Семинар № 8 Навыки профессиональной и личной эффективности. Взрослые и дети.
методическая разработка на тему

Конькова Лариса Юрьевна

 

Основа для эффективного взаимодействия с детьми различного возраста

являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности

ребенка и ответных чувствах  взрослых.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

 «Таня М., ученица 7 класса, в течение трех недель отсутствовала на уроках. После разговора классного руководителя с мамой выяснилось , что все это время Таня М. по утрам уходила в школу и возвращалась из школы в положенное время. При этом девочка показывала маме дневник с оценками, делала домашние задание и рассказывала о тех событиях, которые якобы происходили в школе. На вопросы взрослых о причинах подобного поведения Таня отвечала молчанием.»

* Что может быть причиной такого поведения девочки?

* Назовите не менее пяти возможных причин подобного поведения.

Приложение № 2

* Переформулируйте высказывания взрослых таким образом, чтобы они выражали принятие ребенка, оказавшегося в ситуации неуспеха.

А. «Мне надоели твои глупые выходки!»

Б. …

А. «Как можно быть таким непонятливым!»

Б. …

А. «Ты далеко не лучший ученик в классе».

Б. …

А. «Что из того, что ты получил пятерку по математике? Задачи решать ты так и не умеешь!»

Б. …

А. «Почему ты такой необщительный? У тебя даже друга нет!»

Приложение № 3

* Выберите из приводимых ниже ответов те, которые больше всего отвечают «Я- сообщению».

1.«На уроке учитель делает замечание ученику. Но тот продолжает отвлекать соседа по парте разговорами. Учитель начинает сердиться».

1 Да сколько же раз тебе надо говорить ! Прекрати!

2 Я начинаю сердиться, когда приходиться повторять одно и тоже.

3 Я больше не намерен терпеть! Когда ты начнешь слушать, что тебе говорят?

2.«Во время разговора двух взрослых ребенок то и дело прерывает их, желая привлечь к себе внимание».

1 Мне трудно беседовать, когда меня прерывают, так как я не могу закончить свою мысль. Подожди, когда мы закончим разговаривать.

2 Ты мне мешаешь, прекрати меня перебивать.

3 Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?

Приложение 4.

С помощью предлагаемых вопросов попробуйте  определить  своё  собственное отношение к детям. Выберите вариант ответа.

А – могу и всегда так поступаю (3 балла)

Б – могу, но не всегда так поступаю (2 балла)

В – не могу (1балл)

Можете ли Вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на возраст?

3. Признаться ребёнку в совершенной по отношению к нему ошибке?

4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

5. Владеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел Вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (принц)?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что желает и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться?

12.Не прореагировать, если Ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13. Устоять против детских просьб, если уверены, что это каприз?

30-39 баллов – ребёнок самая большая ценность в Вашей жизни. Вы действуете правильно.

16 – 29 баллов – забота о ребёнке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Вы то чересчур строги, то мягки .Склонны к компромиссам.

Менее 16 баллов – у Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнк

Приложение № 5

* Проанализируйте предложенную ситуацию.

«Маша, 3 г. 10 мес. Очень сложно привыкает к детскому саду. Топает ногами, кричит на маму, когда та приводит ее в детский сад. Отказывается от общения с другими детьми. Предпочитает сидеть в углу. Если к ней подходят другие дети, замахивается на них рукой, может ударить».

* Какие возможные причины, по вашему мнению, могли привести к подобному поведению девочки?

* Предложите выходы из сложившейся ситуации.

Приложение № 6

* Проанализируйте предложенную ситуацию.

«Даша (6 лет) часто проявляет инициативу помощи маме, но никогда не доводит дело до конца. Мать начинает ее ругать и говорить, что лучше бы она ничего ей не доверяла. Дочь на это обижается и плачет в своей комнате».

* Как вы думаете, к каким последствиям может привести подобный стиль общения с девочкой?

* Какие бы вы могли предложить варианты выхода из данной ситуации?

Приложение № 7

* Проанализируйте предложенную ситуацию.

* «Миша (4 года) с раннего детства привык спать в комнате родителей. Маме казалось, что так спокойней (не нужно вставать ночью и идти в другую комнату к ребенку). Со временем мнение мамы изменилось. Но любые попытки родителей оставить Мишу на ночь в его комнате сопровождаются протестом. Как только подходит время ночного сна, мальчик начинает капризничать, жаловаться на то, что у него (болит живот), (у него колючая пижама ),(тесная кровать) и т.д. Любые попытки уговорить Мишу не приносят результата, и он остается в спальне родителей».

* Что, по вашему мнению, могло стать причиной такого поведения мальчика?

*Как можно исправить сложившуюся ситуацию?

Приложение № 8

* Проанализируйте предложенную ситуацию.

«В семье появился младший ребенок. Старший сын (6лет) отказывается слушать родителей, кричит в то время, когда ребенок спит. Наказания на него не действуют».

«Мальчик, 4 года. Играя с другими детьми, отнимает игрушки, сталкивает с горки. Дети в группе предпочитают не принимать его в совместные игры».

* Какие причины могли вызвать подобные ситуации?

* Какие рекомендации можно предложить для их исправления?

Приложение №9

* Проанализируйте свое поведение. Какой, скорее всего, будет ваша реакция в подобной ситуации?  Пример:

У ребенка не получается домашнее задание. Он со злостью сбрасывает со стола учебник, тетрадь, ручку и кричит: «Надоело! Ничего не получается! Я не буду делать это задание!»Как правило, многие взрослые реагируют следующим образом:

«Немедленно все подними!» или «Пока все не сделаешь, из-за стола не выйдешь». При этом чувства ребенка не принимаются во внимание, взрослый диктует ребенку желаемое, с его точки зрения, поведения в данной ситуации. Попробуйте отреагировать иначе. Выясните причины, которые привели к возникновению данной ситуации и обсудите с ребенком способ ее разрешения.

Приложение № 10.

Проанализируйте ситуацию.

Кирилл Р. С удовольствием пошел в 1 класс, по словам родителей, «был самым умным в классе». Но уже в конце 1 класса он стал хуже учиться, обманывать родителей, когда речь шла о школьных заданиях. Мог сказать, что сделал все уроки, хотя и не приступал к их выполнению. На вопрос о том, что задали в школе, отвечал, что «ничего не было задано», хотя это не так. Обманывал учителя, когда тот спрашивал, почему не выполнено Д.З., придумывая фантастические истории о том, как отключили свет, затопили соседи и т.д. Наказания не помогали. Родители недоумевали: как такое могло произойти в их семье?

Что, по Вашему мнению, является возможной причиной детской лжи?

Какие выводы можно предложить в сложившейся ситуации?

Приложение № 11.

*Проанализируйте предложенные ситуации, определив чувства, которые испытывает ребенок и Ваш возможный ответ ему.

Ситуация 1. Старший сын – маме: «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая», а меня никогда не жалеешь».

Ситуация 2. «Сегодня на уроке я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись».

Ситуация №3. Ученик влетает в дверь: «Мама, я сегодня первым написал и сдал контрольную работу».

Ситуация № 4. «Ну, надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма».

Приложение № 12.

* переформулируйте замечания в Я-сообщения.

-Полюбуйтесь, на кого она похожа! А еще короче юбку не могла одеть? Чтобы больше в таком виде я тебя не видела.

- Сколько раз можно повторять! Убери свой телефон или выйди вон из класса!

Приложение № 13.

* Проанализируйте ситуации и предложите варианты их разрешения.

- Девушка заявляет своим родителям о том, что после своего 16-летия будет жить вместе с молодым человеком.

- По итогам первого полугодия Костя Н., учащийся 11 класса, не аттестован по ряду предметов. Причины – неготовность к урокам, невыполнение домашних заданий. Пропуски уроков. На вопросы учителей он говорит, что экзамены только в июне, поэтому сейчас не надо об этом беспокоиться, есть более важные дела.

Приложение 14.     

Понимаете ли Вы своего ребёнка?

*Я  знаю, кто его (её) лучший друг:

1) точно;  2) приблизительно;  3) не знаю.

*Мой сын (дочь) поссорился со своим лучшим другом:

4) я делаю вид, что ничего не замечаю; 5) сразу же обо всём расспрашиваю;  6) проявляю интерес, но не пристаю, терпеливо жду, когда заговорит сам.

*Как обо мне думают его (её) друзья:

7) положительно;  8) меня это не интересует;  9) не очень хорошо.

*Как я отреагирую, если у моего сына (дочери) появился взрослый друг (подруга) вне семьи:

10) отрицательно;  11) постараюсь узнать его (её) поближе; 12) всё оставлю на усмотрение моего сына (дочери)

*Узнав, что друг (подруга) моего сына (дочери) вёл себя недостойно:

13) запрещу дружить;  14) обсужу случившееся со своим ребёнком, предоставив ему самому(самой) сделать выбор; 15) не обращу внимания.

*Был ли у меня самого (самой) в жизни хороший друг (подруга):

16) был;  17) не был;  18) не могу сказать.

*Я запрещу сыну (дочери) дружить с каким-то конкретным человеком:

19) если он плохо влияет на сына (дочь); 20) если его авторитет в глазах ребёнка выше, чем мой; 21) если он не соответствует моим представлениям о друге.

*Друзья сына (дочери) пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?

22)в большинстве случаев смогу;  23) это удаётся только иногда;  24) вообще не удаётся.

*Сын(дочь) рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

25) всегда подробно;  26) не рассказывает совсем;  27) рассказывает только  об отдельных случаях.

*Лучший друг (подруга) сына (дочери) выразил желание поехать с вами на отдых летом:

28) радуюсь;  29) возражаю; 30) мне всё равно

Подсчитайте сумму: 1-5;   2-3;    3-0;    4-2;    5-0;     6-5;     7-5;     8-0;     9-1;    10-0;   11-5; 12-2;    13-1;    14-5;   15-1;    16-3;    17-1;    18-0;    19-3;    20-1;    21-1;    22- 5;    23- 3;     24-1;    25-1;    26-0;    27-3;    28-5;    29-1;    30-0

Оптимально - 44б., Меньше 15б. - необходимо пересмотреть воспитательную позицию.

1. Взрослые не должны забывать о важности совместной деятельности, совместных игр и занятий

2. Ценно всё то, что связано с  учебной деятельностью. Произвольное поведение. Планирование результатов действий и рефлексия. Эмоциональная впечатлительность. Ребенок постепенно утрачивает детскую непосредственность.

3. Испытывает переживания «уже не ребенка, но еще и не взрослого»

Подростковый возраст – это пора стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия собственного «Я», обретения новой социальной позиции.

Кризис идентичности. Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Кризис во внешних проявлениях. Половое созревание. Повышенная раздражительность и чувствительность, беспокойство и легковозбудимость

Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении

Что нужно знать, чтобы правильно общаться с детьми. (СЛАЙД № 2)

Основа для эффективного взаимодействия с детьми различного возраста

являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности

ребенка и ответных чувствах  взрослых.

Проявление любви родителей к своему ребенку

Симпатия – антипатия

Уважение – неуважение

Близость – отдаленность

Типы родительской любви

Действенная любовь (С, У, Б)

Отстраненная любовь ( С, У, отдаленность)

Действенная жалость (С, неуважение, близость)

Отвержение и презрение (А, Н, отдаленность)

Задача взрослых – создание у детей уверенности в том, что их уважают, о них заботятся. (СЛАЙД № 3)

                     Правила безусловного принятия (правило трех П)

Понимание – умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка  (Приложение 1)

Принятие – положительное отношение к ребенку, его индивидуальности независимо от того, радует он взрослых в данный  момент  или нет.

Признание – предоставление ребенку права в решении тех или иных проблем, право на совещательный голос  (Приложение2)

Правила эффективного слушания (СЛАЙД № 4)

Уделяйте общению с ребёнком специальное время.

Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать.

Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова.

Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие.

Используйте формулу «Я – сообщения»  (Приложение3)

Типичные ошибки (СЛАЙД № 5)

Приказы, команды

Предупреждения, предостережения, угрозы

Мораль, нравоучения, проповеди

Советы, готовые решения

Критика, выговоры, обвинения

Похвала

Обзывание, высмеивание

Догадки, интерпретации

Выспрашивание, расследование

Сочувствие на словах, уговоры (Приложение 4)

Дошкольник – трудности воспитания ( СЛАЙД № 6)

Детская агрессивность следствие неудовлетворенной потребности ребёнка в общении (СЛАЙД № 7)

Агрессивное поведение самих взрослых.

Что делать? Дети усваивают те формы поведения, которые видят

Недостаточное проявление любви к ребёнку.

Что делать?  Чувства, выраженные через прикосновения, имеют большее значение, чем попытки что-либо объяснять.

Протест против действий, запретов взрослых.

Что делать?  « Я то, что я могу сам сделать»

Отсутствие коммуникативных навыков. (Приложение 5)

Что делать? Учить ребёнка неагрессивным  способам установления контакта с другими детьми.

Застенчивость (СЛАЙД № 8)

Сильная привязанность ребёнка к матери

Что делать?  Расширять круг общения ребёнка, приводить его в новые места и знакомить с новыми людьми.

Отсутствие социального опыта, неумение разрешать сложные ситуации в общении.

Что  делать?  Необходимо научить ребёнка правильно  реагировать на различные ситуации.

Завышенные  требования  в  адрес  ребёнка  со  стороны  родителей, постоянная критика в его адрес.

Что делать?  Постоянная поддержка  ребёнка  взрослыми. (Приложение 6)

Детские  капризы – бурные проявления гнева и злости  (СЛАЙД № 9)

Чрезмерная забота на фоне полной вседозволенности со стороны  родителей.

Что делать?  Чёткая система  требований, с которыми ребенка нужно ознакомить и строго следить за их выполнением.

Ограничение жизненно важных интересов и потребностей, с которым ребёнок не может примириться.

Что делать?  Найти приемлемое  направление для проявления детской активности и любознательности

Привлечение внимания родителей как своеобразная просьба помочь, вмешаться.

Что делать? Обучить более эффективным, социально приемлемым способам

получения внимания. (Приложение 7)

Упрямство, активное отвержение требований взрослых (СЛАЙД № 10)

Излишняя строгость, давление со стороны родителей, требование родителей о беспрекословном послушании ребенка.

Что делать?  Готовность взрослого к диалогу, умение уступать, прислушиваться к мнению другого.

Резкое изменение жизненного уклада ребенка.

Что делать?  Донести  до  ребёнка  суть произошедших изменений.(Приложение 8)

ВЫВОД:

Взрослые не должны забывать о важности совместной деятельности, совместных игр и занятий

Младший  школьник: способы преодоления проблем взаимодействия (СЛАЙД № 11)

В свете современных знаний школьная система должна считаться

провалившейся, если она может заставить детей учиться только

путем угроз»     Р. Скиннер.

Младший школьный возраст – с  6-7 до 10-11 лет.

*С 7 лет – кризис 7-и лет «хочу быть школьником».

Ценно всё то, что связано с  учебной деятельностью.

*Произвольное поведение.

*Планирование результатов действий и рефлексия.

*Эмоциональная впечатлительность. Ребенок постепенно утрачивает детскую

непосредственность.

Тревожность (СЛАЙД № 12)

Индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Причины повышения уровня тревожности

Завышенные  требования со стороны взрослых, которым ребёнок не может соответствовать.

Что делать? Подбадривать ребёнка, если он оказался в ситуации неуспеха. Научить говорить ребёнка о своих тревогах. Телесный контакт.(Приложение 9)

Противоречивые требования родителей и школы.

Что делать?  Необходимо избегать подобные ситуации.

Повышенная тревожность как личностная особенность ребенка.

Что делать? Исключить оценку личности ученика, а оценивать результат его деятельности

Ложь - намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация. (СЛАЙД № 13)

Ложь как стремление избежать наказания.

Что делать? Проанализировать систему запретов и наказаний.

Ложь как стремление получить нечто, чего иначе не получишь.

Что делать? Важно, чтобы действия ребёнка, связанные с ложью, не приносили успеха и не способствовали получению желаемого.

Ложь как стремление избежать страха унижения.

Что делать? Важно позволить ребёнку «сохранить лицо».

Ложь как стремление повысить свой социальный статус.

Что делать? Помочь ребёнку найти приемлемые способы удовлетворения потребности в значимости для семьи, сверстников.

Ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь.

Что делать? Ребенку нужно иметь возможность самому подумать о своих переживаниях, осмыслить их без внешнего вмешательства. (Приложение 10)

Подросток: поиски взаимопонимания. (Приложение11)

Возраст от11-12 до 14-15 лет (СЛАЙД № 14)

Испытывает переживания «уже не ребенка, но еще и не взрослого»

Подростковый возраст – это пора стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия собственного «Я», обретения новой социальной позиции.

*Кризис идентичности

*Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности

*Кризис во внешних проявлениях

*Половое созревание

*Повышенная раздражительность и чувствительность, беспокойство и легковозбудимость

Трудности (СЛАЙД № 15)

Трудности в отношениях со взрослыми (Приложение12)

Снижение интереса к школе, к учебным занятиям (Приложение 13)

Поиск своего Я

Проблема выбора карьеры

Членство в группе сверстников

Алкоголь и никотин

Составляющие доверительного контакта (СЛАЙД № 16)

Искренность

Эмпатия

Безусловное уважение

«Ты все равно молодец, потому что…», «Мне это знакомо, я тоже сталкивался с похожей ситуацией…», «Благодаря этому ты …»,

«Знаешь, это действительно сложно….», «Давай вместе попробуем разобраться в случившемся…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия "Навыки личной эффективности. Тайм-менеджмент."

Продолжение семинара "Навыки личной эффективности."...

Семинар №6 Навыки профессиональной и личной эффективности. Искусство договариваться.

Почему мы повышаем голос, когда хотим доказать свою правоту, "достучаться" до другого человека? Потому что нам кажется, что он нас не слышит.Тогда мы усиливаем звук, перекрикиваем, полагая, что наши с...

Навыки профессиональной и личной эффективности. Семинар №7"Сила убеждений"

Мы время от времени спрашиваем себя: почему именно сейчас мы этим недугом заболели?  Что стало  причиной? Как так получилось, что ни у кого в семье нет такого заболевания, а у меня случилось...

Моё педагогическое кредо «Профессиональные навыки – путь к успеху во взрослой жизни».

Время бежит стремительно. Когда-то и  я пошел в школу и ощутил, всеми знакомые, впечатления от всего нового, необычного. Мысленно переношу  свое восприятие на современных мальчишек и станови...

ООО «Образовательно-издательский центр «Академия». НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР по проблеме: Комплексный подход эффективного внедрения электронного обучения в профессиональных образовательных организациях (ПОО)

20.11.2015. ООО «Образовательно-издательский центр «Академия» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж ...

Семинар-практикум "Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"

Цель: согласование ресурсов и решений проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ участниками межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; с...

Сборник методических материалов "Твоё профессиональное Я" или эффективная практика предпрофессиональной подготовки детей с девиантным поведением в Крэш-школе.

Сборник методических материалов "Твоё профессиональное Я" или эффективная практика предпрофессиональной подготовки детей с девиантным поведением в Крэш-школе.  В сборнике размещены прог...