Программа "Здоровье"
материал на тему

Паначёва Ирина Евгеньевна

Планирование работы школы. Содействие сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся,   создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      МОУ УЙСКО-ЧЕБАРКУЛЬСКАЯ СОШ

Приложение 1.        

Направление  «Адаптация учащихся на новой ступени обучения».

Приложение 2.        

Направление «Организация психологической, педагогической и организационной помощи учащимся  в ходе апробации новых форм итоговой аттестации».

Приложение  3      

Направление   « Работа с учащимися, имеющими низкий уровень   учебной мотивации»

Приложение  5      

Направление   «Работа с детьми, имеющими повышенный уровень учебной мотивации»

Приложение  6    

Направление   «Родительский всеобуч. Детство без болезней»

Приложение  7      

Направление     «Профессиональное самоопределение учащихся»

                 Зам.по УВР     Паначёва И.Е.

          Программа «Здоровье»

Цель: Содействие сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся,  

            создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей.

Задачи:

Введение здоровьесберегающих педагогических технологий.

Устранение перегрузок учащихся в целях сохранения и укрепления их здоровья.

Исследование педагогических условий, вызывающих учебную перегрузку школьников.

Внедрение методик самоконтроля, самоуправления.

Внедрение современных методов мониторинга здоровья.

         Напряженные и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения  на здоровье ребенка, о соотношении факторов обучения и здоровья в общем развитии.  За период пребывания детей в ОУ состояние их здоровья ухудшается по всем показателям.

Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:

несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;

перегрузка учебных программ;

интенсификация труда обучающихся;

ухудшение экологической обстановки;

недостаточное или несбалансированное питание;

стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей;

распространение нездоровых привычек;

снижение двигательной активности;

недостаточная оснащенность классов;

использование технических средств.

     Концепция сохранения здоровья предполагает:

изучение основ здорового образа жизни;

ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в повседневности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

изучение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;

недопущение дополнительных учебных нагрузок (умственное утомление, эмоциональный стресс, заболеваемость);

реализацию активных оздоровительных мероприятий, физических упражнений, игровых видов спорта);

соблюдение правильного режима труда и отдыха;

рекомендации по рациональному питанию и личной гигиене.

Основные положения программы можно сформулировать следующим образом:

  превращение охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных

направлений деятельности школы;

коренное улучшение организации образовательного процесса, исходя из задач укрепления    здоровья обучающихся, нормализации учебной нагрузки, создания благоприятной бытовой среды;

мониторинг состояния здоровья обучающихся, обеспечение

профилактической работы на всех уровнях образования.

    С этой целью необходимо осуществить следующие меры:

определить принципы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в деле охраны и укрепления здоровья учащихся;

  определить комплекс мер по формированию и укреплению у учащихся ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ);

  улучшить физическое воспитание учащихся, поднять его роль в укреплении здоровья;

  упорядочить работу трудового и оздоровительного летних лагерей;

принять меры к более полному учету рекомендаций медицинских осмотров, предотвращения распространения вредных привычек и зависимостей, а также воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

вести анализ и оценку адаптации учащихся к учебным нагрузкам;

вводить личностно-ориентированное обучение учащихся: создание разных стартовых условий и методов обучения для развития каждой отдельно взятой личности;

валеологически целесообразную организацию урока, его этапов, компонентов;

достаточную двигательную активность детей в процессе обучения, использование режима свободных динамических поз, организацию активного отдыха на переменах.

       Основные направления:

1.Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей.

2.Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний

период.

3.Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма.

4.Усиление двигательного режима.        

5.Валеогическое и психологическое сопровождение учебного процесса.

6.Пропаганда здорового образа жизни.

7.Научная организация труда.

 

Ожидаемые результаты:

1.Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья учеников и учителей.

2.Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

3.Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

4.Уменьшение количества детей, имеющих вредные привычки.

5.Совершествование системы физического воспитания.

6.Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и   воспитанию.

7.Повышение заинтересованности работников школы в укреплении здоровья учащихся.

8.Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам питания, здорового образа   жизни, двигательной активности.

№ пп

Мероприятие

Сроки

Ответственные

       Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей.

1

Систематический анализ состояния здоровья детей, отслеживание типичных отклонений.

В течение года

Администрация

Кл.руководители

2

Создание банка данных по хроническим заболеваниям.

Октябрь

Администрация

Кл.руководители

3

Проведение углубленного медицинского осмотра

учащихся и учителей.

Октябрь

Фельдшер

4

Мониторинг состояния здоровья учащихся, имеющих ограничения при занятиях физической культурой.

В течение года

Администрация

5

Определения уровня физической подготовленности учащихся.

Сентябрь-октябрь

Учитель физкультуры

6

Медико-педагогическая экспертиза:

анализ состояния  здоровья детей в школе;

анализ работы школы по укреплению и охране здоровья детей.

Сентябрь-октябрь

Администрация

7

Организация обучения детей по индивидуальным общеобразовательным программам.

В течение года

Администрация

8

Учет пропущенных учебных занятий учащимися.

В течение года

Администрация

Кл.руководители

9

Анализ заболеваемости учащихся и выявление причин, их вызывающих.

В течение года

Администрация

Кл.руководители

10

Анкетирование всех участников образовательного процесса по проблеме.

В течение года

Администрация

Кл.руководители

Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса

и в летний период.

1

Организация летнего отдыха учащихся.

Май-август

Администрация

2

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

В течение года

Педколлектив

3

Мотивация учительского коллектива для решения проблемы сохранения здоровья участников образовательного процесса (подбор материалов по проблеме).

В течение года

Администрация

4

Реализация мероприятий по направлению «Адаптация учащихся на новой ступени обучения».

Согласно плану

Педколлектив

5

Реализация мероприятий по направлению «Организация психологической, педагогической и организационной помощи учащимся  в ходе апробации новых форм итоговой аттестации».

Согласно плану

Педколлектив

6

Участие в спортивных мероприятиях вне школы.

Согласно плану

Ученическое самоуправление

7

Проведение спортивно-массовых мероприятий

Согласно плану

Ученическое самоуправление

8

Реализация мероприятий по направлению «Работа с детьми, имеющими повышенный уровень учебной мотивации».

Согласно плану

Педколлектив

9

Реализация мероприятий по организации работы с учащимися «Группы риска».

Согласно плану

Педколлектив

Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма.

1

Система классных часов по ПДД с 1 по 11 класс

В течение года

Кл.руководители

2

Система классных часов по профилактике травматизма.

В течение года

Кл.руководители

3

Работа сменных уголков по ОБЖ в учебных кабинетах.

В течение года

Заведующие кабинетами

4

Проведение мероприятий по профилактике травматизма.

В течение года

Кл.руководители Администрация

5

Контроль за санитарно-гигиеническим режимом

В течение года

Администрация

6

Организация горячего питания.

В течение года

Администрация

Усиление двигательного режима.

1

Утверждение школьного учебного плана (введение 3-го часа физкультуры).

Август

Администрация

2

Организация физкультминуток во время уроков.

В течение года

Педагоги

3

Организация игр с младшими школьниками во время перемен.

В течение года

Ученическое самоуправление

4

Организация работы спортивных секций.

В течение года

Учитель физкультуры

Пропаганда здорового образа жизни.

Реализация мероприятий по направлению «Пропаганда  и формирование основ здорового образа жизни» в воспитательной работе ОУ.

В течение года

Заместитель по ВР

Работа сменного стенда «Как сохранить здоровье».

В течение года

Заместитель по ВР

Декада «Мир без вредных привычек»

Ноябрь

Учитель физкультуры

Проведение Дня здоровья.

Апрель

Учитель физкультуры

Родительский всеобуч «Детство без болезней»

В течение года

Заместитель по УВР

Научная организация труда.

1

Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.

В течение года

Администрация


Педколлектив

2

Разработка и внедрение памяток по организации труда школьников.

В течение года

Администрация


Педколлектив

3

Разработка методических рекомендаций для учителей.

В течение года

Администрация


Педколлектив

4

Мониторинг учебной нагрузки учащихся дома и в школе.

2 раза в год

Заместитель по УВР Ученическое самоуправление

Приложение 1..        

Направление  «Адаптация учащихся на новой ступени обучения».

Цель: Оказание помощи учащимся в преодолении школьной дезаптации при переходе из одной ступени обучения в другую.

Задачи:

Развитие преемственности и непрерывности образования.

Введение профильного обучения в старшей ступени образования.

Разработать по классам заключительные уроки. Выстроить их систему с учетом принципа преемственности по классам и циклам предметов, устраняя, таким образом, перегрузку учащихся.

               Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы во много раз усиливаются при переходе учащихся из одной ступени обучения на другую и ведут к школьной дезаптации, которая в свою очередь повышает вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезаптации - одна из важнейших задач организации учебно-воспитательного процесса.

       Основными признаками школьной дезапптации являются:

затруднения ребенка в учебе,

агрессивное поведение по отношению к педагогам и одноклассникам,

чрезмерная активность и подвижность,

повышенная возбудимость,

тревожность,

неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.

Различают два типа дезадаптированных учеников:

школьники, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих – это так называемые «трудные дети»;

учащиеся, которым самим трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Планирование работы школы по преемственности.

№ п.п

Мероприятия

Цель

Сроки

Ответственные

                                         1 этап.  ( март – июль)

1

Совещание при директоре «Подготовка детей к школе»

Определение степени подготовленности ребят. Выработка единых требований.

Май

Зав. д/с Директор

2

Подготовка характеристик будущих первоклассников.

Изучение психологических особенностей будущих первоклассников.

Май

Зав. д/с,

Директор

3

Курс адаптации будущих первоклассников

Адаптация будущих первоклассников к обучению в начальной школе.

Июль-август

Учитель 1 класса

4

Родительское собрание с

повесткой «Особенности периода адаптации в 1 классе».

Сообщение единых требований к учащимся, условия обучения учащихся.

Июль-

август


Учитель 1 класса,

Администрация

5

Посещение уроков в 4 классе учителями среднего звена.

Преемственность в содержании, методике обучения, в контроле и оценке знаний.

Март-апрель

Учителя-предметники

6

Проведение контрольных работ, проверка техники чтения.

Выявление уровня подготовленности учащихся 4 класса к обучению в основной школе.

Апрель-май

Учитель н.к,

Учителя, зам.дир по УВР


7

Посещение родительских собраний и классных часов будущими кл. руководителями.

Изучение уровня воспитанности учащихся, знакомство с родительским коллективом.

Апрель-май

Учителя, зам.дир по ВР

8

Подготовка характеристики классного коллектива (в помощь кл. рук. 5 и 10 кл.)

Оказание помощи в работе с учащимися.

Апрель-май

Учитель н.к

Кл.рук.9кл.

9

Совещание с учителями-предметниками по итогам выпускных экзаменов в 9 классе.

Анализ качества знаний учащихся.

Июнь

Зам.дир. по УВР

10

Составление образовательного рейтинга учащихся 9 класса.

Выявление уровня подготовленности учащихся 9 класса для обучения в старшей школе.

Июнь

Зам.дир. по УВР

2 этап    (август- октябрь)

1

Комплектование 1 и 10 классов.

.

Август

Директор

2

Классные часы в 5 и 10 классах.

Особенности организации учебной деятельности в 5 (10) классе

Сентябрь

Учителя, зам.дир по ВР

3


Проведение родительских собраний.

Особенности периода адаптации учащихся на следующей ступени обучения. Единство требований к учащимся.

Сентябрь-октябрь

Кл . руков.

4

Классно-обобщающий контроль в 5 и 10 классах.

1.Выявление степени адаптации учащихся.

2.Сравнительный анализ обученности.

3.Контроль  состояния преподавания предметов.

4.Выявление групп риска учащихся.

5.Состояние школьной документации.

Октябрь-

Ноябрь


Администрация

5

Психологическое исследование и анкетирование учащихся.

Психолого-педагогические проблемы в обучении учащихся в период адаптации.

Октябрь

Администрация


6

Посещение уроков учителем н.к.

Преемственность в содержании, методике обучения, в контроле и оценке знаний.

Сентябрь-октябрь

Учитель н.к.

7

Административный контроль.

Выявление уровня подготовленности учащихся.

Сентябрь-октябрь

Администрация

                              3 этап   (ноябрь)

1

Совещание

Проблемы адаптации предметного обучения в 5 классе.

Изучение трудностей обучения пятиклассников.


Ноябрь

Администрация

2

Совещание

Адаптация учащихся 10 класса к новым условиям

Обсуждение основных проблем, возникающих в работе с учащимися 10 класса.

Ноябрь

Администрация

3

Педагогический совет

или круглый стол.

Совершенствование преемственности образовательного процесса. Разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению причин трудностей.

Январь

Администрация

4

Выполнение решений.

В течение года

Администрация

Приложение.2.        

Направление «Организация психологической, педагогической и организационной помощи учащимся  в ходе апробации новых форм итоговой аттестации».

Цель: Создание комфортных условий при прохождении итоговой (государственной) аттестации для всех участников процесса.

Задачи:

Устранение перегрузок учащихся в целях сохранения и укрепления их здоровья.

Психологическая комфортность участников процесса.

Оценка потребностей учащихся в продолжение образования.

Разработка системы поддержки учащихся в связи с подготовкой к экзаменам.

   Нововведением, следующим из Концепции профильного образования, становится упорядочение (и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу) вопросов комплектования профильных школ и классов. С этим связано изменение форм итоговой аттестации выпускников. Замена «внутришкольной» формы проведения экзаменов на «внешнюю», проводимую муниципальными экзаменационными комиссиями и в форме ЕГЭ.

    Экзамены представляют собой нелегкую и неприятную, но неизбежную составную часть образовательного процесса. Одни ученики воспринимают экзаменационные ситуации достаточно легко и идут на экзамены без страха. Для других эти испытания становятся тяжкой ношей. Выпускные экзамены совпадают с периодом, когда перед подростком встает необходимость выбора каким образом спланировать свою дальнейшую жизнь. С введением новых форм итоговой аттестации тревожное состояние всех участников учебного процесса усилилось как неизбежное следствие всего нового, неизведанного. Проблемы можно избежать или хотя бы свести её к минимуму, если взрослые и  выпускники будут всесторонне подготовлены к выпускным экзаменам, будут владеть полной информацией, знать возможные способы реагирования и подготовки к ним.

 

 План подготовки и проведения итоговой аттестации.

№ п.п

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Обеспеченность учащихся 9,11 классов учебниками, дидактическими материалами, КИМами.

1 декада

сентября

Зам.дир по УВР

Библиотекарь

2

Ознакомление родителей, учителей и учащихся с Положением о итоговой государственной аттестации выпускников 9,11 классов общеобразовательных учреждений:

учителей (оформление методической папки «Итоговая аттестация»);

родителей (проведение родительских собраний);

учащихся (проведение ученических собраний).

октябрь

Кл. руководитель

3

Проведение промежуточной аттестации выпускников.

по плану ВШК

Зам.дир по УВР

4

Оформление информационного уголка «Готовимся к экзаменам»

октябрь

Зам.дир по УВР

5

Подготовка банка данных на выпускников

Зам.дир по УВР

6

Собеседование с выпускниками по выбору экзаменов.

Проведение классных ученических и родительских собраний. Цель: Знакомство с нормативными документами по итоговой аттестации.

В течение года

Зам.дир по УВР

7

Составление списков учащихся с указанием экзаменов по выбору. Анализ результатов опроса.

ноябрь-апрель

Зам.дир по УВР

8

Ведение классной документации по подготовке к итоговой аттестации.

В течение года

Кл. руководитель

9

Оформление классных уголков «Готовимся к экзаменам».

март

Учителя по предмету

10

Определение количества предметных консультаций в месяц (неделю). Составление расписания.

апрель-май

Зам.дир по УВР

11

Контроль   успеваемости учащихся, претендующих на награждение медалью «За особые успехи в учении» и «Аттестатом особого образца».

В течение года

Зам.дир по УВР

12

Ознакомление с Инструкцией по организации ЕГЭ в Челябинской области.  

март

Зам.дир по УВР

13

Проверка уровня обученности учащихся выпускных классов (согласно плану внутри-

школьного контроля).

В течение года

Администрация

14

Проведение совещаний при завуче:

Выработка единых требований к учащимся 9 класса.

Работа кл.рук. по подготовке к итоговой аттестации /отчёт/

Уровень обученности учащихся 9 класса.

Итоговая аттестация в 9, 11 кл. Награждение выпускников.

Ознакомление с графиком проведения итоговой аттестации

В течение года

Зам.дир по УВР

15

Контроль   успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися, имеющих проблемы в обучении и поведении.

Зам.дир по УВР

Учителя по предмету

16

Составление расписания:

-консультаций;

-экзаменов.

май

Зам.дир по УВР

17

Проведение пробных экзаменов в выпускных классах.

апрель

Учителя по предмету

18

Ознакомление с приказами «Об организации и проведении государственной аттестации»

май

Администрация

19

Приказы по школе:

О завершении учебного года;

О допуске учащихся к итоговой аттестации.

май

Администрация

20

Педсовет:

О допуске учащихся к итоговой аттестации.

О награждении выпускников.

О результатах итоговой аттестации.

Май-июнь

Администрация

21

Оформление «Портфолио»  учащихся .

июнь

Кл. руководитель

22

Выступления на общешкольных родительских собраниях с информацией:

-Новые формы итоговой аттестации..

-Выбор экзаменов выпускниками. Организация консультаций. Уровень обученности.

ноябрь

март

Учителя по предмету 

23

Составление экзаменационного материала для экзамена по выбору.

апрель

Учителя по предмету

24

Проведение экспертизы экзаменационного материала для экзамена по выбору.

апрель

Методсовет

25

Оформление методических папок:

-Новые формы экзаменов в 9 классе.

-Награждение выпускников. Заполнение аттестатов.

-Итоговая аттестация (Формы экзаменов, пояснительные записки, программы наблюдения).

В течение года

Зам.дир по УВР

26

Посещение совещаний, обучающих семинаров по подготовке к экзаменам.

В течение года

Зам.дир по УВР

27

Проведение ученических собраний:

9 класс «Единые требования в подготовке к учебным занятиям».

11 класс «Выбор экзаменов»

11 класс «Правила заполнения бланков ЕГЭ. Оформление заявлений на ЕГЭ».

11 класс «Ознакомление с расписанием. Корректировка расписания»

11 класс «Условия участия учащихся в пробных экзаменах, комплексном тестировании».

В течение года

Кл. руководитель

Мероприятия, проводимые в соответствии с Планом внутришкольного

    контроля за подготовкой и проведением итоговой аттестации.

№ п.п

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Проверка примерного тематического планирования по предметам. Планирование вводного и итогового повторения в выпускных классах.

Сентябрь

Зам.дир по УВР

2

Проверка классных журналов. Цель: Состояние опроса учащихся на уроке. Проведение промежуточных аттестаций.

В течение года

Зам.дир по УВР

3

Проверка дневников. Цель: Своевременное ознакомление родителей с результатами обучения учащихся.

Ноябрь

Зам.дир по  ВР

4

Своевременное доведение требований нормативных документов до всех членов педагогического коллектива и учащихся.

Декабрь

Февраль

Зам.дир по УВР

5

Анализ дозировки домашнего задания. Цель: Устранение перегрузки.

В течение года

Зам.дир по УВР

6

Контроль выполнения государственных программ.

В течение года

Зам.дир по УВР

7

Контроль   посещаемости учащимися учебных занятий.

В течение года

Зам.дир по УВР

Зам.дир по  ВР

8

Проведение входного контроля по предметам в выпускных классах.

Сентябрь

Зам.дир по УВР

9

Проведение промежуточного контроля.

Каждую четверть

Зам.дир по УВР

10

Контроль   работы классных руководителей при подготовке к итоговой аттестации.

В течение года

Администрация

11

Проведение классно-обобщающего контроля в 9 классе. Цель : Выявление причин низких результатов обучения и воспитания учащихся.

Март

Администрация

12

Посещение уроков. Цель:

-Определение уровня обученности выпускного класса.

-Преподавание элективных курсов.

В течение года

Администрация

Приложение .3      

Направление «Работа с учащимися, имеющими    низкий уровень   учебной мотивации»

Цель: организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.                                                                             Задачи:

Выявить группу учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год.

Создать банк данных учащихся, имеющих  низкий уровень учебной мотивации.

Создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию к обучению.

Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с учащимися «группы риска».

Организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на обеспечение усвоения базового уровня образования учащимися «группы риска».

Ожидаемые результаты:

Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.

Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.

Получение каждым ребенком базового уровня образования.

  К  «группе риска» стоит отнести категории тех учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности,  отклонения от норм поведения,  социально  опасную ситуацию дома.

Социальная ситуация сложилась характерной для небольшого поселка. Большинство родителей сегодняшних учеников были выпускниками нашей школы. К сожалению, в деревне остаются не лучшие выпускники. По этой причине уровень интеллекта, грамотности и воспитанности взрослого населения постоянно снижается, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей. Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на учащихся из внешней среды школы.

Цели, которые должна реализовать школа в ходе выполнения образовательной программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта;  сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.

   По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом:

семьи с низким уровнем доходов (уровень доходов в семье на человека ниже прожиточного минимума для Челябинской области) — 78%;

со средним — 14%;

с высоким — 8%.

 По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом:

   I группа — 51%, II группа — 43%, III группа — 6%.

  У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушения зрения и осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта. Ввиду этого особенно актуальным становится контроль здоровья и самочувствия учащихся, оптимизация их режима труда и отдыха, валеологическое просвещение учащихся и их родителей.

     Все эти негативные факты, несомненно, оказывают влияние и на уровень обученности учащихся.  Дети, не получающие достаточного тепла, внимания, любви,    а постоянно испытывающие чувство безнадежности, незащищенности, дискомфорта, начинают хуже учиться, пропускать учебные занятия.

В вопросах воспитания значительное место занимает приучение  учащихся   гигиенически целесообразному поведению. В работе с детьми классными руководителями используются различные формы санитарно-просветительного воздействия: консультации, беседы индивидуальные и групповые.    

Взаимосвязь типичных трудностей в обучении школьников и

                 уровня их познавательных процессов.

В письменных работах пропускает буквы.

Причины:

низкий уровень развития фонематического слуха;

слабая концентрация внимания;

низкий уровень развития наглядно-действенного мышления (показатель – управление мелкой моторикой рук);

несформированность приемов самоконтроля;

индивидуальные типологические особенности личности.

Неразвитость орфографической зоркости.

Причины:

низкий уровень развития произвольности;

несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);

низкий уровень объема распределения внимания;

низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;

слабое развитие фонематического слуха;

причины: низкий уровень развития наглядно-действенного мышления.

Испытывает трудности при чтении.

Причины:

плохо развита артикуляция;

низкий уровень восприятия;

низкий уровень развития кратковременной памяти;

низкий уровень переключения внимания;

низкий уровень развития речи;

низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;

низкий уровень развития общего интеллекта;

низкий уровень развития произвольности.  

Невнимателен и рассеян.

Причины:

низкий уровень развития произвольности;

низкий уровень объёма внимания;

низкий уровень концентрации и переключения внимания;

преобладающая мотивация учения - игровая, низкий уровень мотивации.

Испытывает трудности при решении орфографических задач.

Причины:

низкий уровень развития общего интеллекта;

низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций;

несформированность умения ориентироваться на систему признаков;

низкий уровень развития образного мышления.

Испытывает трудности при пересказывании текста.

Причины:

Несформированность умения планировать свои действия;

Слабое развитие логического запоминания;

низкий уровень речевого развития;

низкий уровень развития образного мышления;

низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации);

заниженная самооценка.

7 .Неусидчив.

Причины:

низкий уровень развития произвольности;

 индивидуально-типологические особенности.

8.С трудом понимает объяснение с первого раза.

Причины:

несформированность приёмов учебной деятельности;

слабая концентрация внимания;

низкий уровень развития восприятия;

низкий уровень развития произвольности;

низкий уровень развития общего интеллекта.

9.Постоянная грязь в тетради

   Причины:

низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;

несформированность приёмов учебной деятельности;

недостаточный объём внимания;

низкий уровень развития кратковременной памяти.

10. Плохое знание правил.

       Причины:

низкий уровень развития памяти (кратковременной, долговременной);

низкий уровень развития произвольности;

слабая концентрация внимания;

несформированность приемов учебной деятельности.

11. Плохо списывает с доски.

       Причины:

несформированность предпосылок учебной деятельности;

низкий уровень развития произвольности;

низкий уровень переключения внимания;

низкий уровень развития кратковременной памяти.

                       

                                                                                                         

План работы с учащимися,  имеющими низкий уровень   учебной мотивации

№ п.п

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационная деятельность.

1

Формирование банка данных об учащихся (и их семьях), имеющих низкую учебную мотивацию

август-сентябрь

Классные руководители Администрация

2

Определение оптимального количества часов школьного компонента по предметам

август

Администрация

3

Проведение мероприятий по вопросу создания условий успешности обучения учащихся данной категории.

в течение года

Администрация

4

Организация совместной деятельности школы и комиссии по делам несовершеннолетних.

в течение года

Зам. по ВР

5

Организация системы дополнительного образования. Вовлечение учащихся в занятия кружков и секций.

сентябрь

Зам. по ВР

Классные руководители

6

Организация досуга учащихся

в течение года

Зам. по ВР

Классные руководители

7

Систематизация работы классных руководителей по контролю за обучением учащихся, имеющих низкую мотивацию.

май

Зам. по ВР

Работа с педагогическими кадрами.

1

Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, классными руководителями и учителями – предметниками по выявлению затруднений, препятствующих усвоению учебного материала.

в течение года

Администрация

2

Включить в анализ посещенных уроков вопрос по организации дифференцированного подхода к обучению.

в течение года

Классные руководители

3

Контроль   системы работы учителя по ведению тетрадей, их проверкой и отработкой допущенных ошибок.

в течение года

Администрация

4

Контроль  работы классных руководителей и учителей-предметников с дневниками по вопросу своевременного доведения до родителей результатов обучения.

в течение года

Администрация

5

Организация малых педсоветов с цель. Выявления проблем неуспеваемости и определения перспектив работы с ними.

в течение года

Администрация

6

Отчёты классных руководителей о результатах деятельности, способствующей организации обучения данной категории учащихся.

ноябрь

декабрь

март

май

Администрация

7

Контроль за наполняемостью оценок и системой оценивания.

в течение года

Классные руководители

8

Подготовка рекомендаций для учителей и классных руководителей по работе с учащимися «группы риска».

в течение года

Классные руководители

9

Контроль   объема  домашних заданий с целью устранения перегрузки.

в течение года

Администрация

Работа с учащимися и  их родителями.

1

Нот школьника.

в течение года

Администрация

Учителя-предмета

2

Контроль   посещаемости учащимися уроков, мероприятий в рамках классно-урочной и дополнительной системы образования.

в течение года

Зам. по ВР

Классные руководители

3

Обеспечение  учебниками и учебными пособиями.

сентябрь

Зам. по УВР

Библиотекарь

4

Привлечение учащихся к участию в общешкольных мероприятиях.

в течение года

Классные руководители

Зам. по ВР

5

Организация досуга в рамках дополнительного образования.

в течение года

Классные руководители

6

Оказание помощи в профессиональном самоопределении.

в течение года

Классные руководители

Администрация

7

Создание  комфортных условий  на уроке и занятиях дополнительного образования.

в течение года

Педагоги

8

Проведение индивидуальных консультаций для  учащихся и их родителей.

в течение года

Зам. по ВР

Классные руководители

9

Проведение занятий родительского всеобуча.

ноябрь

март

Зам. по УВР

10

Посещение родителями уроков и занятий дополнительного образования.

в течение года

Зам. по УВР

Классные руководители

11

Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, классными руководителями и учителями – предметниками по выявлению затруднений, препятствующих усвоению учебного материала.

в течение года

Администрация

Приложение  5    

Направление   «Родительский всеобуч. Детство без болезней»

     Цели:

Определить принципы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в деле охраны и укрепления здоровья учащихся.

Оказание содействия сохранению и укреплению физического и психического здоровья   учащихся, создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей.

             

              Напряженные и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения  на здоровье ребенка, о соотношении факторов обучения и здоровья в общем развитии.  За период пребывания детей в ОУ состояние их здоровья ухудшается по всем показателям.  Существенную роль в формировании навыков здорового образа жизни у  подростков призваны сыграть родители. Но чтобы они стали помощниками необходимо вести планомерную постоянную просветительскую работу среди родителей.

       С этой целью необходимо осуществить следующие меры:

определить принципы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в деле охраны и укрепления здоровья учащихся;

определить комплекс мер по формированию и укреплению у учащихся ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ);

улучшить физическое воспитание учащихся, поднять его роль в укреплении здоровья;

принять меры к более полному учету рекомендаций медицинских осмотров, предотвращения распространения вредных привычек и зависимостей, а также воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 Ожидаемые результаты:

1.Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном    возрасте заболеваний.

2.Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для   здоровья.

3.Уменьшение количества детей, имеющих вредные привычки.

4.Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам   питания, здорового образа жизни, двигательной активности.

Стало традицией один из вопросов, рассматриваемых на родительских собраниях, посвящать родительскому всеобучу.

Тематика сообщений:

Проблема общения. Общение ребенка со сверстниками, взрослыми, родителями и учителями.

Познавательная деятельность ребенка. Организация дополнительного образования; проведение мероприятий, расширяющих кругозор учащихся; выработка совместных рекомендаций.

Семья. Изучение семейной атмосферы, анкетирование родителей, ознакомление с результатами опроса детей, организация индивидуальных консультаций., организация досуга учащихся.

Здоровье. Беседы о здоровом образе жизни, о вредных привычках.

Знакомство с нормативно-правовыми документами. Итоговая аттестация, перевод учащихся из класса в класс, ответственность за правонарушения.

№ пп

Направление

2005-2006

2006-2007

2007-2008

1

Проблема общения



Выступление с сообщением

Методический бюллетень

2

Познавательная деятельность ребенка.



Методический бюллетень

Выступление с сообщением

3

Семья.



Занятие 1

Занятие 2

4

Здоровье.



Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

5

Знакомство с нормативно-правовыми

документами

Выступление с сообщением

Методический бюллетень

Выступление с сообщением

Приложение 4.    

Направление   «Работа с детьми, имеющими повышенный уровень учебной мотивации»

Цель: создание условий для оптимального развития одарённых детей, а также для просто способных детей, в отношении есть надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

Задачи:

Создать банк данных учащихся, имеющих высокий уровень учебной мотивации.

Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с одаренными детьми.

Выявить потребности и возможности учащихся, имеющих высокий уровень познавательной деятельности.

Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, соревнований, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Повышение квалификации педагогов  в процессе организации работы с одарёнными детьми.          

                                                                                                                                                 Ожидаемые результаты:

Расширение диапазона возможностей для раскрытия творческих способностей учащихся.

Создание НОУ учащихся.

Пополнение банка данных по направлению «Одарённые дети»

Повышение квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Одарённые дети это дети,

имеющие высокие по сравнению с  большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности;

имеющие высокую познавательную активность;

испытывающие радость от умственного труда.

    Выявление одарённых детей необходимо начинать как можно раньше.  Отбор должен проходить на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, мышления. Необходимо планировать работу таким образом, чтобы максимально разнообразить представление возможностей для развития личности, учитывая возрастные особенности и свободу выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. Важным условием успеха в организации и проведении этой работы является создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. Для этого необходимо провести: отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества; предоставить возможность учащимся совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем, через самостоятельную работу.

План работы с учащимися, имеющими повышенный уровень учебной мотивации

№ п.п

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственные

                                          1 этап –  организационный.

     Цель: организация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие творческих, познавательных способностей учащихся

1

Анализ фактической ситуации. Определение содержания работы с учащимися. Создание банка данных

август

Администрация

2

Организация дополнительной работы с творческими заданиями. Выработка единых требований к работе с дополнительными заданиями

в течение года

Учителя-предметники

3

Анализ обученности учащихся.

ноябрь

декабрь

март

май

Зам. по УВР

4

Организация учебного процесса с учетом запросов учащихся и их родителей. Конструирование учебного плана и системы дополнительного образования.

август

Администрация

5

Изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы.

март

Классные руководители.

6

Осуществление совместной работы педагогического коллектива   и родителей по созданию условий успешности обучения учащихся

в течение года

Родительский комитет, педколлектив

7

Создание условий для сохранения здоровья учащихся

в течение года

Родительский комитет, педколлектив

8

Создание условий для индивидуальной работы с учащимися.

в течение года

Зам. по УВР

9

Организация педагогического всеобуча методическим технологиям развития мыслительной деятельности (в рамках работы проблемных групп)

в течение года


Зам. по УВР

10

Организация  и проведение итоговой аттестации в нетрадиционной форме.

май-июнь

Зам. по УВР

учителя-предметники

11

Обеспечение условий выполнения программ школьного компонента с учетом индивидуальных занятий  с учащимися.

в течение года

Зам. по УВР

12

Изучение методики по организации учебной деятельности, способствующей развитию интеллектуальных и исследовательских умений учащихся.

ВШК

апрель

Зам. по УВР

13

Работа по предупреждению перегрузки участников образовательного процесса

декабрь

Администрация

14

Изучение методики работы учителей по формированию у учащихся навыков взаимоконтроля и самоконтроля (при посещении уроков).

ВШК

Администрация

15

Изучение и обобщение методики работы учителей-предметников:

организация повторения;

формирование ОУУН;

изучение уровня сформированности  учебных компетенций учащихся.

в течение года

Администрация

Рук. ПГ

Учителя-предметники

16

Сообщение и распространение опыта работы учителей, успешно работающих с данной категорией учащихся (заседания ПГ, РМО, педсоветы).

ноябрь

январь

Администрация

Рук. ПГ

Учителя-предметники

17

Организация дополнительного образования учащихся

-кружки,

-секции,

-НОУ,

-предметные недели.

сентябрь

декабрь

февраль


Администрация

2 этап – диагностический

      Цель: индивидуальная оценка  познавательных,  творческих возможностей и

способностей учащихся через различные виды деятельности.

1

Изучение школьной тревожности учащихся, выявление уровня психологического комфорта учащихся (ПГ «Портфолио»).

10, 5 кл.-

октябрь

1 кл.- декабрь

Зам. по ВР

Кл. рук.

2

Изучение  уровня мотивации познавательной деятельности  (ПГ «Портфолио»).

февраль

Зам. по ВР

Кл. рук.

3

Организация и проведение школьного тура олимпиад по предметам.

октябрь

ноябрь

Зам. по УВР

Учителя-предметники

4

Организация и проведение спортивных и внеклассных мероприятий согласно плану воспитательной работы.

в течение года

Зам. по ВР

5

Участие в районных и областных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах согласно Положениям и графику.

в течение года

Зам. по УВР

6

Организация работы школьного самоуправления.

в течение года

Зам. по ВР

3 этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Цель: организация индивидуальной и групповой работы с детьми с целью реализации запросов родителей и учащихся потребности в профессиональном самоопределении. (9-11кл)

1

Создание НОУ.

декабрь

Директор

2

Ведение элективных курсов

Мой выбор.

Профессиональное самоопределение.

Карьера и рынок труда.

Курсы по предметам.

в течение года

Учителя-предметники

Зам. по УВР

3

Профориентационная работа.

в течение года

Зам. по УВР

Кл. руководители

4

Участие в  районной научной конференции.

февраль

Рук. исслед. работами

5

Обучение старшеклассников  в заочных школах при вузах.

в течение года

Зам. по УВР

6

Проведение консультаций.

январь-май

Учителя-предметники

7

Разработка и изучение методических материалов по организации научно-исследовательской работой.

в течение года

Зам. по УВР

Руков. ПГ

8

Участие учащихся в конкурсах, Интернет-олимпиадах, социальных проектах.

в течение года

Педагогический коллектив

9

Участие в  муниципальных мероприятиях, проводимых в рамках реализации районной программы «Одаренные дети».

в течение года

Педагогический коллектив

Приложение 6.    

Программа

«Профессиональное самоопределение учащихся»

В концепции модернизации Российского образования до 2010 г. говорится, что одной из важнейших задач воспитание является «формирование у школьников  способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Составной частью социализации является профессиональное самоопределение. Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы.

  В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Профориентация в предлагаемой программе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда.   Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации.

Цель программы: содействовать становлению профессионального самоопределения учащихся  и обогащению их знаний, умений и навыков  в выборе жизненного и профессионального пути на основе целенаправленной педагогической деятельности.

 

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение уровня психологической    компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

2. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Ознакомление учащихся со спецификой  профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.

4.Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.

Актуальность.

    Жизненный выбор, социальное и профессиональное самоопределение – очень  трудный и ответственный момент в жизни каждого молодого человека. В современных условиях профессиональное самоопределение затруднено рядом новых обстоятельств:

Отсутствует ясный образ социального будущего;

Изменился и сократился «набор» доступных, известных и реально существующих профессий, изменилась престижность различных профессий в обществе, изменилось содержание давно существующих профессий;

Исчезли многие из существовавших прежде источников информации о мире профессий ( закрылись фабрики и заводы, перестали снимать фильмы и телепередачи на производственную тематику);

В наличии неосведомленность старшеклассников о мире профессии вообще, о конкретном содержании даже известных им видов профессиональной деятельности.

      Но особую сложность при выборе дальнейшего профессионального определения испытывают  категории детей, которые принято считать «оказавшимися в трудной жизненной ситуации»: дети-инвалиды, дети из неполных семей, дети группы риска.  Поэтому профессиональная работа с такими детьми должна строиться с учетом  их особенностей и должна быть направлена не столько на конкретную профориентацию, сколько на формирование психологической готовности к самостоятельной жизни, развитие у них социальной компетенции, развитие социальной активности, принятию на себя ответственности за свое будущее, на трудовой образ жизни вообще.  Следовательно, необходимо проектировать и создавать специальные условия, требующие и дающие возможность ребенку проявить свои лучшие, социально одобряемые качества.

К таким условиям относятся:

Развитие самоуправления на уровне организации собственной жизни подростков.

Реализация различных творческих проектов, построенных на основе использования существующих полезных навыков – мелкий ремонт, помощь в быту, забота о младших и пожилых, спортивные мероприятия и т.п.

Экскурсии на различные предприятия, где можно видеть профессионализм в действии.

Включение подростков в реальные трудовые дела с видимым результатом – озеленение, уборка территории, ремонт.

Встречи с «состоявшимися» людьми- профессионалами высокого уровня.

Просветительские мероприятия.

Возможность планирования и самоорганизации собственного времени.

     Профориентационная работа в школе должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. В этом контексте большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Необходимо вовремя выявить, какими ценностными ориентациями руководствуется старшеклассник, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные интересы.

   Профессиональная ориентация в школе осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями,  библиотекарем, медработником под руководством заместителя директора по воспитательной работе.  Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна осуществляться последовательно и непрерывно.     На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:

начальная школа (1 – 4) – формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности; организация разнообразных видов познавательной, игровой, поисковой, общественно полезной трудовой деятельности, побуждающих школьников проявлять интерес к профессиям родителей, работников ближайшего окружения.

первая ступень основной школы (5 – 7 кл.) – развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии, проявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений, способствующих эффективному включению в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей сферой труда.

вторая ступень основной школы (8 – 9 кл.) – формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей, потребности самодиагностике и диагностике  профессиональных склонностей, обучение соответствующим приёмам.

старшие классы (10 – 11 кл.) – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов; обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности, осуществление поиска и анализа информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства.

   

 Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2. Профессиональная диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.

3. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

4. Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями максимальной трудности. Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному труду.

 5. Социально-профессиональная адаптация представляет собой активный процесс приспособления молодого человека к новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специализации. Успешность профессиональной адаптации – один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы.

6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

 

    Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его.

   Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии.   Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

   Вне урока возможна организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии.

При этом педагогическая деятельность направлена на:

формирование добросовестного отношения к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности;

актуализацию и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;

создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;

формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.

информирование о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства;

ознакомление с правилами выбора профессии;

помощь подросткам в формулировке конкретных личностных задач самоопределения и в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями;

психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования;

определение предрасположенности учеников  к направлениям деятельности в условиях предпрофильной подготовки;

формирование у школьников навыков  эффективного взаимодействия и способности к    рефлексии;

способствовать  готовности  выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда, способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Направления профориентационной работы:

1.Учебная, информационная и организационная работа.

Выполнение соответствующих требований программ предметов федеральной части базисного учебного плана.

Предпрофильная подготовка, активное использование элективных курсов.

Проведение тематических классных часов, бесед, игр, викторин и т.д.

Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов, детских организаций в школе и в учреждении дополнительного образования.

Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность.

Проведение встреч с родителями, как с профессионалами в тех или иных сферах труда.

Изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии.

Организация различных видов познавательной, трудовой  деятельности.

Трудовая деятельность в каникулярное время.

Ознакомление с  картой муниципальной и областной образовательной сети, возможностями при выборе продолжения образования в профессиональных ОУ.

Система многоплановых мероприятий по профориентации с участием учителей,

родителей, представителей службы занятости, предприятий, учебных заведений.

Знакомство выпускников с реальной ситуацией на рынке труда.

   2.Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.

 

    Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями.   Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и их родителей.  Попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще что-либо выбирать. Представления родителей о “правильном” выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на “престижности” той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха.

     

Ожидаемые результаты:

сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей;

самоопределение выпускника школы;

ориентированность выпускника в поле профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования.

Эффективность.

   Главным  критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям села, района, региона, общества в целом.


Примерные формы внеурочной профориентационной  работы

1.Классные часы и беседы

1-4 классы

Учеба твой главный труд.

Мои интересы.

Все работы хороши.

Я умею, я люблю.

Фотография с обложки.

5-9 класс

Учеба твой главный труд.

Кем ты хочешь стать .

Профессии твоих родителей .

Дело твоей жизни (Анкета) .

Беседа  «Кем я хочу быть».

Как готовить себя к будущей профессии..

Все работы хороши, выбирай на вкус .

Беседы о конкретных профессиях .

Право выбора. Беседа.

Трудовое право. О Конституции .

Профессия и современность.

Трудом славен человек .

Дороги, которые мы выбираем.

10-11 класс

Что значит правильно выбирать профессию.

Как готовить себя к будущей профессиональной  деятельности.

Здоровье и выбор профессии.

Выбор профессии в условиях рынка.

Как избежать безработицы.

Профессия и современность

2.Информационные беседы и консультации

10-11 класс

На тему  экономической ситуации в районе, городе, области.

Информация  о рынке труда.

Информация  о востребованных; специальностях.

Информация о правилах приема в учебные заведения и на работу.

Твой выбор.

Хочу, могу, надо.

Здоровье и профессия.

Шаг к успешной карьере.

Потребности и богатство.

3.Психологические семинары, беседы

9-11 кл

Мои возможности.

Интересы, склонности и выбор профессии.

Я и общество (искусство общения).

Ошибки при выборе профессии.

Профессиональный клиринг.

Определение склонностей, интересов и способностей.

4. Участие  в проведении дней открытых дверей в профессиональных О У

5. Профориентационные  встречи  по теме

9-11 кл.

 Представителями профессиональных ОУ.

Представителями различных профессий, со специалистами служб занятости.

Выпускниками школы.

6. Реализация программ профориентационных курсов.

7. Профессиональные праздники

5-9 класс

Красота спасет мир. День красоты

День работников леса (18 сентября )

Всемирный день туризма (27 сентября)

Нам, туристам, осень нипочем.

День учителя (4 октября)

Международный день музыки  (1октября)

День работников сельского хозяйства (Второе воскресенье октября)

День работников пищевой промышленности (19 октября)

День работников автомобильного транспорта (30 октября)

Моя милиция меня бережет. День милиции (10 ноября)

Империя призраков. Всемирный день телевидения (21 ноября)

День энергетика (22 декабря)

День Аэрофлота (Второе воскресенье февраля)

День защитников Отечества (23 февраля)

Международный день театра (27 марта)

Собиратели камней. День геолога.(3апреля)

Всемирный день здоровья (7 апреля)

День космонавтики (12 апреля)

Международный день танца (29 апреля)

Международный день свободной прессы (7мая)

День радио и всех отраслей связи (7мая)

Международный день музеев (18 мая)

День мультипликации (10 июня)

День медицинского работника (Третье воскресенье июня)

День физкультурника (9 августа)

День железнодорожника (Первое воскресенье августа)

День строителя (Второе воскресенье августа)

День российского кино (27 августа)

 

8. Игры, конкурсы, праздники

5-9 класс

Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По одежке встречают, по уму провожают».

 «Природа – это наши корни, начало нашей жизни».  

 

9. Выставки литературы о профессиях, оформление стендов.

9-11 класс

Ориентиры профессионального самоопределения.

Здоровье и выбор профессии.

Предприятия и учебные заведения области города, района.

Работа с родителями

Тематика сообщений:

Проблема общения. Общение ребенка со сверстниками, взрослыми, родителями и учителями.

Познавательная деятельность ребенка. Организация дополнительного образования; проведение мероприятий, расширяющих кругозор учащихся; выработка совместных рекомендаций.

Семья. Изучение семейной атмосферы, анкетирование родителей, ознакомление с результатами опроса детей, организация индивидуальных консультаций, организация досуга учащихся.

Здоровье. Беседы о здоровом образе жизни, о вредных привычках.

Знакомство с нормативно-правовыми документами. Итоговая аттестация, перевод учащихся из класса в класс, ответственность за правонарушения, реализация учебных программ.

Профессиональное просвещение .   Ознакомление с  миром профессий,   о требованиях к каждой профессии и человеку, о типах учебных  заведений, о востребованности профессии на современном рынке труда и т.д.        Получение знаний о   возможностях, способностях  ребенка и перспективах их развития, коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной системы, типа темперамента и др.