Что менять в системе образования?
материал

Саблина Анна Алексеевна

Размышления о необходимых изменениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_sisteme_obrazovaniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что менять в системе образования?

Система образования в России сегодня находится в кризисе и это очевидно для многих. Видимо по этому, в последнее время и происходит большое количество разнообразных изменений в этой сфере: федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, инициатива «Наша новая школа», система аттестации педагогических работников, новый Закон об образовании… Помогут ли эти преобразования выйти из кризиса? Возможно. Я же попытаюсь вывести свою «формулу успеха».

То, что изменения в российской системе образования необходимы, подтверждают и результаты международного исследования PISA, которое проводится один раз в три года и оценивает качество образования 15-летних школьников из более 50 стран мира по естественнонаучной грамотности, математической грамотности, и грамотности чтения. По данным этого исследования мы стабильно «катимся вниз». Впервые приняв участие в международном тестировании в 2000 году, и заняв 27-29 место из 32 по уровню читательской грамотности, российские школьники со своими результатами к 2009 году спустились на 41-43 место из 65. Следует ли ожидать, что результаты PISA-2012 окажутся значительно лучше? Навряд ли!

В тоже время, в международном проекте PIRLS – «Исследование качества чтения и понимания текста» младших школьников (в России это учащиеся 4-х классов) и тестировании TIMSS – «Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования» (в России тестируются учащиеся 4-8 классов) наши школьники стабильно входят в десятку лучших стран мира. Однако, по мнению ряда специалистов, «именно методика PISA наиболее соответствует запросам и тенденциям XXI века и позволяет прогнозировать конкурентоспособность страны в будущем за счет потенциала подрастающего поколения»![1]

Вот почему многие страны, показавшие низкие результаты в исследовании PISA, в отличие от России, восприняли это как серьезнейшую проблему и внесли изменения в систему образования своих стран. Для нас должен быть показателен пример Германии, школьники которой в 2000 году набрали баллов, в среднем, ниже среднего балла по всем странам-участницам, что было приравнено к «национальной угрозе». Обсуждение этого на всех уровнях «от кухонь» до «правительства», принятие экстренных мер, привели к тому, что результаты, пусть и не на много, стали улучшаться[2]!

Этот пример показывает, как важно не только принять меры, но и, в первую очередь – понять, что проблема существует. Наши чиновники, этого упорно не делают. Отсюда и отсутствие в средствах массовой информации тем, связанных с участием российских школьников в международных исследованиях, о показанных результатах и их анализе. А то, что и педагоги, работающие в школах, зачастую не слышали о TIMSS, PIRLS, PISA - это вообще беда!

Раз «сверху», в ухудшении результатов PISA не видят никакой проблемы, необходимо начать говорить об этом в образовательных учреждениях, причем в каждом! Педагогические советы, посвященные международным исследованиям и их итогам, будут не только полезны, но и интересны. Более того, совместное обсуждение по данной проблеме может стать подготовительным этапом для последующих изменений: ухода от традиционной формы обучения, основанной на передаче готовых знаний от учителя к ученику.

Обычный урок в российской школе похож на уроки, которые проходили 20 и более лет назад. От ученика требуется слушать учителя, соблюдать дисциплину: не шуметь, сидеть смирно, не задавать лишних вопросов, поднимать руку, при желании ответить… Такие уроки не просто убивают мотивацию к познанию, а еще и превращают учащихся в «роботов», действующих по указке и шаблонам, неспособных к самостоятельности и креативности. Будем надеяться, что внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения позволит перейти к активным формам обучения, изменит роль учителя, превратив его из источника знаний в проводника и наставника, повысит мотивацию учащихся к обучению. А вот чтобы переход на ФГОСы существовал не только на бумаге, а происходил в каждой школе, в любом классе, необходима трудоемкая работа по переквалификации всех учителей и пересмотр принципов подготовки будущих педагогов. Без такой работы невозможно перестроить сознание тех, кто порой десятки лет работал по принципу «рассказал-объяснил, закрепил, проверил» и тех, кто десятки лет по такой же системе обучался.

Особо следует отметить, упомянутое ранее, «бумажное творчество» и согласиться с высказыванием Могилева А.В. – доктора педагогических наук, зав. кафедрой Воронежского государственного педагогического университета, о необходимости «прекратить имитирующие реальные изменения перманентные реформы и нововведения, представляющие собой в первую очередь бумаготворчество и насилие над учителями и преподавателями»[3]. В обязанности школы сегодня вменяется многое. Учитель тонет в море планов, отчетов, справок, мониторингов, списков, журналов. А администрация, порой, только ею и занимается, ведь времени на что-либо другое не остается!

Кроме этого, российская школа, а вместе с ней и учитель, сегодня испытывают колоссальное давление со стороны учащихся, родителей, населения, многочисленных вышестоящих организаций. Конечно, все это сказывается на образовательном процессе. Почему бы в России не перенять опыт финской школы, показывающей стабильно высокие результаты в международных исследованиях как PIRLS так и PISA. «Учитель в Финляндии пользуется высоким доверием общества, как профессионал, способный квалифицированно выполнять свою работу. В связи с этим учитель получает достаточно большую академическую свободу, а школы – реальную автономию в организации работы в рамках национального базового учебного плана».[4] 

Родителей, которые, порой, становятся противниками школ, нужно превращать в своих сторонников, привлекая их к активному участию в образовательном процессе ребенка. Бытует мнение, что именно школа должна заниматься воспитанием, развитием, обучением школьников. А какая роль тогда отводится семье?

Показательны данные исследования PIRLS, говорящие о том, что лучшие результаты имеют школьники, в семьях которых заложены традиции домашнего чтения. Несомненно, что не только школа делает из ребенка успешного ученика, но и его родители! А по этому, удручает отстранение некоторых взрослых от процесса обучения своего ребенка, которое становится все более заметным с переходом учащегося из класса в класс.

Следует отметить, что здесь не идет речь о совместном выполнении домашних заданий родителей и старшеклассников, подобно тому, как это происходит порой в начальной школе. Речь об элементарной заинтересованности родителей, которая проявляется в разговорах с ребенком о школьных событиях, посещениях родительских собраний, звонках классному руководителю, совместных культурно-просветительских мероприятиях. При таком отношении, которое построено не на принципах контроля, а на принципах сотрудничества ожидаемы положительные изменения в поведении и мотивации учащегося.

Вот такие меры, на мой взгляд, кроме реформ уже запущенных сегодня в системе образования, необходимы нашей стране. Конечно, чтобы реализовать их потребуется не один год. Традиционно, как и любое изменение, они будут восприняты в педагогической среде достаточно неоднозначно и критично. Но очевидно, что подобные изменения необходимы!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Казакова Е.И. Разработка и принятие управленческих решений. Учебно-методическое пособие. – Спб, НИУ ВШЭ, - 2011. – 122 С.
  2. Могилев А.В. «Кризис российской школы: скоро ли грянет гром?» Народное образование №8 2012, С. 92-99
  3. Данилова Л.Н. Перспективы использования опыта финской школы в процессе реформирования немецкого образования. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/obrazovanie_za_rubegom/32_1/
  4. Центр оценки качества образования. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2009 г.) [сайт]. URL: http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm


[1] Могилев А.В. «Кризис российской школы: скоро ли грянет гром?» Народное образование №8 2012, С.93

[2] Казакова Е.И. Разработка и принятие управленческих решений. Учебно-методическое пособие. – Спб, НИУ ВШЭ, - 2011. С.66

[3] Могилев А.В. «Кризис российской школы: скоро ли грянет гром?» Народное образование №8 2012, С.98

[4] Казакова Е.И. Разработка и принятие управленческих решений. Учебно-методическое пособие. – Спб, НИУ ВШЭ, - 2011. С.91


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический вестник "САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ2

Давно  известна    истина,  что  получение  вузовского  диплома -  не  финиш,  а  старт.  На  каком  бы  этапе  жиз...

Интегрированное физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое мероприятие "Месячник Олимпийского образования2

"Месячник Олимпийского образования" - это объемное физкультурно-зодоровительное мероприятие, включающее в себя разнообразные познавательные, спортивные, культурные мероприятия по истории олимпийского ...

Классный час "Меняй себя - меняй мир" .

Помочь школьнику выпускного класса в формировании собственного мировоззрения....

Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»

Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....

Разработка урока по английскому языку в 8 классе по теме "Меняются времена, меняются стили"

Разработка урока по английскому языку в 8 классе по теме "Меняются времена, меняются стили"...

Рейтинговая система: минусы меняем на плюсы.

На всех этапах развития школы на первое место всегда ставился вопрос эффективного оценивания учащихся.Впервые вплотную познакомилась с системой формирующего оценивания во время аттестации, когда на ку...

Личностно ориентированный подход как основа традиционного обучения в совре-менной системе образования (на примере курса математики),

В начале ХХI века  стало очевидно необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые  дидактические формы организации обуч...