Реализация ФГОС на ступени начального общего образования. Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ
методическая разработка на тему

Буряченко Елена Васильевна

Программа   ставит цели и задачи, описывает принципы оргнизации деятельности с учащимися, основные направления, содержание работы по формированию экологической культуры и ценностного отношения к здоровому  образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия имени Горького А.М.»

Москаленского муниципального района

Омской области

______________________________________

Принята                                 Согласована                Согласована  сУО                          Утверждаю

на Совете гимназии           с ММБУ РМЦ                     Начальник ОУ                           директор гимназии                       _________                            ____________                    ___________                               ________________

Согласована с ПК                  Е.Н.Джура                            В.И.Фабер                               А.Я.Гейнц

 Протокол №            «    »____ 20011года                «   »____2011года                            « ___  2011года                     «   »______2011года                                                                                    

Программа формирования  экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни у обучающихся  на ступени начального общего образования

Москаленки-2011

Нормативно – правовая  база  

для разработки  Программы  формирования экологической культуры,  здорового  и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования

________________________________________

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  4. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.10 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г.  № 19993)
  5. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ И НИИ гигиены и охраны здоровья  детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  6. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
  7. Приказ Министерства и науки HA от 22 .09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
  8. Концепция УМК «Школа 2100».

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи программы
  3. Принципы реализации программы
  4. Содержание программы. Механизм ее реализации.
  1. Раздел 1. «Здоровье»
  2. Блок 1. Здоровьесберегающая инфраструктура
  3. Блок 2. Мониторинг здоровья и  медицинское обслуживание
  4. Блок 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности
  5. Блок 4. Система внеклассных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся (физкультурно-оздоровительные, информационно-просветительские, спортивно-массовые и профилактические мероприятия)
  6. Блок 5. Просвещение родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
  7. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни  в процессе урочной деятельности.  Примерное  содержание
  8. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни  в процессе  внеурочной деятельности.  Примерное  содержание
  9. Раздел 2. «Экология»
  10. Блок 1.   «Система урочных и внеурочных  мероприятий по формированию экологической культуры обучающихся»
  11. Блок 2.   «Просвещение родителей по вопросам  формирования  экологической культуры  детей»
  12. Формирование экологической культуры   в процессе урочной деятельности.  Примерное  содержание
  13. Формирование  экологической культуры  в процессе  внеурочной деятельности.  Примерное  содержание

  1. Кадровое обеспечение программы.
  2. Совместная деятельность гимназии, семьи и общественности  по формирования  экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни у обучающихся  на ступени начального общего образования

  1. Планируемые результаты.
  2. Материально-техническое, информационно-методическое обеспечение программы
  3. Диагностика  в ходе реализации  программы

  1. Пояснительная    записка.

              Здоровье  человека можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

         Все эти компоненты вместе  характеризуют  «здоровье»  как  целостное понятие, которое является  одной из  важных составляющих жизни человека. Здоровье формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.

         Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется  здоровье - самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая успешную реализацию всех остальных.   Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь его  организм,  в связи с чем ослабляется его  здоровье.  По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических заболеваний среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4 раза. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. По данным Минздравсоцразвития России, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, 40%- относятся к группе риска.

         Актуальность разработки данной программы  для учащихся  на ступени начального общего образования  обусловлена,  прежде всего, ослабленным  состоянием здоровья учащихся в целом,  ростом приобретаемых хронических заболеваний  эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы,  желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата,  зрительных органов,  заболевания нервной  системы и др.  

         Перед школой встают сразу две задачи: во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение, во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни.  

        Здоровый образ жизни (ЗОЖ) должен стать потребностью каждого современного  ребенка. Для этого необходимо изменить общественное отношение к здоровью, повысить персональную ответственность.

          Формируя ценностное отношение  к здоровому и безопасному образу жизни,  важно уделять особое внимание формированию представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Согласно Концепции общего среднего экологического образования «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью». Необходимо заложить  в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, ведь от этого, в первую очередь, зависит его собственное здоровье.  Вот почему так важно  научить ребёнка беречь красоту природы,  заботиться  об улучшении окружающей среды, не допускать её разрушения и загрязнения, научиться  рациональному  природоиспользованию. Необходимо  сформировать у обучающихся  моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды во благо здоровья человека.

         Программа формирования  экологической  культуры ,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся— это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья как одного из ценностных составляющих,  а также выработку  навыков экологически грамотного и безопасного поведения.

Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  1. неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  2. факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые     приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к  последнему году обучения;
  3. активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  1. Цели и задачи программы

2.1. Цель программы: создание условий для  сохранения, поддержки и укрепления  здоровья учащихся на ступени начальной общего образования, воспитания у них  ценностного  отношения к здоровому и  безопасному  здоровью; формирование  экологической культуры личности как регулятора отношений человека  и природы.

2.2. Задачи программы:

2.2.1.. Организационные задачи:

  1. Укрепление   взаимодействия  гимназии с семьей и социальными субъектами  по вопросам сохранения  здоровья детей;  формирование экологичсекой культуры обучающихся;
  2. Организация  системной информационно – просветительской  работы среди учащихся  и родителей по вопросам формирования  экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  3. Организация активной  физкультурно –оздоровительной,  профилактически-оздоровительной, социально-экологической, экологической   деятельности, направленной на формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;   разработка   эффективной системы   урочной и внеурочной системы  работы с обучающимися;
  4. Укрепление материально-технической  и методической  базы;
  5. Становление системы внутригимназического  мониторинга  достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

2.2.2. Личностные задачи в области формирования экологической культуры:

  1. Воспитание любви и уважения к природе, понимания её самоценности;
  2. Формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе; развитие экологического сознания;
  3. Формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть её красоту;
  4. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения, элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;
  5. Формирование элементарных представлений о человеке, как биосоциальном существе и среде его жизни;
  6. Привлечение к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению её состояния;
  7. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера окружающей среды;
  8. Формирование культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

2.2.3. Личностные задачи в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

  1. Формирование у обучающихся   представлений об основных компонентах культуры здоровья,  здорового  и безопасного образа жизни;
  2. Формирование   у учащихся представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; а также  формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  3. Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
  4. Формирование умений  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;  выполнять правила личной гигиены и  самостоятельно поддерживать свое здоровье;
  5. Формирование  представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;
  6. Формирование представлений о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;  навыков  позитивного коммуникативного общения;
  7. Приобщение   учащихся к разумной физической активности, формирование  потребности  заниматься физической культурой  и спортом, вести активный образ жизни;
  8. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

  1. Принципы реализации программы:

  1. Принцип  системно-деятельностного  подхода.  Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить физическое здоровье обучающегося, если не совершенствовать  его эмоционально- волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка.  Невозможно сохранить здоровье, если не заботиться об экологии окружающей среды, не формировать экологическую культуру. Невозможно сформировать навыки  экологически грамотного, здорового и безопасного поведения, не включив ребенка в деятельность. Деятельность позволит и  получить опыт социального действия,  который  будет способствовать  формированию  позитивного отношения  к  таким базовым ценностям,  как здоровье и экология.

  1. Принцип консолидации усилий. Успешное решение задач  формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни  возможно  только при объединении  усилий  образовательного учреждения,  семьи и социума.

  1. Принцип непрерывности  образования и воспитания. Если мы хотим сформировать у ребенка привычки и навыки здорового образа жизни,  экологически грамотного поведения, то  «мероприятия» должны быть не одноразовыми, а представлять собой определенную повторяющуюся цепочку, систему,  стать нормой жизни.

  1. Комплексный подход. Единство физкультурно-оздоровительной, информационно-просветительской, спортивно-массовой, социально-экологической, трудовой, социальной  профилактической  работы с обучающимися, направленное  на развитие здоровой, гармоничной личности,  экологически грамотной личности.

  1. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Принцип предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему предметного содержания, внеурочной деятельности,  а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала, материала воспитательных событий каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования и воспитания, реализации индивидуальных образовательных и воспитательных  программ, адекватных развитию ре6енка.

  1. Содержание программы. Механизм ее реализации.

          Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность –  ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережного отношения к природе  происходит при решении соответственных ситуаций  по окружающему миру, физической культуре, русскому языку,  литературному чтению и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

Внеурочная деятельность  – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах,  экскурсиях,  КТД,   в занятиях дополнительного  образования и т.д., а также  это   начальный  опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (акции, проекты, десанты и т.

Программа  включает в  себя следующие  взаимосвязанные разделы и блоки:

  1. Раздел  «Здоровье»

Раздел «Здоровье» включает пять блоков.

  1. Здоровьесберегающая инфраструктура
  2. Мониторинг здоровья и  медицинское обслуживание
  3. Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности
  4. Система урочных  и внеурочных форм работы  по  формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
  5.  Просвещение родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, их безопасности

        

1 БЛОК. «Здоровьесберегающая инфраструктура»

Реализация блока «Здоровьесберегающая инфраструктура»   включает:

  1. Обеспечение соответствия состояния и содержания здания и помещений гимназии (филиала) санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  2. Обеспечение  необходимого  оснащения помещений для питания учащихся, а также хранения и приготовления пищи;
  3. Организацию качественного горячего питания учащихся;
  4. Обеспечение оснащенности кабинетов, физкультурного зала необходимым инвентарем и спортивным оборудованием;
  5. Обеспечение функционирования медицинского кабинета;
  6. Обеспечение необходимого квалифицированного состава специалистов, осуществляющих оздоровительную работу с учащимися;
  7. Обеспечение благоприятного психологического климата в классе, в ОУ в целом.

2 БЛОК.   «Мониторинг здоровья и  медицинское обслуживание»

               Реализация блока «Мониторинг здоровья и  медицинское обслуживание» включает:

  1. Комплексную  оценку состояния здоровья, условий и образа жизни обучающихся  при зачислении их в гимназию;
  2. Ежегодные мониторинги с целью определения физического  и психофизического здоровья учащихся;
  3. Психологический мониторинг здоровья учащихся начальной школы;
  4. Обеспечение плановых диспансеризаций и медосмотров;
  5. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни;
  6. Профилактическую работу во время эпидемий; привитие обучающихся согласно приказам Минздрава;
  7. Ежедневный   контроль за  здоровьем обучающихся; работу медицинского кабинета.

3 БЛОК.  «Рациональная организация урочной и внеурочной  деятельности»

          Реализация блока «Рациональная организация урочной и внеурочной  деятельности» включает:

  1. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему урочной и внеурочной  нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
  2. Использование технологий, методик, методов, форм обучения, адекватных возрастным  возможностям и особенностям обучающихся; использование методик, прошедших апробацию;
  3. Контроль за введением инноваций в учебный процесс;
  4. Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения;
  5. Обеспечение индивидуализации  обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности);
  6. Рациональная организация уроков физической культуры и занятий двигательного характера;
  7. Рациональное чередование труда и отдыха обучающихся,  включение в учебный процесс динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной и физической разгрузке учащихся и повышению двигательной активности;
  8. Рациональную эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

4 БЛОК.  «Система урочных и внеурочных форм работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни»

Реализация блока «Система внеклассных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся» включает:

  1. Разработку системы физкультурно-оздоровительных, информационно-просветительских, спортивно-массовых и профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганду ЗОЖ;
  2. Разработку системы профилактических мероприятий, направленных на формирование навыков безопасного образа жизни;
  3. Реализацию дополнительных образовательных программ, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  4. Организацию работы спортивных секций для младших школьников на базе гимназии;
  5. Включение учащихся в работу секций учреждений дополнительного образования; организация и проведения  с социальными субъектами совместной  оздоровительной и профилактической работы с учащимися.

5 БЛОК.  «Просвещение родителей по вопросам сохранения

и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности»

Реализация блока «Просвещение родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности» включает:

  1. Лекции, семинары, консультации для родителей по вопросам роста и развития ребенка, его здоровья; обеспечения безопасности жизни ребенка;
  2. Организацию совместной работы педагогов гимназии и родителей по подготовке физкультурно-оздоровительных, информационно-просветительских, спортивно-массовых и профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганду ЗОЖ;
  3. Ознакомление родителей с результатами диагностик и мониторингов, рекомендации специалистов по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию навыков безопасного поведения

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни  в процессе урочной деятельности.  Примерное  содержание

Область реализации

Содержание деятельности

1

Здоровьесберегающая гимнастика

 Здоровьесберегающая гимнастика для различных частей тела (упражнения-энергизаторы) применяется на всех уроках с целью физического расслабления основных групп мышц,  задействованных в работе, а также психоэмоциональном расслаблении. Гимнастика снимает напряжение, повышает работоспособность.

2

Использование возможностей УМК в образовательном процессе.

Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

3

Здоровьесберегающие технологии

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения  к сохранению собственного здоровья, обеспечения собственной безопасности  реализуется педагогами в  течение всего учебно-воспитательного процесса, на каждом уроке (правила  культуры чтения и письма, гигиенические  навыки  учебной деятельности (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.)


Применяются образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.



4

Курс «Физическая культура»

Весь материал способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы программы.  Учащиеся получают сведения о значении для здоровья тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме, приобщаются к занятию спортом. Учащиеся овладевают  комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, осознают их смысл, значение  для укрепления здоровья.



5

Курс «Окружающий мир»

На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о сохранении здоровья, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья», получают знания  о факторах, опасных  для здоровья ,  знакомятся в с правилами здорового питании, способы  сохранения и укрепления здоровья При работе над темами «Вода», «Воздух» рассматриваются не только их свойства, но и значение для человека в плане сохранения и укрепления здоровья; рассматриваются вопросы охраны окружающей среды, и какую роль играет это для сохранения здоровья человека; дети получают ответы на вопросы «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?».

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

6

Курсы «Русский язык» и «Литературное чтение»

На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) .  Осмысление ценностей здорового и безопасного образа жизни происходит в процессе анализа текстов соответствующего содержания, в процессе выполнения творческих работ,  воспитывающих ценностное отношение к здоровью.


7

Курс «Технология»

На уроках технологии  учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях.

8

Другие курсы

Здоровьесберегающие технологии, гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.; выполнение творческих работ проектов по здоровьесбережению

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни  в процессе внеурочной деятельности.  Примерное  содержание

Виды деятельности

Формы работы с учащимися

1

Проблемно-ценностное общение

Дискуссии,  проблемная беседа о  ЗОЖ, БОЖ, встречи с интересными людьми, кружки

2

Спортивно-оздоровительная

Спортивные турниры, соревнования, малые олимпийские игры, Дни здоровья,  занятия спортивных секций, динамические перемены, спортивные игры, оздоровительные выезды (бассейн, Ледовый дворец, аквапарк), походы (пешие, лыжные)

3

Туристско-краеведческая

Спортивно-туристические походы,  пешие поды с проведением оздоровительных акций, кружки

4

Игровая

Спортивные игры на свежем воздухе, интеллектуальные игры по теме ЗОЖ и БОЖ

5

Познавательная

Познавательные беседы, конкурсы, олимпиады , интеллектуальные клубы, интеллектуальные турниры  по направлению «ЗОЖ и БОЖ» , кружки

6

Художественное творчество

 Конкурсы творческих работ по теме ЗОЖ и БОЖ, выставки (рисунки, сочинения, газеты, листовки, плакаты, презентации); КТД, театр, агитбригады, фестивали

7

Социальное творчество

Оздоровительные акции, проекты, КТД с выходом в социум (школьный и внешкольный)

Динамическая  перемена

Динамические перемены проводятся ежедневно. Продолжительность перемены -20-25 минут.  Динамическая перемена  имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение  дыхательной гимнастики, подвижных игр,  способствующих эмоциональной разрядке, снятию  чувства усталости, напряжения нервной  системы, повышению  работоспособности.    

Примерная тематика   бесед  по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  для учащихся начальной школы :

  1. Режим дня.
  2. Правильная посадка за партой.
  3. Личная гигиена, уход за телом.
  4. Уход за зубами.
  5. Закаливание.
  6. Классная комната учащихся.
  7. Вредные привычки.
  8. Двигательная активность.
  9. Рациональный отдых.
  10. Предупреждение простудных заболеваний.
  11. Физический труд и здоровье.
  12. Как сохранить хорошее зрение.
  13. Предупреждение травм и несчастных случаев.
  14. Общее понятие об организме человек.
  15. Чем человек отличается от животного.
  16. Роль витаминов для роста и развития человека.
  17. Здоровое питание

Рабочие программы  внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ и БОЖ

Программа  предполагает   разработку и реализацию   рабочих программ   внеурочной  деятельности по данному направлению  (реализация имеющихся программ или разработка собственных).

Примерное программное содержание по классам:

 

  Ступень образования

Содержательные линии

 1 класс

Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я  умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания,  какая польза  от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни

 2 класс

Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического  и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения.

  3 класс

Осознанно  о правильном  и здоровом питании,  витамины в моей жизни, правила  оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.

4 класс

Спорт в моей жизни,  нет вредным привычкам,  роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово!

2. Раздел «Экология»

Раздел «Экология» включает два блока:

  1. Система урочных и внеурочных  мероприятий по  формированию экологической культуры
  2. Просвещение родителей по вопросам  формирования  экологической культуры  детей

1 БЛОК.  «Система урочных и внеурочных  мероприятий

по формированию экологической культуры обучающихся»

Реализация блока включает:

  1. Разработку системы урочных и внеурочных форм работы с учащимися по формированию  экологической культуры обучающихся;
  2. Разработку системы    мероприятий, включающих детей в социально-значимую и экологическую деятельность, направленную н формирование ценностного отношения к природе;
  3. Реализацию дополнительных образовательных программ, направленных на формирование экологической культуры школьников;
  4. Организацию  и проведение  с социальными субъектами совместной  социально-экологической работы с учащимися.

  1. БЛОК.  «Просвещение родителей по вопросам  формирования  экологической культуры  детей»

Реализация блока «Просвещение родителей по вопросам  формирования экологической культуры детей» предполагает:

  1. Проведение бесед, лекции,  для родителей по вопросам формирования  у детей экологически грамотного поведения в быту и природе;
  2. Организацию совместной работы педагогов гимназии и родителей по подготовке  и проведению социально-экологических акций, проектов

Формирование экологической культуры  в процессе урочной деятельности.  Примерное  содержание

  1. Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил
  2. Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
  3. Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
  4. Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы: сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного

Формирование экологической культуры  в процессе внеурочной деятельности.  Примерное  содержание

  1. Беседы о родной природе (1-4 класс);    
  2. Просмотр и обсуждение фильмов (1-4);
  3. Экскурсии в природу (1-4);
  4. Туристско-краеведческие экспедиции (3-4);
  5. Экологические , социально-значимые акции , десанты(1-4);
  6. Подкормка птиц, изготовление кормушек (1-4);
  7. Экологические патрули, социальные и экологические проекты (2-4);
  8. Прогулки на лоно природы  во все времена года (1-4 класс);                
  9. Участие в различных  экологических конкурсах (1-4 класс)                                              
  10. Исследовательская деятельность, связанная с исторической памятью, природоохранной деятельностью (3-4 класс).

  1. Кадровое обеспечение программы

Образовательное учреждение имеет собственные кадровые ресурсы для реализации программы:

Административный  уровень:

  1. Директор гимназии (общее руководство разработкой и реализацией программы)
  2. Заместитель директора по ВР
  3. Заместитель директора по УВР

Задачи: обеспечивают контроль за  реализацией  программы,  определяют приоритетные направления работы, корректируют работу, осуществляют диагностику и мониторинг в рамках реализации программы, анализируют и обобщают результаты работы по проекту,  координируют деятельность всех  педагогов, реализующих программу.

Профессионально-педагогический уровень:

Учителя-предметники

Классные руководители

Администрация гимназии (директор, зам.директора по ВР, УВР)

Медицинский работник гимназии

Педагог-психолог

Социальный педагог

Старшая вожатая

Школьные библиотекари

Педагоги дополнительного образования

Социальные субъекты

Исполнители Программы осуществляют в установленном порядке качественное  выполнение мероприятий  в рамках Программы, соответствующих подпрограмм.

Задачи:  осуществляют   реализацию  программы,   разрабатывают  подпрограммы, осуществляют мониторинг, обобщают результаты работы.

        Для  успешной реализации программы  предполагается использование профессионально-педагогических ресурсов учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других заинтересованных организаций.

  1. Совместная деятельность гимназии, семьи и общественности  по формирования  экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни у обучающихся  на ступени начального общего образования

         Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них экологической культуры  в рамках данной Программы строится  на принципе взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также   активном сотрудничестве гимназии с различными социальными субъектами:

  1. Учреждения дополнительного образования Москаленского района, культуры и спорта
  2. Детские общественные организации района и гимназии (РДО «СМиД» Москаленского района, ДО «Солнечный город» гимназии имени Горького А.М., «РИФ» гимназии имени Горького А.М.)
  3. Другие социальные субъекты:  Администрация ММР,  МУЗ ЦРБ, Центр социальной помощи семье и детям, ГИБДД, центральная районная больница)

Возможные формы взаимодействия:

  1. Расширение  системы дополнительного образования учащихся гимназии;
  2. Проведение совместных физкультурно-оздоровительных, информационно-просветительских, спортивно-массовых,  профилактических, эколоических, социально-значимых  мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганду ЗОЖ; формирование экологической культуры учащихся;
  3. Проведение совместных лекториев для родителей с целью повышения их  педагогической  и психологической культуры в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, формирования экологической культуры.

  1. Планируемые результаты:

Раздел  «Здоровье»

  1. Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  2. Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  3. Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  4. Первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  5. Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения ПАВ на здоровье человека.
  6. Знание о  ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и  о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
  7. Знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
  8. Знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
  9. Знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.
  10. Укрепление материально-технической  и методической  базы  для организации физкультурно –оздоровительной и профилактически-оздоровительной  деятельности обучающихся
  11. Положительный опыт   взаимодействия  гимназии с семьей и социальными субъектами  по вопросам сохранения  здоровья детей, их успешного обучения и воспитания;
  12. Становление системы внутригимназического  мониторинга здоровья учащихся;
  13. Стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
  14. Сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
  15. Активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

Модель здоровья школьника

 

Здоровье физическое

Здоровье социальное

Здоровье психическое

Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.

Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя моральная сила, побуждающая к действию.

Раздел «Экология»

  1. Ценностное отношение к природе;
  2. Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  3. Элементарные знания о традициях нравственно-эстетического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  4. Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  5. Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
  6. Вовлечённость  учащихся в деятельность экологического содержания;
  7. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий;
  8. Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения;
  9. Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.

  1. Материально-техническое, информационно-методическое обеспечение программы

Для реализации  Программы  в гимназии  имеется следующая    материально-техническая и информационно-методическая база:

  1. Все кабинеты начальной школы оборудованы компьютерной техникой (компьютер, проектор, экран), теле- и видео-аппаратурой
  2. Имеются два компьютерных класса
  3. Имеются два актовых зала для проведения мероприятий
  4. Имеется    музыкальная  аппаратура для проведения мероприятий (ноутбук, музыкальный центр, микрофоны, колонки, усилитель)
  5. Имеется спортивный зал, хоккейная коробка, спортивная и баскетбольная площадки
  6. Имеется спортивный инвентарь (маты, мячи, скакалки, лыжи и т.д.)
  7. Имеется стрелковый тир
  8. Имеется библиотека, достаточный библиотечный фонд, медиатека
  9. Имеется методическая литература по  экологическому  воспитанию учащихся, формированию у них ценностного отношения к здоровью (методические рекомендации, сценарии часов общения,  КТД, диагностический материал и т.д.)

  1. Диагностика  в ходе реализации  программы.

Основные результаты  формирования  здорового и безопасного образа жизни  учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.д.  

В качестве содержательной и критериальной базы  оценки   сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры   выступают планируемые личностные результаты обучения и воспитания.

Оценка и коррекция развития  личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагогов в тесном сотрудничестве с семьей ученика, в ходе используемых диагностик : «Изучение уровня социализированности личности « (Рожков М.И.), «Изучение личностного роста»  (Григорьев Д.В, Кулешов И,В,, Степанов П.В.) Методика «Изучение уровня воспитанности» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа является частью основной образовательной программы начальной школы, работающей по УМК "Перспективная начальная школа"...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП»

Формирование  универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП» Выступление на ММО учителей начальных классов. Обсуждение ФГОС второ...

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

«Формирование нравственных и морально- этических норм поведения, обучающихся на ступени начального общего образования»

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования            Ханты –Мансийского автономного округа – Югры...

Мониторинг программы формирования УУД на ступени начального общего образования

Материал содержит технологические карты сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Список методик для мониторинга УУД на ступени начального общего образования....

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения предметных программ начальной ступени образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования. Они строятся с учетом основных нормативных документов...

Программа психологического сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе &nda...