«Мотивация педагогических кадров как важное условие повышения эффективности внедрения ФГОС в образовательном учреждении»
статья по теме

Как создать благоприятную мотивационную среду для работы кадров и их профессионального развития в образовательном учреждении?

Эта одна из важных задач администрации и методического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_pedagogicheskikh_kadrov.docx277.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

кадетская школа №1 имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска

«Мотивация педагогических кадров как важное условие повышения эффективности внедрения ФГОС в образовательном учреждении»

Борщеговский Григорий Михайлович,

директор  МБОУ кадетской школы №1  имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска

Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты вопрос о профессионализме учителя стоит наиболее остро: каждый педагог понимает необходимость овладения новыми знаниями, современными педагогическими технологиями и  методиками, изменением стиля деятельности и то, что образование должно идти через всю свою жизнь. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога. Известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов. Желание работать продуктивно становится ключевым фактором достижения успеха нашего учреждения.  Каждый педагог школы осознает свою значимость, ведь победа педагога - это успех школы. 

Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования учреждения, установить в ней самое современное оборудование, но все это окажется напрасным, если педагоги не захотят трудиться в полную силу.

 Отсюда возникают вполне резонный вопрос:

— Как создать благоприятную мотивационную среду для работы кадров и их профессионального развития в образовательном учреждении?

Эта одна из важных задач администрации и методического совета в нашей школе.

   Цель методической работы школы: «Освоение способов педагогической деятельности направленных на реализацию требований стандартов второго поколения».

Цели учителей: повысить свой профессиональный уровень, чтобы быть конкуретноспособным на рынке образовательных услуг.

Самое сложное в методической работе - это создать внутреннюю мотивацию. Поэтому одной из задач научно-методической работы в школе является усиление работы по мотивации учителей к разработке нового содержания и новых технологий образования. Система методической работы общепринятая, состоит из пяти компонентов. Я хочу остановиться на диагностике, потому что она тесно связана с мотивацией. Функции диагностики: установление несоответствий в имеющемся опыте работы современным требованием к образованию. Каким образом это реализуется?

Механизм развития внутренней мотивации.

Шаг 1

                Определение показателей уровней педагогической деятельности

        В показатели уровней педагогической деятельности заложены элементы технологии развивающего и личностно-ороиентированного обучения. Содержание представляет целостный педагогический процесс. В связи  с этим была изучена теория целостного педагогического процесса и каждого элемента его содержания, в результате была составлена таблица показателей уровней педагогической деятельности, которая стала критерием проектирования  анализа и самоанализа урока. Данные критерии имеются у администрации школы и у каждого педагога.

Шаг 2

Самоанализ уровней педагогической деятельности

      Шаг 3

       Мониторинг профессионального роста через посещение уроков

Карту профессионального роста  ф.И.О. учителя

06.11

13.03

12.12

16.01

23.01

12.02

итого

1. Мотивация учеб. деятельности школьников

1

1

2

2

3

3

12

2.Уровни целеполагания

1

1

1

2

2

3

10

3.Содержание учебного материала   (СУМ)

2,5

3

3

2

3

3

14,5

4.Методы усвоения  СУМа

2,5

3

3

3

2

3

16,5

5.Характер заданий

2

2

2

3

3

3

15

6.Формы организации деятельности

0

1

1

2

2

2

8

7.Контроль

0

1

2

1

2

3

8

8.Оценка результатов деятельности.

1

2

2

2

2

2

11

Самоанализ деятельности

1

1

1

2

2

2

9

Итог                      

Самоанализ учителя и анализ посещающего лица делается по единым критериям, т.е. на основе единых ценностей.

Шаг 4

Определение проблем:

  • Общих, для всего педагогического коллектива,

(внутрифирменное обучение)

  • групповых (метод объединения, творческая группа, проблемная группа, главная их сущность мобильность, возникают спонтанно и существуют недолго, по мере разрешения проблем распадаются)
  •  индивидуальных (самообразование)

  Внутрифирменное обучение (постоянно действующий семинар). Тематика семинаров:

  • Трехдневный проблемный семинар «Анализ и проектирование содержания  процесса обучения с позиций системно-деятельностного принципа обучения»

Освоение обеспечивается методическим сопровождением. В чем его суть? Это разработки рекомендаций, памяток, проведение индивидуальных консультаций, разработки дидактического, методического, справочного материала, приемы рефлексии, графические средства кодирования информации. Учителя надо оснастить способами, методическая работа - это поддержка.

Как это внедряется – тиражирование, это механизм саморазвития педагога (выступление на педагогических советах, семинарах), участие в профессиональных конкурсах.  

Большое внимание уделяется со стороны администрации школы и внешней  мотивации педагогических кадров.

Кадровый ресурс - ведущий фактор достижения качества образования,   он невозможен без оказания социально-экономической поддержки учителей. Это обеспечивает заинтересованность работников школы в развитии творческой активности и инициативы при реализации поставленных перед коллективом задач. Все это  помогает учителю в решении значимых личных, социально-экономических проблем, способствует повышению уровня качества образования, отсутствию текучести кадров и высокому профессионализму кадров, формированию положительного микроклимата в коллективе, повышению профессиональной и личностной готовности педагогов работать на достижение общей цели:

  • премию по итогам работы или определенного периода (учебной четверти, года);
  • ценный подарок (на день рождения, юбилей, семейное торжество, праздник);
  • оплату бассейна или тренажерного зала;
  • аттестацию на более высокую категорию;
  • назначение на руководящую должность (председателем методического объединения, заместителем директора и др.);
  • содействие в улучшении жилищных условий, ( в течение 2009-2011 учебных годов 3 учителя школы получили служебное жилье).

Среди педагогов распространено мнение, что повышение зарплаты — наиболее действенное средство поощрения их деятельности. Но это не совсем верно. Во-первых, те, кто превыше всего ставит уровень дохода, в образовании давно не работают. Во-вторых, экономические способы стимулирования мотивации вообще обладают ограниченной эффективностью. Поэтому мы чаще  задумываемся о других, нематериальных, стимулах (интеллектуально-творческих, ресурсных, статусных).

Интеллектуально-творческие способы

 Этот способ мотивации творческих кадров, способствующий их образовательному и профессиональному росту, в том числе карьерному. Даже разовое использование такой мотивации может быть полезно. Оно необходимо одаренному педагогу для дальнейшего саморазвития. Среди таких приемов мы используем:

  • доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения урока (занятия) или мероприятия;
  • проведение открытых уроков, семинаров;
  • направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;
  • содействие в выдвижении на престижный конкурс;
  • возможность представлять кадетскую школу на значимых мероприятиях (форумах, конференциях), в том числе международных;
  • помощь в обобщении опыта,  публикаций к печати;
  • содействие в разработке и утверждении авторской программы и т. д.

              В школе активно работает творческая группа учителей, которая стимулирует педагогов к участию в различных проектах и конкурсах. Данная творческая группа оказывает методическую помощь, моральную и психологическую помощь  на протяжении всего конкурса.

(За три последних года коллектив принял участие более чем в 20 конкурсах профессионального мастерства).

Анализ итогов участия показывает, что

  • коллектив кадетской школы № 1 имени Ф.Ф.Ушакова систематически участвует в следующих окружных, городских И краевых конкурсах:
  • смотр-конкурс общеобразовательных школ при подготовке к новому учебному году;
  • смотр-конкурс школьных спортивных площадок;
  • смотр-конкурс на лучшую организацию летнего отдыха учащихся;
  • конкурс профессионального мастерства классных руководителей;
  • конкурс профессионального мастерства педагогов-предметников;
  • смотр-конкурс воспитательных систем школ;
  • смотр-конкурс на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
  • смотр-конкурс на лучшую работу родительских комитетов образовательных учреждений;
  • в военно-спортивном конкурсе–игре «Патриот»;
  •  смотр-конкурс кабинетов;
  • ежегодно педагогический коллектив участвует в 7-10 конкурсах, в 5-7 из них занимает призовые места;

Мы стремимся повысить роль педагога в коллективе, привлечь к принятию управленческих решений,   В их число входят:

  • публичная похвала на совещании или педсовете, общешкольном родительском собрании;
  • вынесение благодарности в приказе;
  • представление к грамоте или званию;
  • проявление заботы об учителе и его семье;
  • помещение фотографии на стенд  «Лидеры в образовании».

Конечно, долгосрочные способы интеллектуально-творческой мотивации перспективнее. В них заложена концепция делегирования полномочий, благодаря чему повышается уровень квалификации педагога:

  • увеличение степени трудности решаемых задач, поручение работы, которая представляет интерес в силу своей престижности и ответственности;
  • направление на инновационные курсы повышения квалификации, стажировку, переподготовку с получением второго высшего образования;
  • предоставление возможности работы по экспериментальной программе;
  • поручение быть наставником молодых специалистов;
  • привлечение к работе в составе творческой группы;
  • перевод на самоконтроль.

 Ресурсные способы: для рациональной организации рабочего времени педагога мы используем ресурсные способы мотивации:

  • удобный график отпуска, а также его непрерывность;
  •  дополнительные отгулы (в течение года или к отпуску); наиболее компактный (без окон) график работы;
  • методические часы и дни;
  • возможность выбора учебной нагрузки;
  • предоставление предметного кабинета;

Современное материально-техническое  оснащение школы создает дополнительные стимулы для сохранения педагогического коллектива его профессионального роста и развития.

 Значительным вкладом в создание материально-технической  базы школы являются победы в конкурсах различного уровня. Использование новых экономических подходов для укрепления материально-технической базы кадетской школы позволили на современном уровне оборудовать 15 предметных кабинетов, компьютерный класс, приобретено 8 мультимедийных проекторов, 11 интерактивных досок, проведена локальная сеть, в каждом кабинете оснащено автоматизированное рабочее место учителя, приобретено периферийное оборудование (принтеры, сканеры) и оборудование для военно-спортивной игры «Лазертаг»,  электронный тир, 5 ноутбуков, система  видеонаблюдения.

Для реализации задач оборонно-спортивной подготовки в школе создан  лучший в крае  профильный спортивный комплекс, специально оснащенный спортивный зал и военизированный спортивный городок.

 Конкурентоспособность школы определяется во многом инновационной мобильностью кадров. Тематика курсов определяется, исходя из точек роста образовательного учреждения, определенных Программой развития.

Школа победитель краевого конкурса «Школа года-2005», победители конкурса общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта "Образование", 2006г.; победители первого Всероссийского дистанционного конкурса ученического самоуправления, в номинации "Авторская модель ученического самоуправления". В 2010 году команда "Кадет" завоевала гран-при в V Всероссийском военно-патриотическом слете кадетских классов  общеобразовательных учреждений в г.Санкт–Петербурге. В 2011 году команда "Кадет" – победитель  VIII   Всероссийского сбора воспитанников кадетских школ и корпусов России в г. Москва. В течение пяти лет в учреждении сформировался интересный опыт работы, который неоднократно представлялся на краевых и всероссийских семинарах, научно-практических конференциях в г.Москва, г.Санкт-Петербурге, г.Магадане, г.Петропавловске-Камчатском, г. Владивостоке, Хабаровске.

         Опыт работы кадетской школы является востребованным в городе и крае. Сегодня кадетская школа является базовой площадкой краевой стажировочной площадки «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае», где мы делимся опытом по теме: «Развитие гражданского самосознания и идентичности россиянина-Дальневосточника».

Все это в совокупности позволяет достойно представлять кадетскую школу №1 на рынке образовательных услуг города Хабаровска, Хабаровского края, России.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...

Презентация к Пед.совету «Расширение и углубление связей школы и семьи как важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»

Презентация на тему Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения...

«Компетентность классных руководителей как важное условие повышения эффективности воспитательного процесса»

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гума...

Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .

В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....

Методическая разработка педсовета на тему:"Расширение и углубление работы ОДОД с родителями как важнейшие условие повышения эффективности воспитательного процесса"

Цель данного педсовета:  выявление и поиск оптимальных форм совместной работы ОДОД и семьи в интересах личности ребенка....

Применение нестандартного спортивного оборудования- важное условие повышения эффективности и качества уроков физкультуры

Применение нестандартного спортивного оборудования-  важное условие повышения эффективности и качества уроков физкультуры...