Программ духовно- нравственного развития и воспитания, обучающихся 1-4 классов «Дружная семья»
рабочая программа на тему

Сорокина Елена Сергеевна

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-4_klass.docx109.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование документа

Программ духовно- нравственного развития и воспитания, обучающихся 1-4 классов «Дружная семья»

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Городенская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

Контактные данные образовательного учреждения

 307734 Курская область, Льговский район, с. Городенск.

т. (847140)76-1-34

E-mail: nikmihai@yandex.ru

Цель программы

Создание условий для становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи Программы

  1. Способствовать формированию основ культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;
  2. Формирование умения ориентироваться в социальной, культурной жизни общества;
  3.  Развитие социального партнерства классных коллективов с субъектами в решении задач воспитания детей;
  4. Способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности;
  5.  Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата
  6.  Формирование уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

Разработчик Программы

Заместитель директора по воспитательной работе – Сорокина Елена Сергеевна

Учредители Программы

Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городенская средняя общеобразовательная школа»

Вид Программы

Комплексная

Ожидаемые результаты

  1. У учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;
  2. У большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;
  3. Достигнуто взаимодействие классных коллективов с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;
  4. Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний;
  5. Достаточно развито трудолюбие, целеустремленность в достижении результата.
  6.   У большинства учащихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

Сроки реализации

4 года

Источники финансирования Программы

Бюджет образовательного учреждения.

Законодательная база для разработки Программы

Конституция Российской Федерации

Конвенция о правах ребёнка

Семейный кодекс РФ

Федеральный государственный стандарт общего образования

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24с.- (Стандарты второго поколения) с изменениями.

Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО

 Федеральный закон «Об образовании в РФ»

 Устав школы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

          Программа   духовно – нравственного развития и воспитания учащихся разработана в соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом реализации УМК «Школа России», опыта воспитательной работы МБОУ «Городенская СОШ».

                Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Содержание программы   реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.    Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства

РАЗДЕЛ I.  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

  1. Цель: создание условий воспитания и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  
  2. Задачи:

       1. Способствовать формированию основ культуры общения, нравственных смыслов,

         навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;

      2. Формирование умения ориентироваться в социальной, культурной жизни общества;

      3. Развитие социального партнерства классных коллективов с субъектами в решении

          задач воспитания детей;

  1. Способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности;
  2.  Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата
  3.  Формирование уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

1.3. Принципы реализации

Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:

  • Принцип ориентации на идеал.
  • Аксиологический принцип.
  • Принцип амплификации.
  • Принцип следования нравственному примеру.
  • Принцип идентификации (персонификации).
  • Принцип диалогического общения.
  • Принцип полисубъектности воспитания.
  • Принцип системнодеятельностной организации воспитания

  1. . Ожидаемые результаты:
  1.  У учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;
  2. У большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;
  3. Достигнуто взаимодействие классных коллективов с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;
  4. Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний;
  5. Достаточно развито трудолюбие, целеустремленность в достижении результата.
  6.   У большинства учащихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

          Предлагаемая программа нацелена комплексное решение вопросов по организации воспитательной работы у обучающихся 1-4 классов.

          Программа «Дружная семья» действует в течение четырех лет. Задачи, которые необходимо решать в ходе работы, включают различные направления деятельности и соответствующие мероприятия.  

2.1.  Виды деятельности занятий с обучающимися

 2.1.1.Гражданско-патриотическое воспитание:

- получают первоначальные представления о Конституции Российской Федерации, знакомятся с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

- знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью Замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, экскурсий по историческим и памятным местам, сюжетно ­ ролевых игр гражданского и историко ­ патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

-знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно ­ ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско ­ краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

- знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

- знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых этими организациями, встреч с их представителями);

- участвуют в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и игр военно ­ патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно ­ ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

- получают первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народны игр, организации и проведения национально ­ культурных праздников);

- участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма;

- принимают посильное участие в школьных программах и мероприятиях по поддержке ветеранов войны;    

- принимают посильное участие в программах и проектах, направленных на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому и настоящему нашей страны (в рамках деятельности военно-исторических клубов, школьных музеев, детских военно-спортивных центров и т. д.);

- участвуют в проектах, направленных на изучение истории своей семьи в контексте значимых событий истории родного края, страны.  

2.1.2.Нравственное и духовное воспитание:

- получают первоначальные представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно ­ музыкальные композиции, художественные выставки и других мероприятий, отражающих культурные и духовные традиции народов России);  

- участвуют в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий,

направленных на формирование представлений о нормах морально­нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

- знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных

местах (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов,

наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

- усваивают первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в

коллективе класса и образовательной организации – овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучаются дружной игре, взаимной поддержке, участвуют в коллективных играх, приобретают опыта совместной деятельности;  

- принимают посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в

оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.

2.1.3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

- получают первоначальные представления о роли труда и значении

творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий;

- получают элементарные представления о современной инновационной

экономике – экономике знаний, об инновациях в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий, выполнения учебно-исследовательских проектов;

- знакомятся с различными видами труда, профессиями (в ходе экскурсий на

производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий, изучения учебных предметов);

- знакомятся с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно ­ трудовой деятельности (в ходе сюжетноролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.  д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

- приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному

труду (посредством презентации учебных и творческих достижений,

стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);  

- осваивают навыки творческого применения знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

- приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно

полезной деятельности на базе образовательной организации и взаимодействующих с ним организаций дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно ­ производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

- участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся

с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого

профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

2.1.4.Интеллектуальное воспитание:

- получают первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий;

- получают элементарные представления о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности в рамках деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуального развития, в ходе проведения интеллектуальных игр;  

- получают первоначальные представления об образовании и интеллектуальном развитии как общечеловеческой ценности в процессе учебной и внеурочной деятельности;

- активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, творческих лабораториях,

интеллектуальных играх, деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуальной направленности;

- получают элементарные навыки научно-исследовательской работы в ходе реализации учебно-исследовательских проектов;

-получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности (в ходе сюжетно - ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных интеллектуальных профессий, проведения внеурочных мероприятий, раскрывающих перед детьми широкий спектр интеллектуальной деятельности);

- получают первоначальные представления об ответственности, возможных негативных последствиях интеллектуальной деятельности, знакомятся с этикой научной работы в  

процессе учебной и внеурочной деятельности, выполнения учебно-исследовательских проектов.  

2.1.5. Здоровьесберегающее воспитание:

-получают первоначальные представления о здоровье человека как

абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о природных возможностях организма человека, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни в процессе учебной и внеурочной деятельности;

-участвуют в пропаганде здорового образа жизни (в процессе бесед,

тематических игр, театрализованных представлений, проектной деятельности);

-учатся организовывать правильный режим занятий физической культурой, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха;

-получают элементарные представления о первой доврачебной помощи

пострадавшим;

-получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных

игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями), в том числе к аддиктивным проявлениям различного рода -  наркозависимость, игромания, табакокурение, интернет- зависимость, алкоголизм и др., как факторам, ограничивающим свободу личности;  

-получают элементарные знания и умения противостоять негативному

влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.);

-участвуют в проектах и мероприятиях, направленных на воспитание

Ответственного отношения к своему здоровью, профилактику возникновения вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (лекции, встречи с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими психологами, проведение дней здоровья, олимпиад, конкурсов и пр.);  

-разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, выдающиеся спортсмены;

-регулярно занимаются физической культурой и спортом (в спортивных

секциях и кружках, на спортивных площадках, в детских оздоровительных лагерях и лагерях отдыха), активно участвуют в школьных спортивных мероприятиях, соревнованиях.  

2.1.6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

-получают первоначальное представление о значении понятий «миролюбие»,

«гражданское согласие», «социальное партнерство», осознают важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве в процессе изучения учебных предметов, участия в проведении государственных и школьных праздников «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», выполнения проектов, тематических классных часов и др.;

- приобретают элементарный опыт, межкультурного, межнационального,

межконфессионального сотрудничества, диалогического общения в ходе встреч с представителями различных традиционных конфессий, этнических групп, экскурсионных поездок, выполнения проектов социокультурной направленности, отражающих культурное разнообразие народов, проживающих на территории родного края, России;  

- приобретают первичный опыт социального партнерства и межпоколенного

диалога в процессе посильного участия в деятельности детско - юношеских организаций, школьных дискуссионных клубов, школ юного педагога, юного психолога, юного социолога и т. д.;

-моделируют (в виде презентаций, описаний, фото и видеоматериалов и др.)

различные ситуации, имитирующие социальные отношения в семье и школе в ходе выполнения ролевых проектов;

-принимают посильное участие в разработке и реализации разовых мероприятий или программ добровольческой деятельности, направленных на решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории;

- приобретают первичные навыки использования информационной среды,

телекоммуникационных технологий для организации межкультурного

сотрудничества, культурного взаимообогащения в рамках деятельности кружков информатики, деятельности школьных дискуссионных клубов, интерактивного общения со сверстниками из других регионов России.  

2.1.7. Культуротворческое и эстетическое воспитание: 

-получают  элементарные  представления  об  эстетических  идеалах  и художественных  ценностях  культур  народов  России  (в  ходе  изучения инвариантных  и  вариативных  учебных  дисциплин,  посредством  встреч  с представителями  творческих  профессий,  экскурсий  на  художественные производства,  к памятникам  зодчества  и  на объекты  современной архитектуры, ландшафтного  дизайна  и  парковых  ансамблей,  знакомства  с  лучшими произведениями  искусства  в  музеях,  на  выставках,  по  репродукциям,  учебным фильмам);

- знакомятся  с  эстетическими  идеалами,  традициями  художественной культуры  родного  края,  с  фольклором  и  народными  художественными промыслами  (в  ходе  изучения  вариативных  дисциплин,  в  системе экскурсионно­краеведческой  деятельности,  внеклассных  мероприятий,  включая шефство  над  памятниками  культуры  вблизи  образовательной  организации,   посещение  конкурсов  и  фестивалей  исполнителей  народной  музыки, художественных  мастерских,  театрализованных  народных  ярмарок,  фестивалей народного творчества, тематических выставок);

- осваивают навыки видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в  том,  что  окружает  обучающихся  в  пространстве  образовательной организации и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток  и  года,  в  различную  погоду;  разучивают  стихотворения,  знакомятся  с картинами,  участвуют  в  просмотре  учебных  фильмов,  фрагментов художественных  фильмов  о  природе,  городских  и  сельских  ландшафтах;

- развивают умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

- осваивают навыки видеть прекрасное в поведении, отношениях и труде людей, развивают умения различать добро и зло, красивое и безобразное, плохое и хорошее, созидательное и разрушительное (знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх и т. д.);  

- получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, выражения себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда, школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов, в процессе проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств и т. д.);

- участвуют вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно ­ краеведческой деятельности, реализации культурно ­ досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательной организации своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;  

-получают элементарные представления о стиле одежды как способе выражения душевного состояния человека;

- участвуют в художественном оформлении помещений.

2.1.8. Правовое воспитание и культура безопасности:  

- получают элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах гражданского общества, о законах страны, о возможностях участия граждан в общественном управлении, о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями и др.);

- получают первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека, учатся отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни (в процессе бесед, тематических классных часов, в рамках участия в школьных органах самоуправления и др.);

- получают элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав гражданина (в процессе знакомства с деятельностью детско ­ юношеских движений, организаций, сообществ, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско ­ юношескими организациями);

- получают первоначальный опыт общественного самоуправления в рамках участия в школьных органах самоуправления (решают вопросы, связанные с поддержанием порядка, дежурства и работы в школе, дисциплины, самообслуживанием; участвуют в принятии решений руководства образовательной организацией; контролируют выполнение основных прав и обязанностей;

- обеспечивают защиту прав на всех уровнях управления школой и т. д.;

- получают элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур (в процессе, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями, специалистами и др.);  

- получают первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, проведения игр по основам безопасности, участия в деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей и т. д.);

2.1.9. Воспитание семейных ценностей:

- получают элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями и др.);

- получают первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных  

семейных ценностях народов России, нравственных взаимоотношениях в семье (в процессе бесед, тематических классных часов, проведения школьно-семейных праздников, выполнения и презентации проектов «История моей семьи», «Наши семейные традиции» и др.);

- расширят опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями);

- участвуют в школьных программах и проектах, направленных на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений (в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей обучающихся, детско-родительских школьных спортивных и культурных мероприятий, совместного благоустройства школьных территорий и др.).  

2.1.10. Формирование коммуникативной культуры:

-получают первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы, о правилах эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч со специалистами и др.);

- развивают свои речевые способности, осваивают азы риторической компетентности (в процессе изучения учебных предметов, участия в деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов, презентации выполненных проектов и др.);

- участвуют в развитии школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле-, видеостудии);

- получают первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч со специалистами и др.);

- получают первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, участия в деятельности школьных кружков и клубов юного филолога и др.);

- осваивают элементарные навыки межкультурной коммуникации, общаются со сверстниками – представителями разных народов, знакомятся с особенностями их языка, культуры и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников и др.).  

2.1.11. Экологическое воспитание:

- усваивают элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения учебных предметов, тематических классных часов, бесед, просмотра учебных фильмов и др.);

- получают первоначальный опыт эмоционально ­ чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю и др.);

- получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности (экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, участие в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, в создании и реализации коллективных природоохранных проектов, посильное участие в деятельности детско ­ юношеских организаций);

- при поддержке школы усваивают в семье позитивные образцы взаимодействия с природой: совместно с родителями (законными представителями) расширяют опыт общения с природой, заботятся о животных и растениях, участвуют вместе с родителями (законными представителями) в экологических мероприятиях по месту жительства;

- учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде (выбрасывать мусор в специально отведенных местах, экономно использовать воду, электроэнергию, оберегать растения и животных и т. д.).

2.2. В рамках реализации Программы используются следующие формы работы:

  • беседы;
  • тематические классные часы;
  • круглые столы;
  • экскурсии;
  • индивидуальные консультации для детей и родителей;
  • групповые занятия с родителями и детьми;
  • формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники);
  • имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения;
  • тренинги для детей, тренинги для родителей;
  • групповые занятия;
  •  практикумы;
  • лекции информационно-просветительские для родителей;
  • анкетирование обучающихся, родителей;

индивидуальные и семейные консультации по запросам

В рамках реализации Программы используются следующие методы работы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемно-поисковые.

2.3. Основные направления и мероприятия

Организация духовно - нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание
  2.  Нравственное и духовное воспитание
  3.  Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
  4. Интеллектуальное воспитание
  5. Здоровьесберегающее воспитание
  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание
  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание
  8. Правовое воспитание и культура безопасности
  9.  Воспитание семейных ценностей
  10. Формирование коммуникативной культуры
  11. Экологическое воспитание

2.3.1.   Гражданско-патриотическое воспитание.

Цель воспитательной работы: создание условий для воспитания у обучающихся основ гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи воспитательной работы:

  1. Сформировать у обучающихся знания о символах государства – флаге, гербе, России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  2. Способствовать формированию у обучающихся элементарных представлений о политическом устройстве российского государства, о его важнейших законах; о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  3. Дать элементарные представления обучающимся о правах и обязанностях гражданина России;
  4. Способствовать формированию у обучающихся любви к школе, своему селу, уважения к защитникам Родины.

  • Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Название

мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, тружениками тыла, воинами запаса.

1 – 4

В течение

года

Администрация школы

Классные руководители

Встречи с представителями общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений.

1 – 4

В течение

года

Администрация школы

Классные руководители

Экскурсии в музеи г. Льгова, Курска и Курской области

1 – 4

В течение

года

Классные руководители

День Знаний. Торжественная линейка «Школа приветствует тебя».

1 – 4

01.09

Зам. директора по ВР

Всероссийский урок мира

1 – 4

01.09

Классные руководители

Информационные беседы с учащимися об Уставе школы

1 – 4

01.09

Классные руководители

Классный час, посвященный 205-летию со дня Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутозова с французской армией.

1 – 4

08.09

Классные руководители

Международный день пожилых людей «Низкий вам поклон» (беседы, классные часы)

1 – 4

01.10

Классные руководители

Операция «Забота» (Поздравление ветеранов педагогического труда»

1 – 4

04.10

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Классный час, посвященный Дню гражданской обороны

1 – 4

04.10

Классные руководители

Беседа, посвященная 60-летию со дня запуска первого искусственного спутника Земля

1 – 4

04.10

Классные руководители

Классный час «Государственные символы России»

1 – 4

В течение месяца

Классные руководители

Линейка памяти, посвященная Сидоренко А.В.

1 – 4

09.10

Зам. директора по ВР

Классный час «В единстве наша сила», посвящённый Дню народного единства

1 – 4

04.11

Классные руководители

День правовых знаний

1 – 4

16.11

Зам. директора по ВР

Классный час «День неизвестного солдата»

1 – 4

Декабрь

Зам. директора по ВР

Классный час «День героев Отечества»

1 – 4

09.12

Классные руководители

Классный час «Я – гражданин России», посвященный Дню Конституции

1 – 4

12.12

Классные руководители

Классный час «Я патриот своей страны»

1 – 4

Январь

Классные руководители

Подготовка к месячнику «Военно – патриотического воспитания»

1 – 4

Январь

Зам. директора по ВР

Месячник военно – патриотического воспитания

1 – 4

Февраль

Зам. директора по ВР

День российской науки

1 – 4

08.02

Зам. директора по ВР

Митинг памяти воинов – интернационалистов «Время выбрало нас»

1 – 4

15.02

Зам. директора по ВР

Международный день родного языка

1 – 4

21.02

Зам. директора по ВР

Общешкольные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества:

  • Поздравление учителей – мужчин с Днем защитника Отечества;
  • Классный час «Дорогами славы отцов и дедов»

1 – 4

22.02

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Классный час, посвященный Всемирному Дню гражданской обороны

1 – 4

01.03

Классные руководители

Классный час, посвященный освобождению г. Льгова и Льговского района от немецко-фашистских захватчиков

1 – 4

03.03

Классные руководители

Тематические классные часы, посвященные вхождению Крыма и Севастополя в состав РФ

1 – 4

19.03

Классные руководители

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы»

1 – 4

12.04

Классные руководители

Линейка памяти, посвященная Хостенко Н.Н.

1 – 4

Апрель

Зам. директора по ВР

Участие в акции «Георгиевская ленточка»

1 – 4

01.05 – 09.05

Зам. директора по ВР

Участие в межрайонном фестивале военно – патриотической песни «Катюша»

1 – 4

05.09

Зам. директора по ВР

Классные часы, уроки мужества ко Дню Победы в ВОВ

1 – 4

08.05

Классные руководители

Участие в акции «Бессмертный полк»

1 – 4

09.05

Зам. директора по ВР

Митинг, посвященный Великой победе

1 – 4

09.05

Зам. директора по ВР

2.3.2. Нравственное и духовное воспитание

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся знаний этических норм и правил поведения, нравственных качеств, и воспитания толерантности.

Задачи воспитательной работы:

  1. Сформировать у обучающихся первоначальные представления о нравственных ценностях,
  2. Сформировать у обучающихся знания о культуре речи, о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  3. Сформировать у обучающихся уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, бережное, гуманное отношение ко всему живому;

Способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к   людям другой национальности, их культуре, национальным традициям

  • Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.

Название

мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

Конкурс рисунков «Дорожная азбука»

1 – 4

Сентябрь

Классные руководители

Концерт ко Дню Учителя «С любовью к вам Учителя»

1 – 4

05.10

Зам. директора по ВР

Классные часы по воспитанию нравственных качеств «Познай себя», «Я в современном мире»

1 – 4

Октябрь

Классные руководители

Конкурс рисунков «Осенний вернисаж»

1 – 4

Октябрь

Классные руководители

Акция «Я читаю» (к международному месячнику школьных библиотек)

1 – 4

21.10 – 31.10

Зам. директора по ВР

Библиотекарь

Классные часы, посвященные Дню толерантности

1 – 4

16.11

Классные руководители

Концерт ко Дню матери «Перед матерью в вечном долгу»

1 – 4

28.11

Зам. директора по ВР

Выставка рисунков, посвященных Всемирному Дню матери

1 – 4

Ноябрь

Классные руководители

Международный день инвалидов

1 – 4

01.12

Зам. директора по ВР

Мастерская Деда Мороза. Конкурс «Талисман года»

1 – 4

Декабрь

Классные руководители

Новогодний утренник «Новый год шагает по планете»

1 – 4

29.12

Зам. директора по ВР

«Свет Рождества звезды…» (мероприятие, посвященное православному рождеству)

1 – 4

Январь

Зам. директора по ВР

Акция к международному дню «спасибо» «Мы за вежливость»

1 – 4

Январь

Зам. директора по ВР

Классные часы по воспитанию нравственных качеств учащихся

1 – 4

Январь

Классные руководители

Прощание с Азбукой

1

Февраль

Классный руководитель 1 класса

Фестиваль художественного творчества «Я вхожу в мир искусств»

1 – 4

Февраль

Зам. директора по ВР

Праздничный концерт к 8 марта «Прекрасным дамам посвящается»

1 – 4

07.03

Зам. директора по ВР

Неделя детской и юношеской книги

1 – 4

26.03 – 31.03

Библиотекарь

День местного самоуправления

1 – 4

21.04

Зам. директора по ВР

Акция «Весенняя неделя добра»

1 – 4

Апрель

Зам. директора по ВР

День славянской письменности

1 – 4

21.05

Зам. директора по ВР

Торжественная линейка «Последний звонок»

1 – 4

25.05

Зам. директора по ВР

 2.3.3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, основ знаний о профессиях.

Задачи воспитательной работы:

  1. Формировать у обучающихся элементарные представления о роли знаний, науки в жизни человека, ценностное отношение к учебе, как виду трудовой деятельности;
  2. Формировать у обучающихся уважение к труду и творчеству старших и сверстников, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
  3. Способствовать формированию у обучающихся первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  4. Способствовать формированию у обучающихся умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  5. Сформировать у обучающихся элементарные представления об основных профессиях.

  • Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.  

Название

мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

Реклама кружков по интересам, спортивных секций

1 – 4

Сентябрь

Преподаватели ДО

Встреча с представителями различны профессий

1 – 4

В течение года

Классные руководители

Организация дежурств по классам

1 – 4

В течение года

Классные руководители

Операция «Трудовой десант» по уборке школьной территории

4

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Выставка даров осенние «Осенние причуды»

1 – 4

Октябрь

Классные руководители

Оформление кабинета и здания школы к праздникам и мероприятиям

1 – 4

В течение года

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Изготовление сувениров для пап и дедушек

1 – 4

Февраль

Классные руководители

Выставка детского творчества

1 – 4

Март

Классные руководители

Изготовление сувениров для мам и бабушек

1 – 4

Март

Классные руководители

Операция «Птичий дом»

1 – 4

Март

Классные руководители

Экологический субботник

 4

Апрель

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Операция «Чистота» (уборка на территории Мемориала Памяти)

4

Апрель

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Трудовой десант

4

Май

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Уборка классных комнат

1 – 4

Май

Классные руководители

2.3.4. Интеллектуальное воспитание

Цель воспитательной работы: способствовать получению достойного образования, создать условия для интеллектуальной деятельности, интеллектуального развития личности.

Задачи воспитательной работы:

1. Сформировать первоначальные представления о возможностях интеллектуальной деятельности, о ее значении для развития личности и общества;

2. Сформировать представление об образовании и самообразовании как общечеловеческой ценности, необходимом качестве современного человека, условии достижении личного успеха в жизни;

3.  Сформировать элементарные представления о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества, об инновациях, инновационном обществе, о знании как производительной силе, о связи науки и производства;

4. Способствовать формированию представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства; интерес к познанию нового;

5. Развивать уважение интеллектуального труда, людям науки, представителям творческих профессий; элементарные навыки работы с научной информацией; первоначальный опыт организации и реализации учебно-исследовательских проектов.

  • Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.  

Название

мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

Классный час, посвященный Международному дню грамотности

1 – 4

Сентябрь

Классные руководители

Выявление «трудных» детей и подростков, составление планов индивидуальной работы с данными учащимися

1 – 4

Сентябрь  

Зам. директора по ВР

Диагностика уровня воспитанности

 4

Сентябрь  

Зам. директора по ВР

Олимпиады школьного, муниципального, регионально уровней

4

В течение года

Классные руководители

Беседа «Есть такая профессия – ученик»

1 – 4

Ноябрь

Классные руководители

Классный час «Как развить свои способности»

1 – 4

Декабрь

Классные руководители

Дни финансовой грамотности в общеобразовательных организациях

1 – 4

В течение года

Зам. директора по ВР

2.3.5. Здоровьесберегающее воспитание

 Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

Задачи воспитательной работы:

  1. Формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  2. Формировать у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека
  3. Способствовать соблюдению обучающимися здоровьесберегающего режима дня;
  4. Вовлечь максимальное количество обучающихся 1-4 классов в спортивные соревнования;
  5. Формировать у обучающихся первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

  • Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт.

Название

мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

Цикл классных часов по профилактике вредных привычек

1 – 4

В течение года

Классные руководители Медицинский   работник

Цикл классных часов по здоровому образу жизни

1 – 4

В течение года

Классные руководители Медицинский   работник

Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности

 1 – 4

В течение года

Классные руководители преподаватель ОБЖ

Осенний школьный мини-марафон

1 – 4

ежегодно в сентябре

Классные руководители

Учитель физкультуры

Неделя безопасности

1 – 4

26.09 – 30.09

Зам. директора по ВР

Единый урок «Имею право знать»

1 – 4

Ноябрь

Зам. директора по ВР

7 апреля –

День Здоровья

(беседы, тематические классные часы)

1 – 4

07.04

Классные руководители

Учитель физкультуры

2.3.6.Социокультурное и медиакультурное воспитание

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся ценностного социального партнерства, культурного обогащения личности, духовной и культурной консолидации общества. 

Задачи воспитательной работы:

1. Формировать у обучающихся первоначального понимания значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве;

2. Формировать у обучающихся первоначального понимания значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им;

3. Способствовать получению обучающимися первичного опыта межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения; первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога;

4.  Способствовать получению обучающимися первичных навыков использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения.

  • Ценности: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества; поликультурный мир.

Название

мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

День солидарности в борьбе с терроризмом «Трагедия Беслана…»

1 – 4

03.09

Классные руководители

Акция ко Дню народного единства «Мы едины»

1 – 4

Ноябрь  

Зам. директора по ВР

Беседа «Русский язык-язык межнационального общения в России»

1 – 4

Декабрь

Классные руководители

Профилактика агрессивности у школьников

1 – 4

Январь  

Зам. директора по ВР

Демонстрация видеофильмов о подвиге многонационального советского народа в годы ВОВ, о толерантности

1 – 4

Февраль

Зам. директора по ВР

Демонстрация видеофильмов по профилактике расизма, национализма, экстремизма

1 – 4

Март

Зам. директора по ВР

Конкурс рисунков «За мир и дружбу всех нардов Земли!»

4

Апрель

Классные руководители

Беседа о толерантности в рамках классных часов

1 – 4

Май

Классные руководители

2.3.7. Культуротворческое и эстетическое воспитание

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся   целостного представления о красоте, гармонии; способствовать эстетическому развитию, самовыражению в творчестве и искусстве, культуросозиданию, индивидуальных творческих способностей, диалогу культур и цивилизаций.

Задачи воспитательной работы:

1.Формировать у обучающихся первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях;

2. Способствовать получению первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

3. Способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей;

4.  Формировать эстетические идеалы, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

5. Способствовать получению начальных представлений об искусстве народов России;

6. Развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством;

7. Развивать стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

  •   Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.

Название

мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

Экскурсии храмы

1 – 4

В течение года

Классные руководители

Просмотр к/ф и мультфильмов

1 – 4

В течение года  

Классные руководители

Экскурсии в музеи (тематические)

1 – 4

В течение года

Классные руководители

Встречи с замечательными творческими людьми (поэты, писатели, художники)

1 – 4

В течение года

Классные руководители

Оформление классных уголков

1 – 4

Сентябрь

Классные руководители

Фото – выставка «Природа в объективе»

1 – 4

Октябрь

Зам. директора по ВР

Рейды по проверке внешнего вида

1 – 4

В течение года

Зам. директора по ВР

Оформление школы и коридора для проведения новогодних мероприятий

1 – 4

Декабрь

Зам. директора по ВР

Выставка – конкурс газет - открыток к Новому году

1 – 4

Декабрь

Зам. директора по ВР

Выставка декоративно - прикладного творчества «Мастерство трудом дается»

1 – 4

Январь

Классные руководители

Неделя православной книги

1 – 4

Март

Классные руководители

Беседы о правилах пользования книгой

1 – 4

Классные руководители

Неделя музыки для детей и юношества

1 – 4

Зам. директора по ВР

День смеха

1 – 4

Зам. директора по ВР

Конкурс рисунков «Цветы Победы», посвященная Дню Победы в ВОВ

1 – 4

Классные руководители

2.3.8. Правовое воспитание и культура безопасности

Цель воспитательной работы: создать условия для формирования правовой культуры, прав и обязанностей человека, свободы личности, демократии, электоральной культуры, безопасности, безопасной среды школы, безопасности информационного пространства, безопасного поведения в природной и техногенной среде.

Задачи воспитательной работы:

  1. Формировать элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  2. Формировать первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
  3. Способствовать получению элементарные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии;
  4. Развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  5. Формировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  6. Формировать умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
  7. Формировать умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
  8. Способствовать получению знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, городской среде, понимание необходимости их выполнения;
  9. Способствовать получению первоначальных представлений об информационной безопасности;
  10. Формировать представления о возможном негативном влиянии на моральнопсихологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы; элементарные представления о девиантном и делинквентном поведении.

  • Ценности: правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде.

Название

мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

Беседы на темы, раскрывающие сущность терроризма, экстремизма, методы организации и проведения ими своих зверских замыслов и акций.

1 – 4

В течение года

Классные руководители

Учебно-тренировочные мероприятия, практические занятия с детьми по отработке эвакуации на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

1 – 4

В течение года  

Классные руководители

Учитель ОБЖ

Тематические классные часы: «Запомнить нужно нам – пожар не возникает сам», «Как действовать при возникновении пожара дома и в школе».

1 – 4

В течение года

Классные руководители

Внеклассные и внешкольные мероприятия (конкурсы, утренники, линейки, классные часы, встречи) по обучению детей правилам дорожного движения.

1 – 4

В течение года

Классные руководители

Беседа «Что такое интернет?»

1 – 4

В течение года

Классные руководители

2.3.9. Воспитание семейных ценностей.

        

Цель воспитательной работы: создание условий для эффективного взаимодействия педагогов школы с родителями; формированию у обучающихся семейных ценностей.  

Задачи воспитательной работы:

  1. Способствовать формированию первоначального представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;
  2. Способствовать получению знаний правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;
  3. Развивать уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;
  4. Формировать элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.

  • Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших.  

Название

мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

«Школа будущих родителей» на базе 1 классов

В течение года

Классные руководители

Конкурс творческих работ «Мой подарок маме»

1 – 4

Ноябрь    

Классные руководители

Праздничное мероприятие, посвященное Всероссийскому дню матери

1 – 4

Ноябрь

Зам. директора по ВР

Всероссийский день семьи

1 – 4

Май

Зам. директора по ВР

Праздник «За честь школы» Чествование родителей за успехи в воспитании детей

1 – 4

Май

Зам. директора по ВР

2.3.10.Формирование коммуникативной культуры

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к русскому языку, языкам народов России, развивать культуру общения, межличностных и межкультурных коммуникаций, формировать ответственного отношения к слову, как к поступку.

Задачи воспитательной работы

1. Сформировать первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;  

2.Формировать первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими;  

3. Способствовать развитию понимания значимости ответственного отношения к слову, как к поступку, действию;

4. Формировать первоначальные знания о безопасном общении в Интернете;

 5. Познакомить учащихся с элементарными современными технологиях коммуникации.

  • Ценности: русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.

Название

мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

Кружки и объединения дополнительного образования»

1 – 4

В течение года

Педагоги ДО

Тематические классные часы «Культура общения», «Этикет»

1 – 4

В течение года

Классные руководители

2.3.11.Экологическое воспитание

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных

Задачи воспитательной работы:

  1. Способствовать развитию у обучающихся интереса к природе, природным явлениям и понимания активной роли человека в природе;
  2. Формировать у обучающихся ценностное отношение к природе, элементарный опыт природоохранительной деятельности.
  • Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных.

Название

мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

Цикл классных часов по экологическому воспитанию

1 – 4

В течение года

Классные руководители

2017 год – Год Экологии

1 – 4

В течение года

Классные руководители

2017 год – год особо охраняемых природных объектов территории РФ

1 – 4

В течение года

Классные руководители

Неделя Всемирной акции «Мы чистим мир»

1 – 4

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Операция «Осенний лист»

4

Октябрь

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Конкурс кормушек для птиц

1 – 4

Ноябрь

Классные руководители

Неделя энергосбережения

1 – 4

Ноябрь

Зам. директора по ВР

Акция «Поможем зимующим птицам»

1 – 4

Декабрь

Классные руководители

Всемирный День воды

1 – 4

Март

Зам. директора по ВР

День Земли

1 – 4

Март

Зам. директора по ВР

Экологическая акция «Чистый дом» ко дню Земли

Апрель

Зам. директора по ВР

Операция «Чистый двор»

Май

Зам. директора по ВР

Классные руководители

2.4. Планируемые результаты  

В результате реализации программы «Дружная семья» будут достигнуты воспитательные результаты, которые могут быть распределены по   трем уровням.

  • Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.  п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.  
  • Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта

          переживания и позитивного отношения к базовым ценностям  

         общества, ценностного отношения к социальной реальности в  

          целом.  

  • Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.  Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.  

 По каждому из направлений программы воспитания, развития и социализации, обучающихся    предусмотрены   и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

 2.4.1.   Гражданско-патриотическое воспитание:

– ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,

отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

– элементарные представления о государственном устройстве и социальной

структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

– первоначальный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

– первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России;

– уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.

2.4.2.Нравственное и духовное воспитание:

– начальные представления о традиционных для российского общества моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

– нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;

– уважительное отношение к традиционным религиям народов России;

– неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

– способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

– уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

– знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное

отношение к ним.

2.4.3.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

 – ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым

достижениям России и человечества, трудолюбие;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание важности образования для жизни человека;

– элементарные представления о различных профессиях;

– первоначальные навыки трудового, творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

– осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и

личностно значимой деятельности;

– потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и

наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

– осознание важности самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

– умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

2.4.4. Интеллектуальное воспитание:

– первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и

творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности;

– элементарные навыки учебно-исследовательской работы;

– первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности;

– элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности.  

2.4.5. Здоровьесберегающее воспитание:

– первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни;

– элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни;    

–   элементарный опыт организации здорового образа жизни;

– представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

– представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя,

табакокурения на здоровье человека;

– регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним

отношение.  

2.4.6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

– первоначальное представление о значении понятий «миролюбие»,

«гражданское согласие», «социальное партнерство»;

–   элементарный опыт, межкультурного, межнационального,

межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;

–   первичный опыт социального партнерства и диалога поколений;

– первичный опыт добровольческой деятельности, направленной на

решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе

территории;

– первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества.  

2.4.7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

–   умения видеть красоту в окружающем мире;

– первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

– элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

– первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

– первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений

эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;  

– первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

– понимание важности реализации эстетических ценностей в пространстве

образовательной организации и семьи, в быту, в стиле одежды.

2.4.8.Правовое воспитание и культура безопасности:  

– первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;

– первоначальные умения отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни;

– элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав школьника;

– первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;

– элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур;

– первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах.

2.4.9. Воспитание семейных ценностей:

–   элементарные представления о семье как социальном институте, о роли

семьи в жизни человека;

– первоначальные представления о семейных ценностях, традициях,

культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных взаимоотношениях в семье;

– опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных

программ и проектов.

2.4.10. Формирование коммуникативной культуры

– первоначальные представления о значении общения для жизни человека,

развития личности, успешной учебы; – знание правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими;

– элементарные основы риторической компетентности;

– элементарный опыт участия в развитии школьных средств массовой

информации;

–   первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о

современных технологиях коммуникации;

– первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка,

об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;

– элементарные навыки межкультурной коммуникации.  

2.4.11.Экологическое воспитание:

– ценностное отношение к природе;

– элементарные представления об экокультурных ценностях, о

законодательстве в области защиты окружающей среды;

– первоначальный опыт эстетического, эмоционально - нравственного

отношения к природе;

– элементарные знания о традициях нравственно - этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

– первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе,

на пришкольном участке, по месту жительства.

РАЗДЕЛ III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Этапы и сроки реализации Программы

  1. Подготовительный этап – август (ежегодно)

Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по разработке и утверждению данной программы;
  • подготовка методического материала для проведения мероприятий;
  •  работа с кадрами составлению необходимой документации, форм планирования
  •  проведение психодиагностической работы.
  • запуск программы «Дружная семья»;

  1. Основной этап – сентябрь – май (ежегодно)
  • реализация программы;
  • вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;
  • формирование инициативных групп, корректировка годового общешкольного плана работы.

  1. Заключительный этап – июнь (ежегодно)

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами;
  • выработка перспектив деятельности;
  • психолого-социально-педагогический анализ результатов: анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по итогам реализации программы.

Программа реализуется на первой ступени школы.

 

  1. Условия реализации Программы

Кадровое обеспечение

  • Заместитель директора по ВР;
  • классные руководители;
  • преподаватель-организатор ОБЖ;
  • учитель физического воспитания;
  • педагоги дополнительного образования;
  • библиотекарь.


3.2.2. Организационное обеспечение

Управление Программой

В процессе управления Программой осуществляется взаимодействие администрации, педагогов, школы.


Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.
  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).
  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

Создание своеобразного доброжелательного климата общения и взаимопонимания взрослых и детей в начальных классах невозможно без помощи родителей. Важная и ответственная задача учителя – сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Через родительские собрания, индивидуальные беседы, дни открытых дверей заинтересовать родителей своими идеями, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.  Работу родительского комитета направить на повышение успеваемости учащихся и воспитание культуры поведения.

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.  Родительские собрания.

1.

Тематика родительских собраний

1-й класс

Особенности развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Режим – это серьезно!

Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника.

Вот и стали мы на год взрослее.

2-й класс

 Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.

Наказание и поощрение в семье.

3-й класс

Семейные праздники и их значение для ребенка.

Если ваш ребенок часто болеет.

Как развивать память ребенка.

Домашние задания и их назначение.

4-й класс

 Способности и прилежание - звенья одной цепи.

Нравственные уроки начальной школы.

Как научить своего ребенка жить в мире людей

О родных и близких с любовью нежностью.

В течение учебного года

Классные руководители

2.Социально-педагогическая работа с родителями обучающихся.

1.

Посещение семей обучающихся, не приступивших к занятиям.

Сентябрь

Зам. директора по ВР

2.

 Составление и уточнение банка данных неблагополучных, неполных, многодетных семей.

Сентябрь

Классные руководители

3.

Посещение неблагополучных семей, составление актов ЖБО.

В течение года

Зам. директора по ВР

Классные руководители

4.

Организация благотворительной ярмарки в помощь малообеспеченным семьям.

Октябрь

Зам. директора по ВР

5.

Родительские рейды по микрорайону совместно с педагогами.

В течение года

Зам. директора по ВР

6.

Индивидуальные консультации с родителями тревожных детей.

В течение

года

Классные руководители

7.

Индивидуальные консультации с родителями агрессивных детей.

В течение года

Классные руководители

8.

Педагогические консультации для родителей, испытывающих трудности в воспитании своих детей.

В течение года

Зам. директора по ВР

Классные руководители

9.

Организовать педагогическую помощь родителям «трудных» и педагогически запущенных обучающихся.

В течение года

Зам. директора по ВР

10.

Организовывать общешкольные мероприятия с привлечением родителей.

В течение года

Зам. директора по ВР

11.

Не допускать случаев насилия над детьми, пропуска занятий, бродяжничества.

В течение года

Зам. директора по ВР

Классные руководители

12.

Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью.

Май

Зам. директора по ВР

  1. Материально – техническое обеспечение

Для реализации Программы воспитания и социализации обучающихся

1-4 классов в образовательном учреждении имеется:

  • библиотека;
  • столовая;
  • домашний кинотеатр;
  • компьютерный класс;
  • спортивный зал и спортинвентарь.  

3.2.5. Информационные ресурсы

  • Информационная база школы оснащена: электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет.
  •  Нормативно-правовое (издание сборника материалов, содержащего нормативные документы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защите прав несовершеннолетних).
  • Программно-методическое (методические материалы и рекомендации).

3.2.6.Финансовое обеспечение

Реализация данной Программы предполагает использование средств бюджета образовательного учреждения.


РАЗДЕЛ IV. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

 

4.1. Контроль за реализацией Программы

Оценка эффективности реализации Программы «Дружная семья» для обучающихся 1 – 4 классов осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность процесса воспитания, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

4.2. Критериями оценки эффективности реализации программы являются:

  • количественные и качественные показатели вовлеченности детей в разнообразные виды деятельности, количественные и качественные показатели проведенных дел;
  • динамика развития способностей и личностных качеств, обучающихся;
  • результаты творческой деятельности (поделки, рисунки, листовки, плакаты, сценарии, концертные и театральные постановки, творческие, исследовательские проекты и др.);
  • личностные достижения детей, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках, победах в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, умении конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • наличие фото, видеоматериалов;
  • наличие законов, традиций;
  • наличие методических материалов педагогов;
  • удовлетворённость детей, родителей организацией работы школы.

4.3. Орган, осуществляющий контроль

 Совет школы, Педагогический совет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта  общего образован...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения

Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Я работаю в школе-интернате учителем начальных классов и преподаю комплексный курс«Основы религиозных культур и светской этики». Через свои занятия формирую у детей,с ограниченными возможностями здоро...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1-9 классов

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в ранне...

Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся "Я , семья и школа"

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье е...