
  • Практикум «Школа для нас, мы для школы» Час общения
  •  Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет «Интернет и информационная безопасность» Беседа
  •  «Знакомство с Новосибирском» Информационный час
  • Единый классные час: «Конституция – основной закон государства «Мы живём в России» Беседа
  • Тренинговые занятия «Победи неуверенность в себе» Час общения
  • «А песни тоже воевали» Музыкальное фоновое сопровождение

Физкультурноспортивное и оздоровительное направление

Данное направление имеет своей целью формирование у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности

 Задачи:

  •  формировать у воспитанников ценностное отношение к нравственному, психическому             и физическому здоровью.
  • учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены.
  •  расширять представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  • формировать представление и личностное принятие здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности.

Данное направление представлено следующими мероприятиями:

  • «Отдыхаем с пользой или Каникулы на свежем воздухе» Визуальный журнал
  • «Тренируя тело тренируем дух» О методах и формах военной спортивной подготовки Беседа
  • «Почему спорт- это смысл моей жизни?» Беседа и анкетирование
  • «Опасность клещевого энцефалита» Санбюллетень
  • Беседа «Гигиена подростка»
  •   День памяти жертв автокатастроф в НСО. «Чем грозит не соблюдение ПДД» Беседа 
  • Единый урок безопасности: «Правила дорожного движения», «Правила поведения во время пожара», «Правила безопасного использования пиротехнических изделий в новогодние праздники
  • День борьбы со СПИДом «Здоровый Я – здоровая Россия» Выпуск агитлистовок

Общекультурное направление 

Общекультурное направление имеет своей целью создание условий для формирования у детей эстетических вкусов.

Задачи:

  • формирование отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
  • изучение учащимися природы и истории родного края.
  • формирование правильного отношения к окружающей среде.
  • содействие в проведении исследовательской работы учащихся.
  • проведение природоохранных акций

 Общекультурное направление представлено следующими мероприятиями:

  • «Новогодние традиции народов мира» Подготовка, просмотр и обсуждение видеоролика
  • «А я служить должен также как все...» Конкурс агитслоганов о службе в армии
  • «Для женщин от души…» Конкурс поздравлений ко дню 8 марта
  • Международный день распространения грамотности «Говорим правильно» Визуальный журнал
  • «Бабушка рядышком с дедушкой…» Визуальный журнал
  • «Осенний калейдоскоп» Конкурсно-развлекательная программа 
  • «Снежный вальс» Конкурс на лучшую снежинку для украшения окон

Социальное направление         

Цель: формирование адекватного коммуникативного поведения обучающихся в повседневной жизни.

Задачи:

  • формировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников общения
  • формирование у учащихся правовой культуры, гуманистического мировоззрения      
  • обучение решению задач социального воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования      
  • воспитание доброго и толерантного отношения к ближнему      
  • развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициативность

Данное направление представлено следующими мероприятиями:

  • «Есть такая профессия – Родину защищать!»  Информационные материалы о учебных заведениях, готовящих будущих офицеров Визуальный журнал
  • «Женщины в мире «неженских» профессий» Визуальный журнал  
  •  В рамках Дня Земли. Информационная программа «День памяти Чернобыля»
  • «Майский огонек» Подведение итогов года Воспитательное мероприятие
  • «Учимся следить за личными вещами» Беседа 
  •  Соревновательный конкурс «Комната года»
  • «О чем может рассказать пищевая упаковка» Визуальный журнал
  • «ЭКО-лото» Экологическая игра

Духовно-нравственное направление 

Духовно-нравственное направление имеет своей целью воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.

Задачи:

  • воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями
  • воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа
  • воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской федерации, исторических святынь Отечества
  • изучение исторического прошлого родного края
  • формирование культуры межнационального общения
  • создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной совместной деятельности.

Данное направление представлено следующими мероприятиями:

  • «900 блокадных дней Ленинграда» Визуальный журнал 
  • Единый классный час «День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда» Просмотр видеоролика
  • День памяти воинов – интернационалистов (15 февраля). Подборка песен на тему «Афган звучит в душе моей…» (создание музыкального фона)
  • «Армейский калейдоскоп» Воспитательное мероприятие 
  • «Широкая Масленица!» КТД
  • «Что такое честь и достоинство» Беседа 
  • Единый урок: «Гагаринский урок» «Дорога в небо» Видеожурнал о жизни Гагарина Ю.А. 
  • Урок Памяти «Цветы и порох» Литературная композиция ко Дню Победы
  • «Шли девчата по войне» Визуальный журнал
  • «Посвящение в воспитанники» Воспитательное мероприятие
  • Единый классный час «День народного единства» «В единстве - сила» Беседа
  • Просмотр и обсуждение фильма «Т-34» Интеллектуальная гостиная
  • Единый урок по правам человека «Знай свои права и выполняй обязанности» Информационный час
  • Единый классный час, посвященный Дню героев Отечества и Дню неизвестного солдата

«Откуда есть пошло...» О истории происхождения звания Герой страны Визуальный журнал  

  • Декада инвалидов. «Спешите делать добрые дела» обсуждение рассказа и стихотворения А     Яшина  

  Динамика развития личностной, социальной, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся

    В интернате на начало учебного года проживали 34 человека,на конец учебного года – 34 человека.

            Совместно с школьным психологом проводилась  диагностика по определению уровня учебной мотивации учащихся ( методика Матюхиной М.В.)  в динамике.

 ВЫВОД: В анализе представлено сравнение контрольных данных на момент начала  2021-2022 у.г. и интепретационных данных на конец 2021-2022у.г. Преобладающим мотивом остался комуникационный, хотя и познавательная мотивация показывает неплохую положительную динамику. Все остальные мотивы учебной деятельности  также демонстрируют положительную динамику, кроме внешнего мотива (поощрение,наказание), он стабилен на протяжении года. Сравнение показывает, что необходимо усилить работу  в области мотивирования ребят на учебу с целью саморазвития.

Для иссследования воспитательного воздействия на личность воспитанника мероприятий духовно-нравственного цикла использована методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицына)

ВЫВОД: Динамика результатов за 2021-2022 у.г. положительная. Сравнивая контрольные и интерпретационные данные за год можно увидеть, что среди учащихся высок процент детей с направленностью личности на себя и не слишком заинтересованных в общении. При этом процент детей нацеленных на дело, целеустремленных, достаточно низок на общем фоне.  Хотя большинство ребят и направлены на общение, следует уделить больше внимания мероприятиям с повышенной коммуникацией с целью стимулирования к конструктивному общению. Необходимо усилить воспитательное воздействие в направлении формирования умений целеполагания и ориентированности на результат

Изучение ценностных ориентиров воспитанников позволяет выяснить степень успешности воздействия на подростков мероприятий гражданско-патриотического, общеинтеллектуального и общекультурного циклов. Для этого использована методика «Пословицы» (по С.М. Петровой), где цифры обозначают количество выборов желательных или нежелательных ценностных отношений.


ВЫВОД: Из анализа видно, что количество выборов желательных ценностных отношений согласно контстатирующим данным изначально превышает количество выборов нежелательных ценностных отношений. В процессе воспитательного воздействия, которое осуществлялось на протяжении 2021-2022 у.г. удалось сократить количество выборов нежелательных ценностных отношений, что подтверждает эффективность воспитательного процесса в данном направлении.

  Создание условий для успешной адаптации и социализации учащихся, обеспечение их социального, гражданского, профессионального и личностного самоопределения является одной из приоритетных задач интерната. Изучение эффективности работы в направлении социально-адаптивного воспитания проводилось с использованием методики изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожков)

Диагностика уровня социальной адаптивности (начало 2021-2022)

                     Критерий

Параметр

Высокая степень социализации

Средняя степень социализации

Низкая степень социализации

Социальная адаптивность

22ч. – 65%

10ч. – 29%

2ч. – 6%

Автономность

14ч. – 41%

18ч. – 53%

2ч. – 6%

Социальная активность

19ч. – 56%

15ч. – 44%

__________

Нравственность

22ч. – 65%

12ч. – 35%

___________

Диагностика уровня социальной адаптивности (конец 2021-2022)

                     Критерий

Параметр

Высокая степень социализации

Средняя степень социализации

Низкая степень социализации

Социальная адаптивность

20ч. – 67%

7ч. – 24%

3ч. – 9%

Автономность

12ч. – 40%

16ч. – 54%

2ч. – 6%

Социальная активность

16ч.– 54%

14ч. – 46%

__________

Нравственность

18ч. – 60%

12ч. – 40%

___________

Большинство воспитанников являются старшеклассниками и потому проблема профессионального определения очень важна. Для диагностирования эффективности профориентационной работы использовалась методика «Карта профессиональных интересов» (по Т.Е. Макаровой) (9-11 класс).

 ВЫВОД: Анализ демонстрирует, что профессиональные предпочтения на протяжении 2021-2022 ученого года менялись в количественном смысле, т.е. ребята предпочитают выбор профессий, связанных с техникой и только в конце года стремительно возрос выбор педагогики и воспитания. Это связано с профопределением выпускников, выбирающих направление тренерской работы, в наибольшей степени, связанной с их спортивной специализацией. Текущий год показывает, что ведущий выбор – это выбор специальностей, связанных с общественной деятельностью и с техникой, что говорит о достаточно узкой профориентации подростков и потребует расширить знания детей в области профессионального самоопределения.

В части сформированности детского коллектива и эффективности воспитательного воздействия на него очень сложно дать объективную оценку в динамике, так как в связи со спецификой нашего образовательного учреждения обновление количественного и качественного состава детей происходит в начале каждого учебного года в различном объеме (от 30% до 60 % в среднем).

Исходя из этого, оцениванию подлежит не коллектив как таковой, а отношения между детьми, сложившиеся на протяжении 2021-2022 учебного года. Для этого использовалась методика «Исследование взаимоотношений в классе» (Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхты) (7 – 11 класс).

ВЫВОД: На основе анализа видно, что в начале года дети испытывают некую настороженность и оценивают тип отношений в коллективе скорее, как нейтральный. Дети с позитивной оценкой отношений составляют лишь 27% из количества опрошенных. Эффективность воспитательного воздействия демонстрируют интерпретационные данные конца года, что позволяет и в дальнейшем применять данную систему воспитательных мероприятий.

Дети большую часть года проводят в стенах интерната и, в связи с этим, немаловажное значение имеет определение степени их удовлетворенности жизнью в интернате. (Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву), адаптированный вариант)

ВЫВОД: Данные 2021-2022 учебного года имеют положительную динамику, что демонстрирует эффективность организации работы в интернате по всем его направлениям.

Осуществление воспитательного процесса невозможно без участия в нем родителей. Взаимодействие с ними затруднено тем, что большинство из них находится удаленно и только дистанционные формы общения позволяют координировать совместные усилия по воспитанию детей.

Для понимания какое взаимодействие и воздействие возможно и необходимо каждой семье производилось оценивание детско-родительских отношений по методике «Какой вы родитель?»

ВЫВОД: Констатирующие данные начала года демонстрируют тот факт, что у большинства родителей складываются гармоничные отношения с детьми. Данные конца 2021-2022 года показывают положительную динамику во всех категориях, но процент родителей, имеющих сложные отношения с детьми, все еще высок. Исходя из данных показателей, возникает необходимость активизировать работу с родителями в направлении формирования конструктивных и гармоничных детско-родительских отношений.

Родители являются главными заказчиками образовательной услуги и, потому от степени их удовлетворенности работой интерната будет зависеть вектор развития нашего учреждения.

ВЫВОД: Высокую степень удовлетворенности на протяжении всего года стабильно демонстрирует небольшой процент родителей. Основная масса родителей проявляет себя в диапазоне средней удовлетворенности. Процент низкой удовлетворенности имеет слабую  динамику к снижению к концу года, но ,тем не менее, родители не до конца удовлетворенные работой интерната все же есть , что говорит о необходимости выяснить причины неудовлетворенности и направить работу на  их устранение.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА

  1. Поставленные цели и задачи выполнены
  2. Выбор форм и методов воспитания эффективен. Все направления отвечают поставленной цели и задачам воспитания.
  3. Выбранные методы и средства соответствуют возрастным особенностям учащихся
  4. Целесообразно продолжить реализацию поставленных задач в новом учебном году.
  5. Активизировать работу  в учебном направлении, а именно: работа с неуспевающими, формирование учебной мотивации в направлении самопознания, достижения и познавательной необходимости.
  6. Уделить больше внимания мероприятиям с повышенной коммуникацией с целью стимулировать ребят к общению
  7. Расширить знания детей в области профессионального самоопределения.
  8. Активизировать работу в направлении улучшения социально-педагогической среды, общей  психологическая атмосферы и нравственого уклада жизни в интернате
  9. Продолжить работу с родителями в сфере психолого-педагогического просвещения; выяснить причины неудовлетворенности деятельностью интерната и направить работу на  их устранение.
  10. Активнее сотрудничать с педагогами-предметниками, тренерами, классными руководителями и школьным психологом
  11. Развивать творческий потенциал учащихся.
  12. Личным примером формировать у учащихся и родителей активную жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы

Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНТЕРНАТА НА 2018-2019 учебный год

Данный план воспитательной работы предназначен для организации профессиональной деятельности педагогов-воспитателей, направленной на создание условий для успешной адаптации и социализации воспитаннико...

Анализ воспитательной работы в семейной группе интерната общеобразовательной школы.

Умение анализировать собственную педагогическую деятельность -одна из основных профессиональных компетенций педагога. Данный анализ выстроен в логике определения проблем воспитания, реализации целей и...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.

В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе  9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....