Система мероприятий, обеспечивающая подготовку учителя начальной школы к реализации новых образовательных стандартов
материал на тему

Иконникова Ирина Михайловна

Система мероприятий, обеспечивающая подготовку учителя начальной школы к реализации новых образовательных стандартов

 

День добрый, уважаемые участники семинара!

Внедрение новых стандартов, являясь масштабной инновацией, объективно сопровождается рядом проблем. Несомненно, что школы, и прежде всего, учителя, как бы ни были подготовлены к введению стандартов, испытывают определенные затруднения и нуждаются в квалифицированной помощи.

Обозначенную проблему каждая конкретная школа решает по-своему. Моя задача рассказать о том, как это делаем мы.

Первое, с чего мы начали, это анализ имеющихся кадровых условий. В настоящее время в начальных классах нашей школы обучается      549 школьников, 1 и 2 классы (284 чел.) обучаются по новым стандартам. Реализацию основной образовательной программы обеспечивают 29 (22 + 7) педагогов (включая ГПД и внеурочку).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система мероприятий, обеспечивающая подготовку учителя начальной школы к реализации новых образовательных стандартов

День добрый, уважаемые участники семинара!

Внедрение новых стандартов, являясь масштабной инновацией, объективно сопровождается рядом проблем. Несомненно, что школы, и прежде всего, учителя, как бы ни были подготовлены к введению стандартов, испытывают определенные затруднения и нуждаются в квалифицированной помощи.

Обозначенную проблему каждая конкретная школа решает по-своему. Моя задача рассказать о том, как это делаем мы.

Первое, с чего мы начали, это анализ имеющихся кадровых условий. В настоящее время в начальных классах нашей школы обучается      549 школьников, 1 и 2 классы (284 чел.) обучаются по новым стандартам. Реализацию основной образовательной программы обеспечивают 29 (22 + 7) педагогов (включая ГПД и внеурочку).

Из них:

с высшей категорией – 2 чел.;

с первой – 13 чел.,

со второй – 8 чел.;

на соответствие – 1 чел.;

молодые специалисты – 5 чел.

Средний возраст педагогов начальной школы - 42 года. Соответственно большая доля учителей получила образование 10-20 лет назад и несет печать старого педагогического сознания. К сожалению, даже молодые педагоги, пришедшие в школу со студенческой скамьи, не готовы работать по-новому.

Выявление уровня методической готовности педагогов к реализации новых стандартов мы осуществляли с помощью анкет, тестов, собеседований и др. диагностических методик. На сегодня у нас создан банк таких материалов.

Проведенная диагностика подвела нас к неутешительным выводам, одним из которых является отсутствие в практике учителей начальной школы системности в использовании вариативных технологий деятельностного типа. Мы понимали, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы для нас могут стать недосягаемыми.

Проанализировали мы также и возможности, которые наши педагоги могут использовать для достижения более высокого уровня педагогического мастерства и профессионализма: это учреждения высшего профессионального  образования (МГПИ им. М.Е. Евсевьева, МГУ им. Н.П. Огарева, Мордовского республиканского института образования), школьная методическая служба. И сделали еще один неутешительный вывод: для подготовки педагогических кадров в компетентностном ключе внешние ресурсы используются недостаточно, а школьная методическая служба нуждается в модернизации, так как в силу объективных и субъективных причин не вполне способна обеспечить профессиональную готовность педагогов к достижению нового образовательного результата школьников.

Мы понимали, что не сможем одновременно задействовать все возможные ресурсы и создав творческую группу, разработали программу опытно-экспериментальной работы по теме «Формирование профессионально-педагогических компетенций педагогов как одно из условий реализации ФГОС ОО», смысл которой заключается в создании такой модели школьной методической службы, которая бы формировала у педагогов профессионально-педагогические компетенции, выявляла условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.

Параллельно с программой уже другая творческая группа стала разрабатывать самостоятельный проект, целью которого явилось создание благоприятных условий, обеспечивающих профессиональную готовность педагогических кадров школы к реализации новых стандартов.

Нельзя не отметить, что инновации сами по себе не возникают, они являются результатом поисков, обобщением передового педагогического опыта отдельных учителей и целого коллектива.

В рамках реализации самостоятельного проекта на протяжении 1,5 лет был проведен  ряд мероприятий.

С педагогами школы проведена большая информационная работа. Важно отметить, что в работу по изучению вопросов ФГОС  вовлечены не только учителя начальных классов, но и все педагоги школы.

Изучены концепция стандартов, нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию новых стандартов.

Администрация школы вышла с просьбой   в Институт образования о проведении ряда обучающих семинаров для педагогов школы. Инициатива была поддержана сотрудниками института образования. Для педагогов школы проведены обучающие семинары, тематика которых представлена на слайде:

  • «Проект как основной механизм, обеспечивающий инновационные изменения в деятельности школы»
  • Технология междисциплинарного обучения»
  • «Технология критического мышления»
  • «Проектно-исследовательская технология обучения»
  • «Проектирование технологической карты проекта-исследования»

В последующем определены этапы работы по повышению квалификации руководителей и педагогов школы по проблематике ФГОС ОО.

Важно отметить, что в школе организовано оказание методической помощи учителям через систему МО учителей-предметников и классных руководителей, обучающих семинаров, знакомства с передовым педагогическим опытом.

Педагоги школы активно участвуют во всех проводимых в городе и республике семинарах, форумах и конкурсах, обобщают опыт на различных уровнях. Налажено сотрудничество с  Чамзинским лицеем, являющимся российской внедренческой площадкой образовательной системы «Школа 2100» и реализующим технологию междисциплинарного обучения. Администрация школы в рамках выездных семинаров по реализации ФГОС, проводимых МРИО, побывала в школах города Тамбова и Самары. С целью изучения опыта работы по модернизации региональных систем образования мне, как завучу,  довелось  пройти курсы в Нижегородской Академии управления и пообщаться по актуальным вопросам реализации новых стандартов с коллегами из Чувашии, Казани и Нижнего Новгорода.

В настоящее время курсы повышения квалификации по вопросам введения ФГОС прошли администрация школы и 12 учителей, работающих в начальной школе. С 25 марта на базе школы начнется курсовая подготовка учителей основной школы по теме «Новые подходы к педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС ОО». Мы планируем обучить 25 учителей – предметников.

В рамках совершенствования методической деятельности в школе:

- на заседаниях школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей-предметников рассмотрены и обсуждены темы, представленные на слайде:

  • «Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС ОО»
  • «Технологии деятельностного типа как средство формирования УУД школьников»
  • «Программа воспитания младших школьников в контексте ФГОС НОО»
  • «Психологические и педагогические основы личностно- ориентированного образования»
  • «Планируемые результаты начального общего образования и система оценки достижений школьников»

- педагогами школы разработаны  планы самообразования, обеспечивающие их готовность к реализации ФГОС ОО;

- разработана модель структуры методической службы с основой на формирование ключевых профессиональных компетенций педагогов школы;

- приказом Министерства образования РМ от 25 декабря 2012 г. № 1482   присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Формирование профессионально-педагогических компетенций педагогов как одно из условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

На 2013 год на основе выявленных профессиональных затруднений разработан план проведения научно-методических и обучающих семинаров для решения проблем реализации новых стандартов.

Итогом начатой работы в прошедшем учебном году можно считать активное участие учителей в профессиональных конкурсах. Так, на городской ярмарке методических инноваций «Новой школе – новые идеи» городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие» учитель начальных классов Гончарова Э. Н. представила свой опыт по теме «Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника» и стала призером. Учитель музыки Ларина Н. П. стала победителем городского конкурса «Учитель года» и вошла в пятерку финалистов республиканского конкурса «Учитель года». На республиканских предметных секциях 5 педагогов школы делились опытом работы. Увеличилось количество публикаций педагогов в различных сборниках и на интернет-сайтах…

Это можно считать началом пути, первыми шагами… Мы верим, что этот путь: развитие педагогического потенциала  – верный.   Успех введения ФГОС во многом зависит от готовности педагогических кадров к их реализации.                      

Уинстон Черчилль отметил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер - министрам остается только мечтать».  Очень важно употребить эту власть во благо.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Доклад на тему «Бинарный урок/бинарное внеклассное мероприятие как средство реализации новых образовательных стандартов»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, соч...

Логопедическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов

В презентации отражена цель и задачи работы школьного учителя-логопеда в рамках ФГОС; обозначен ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у детей с речевой патологией УУД; ...

Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...