Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности.
статья по теме

Кудрявцева Елена Александровна

Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение исследовательской деятельности как современной  педагогической технологии. Организация исследовательской деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей решения  данной задачи. Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы  как инновационного учебного заведения нового типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kudryavceva_rubcovsk_gimnaziya3.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность педагогов и учащихся

как фактор развития творческой  личности.

Е.А.Кудрявцева, учитель биологии, МБОУ «Гимназия № 3»

Аннотация.

Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение исследовательской деятельности как современной  педагогической технологии. Организация исследовательской деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей решения  данной задачи. Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы  как инновационного учебного заведения нового типа.

 

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».

Бернард Шоу

Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. На мой  взгляд, одним из путей решения этого вопроса является внедрение  исследовательской деятельности как современной  педагогической технологии.

Организация исследовательской деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей решения  данной задачи. Обучение приёмам исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

       Важно отметить значимость исследовательской деятельности в образовательном процессе. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности.

Приобщение учителей и учащихся к исследовательской деятельности имеет такую цель:

- развитие навыков исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить,   использование полученных знаний на практике. Данная цель решает как минимум четыре задачи:

             повышение уровня социальной адаптации учащихся (так как происходит развитие  одного из главных её компонентов – способности к рефлексии собственной  деятельности, формируется познавательная самостоятельность и активность);

создаются условия для личностного и профессионального   самоопределения учителей, (учащиеся определяют значимость и ценность данного вида деятельности для себя, и возможность её дальнейшего использования);

 формирование умений и навыков планирования, организации и контроля   собственной деятельности;

       развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой; обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчёта и доклада о результатах научно-исследовательских работ.

        Исследовательская деятельность в школе осуществляется через организацию научного общества учащихся. В течение 6 лет, я была руководителем научного общества учащихся, из опыта работы могу сказать, что школьники с удовольствием занимаются исследовательской работой, особенно если рядом умный, творческий наставник – педагог.    

  Научное  общество учащихся функционирует на протяжении учебного года с проведением заседаний не реже 1 раза в месяц. Состав участников научного общества учащихся определяется учениками 2 – 11 классов. В комплектовании научного общества учащихся принимают участие руководитель научного общества учащихся и учителя - предметники.

      НОУ - это самостоятельная ученическая структура, имеющая Гимн, Положение, план работы, символику, девиз.

       Результатом работы НОУ является проведение школьной научно – практической конференции или  проектной недели. 40 % учащихся принимают  участие в школьной научно-практической конференции или проектной неделе. Реферативно-исследовательские работы учащихся представляются на внешкольный уровень. В результате реализации новшества  наблюдается  повышение уровня социальной адаптации у 50% учащихся,  мотивации достижения у 50% учащихся, 100% учащихся владеют навыками работы с различными информационными ресурсами;  умеют  представлять результаты исследовательской деятельности.

Исходя из  интересов пожеланий учащихся открыты   предметные секции.  В соответствии с уровнем подготовки ребят руководители составляли  планы работы и определили тематику заседаний секций. Работа в секциях велась по самым различным направлениям: от решения задач повышенной сложности до проведения индивидуально-экспериментальной работы. Учащимся предлагался широкий выбор деятельности в НОУ. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в исследовательской  работе.

 Особое внимание в исследовательской деятельности уделяется учителю. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Исследование факторов направленности педагогической деятельности на исследовательское обучение, проведенное в школе, позволяет констатировать, что:

65% учителей  школы считает, что исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности учителя;

10% связывают исследование с возможностью повышения статуса учебного заведения;

20% – с профессионально-квалификационным ростом учителя-исследователя;

5% – с возможностью получить качественно новое знание (инновацию).

Организация исследовательской деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию.

Современный учитель является важнейшей фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при организации исследовательской деятельности учащихся, учителя  школы назвали следующие:

слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы (62,5%); большая загруженность учащихся, отсутствие времени (41%); преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, вступающих в противоречие с исследовательскими методами (6,5%).

Выделяют три груп пы проблем: профессиональные, психологические и социальные. Как помочь педагогам, испытывающим те или иные труднос ти в приобщении  школьников к научной практике? На семинаре мы проводили практическое занятие, которое очень понравилось учителям. Из опыта работы.

Практическая часть

 Цель: способствовать осознанию педагогами наличия трудностей  в исследовательской деятельности и снятию эмоционального напряжения с целью профилактики профессионального выгорания.

Оборудование: листы  А3, фломастеры, карандаши.

Информационный блок

 Трудности  в исследовательской деятельности  бывают разные: возрастные, социальные, профессиональные, индивидуально-личностные. Сегодня, нам представляется  возможность поработать над осознанием своих проблем, которые возникают вовремя исследовательской работы.

  1. Основная часть

   Работа по подгруппам

Инструкция: «Наиболее часто встречающимися барьерами в научно-исследовательской  работе  являются: возрастные, социальные,  профессиональные, индивидуально-личностные. Сейчас,  вам предстоит  работа по подгруппам.   Каждая подгруппа получит задание:

 1) Ответить на вопрос.

2) Придумать девиз, отражающий основную мысль вашей группы.

3) Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению.

Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».Представитель вашей группы выступит с  полученными результатами. На работу отводится 15 минут.

Возрастные трудности

  1. Влияет ли возраст учителя на эффективность исследовательской работы?
  2. Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Возрастные трудности в исследовательской работе».
  3. Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».

  Социальные трудности

  1. Как влияет  социальный статус и благосостояние родителей  ребенка участвующего в исследовательской деятельности?
  2. Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Социальные трудности в исследовательской работе».
  3. Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».

Профессиональные трудности

  1. Являются ли знания учителя и его профессиональный опыт проблемой   для исследовательской работы?
  2. Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Профессиональные трудности в исследовательской работе».
  3. Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».

Индивидуально-личностные трудности

  1. Какие личностные качества учителя могут затруднить работу в этом направлении? Как вы относитесь к высказыванию: «Остановившейся в развитии учитель представляет опасность для ученика».
  2. Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Индивидуально- личностные трудности в исследовательской работе».
  3. Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».

Список качеств, затрудняющих исследовательскую деятельностью:

  1. Ощущение беспомощности
  2. Неуверенность в себе
  3. Стрессогенное состояние
  4. Чрезмерная болтливость
  5. Пассивность
  6. Гиперответственность
  7. Эмоциональность
  8. Недостаток знаний
  9. Недостаточная организованность
  10. Молчаливость
  11. Чрезмерная активность
  12. Нехватка времени

Вывод:

  Одной из наиболее эффективных обучающих и развиваю щих инновационных технологий, на наш взгляд, является иссле довательская деятельность, позволяющая комплексно решать за дачи интеллектуального и социального совершенствования лич ности как обучающегося, так и учителя.

Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы  как инновационного учебного заведения нового типа. Творческая работа учителя и ученика приносит свои результаты.

Накопленный педагогический опыт показывает, что учителя, владеющие методами исследовательской работы, ведут целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся, моделируют в учебно - воспитательном процессе самостоятельные работы с элементами исследования.

Необходимо отметить, что в результате этой деятельности увеличи лось не только количество участников проектно-исследовательской дея тельности, но и существенно изменилось качество данных работ, о чем свидетельствуют  призовые места, занятых учащимися  городских конкурсах и научно-практических конференциях.

Данная работа способствовала также увеличению количества школьников, принимавших участие в муниципальных, окружных и го родских турах олимпиад по различным предметам и интеллектуальных марафонах.

Я бы хотела вернуться к эпиграфу моей статьи «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Бернард Шоу. Так давай те же будем творить, и двигаться вперед. В моей работе мне помогает стихотворение Андрея Дементьева

                     Нам не дано предугадать

                Как наше слово отзовется,

                Посеять в душах благодать

                Увы, не всякий раз дается.

                Но мы обязаны мечтать

                О дивном времени, о веке,

                Когда цветком прекрасным стать

                Сумеет личность человека.

                И мы обязаны творить,

                Презрев все тяготы мирские,

                Чтоб истин светлых заложить

                Зачатки в души молодые

                Чтоб верный путь им указать

                Помочь в толпе не раствориться

                Нам не дано предугадать –

                  Но мы обязаны стремиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности

Материал представляет собой опыт работы лицея по организации  профильного образования и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла ...

«Исследовательская деятельность, как один из факторов формирования познавательных ценностей современного школьника»

В моей практике организация учебно- исследовательской деятельности является неотъемлемой частью работы образовательного процесса лицея, что формирует систему предметных навыков, способствует развитию ...

Развитие исследовательской деятельности педагогов в общеобразовательном учреждении

Развитие исследовательской деятельности педагогов в общеобразовательном учреждении...

Организация внеурочной деятельности педагога как важнейший фактор повышения качества образования и обязательная составляющая ФГОС ОО

В докладе указана вся внеурочная деятельность учителя, которая призвана мотивировать учащихся к изучению биологии....

Статья "Проектно-исследовательская деятельность по биологии как фактор формирования УУД"

Статья раскрывает роль проектно-исследовательской деятельности в формирвании УУД учащихся....

Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся

Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного ин...