Инклюзивное обучение
статья (5 класс) по теме

Хавренко Людмила Владимировна

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это интегрированность в общество детей с ограниченными возможностями, одаренных детей, детей-мигрантов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл инклюзивное обучение37.82 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное обучение

Слайд 1

Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.

 На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

                                                                                            Кофи Аннан. 1998

Слайд2

ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС НЕ МОЖЕМ ПОКОНЧИТЬ С НАШИМИ ОТЛИЧИЯМИ, МЫ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, В СОСТОЯНИИ СДЕЛАТЬ МИР МЕСТОМ, БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ МНОГООБРАЗИЯ. Джон Фицджералъд Кеннеди

Слайд 3

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это интегрированность в общество детей с ограниченными возможностями, одаренных детей, детей-мигрантов. Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а также социально-экономический статус семьи, имеют равные права и включены в общую систему образования – воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности.

 Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка , чем-то отличающегося от принятой нормы. Крайне важно, что инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позицию общества в отношении таких людей и способствует развитию толерантности и социального равенства.

Слайд 4

«Оказание детям (а детям риска особенно) постоянной необходимой педагогической поддержки делает их успешными, победными как в учении,

так и в жизни, социальном становлении, развитии»                          

              Г.Ф. Кумарина

Слайд 5

Инклюзивным (включающим) образованием сейчас называют возможность детей с особыми образовательными потребностями учиться вместе с обычными детьми - в школе, детском саду, вузе.

Суть такого образования в том, что дети-инвалиды ходят не в специализированные учебные учреждения, а в обыкновенную школу, и не в специальный класс, а в обычный.

Инклюзивное образование - это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Инклюзия в образовании включает в себя:

  1. Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
  2. Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
  3. Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников;
  4. Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
  5. Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
  6. Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  7. Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
  8. Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
  9. Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ;
  10. Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами;
  11. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе. (Показатели инклюзии. /Практическое пособие. Тони Бут, Мэл Эйнскоу, под редакцией Марка Вогана, основателя Центра изучения инклюзивного образования. Бристоль, Великобритания Перевод пособия осуществлен РООИ ■ «Перспектива» Москва, Россия).

Предполагаемые результаты инклюзии:

  1. У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
  2. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
  3. Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
  4. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
  5. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
  6. Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
  7. Существуют процедуры оценки эффективности

Слайд6

Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие. Недискриминация – один из основных принципов, относящихся к инклюзивному образованию.

Общее закрепление принципа доступности образования для детей с ограниченными возможностями, однако, не является достаточной гарантией обеспечения обучения ребенка в обычной группе (классе) вместе с другими детьми во всех случаях. Данное положение должно быть подкреплено экономически и организационно-педагогически. Только тогда возможно реальное включение ребенка с особыми образовательными нуждами (имеющего, например, особенности слуха, зрения или речи) в обычные условия.

Слайд7

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того чтобы не "импортировать" систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:

дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;

программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике "комбинированному") детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;

методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;

В существующей образовательной системе помощь детям с проблемами сосредоточилась на достижении адаптации, что подразумевает в основном некоторую локальную "работу над дефектом", в то время как полноценная работа по развитию и обучению предполагает смещение акцента на интеграцию.

Интеграция основывается на концепции "нормализации", в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Применительно к детям это означает следующее:

  1. Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых - потребность в любви, принятии и стимулирующей развитие обстановке.
  2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.
  3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей—способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.
  4. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование

Принципы «нормализации» условий развития детей со специальными образовательными потребностями, сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов

Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский.

Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.

Впоследствии, идеи Л.С. Выготского реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.

Слайд8

Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты;

 Все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения;

Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо.

 Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье;

Российские ученые предлагают следующие организационные формы интегрированного обучения:

обучение в обычных классах общеобразовательной школы;

обучение в специальных классах общеобразовательной школы, частичная интеграция во время внеклассной деятельности;

обучение в коррекционном учреждении и перевод ученика в общеобразовательную школу;

полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения.

Преимущества интеграционной системы для личностного и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями, так и детей без подобных ограничений условно можно разбить на следующие подгруппы (на практике неразделимые друг с другом);

преимущества социального характера

        развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;

•        обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;

•        развитие толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества психологического характера

        исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества медицинского характера

подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;

исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей »;

преимущества педагогического характера

рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

Слайд 9 - 10

Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым, мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе

Слайд11 -12

Принцип организации обучения

Инклюзия – современный подход к организации обучения, означающий реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей,  все учащиеся учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.

 Инклюзия означает раскрытие потенциала каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.

Слайд 13

Цель :

принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,

 возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.

Слайд 14

Современные технологии в инклюзивном образовании

  1. Речевые и познавательные игры
  2. Благоприятный психологический климат
  3. Использование иллюстративных, аудио- видеоматериалов,ТСО

Слайд 15

Индивидуальные программы обучения

Психолого- педагогическая диагностика

планирование

Формы и методы обучения

Слайд 16

Индивидуальный учебный план

Индивидуальная программа

Выбор предметов, занятий самим учеником

Рациональная организация урока

Оригинальная методика каждого учителя

Дифференцированная помощь

Слайд 17

Интегрированное преподавание

 «Возвращение по программе»

Наглядные и тактильные пособия

Выполнение заданий письменно или наоборот

Атмосфера «безопасности»

Не бывает чужих детей, не бывает беды чужой!...

В нашем обществе работа по организации инклюзивного обучения только начинается. Дети с особыми образовательными потребностями находятся почти в каждом образовательном учреждении .

Создание действующей модели инклюзивных школ поможет педагогической общественности реализовать несколько направлений оптимизации коррекционно - развивающего направления в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности:

обучение педагогов образовательных школ методам работы в рамках адаптивного, итегрированного и инклюзивного образования;

активизация взаимодействия родителей со специалистами и оптимизация внутрисемейных отношений;

-        обеспечение возможности обучения в коллективе сверстников, детям с особыми образовательными потребностями и тем самым, снижение количества социально дезадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры детей и подростков.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что успех организации инклюзивного образования всецело зависит от гибкости администрации, от наличия единомышленников в коллективе, от уверенности педагогов в правильности выбранного направления работы и от продуманной системы психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Слайд 18

Занятие в группе продленного дня

 – мы как воспитатели ГПД  можем проводить занятия
разработаны на основе цикла интерактивных методов обучения и рассказывать о детях - инвалидах: в виде

 

  1. проведение ролевых игр
  2. опросы и обсуждения
  3. просмотр видеоматериалов
  4. проведение конкурсов
  5. проведение разминок

Такие занятия дают детям возможность получить новую информацию о людях с инвалидностью и самостоятельно сделать выводы.

Слайд 19

В ходе занятий обсуждаются темы

какие бывают инвалиды;

  с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе;

  где и кем могут работать;

  какими видами спорта и творчества могут                                                                                                                      заниматься;

  какие приспособления необходимы для реализации их возможностей.

В итоге дети понимают, что люди с инвалидностью такие же, как и все остальные и должны иметь равные права и возможности.

Слайд  20

 В своей работе  на занятиях при освещении темы инклюзивное обучение использовать компитентностный подход в:

Использовании информационных технологий

Умении разрешать проблемы

Работать  с людьми

Толерантность во всех ее проявлениях

Слайд 21

Принципы инклюзивного обучения

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  4. Все люди нуждаются друг в друге
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Слайд 22

И так выводы:

  1. организация инклюзивной среды, где каждого принимают и считают важным членом коллектива;
  2. применение различных видов помощи при обучении;
  3. коррекционно-развивающие занятия с психологом;

Для воспитателя это означает, что он должен разработать и воплотить в жизнь такие методы обучения и практические приемы, которые направлены на развитие соответствующей культуры в группе. Важно понимать, что в основе этой культуры лежат следующие принципы:

каждый ребенок имеет право учиться в обычном классе;

у каждого ребенка свои индивидуальные способности и потребности, которые должны быть приняты к сведению;

все дети обучаемы;

в образовательном процессе учитель и ученики действуют как коллеги.

В заключение:

– Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии – если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем  получить нужные результаты

– Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения

– Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье.

Изменение отношения к обучению детей-инвалидов в общеобразовательных школах это важнейший шаг в процессе развития инклюзивного образования, так как важнейшей задачей инклюзивного образования является полноценное развитие детей-инвалидов наравне со своими сверстниками.

Слайд 23

Воспитывать в себе толерантность  

Слайд 24

Цветок толерантности

Слайд 25 – 27 читать по слайдам

Слайд 28

    «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность  своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и  стать полноценным его членом»                                                           Дэвид Бланкет

Автор составитель Хавренко Л.В. воспитатель ГПД, МКОУ Коченевская СОШ№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа инклюзивного обучению детей с ЗПР

Описание опыта частичной инклюзии учеников с ЗПР в общеобразовательную школу....

Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного и инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Опытно-экспериментальная  апробация модели по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)...

Инклюзивное обучение. Рабочая программа по информатике.4 класс

Наряду с общеобразовательными курс призван решить ряд специфических коррекционных задач:-овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере,-умениями использовать компьютерную технику дл...

Инклюзивное обучение. Рабочая программа по информатике.8 класс

Важнейшей отличительной особенностью курса информатики с точки зрения деятельностного подхода является включение специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую иг...

Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 7 класс (инклюзивное обучение)

Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...

Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 6 класс (инклюзивное обучение)

Данная программа «Музыка и пение» для 6 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе: Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под ре...