Возможности технологического компонента основной образовательной программы в реализации ФГОС НОО (из опыта работы школы)
статья на тему

Рябова Галина Ивановна

В статье представлен перечень технологий,применяемых в начальной школе. Дана характеристика и методические возможности технологическому компоненту основной образовательной программы ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vohmozhnosti_tehnologicheskoo_komponenta.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности технологического компонента основной образовательной программы в реализации ФГОС НОО

(из опыта работы школы)

Г.И. Рябова, МБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска

Консультант: С.Н. Самойленко, заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции 28.03.2014г (г. Ставрополь), Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края, ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования».

В образовательной политике государства приоритетной выделена цель современного образования – создание условий для раскрытия личности ребёнка, сохранения его физического и психического здоровья, воспитания в детях интереса к образованию. Современная школа – это не только система ретрансляции знаний, во многом – это школа формирования образа жизни, воспитание ценностей, основа будущего благосостояния общества. Образование выступает в качестве системообразующего фактора формирования новой социокультурной среды, призванной развивать духовный и интеллектуальный потенциал обучающихся.

В настоящее время, в условиях внедрения ФГОС начального общего образования, учителями начальной школы решается серьёзная задача подготовки здорового, физически развитого выпускника, вооруженного знаниями, в котором сформирована основа для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей его социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. В социальном заказе родители ставят на первый план сохранение физического здоровья детей, развитие их способностей, обеспечение подготовки для поступления в вузы, адаптацию к условиям современного социума.

В нашей школе с 2011 года преподавание в начальных классах осуществляется в условиях реализации ФГОС НОО. Деятельность классных руководителей и учителей, работающих в 1-3 классах, регламентируется школьной основной образовательной программой (далее ООП), которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Целью реализации ООП является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

        В отличие от традиционной образовательной программы начальной школы, в которой предметные знания, умения и навыки играют приоритетную роль, реализация основной образовательной программы в условиях ФГОС НОО подразумевает помимо реализации базового предметного блока, решение следующих задач:

-создать здоровьеформирующее образовательное пространство;

-обеспечить освоение обучающимися опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению на основе современной научной картины мира;

-создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности;

-развивать коммуникативные качества личности школьника;

-способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся;

-развивать личностные качества и способности младших школьников путем приобретения ими опыта в результате их вовлечения в учебно-познавательную, практическую и социально  значимую деятельность.

Такой спектр задач, безусловно, влечёт за собой обновление технологического компонента основной образовательной программы школы, так как предусматривает использование в образовательном процессе современных образовательных технологий системно-деятельностного типа, и, в первую очередь, личностно-ориентированного развивающего обучения. Технологический компонент основной образовательной программы в условиях ФГОС НОО подразумевает обновлённый арсенал педагогических техник, методик, предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся. Необходим учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, должна быть осмыслена роль и значение видов деятельности, форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.

        Рационально скомпонованная технологическая составляющая ООП позволяет школе создавать условия для воспитания и развития качеств личности младших школьников, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава. В нашей школьной основной образовательной программе подробно представлены целевой и содержательный компоненты, которые определяют цели современного образования, сохраняя единое образовательное пространство школы.

        Разработка и реализация технологического компонента школьной ООП осуществляется в системе с 2012 года, в рамках инновационного проекта «Формирование системы ценностей, социального опыта, здорового образа жизни у младших школьников в процессе внедрения ФГОС НОО», под руководством СКИРО ПК и ПРО (научный руководитель Н.Н. Сивакова). Работа в данном направлении позволила педагогическому коллективу школы привести в систему реализуемые методики, запланировать повышение профессиональной компетентности учителей по реализации передовых образовательных технологий, прогнозировать желаемый результат качества образования на ступени начального общего образования и воспитания при использовании в педагогической практике методического инструментария.

Технологический компонент ООП школы разработан с учётом специфики начальной школы – особого этапа в жизни ребенка, связанного:

- с изменением ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

-формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

        Выбор методического инструментария был обусловлен возможностями образовательной среды школы: учебное занятие, занятие в детском объединении, досуговая деятельность обучающихся, организация воспитательной работы. К тому же, подразумевалось, что разработанный технологический компонент будет обеспечивать выполнение требований, установленных ФГОС НОО не только к предметным результатам, но и к личностным и метапредметным результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу.

Учитывая, что одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья, приоритетным параметром при выборе методик стала здоровьесберегающая составляющая, так как школе важно обучать и воспитывать детей, сохраняя их физическое и психическое здоровье [4,8].

 Содержательная характеристика технологического компонента основной образовательной программы НОО.

С 2012 года в начальной школе методический инструментарий представлен следующими составляющими: технология адаптивного обучения по системе А.С. Границкой – в элементах, метод учебного проекта, технология ТРИЗ (во 2-3 классах), метод коллективного обучения по системе В.К. Дьяченко [1,2,3].

В рамках международного инновационного проекта педагогами школы реализуются технология «ПеснеЗнайка» и  система скоростного чтения и письма И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко, которые, помимо методической продуктивности, способствуют здоровьесбережанию младших школьников[9,10,11,12].

Технология «ПеснеЗнайка» является составляющей инновационной медико-педагогической  технологии «Гармония интеллекта и здоровья». Автор проекта – кандидат медицинских наук, Президент Международного инновационного центра гармоничного развития человека Яновская Наталья Николаевна. Это целостная система отработанных практических мероприятий по одновременному обучению, воспитанию и оздоровлению обучающихся, гармонизации их отношений в ученическом коллективе, семье и обществе; своеобразная музыкотерапевтическая педагогика, обеспечивающая гармонизирующее, комфортное, коррекционно-оздоровительное обучение, которая способствует высокому качеству образования. Авторы технологии «ПеснеЗнайка» предлагают оригинальные учебные песни, созданные на принципе музыкотерапии (духовности и нравственности, эмоционального комфорта, контраста, умеренности, функционального соответствия). При реализации данной технологии знания обучающимися усваиваются с помощью учебных песен, предложенных школе Центром гармонизирующего образования. В настоящее время, помимо этого, используется также дидактический материал, разработанный учителями нашей школы, прошедший экспертизу под руководством Н.Н. Яновской[11,12].

Технология «ПеснеЗнайка» помогает продуктивно обучать детей, которые имеют такие особенности развития, как леворукость, гиперактивность с дефицитом внимания, медлительность, задержка психоречевого развития, снижение зрения, слуха, детский церебральный паралич. Стимуляция центральной нервной системы, активация резервных возможностей организма способствует не только улучшению обучения детей, но и их социальной реабилитации.

Технология «ПеснеЗнайка» осуществляется в нашей школе на уроках математики – при изучении таблицы умножения, отдельных вычислительных действий; на уроках русского языка – при изучении языковых понятий, а также на уроках окружающего мира. Прослушивание и пение учебных песен, выполнение движений в такт музыки, как показал опыт педагогов школы, способствует не только непроизвольному запоминанию учебной информации, но и улучшению психоэмоционального состояния детей, педагогов, снятию усталости и напряжения. Учебный материал подготовлен таким образом, что в процессе обучения у обучающихся активно работает левое и правое полушария; слуховой, зрительный и кинестетический каналы восприятия. Любая учебная деятельность (даже традиционная левополушарная - письмо, счет, чтение) становится равнополушарной. В процессе обучения достигается интеграция активности обоих полушарий мозга, различных каналов восприятия информации; уравновешиваются процессы возбуждения и торможения; отсутствует утомление, напряжение, школьный невроз, депрессия. А это, на наш взгляд, важный шаг к созданию условий для продуктивного обучения обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО. К тому же, следует отметить, что каждая учебная тема содержит не только знания, но и воспитательные установки на здоровый образ жизни, гармонизацию взаимоотношений в семье и обществе.

Анализ эффективности использования данной образовательной технологии в 1-3 классах, показал, что обучающиеся с удовольствием поют учебные песни на занятиях, быстро запоминают таблицу умножения, ориентируются в языковых понятиях.

Педагог-психолог, наблюдая за уровнем внимания, памяти, мышления, речи, отмечает позитивные изменения и динамику в познавательной сфере детей.

Физиологический мониторинг, проведённый в декабре 2013 года, показал достаточно стабильный уровень адаптационного потенциала системы кровообращения младших школьников в зоне удовлетворительной адаптации, что подтверждается низким уровнем заболеваемости в течение первого полугодия.

По статистическим отчётам в 1-3 классах, с учётом физиологических особенностей детей, наблюдается рост успеваемости в данных параллелях, достаточно высокая социальная активность, стремление проявить свои способности и таланты. В 2013 году по инициативе детей создана детская творческая группа из числа ребят 1-2 классов, которые поют и занимаются выразительным чтением под руководством своих классных руководителей.

Ни для кого не секрет, что залог успешного обучения – это умение бегло читать про себя и вслух тексты, способность осуществлять их информационную обработку, способность последовательно и аргументировано строить собственное высказывание и, конечно, владение связной устной и письменной речью. Работа педагога в данном направлении позволит формировать и развивать сферу познавательных универсальных учебных действий обучающихся. Благодаря сформированным коммуникативным универсальным учебным действиям (умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты) у педагога появляется возможность построения продуктивного диалога, полилога в образовательном пространстве класса. Этому способствует реализуемая в 1-4 классах система скоростного чтения и письма, авторы которой, И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко, исследуя процесс подготовки обучающихся к усвоению знаний, роль чтения и письма в этом процессе, определили значение зрительного и слухового восприятия в формировании навыков чтения; роль оперативной памяти, произвольного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения [5,6,7] .

В педагогической практике школы данная система представлена комплексным  набором методического инструментария, эффект и продуктивность которого подтверждена учителями начальных классов нашей школы. В статье предлагаются отдельные, более значимые элементы системы:

1. На занятиях по русскому языку используются зрительные и слуховые диктанты -  для развития оперативной памяти, расширения объема зрительных и слуховых восприятий младших школьников. (Уже доказано, что развитию навыков чтения способствуют, прежде всего, письменные упражнения - зрительные и слуховые диктанты, списывание текста). В зрительных диктантах – определённый набор предложений, в которых каждое предложение на одну букву больше предыдущего. Интересна техника работы с предложениями: запоминание предложения и воспроизведение его в тетради. Подобная работа развивает процессы памяти детей. Интерактивная доска даёт оптимальные возможности для этого вида деятельности. При слуховом диктанте предложение произносится только один раз. В зрительном диктанте ограничено время экспозиции предложения. Опыт наших учителей показал, что лучшие результаты получаются при ежедневных тренировочных упражнениях в течение одной учебной четверти.

2. На уроках литературного чтения, при изучении предмета «Окружающий мир», а также на других предметах, где осуществляется работа с текстом, педагоги школы используют систему повышения техники чтения, развития устной и письменной связной речи - по методике И.Г.Пальченко. По его определению, причины низкой техники чтения обусловлены следующими факторами: малый объем кратковременной памяти, недостаточно развитое поле чтения, низкая устойчивость внимания, неразвитость периферийного зрения.

В целях повышения скорости чтения учителя начальных классов применяют в своей педагогической практике поэтапную систему упражнений, повышающую технику чтения младших школьников:

0 — аудирование, прослушивание чтения,

1 — чтение за диктором,

2 — чтение в паре,

3 — пересказ с опорой на текст,

4 — многократное чтение,

5 — убыстрение темпа чтения,

6 — переход на незнакомый текст,

7 — чтение с отрывом взгляда от текста.

Для усиления методического эффекта, при проведении упражнений с текстом педагоги в качестве физкультминуток применяют таблицы Шульте, слоговые пирамидки, которые расширяют границы периферийного зрения; используются приёмы: «Метроном», «Буратино» (дети в ходе чтения, выполняют в такт двигательные движения рукой, для формирования темпа чтения используются карандаши, фиксирующие скорость чтения учителя, ребёнка). Хороший эффект даёт проговаривание скороговорок (как правило, это проводится в начале урока, используется в качестве языковой разминки или при проведении физкультминутки). Проведение развивающих игр: «Сыщик», «Разведчики». Учитель или кто-либо из детей раскладывает на столе до 10 мелких предметов и накрывает их листом бумаги. На определенное время лист снимается. Школьники могут рассмотреть предметы, потрогать их пальцами, посчитать. После этого стол вновь накрывается бумагой, а ребята по памяти записывают названия предметов. Подобный вид деятельности помогает формировать наблюдательность и развивать внимание у детей.

Учителя отмечают, что чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание. Пересказ с опорой на текст приучает ребёнка быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти. Чтение с отрывом взгляда от текста  приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание.

Анализ результатов учебной деятельности младших школьников 1-3 классов показал, что заметно возросла техника чтения (мониторинговые исследования проводятся в школе 3 раза в год и фиксируются в Портфолио обучающихся), увеличилась скорость письма, особенно в тех классах, которые обучаются по системе Л.В. Занкова; повысилось качество успеваемости. Учащиеся 1-3 классов активно участвуют в школьных театральных постановках, городском конкурсе «Живая классика», в конкурсах тематических сочинений.

3. Развивающее образовательное пространство школы не ограничивается только учебными занятиями. Продуктивные возможности для развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий заложены в социально-образовательном проектировании, в котором обязательным является выход на инновационный образовательный или социальный продукт. Данное направление реализуется в школьных детских объединениях, вносится в план воспитательной работы, и уже есть первые успехи.

Отмечено активное участие ребят в социально-образовательных проектах – в создании открытых школьных книг: «Кавказ - наш общий дом» (совместное составление с родителями мини-текстов о своей национальной принадлежности, национальной культуре и традициях); «Герой своего времени» (младшие школьники в настоящее время описывают для школьной книги свои впечатления, полученные в ходе общения с ветеранами Великой отечественной войны микрорайона). В ближайшей перспективе планируется участие младших школьников в создании открытой школьной книги «Нет профессии ответственнее на свете…», которая будет посвящена учителям школы, а также детям, которые прославляют свою школу, город, край, Россию.

Эти и другие образовательные технологии позволяют сделать учебный процесс дифференцированным, учитывающим психолого-физиологические особенности отдельных детей, позволяющим создать условия для проявления детьми своих познавательных возможностей, творческих способностей.

Литература:

1. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - М : Просвещение, 1991.

2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: Кн. для учителя. — М. Просвещение 1991

3. Дьяченко В. К. Основное направление развития образования в современном мире. — М.: Школьные технологии, с.2005 — 512

4.Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, -М., 1993.

5. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. с. 22-25.

6. Мухин С.С. Учимся быстро читать.//Директор школы. №4 2001.

7.Светловская Н.Н. Обучение чтению. //Начальная школа. №2 2000.

8 . Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.

Электронные ресурсы:

9.Зрительные диктанты по методике И.Т.Федоренко http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/zritelnye-diktanty-palchenko-fedorenko-s-prezentaciey.

10. Сайт общественно-педагогического движения по созданию коллективного способа обучения: www.kco-kras.ru.

11. Сайт проекта «ПеснеЗнайка»: http://www.pesneznaika.ua/pz5/510_037.html,

12.Сайт «Санарис», страница проекта «ПеснеЗнайка». http://sanaris.com.ua/pesneznaika/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир».(из опыта работы)

В этом мвтериале я хочу рассказать о духовно-нравственном  воспитании моих обучающихся  по программам «Сувенир» и «Мир рукоделия»  на основе познания культуры и традиций русского народа...

Рабочая программа по учебному курсу «Математическая мозаика» (компонент основной образовательной программы ООО) ФГОС ООО 5 г класс

Курс «Математическая мозаика» введён в 5 классе по результатам мониторинга образовательных потребностей и запросов обучающихся и родителей (законных представителей). В учебном плане на изучение курса ...

Рабочая программа по предмету «Математика» (компонент основной образовательной программы ООО) ФГОС ООО 5-9 классы

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта авторов А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир издательства Москва, «Вентана -Граф». Срок реализации - 5 лет....

Рабочая программа по предмету «Иностранный язык (английский)» ( компонент основной образовательной программы ООО) 5-9 класс

Данный материал представлен как образец основной образовательной программы по предмету "Английский язык"...

Рабочая программа по предмету «Геометрия» ( компонент основной образовательной программы ООО) 7-9 классы ФГОС ООО

Предмет «Геометрия» относится к предметной области «Математика и информатика». Основная часть учебного плана  на изучение геометрии в 7-9 классах отводит 2 учебных часа в ...

Рабочая программа по предмету «Алгебра» ( компонент основной образовательной программы ООО) 7-9 классы ФГОС ООО

Предмет «Алгебра» относится к предметной области «Математика и информатика». Основная часть учебного плана  на изучение алгебры в 7-9 классах отводит 3 учебных часа в неде...

Рабочая программа по предмету «Алгебра» ( компонент основной образовательной программы ООО) 7-9 классы ФГОС ООО

Предмет «Алгебра» относится к предметной области «Математика и информатика». Основная часть учебного плана  на изучение алгебры в 7-9 классах отводит 3 учебных часа в неде...