РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Туркина Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Первомайская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                                                                                                                                                                           

                             

Согласовано:

На  заседании методического объединения  школы

Протокол № _____ от

«___»_________2010 г.

Принято:

На заседании педагогического совета

Протокол № _____от

«    »           ____    2010г.

Утверждаю:

Директор школы

_________________(Ф.И.О.)

Приказ № ____ от

«___»__________2010 г.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку

«Интенсивный русский в вопросах и ответах»

10 класс

на  2010 -2011учебный  год

                                                                                           Разработана:

                                                                       (Ф.И.О) Носовой Л.  Н.

                                                                     учителем (предмет) Русского языка и литературы

                                                                   1  квалификационной   категории

Пояснительная записка

Факультативный курс рассчитан минимум на 35 часов  и предназначен прежде всего для учащихся 11 классов. (При возможности вести факультатив в течение 2-3-х лет , учителю необходимо увеличить количество часов на раздел «Речеведение», на практические занятия, а также на наиболее трудные темы курса русского языка).

 Данный факультатив позволяет  восполнить пропущенный или забытый материал. Причём все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что позволяет учащимся, включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на индивидуальных консультациях).

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.

На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Работа с выразительными средствами языка не выделяется отдельно (кроме тем № 5-6), она систематически проводится в процессе работы с текстом.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:

1) М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2003 г.

2) А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., Просвещение, 2001 г.

(Программы для общеобразовательной школы, утверждённые Министерством образования РФ, входящие в Федеральный перечень).

Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

Задачи:

- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;

- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Формы работы: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.

Основные методы и приёмы работы:

- лекция;

- беседа;

- объяснение учителя;

- создание проблемной ситуации;

- анализ текстов различных стилей и типов;

- анализ готовых образцов сочинений;

- работа с тестами ЕГЭ;

- различные виды грамматического разбора;

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

- создание таблиц, схем, алгоритмов;

- обсуждение, диалог;

- написание и редактирование сочинений-рассуждений;

- самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

Средства обучения:  справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ЕГЭ (и другие тесты), схемы, таблицы, опоры, компьютер.

По окончании курса учащиеся должны знать:

- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- выполнять тестовые задания типа А минимум на 60-70%;

- выполнять тестовые задания типа Б минимум на 50 %;

- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;

- определять тип и стиль речи предложенного текста;

- создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения

  (формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять

  авторскую позицию и аргуметированно выражать свою)

Содержание программы:

Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.

Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях,  обособленных обстоятельствах,  сравнительных оборотах,  уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

Календарно-тематическое планирование факультатива в11 классе.

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды

деятель-ности

Формы

контроля

Дата

1

Введение.

 Каковы содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ, критерии её оценки?

Фонетика и орфоэпия.

Для чего нужно знать классификацию гласных и согласных звуков? Что такое орфоэпическая норма?

1

Слушание.

Зрительное ознакомление

 с тестами.

Запись опорного конспекта.

Работа

 с таблицей.

Работа с орфоэпическим минимумом

Тест.

Выполнение задания

 А-1

2

Лексика и фразеология.

Что такое паронимы? Что такое контекстуальные синонимы и антонимы? Каковы признаки фразеологизма? Что такое лексическая норма? (Попутное повторение омонимов, групп слов по происхождению и употреблению, экспрессивной лексики)

1

Запись основных понятий.

Работа

 с текстами.

Лексический анализ.

Тест.

Выполнение заданий А-2, А-11, А-30

3-4

Речеведение.

Что такое логика текста? Какие существуют средства связи предложений в тексте? Каковы основные способы сжатия текста?

2

Запись опорного конспекта.

Работа

с текстом.

Тест.

Выполнение заданий

А-6, А-7,

А-27, А-28,

В-7

5-6

Какие существуют типы и стили речи? Каковы их композиционные и языковые особенности?

2

Запись опорного конспекта.

Анализ текстов различных стилей и типов.

Тест.

Выполнение

заданий

 А-29, В-8

7

Как создать собственный текст-рассуждение на основе предложенного текста?

1

Работа с основными понятиями (тема текста, проблема/ы, авторская позиция, средства её выра-жения, формули-ровка собственной позиции, её аргу-ментация, компози-ция и речевое оформление сочинения)

Анализ готовых образцов сочинений.

Тест

(на дом).

Написать сочинение (Часть С) по предложен-ному тексту

8-9

Практикум. Написание, обсуждение и редактирование сочинений-рассуждений

2

Написание сочинений по предложенному тексту.

Обсуждение.

Редактирование.

Сочинение по предложенному тексту

10

Грамматика. Морфология. Синтаксис. Что такое грамматические нормы? (Грамматически верное построение предложений с деепричастным оборотом; согласование в роде, числе, падеже; употребление предлогов; образование степеней сравнения прилагательных и наречий; склонение числительных)

1

Запись опорного конспекта.

Работа

с таблицами.

Тренировочные упражнения.

Тест.

Выполнение заданий

А-3, А-4,

А-5, А-26

11-12

Морфология. 

Как определить часть речи? Что такое омонимия частей речи?

2

Работа с таблицами.

Составление и запись опор.

Работа

с учебной литературой.

Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций).

Морфологиче-ский анализ слова.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

 А-10, В-2

13

Орфография.

Сколько «Н» писать? 

(Н и НН во всех частях речи.)

1

Работа

с таблицами.

Составление опор и алгоритмов.

Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций).

Работа

с учебной литературой.

Тренировочные упражнения.

Орфографиче-ский анализ.

Составление словарных диктантов.

Словарный диктант.

Тест.

Выполнение задания А-12

14

Что нужно знать о правописании суффиксов различных частей речи?

От чего зависит выбор Ь и Ъ знаков?

1

Словарный диктант.

Тест.

Выполнение заданий

 А- 16, А-14

15

От чего зависит выбор приставок ПРИ- и ПРЕ-?

Что нужно знать о правописании приставок на З, С и когда после приставок вместо И пишется Ы?

1

Словарный диктант.

Тест.

Выполнение задания А-14

16

Чем отличаются проверяемые гласные от чередующихся? (Попутно повторяем непроверяемые гласные и согласные, правописание гласных букв после шипящих и Ц)

1

Тест.

Выполнение задания

 А-13

2 полугодие

17

Для чего нужно знать спряжение глаголов?

1

Работа

с таблицами.

Составление опор. Орфографиче-ский и морфологиче-ский анализ.

Работа с лингвистиче-скими задачами (решение проблемных ситуаций).

Работа

с учебной литературой.

Тренировоч-ные упражнения.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

 А-15

18

От чего зависит выбор НЕ и НИ?

Слитно или раздельно? (Правописание НЕ со всеми частями речи)

1

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания

 А-17

19

Слитно или раздельно? (правописание слов также/так же, тоже/то же, чтобы/что бы, поэтому/по этому и др.)

1

Тест.

Выполнение задания

 А-18

20

Синтаксис и пунктуация.

Что такое согласование, управление и примыкание? (Типы связи слов в словосочетании)

1

Работа

с таблицей.

Составление алгоритма.

Тренировочн. упражнения.

Тест.

Выполнение задания

В-3

21

Чем может быть выражена грамматическая основа предложения? Какие бывают типы сказуемых? (Попутно повторяем тему «Тире между подлежащим и сказуемым»)

1

Работа

с таблицами.

Синтаксиче-ский разбор.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

 А-8, В-4

22

Какие существуют типы простых и сложных предложений?

1

Работа

с таблицами.

Синтаксиче-ский разбор.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

 А-9, В-4

23-24

Чем может осложняться простое предложение? (Обособление обращений, определений и приложений, обстоятельств, дополнений, уточняющих членов предложения, вводных слов)

2

Работа

с таблицами.

Составление опорных схем.

Пунктуацион-ный анализ.

Синтаксиче-ский разбор.

Тренировочн. упражнения.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

 А-20, А-21,  

 В-5

25

Чем отличаются вводные слова от членов предложения? (Попутно - пунктуация при вводных предложениях, прямой речи и цитировании)

1

Работа

с таблицами.

Пунктуацион-ный анализ.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания

 А-21

26

Что такое однородные члены предложения? Как расставить знаки препинания?

1

Работа

с учебной литературой, таблицами.

Пунктуацион-ный анализ.

Тренировочн. упражнения.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

 А-19, А-22

27

Что такое сложносочинённое предложение? Как расставить знаки препинания?

1

Работа

 с учебной литературой, таблицами.

Пунктуацион-ный анализ.

Синтаксиче-ский разбор.

Тренировочн. упражнения.

Работа с пунктуацион-ными задачами (решение проблемных ситуаций).

Работа

 с текстом

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания А-19

28-29

Что такое сложноподчинённое предложение? Как расставить знаки препинания? Какие существуют виды придаточных предложений?

2

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

 А-24, В-6

30

Какие бывают виды подчинения придаточных предложений в составе сложноподчинённого с несколькими придаточными?

1

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания В-6

31-32

Что такое бессоюзное сложное предложение? Как расставить знаки препинания?

2

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания А-23

33

Что такое сложное предложение с разными видами связи? Как можно найти его в тексте? Как правильно расставить знаки препинания на стыке союзов?

1

Тест.

Выполнение заданий

 А-25, В-6

34-35

Морфемика

и словообразование. 

Какие существуют способы образования слов?

2

Запись опорного конспекта.

Работа с текстом.

Морфемный и словообразовательный анализ слова.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания

 В-1

Литература для учителя

Учебники:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по  русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», книга для учителя, издание 5-е, М.: Просвещение, 2002.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», изд. 2-е, М.: Просвещение, 2004.
  4. Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену, М.: Экзамен, 2005.
  5. Головин Б.Н. Основы культуры речи, М.: Просвещение, 1988.
  6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.
  7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
  8. Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.: Просвещение, 2009.
  9. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2006.
  10. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка, М.: Просвещение, 1979.
  11. Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.
  12. Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 9 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2001.
  13. Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 10-11 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2003.
  14. Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.
  15. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.
  16. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.
  17. Селезнева Л.Б. Укрощаем орфограмму: Алгоритмизированное обучение, Волгоград, Ниж.-Волж. кн. изд., 1993.
  18. Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 10-11 класс, М.: Материк Альфа, 2001.
  19. Сычёва В.П. Тесты по русскому языку: 10-11 классы: в 2 частях, М.: Экзамен, 2007.
  20. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы, М.: Рольф, 1997.
  21. Тропкина Л.А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»), Волгоград, Учитель, 2004.
  22. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2006.
  23. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М.: Просвещение, 1982.
  24. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.
  25. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008 .
  26. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .
  27.  Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2009 .
  28. Различные виды лингвистических словарей.

Литература для учащихся

Учебники:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по  русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М., Просвещение, 1987.
  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2006.
  4. Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.
  5. Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.
  6. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.
  7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.
  8. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2006.
  9. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.
  10. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008.
  11. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .
  12. Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2009 .
  13. Различные виды лингвистических словарей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Первомайская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                                                                                                                                                                           

                             

Согласовано:

На  заседании методического объединения  школы

Протокол № _____ от

«___»__________2009 г.

Принято:

На заседании педагогического совета

Протокол № _____от

«    »           ____    200  г.

Утверждаю:

Директор школы

_________________(Ф.И.О.)

Приказ № ____ от

«___»__________2009 г.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку

« Функциональная стилистика русского языка»

11 класс

на  2013 -2011учебный  год

                                                                                           Разработана:

                                                                       (Ф.И.О) Носовой Л.  Н.

                                                                     учителем (предмет) Русского языка и литературы

                                                                   1  квалификационной   категории

Пояснительная записка

Развитие языка и речи учащихся является одной из приоритетных задач, которая должна быть реализована в процессе преподавания курса русского языка в школе. Понятие «развитие речи» подразумевает такую организацию аналитико-синтетической языковой и практической речевой деятельности школьников, которая с помощью дидактических средств содействует целенаправленному развитию интеллектуально-речевых механизмов детей и подростков, выработке норм литературного произношения и правописания, стимулирует обогащение словаря и грамматического строя речи учеников, формирует умение воспринимать и создавать связные тексты, разнообразные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации, целенаправленности, полноте и точности выражения мысли. Одним из путей развития речи школьников является их знакомство с основами функциональной стилистики, которая рассматривает речевые разновидности литературного языка, обслуживающие определённые сферы человеческой деятельности.

Цель факультатива: систематизирование знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка и продолжение развития коммуникативных умений создавать связные высказывания различных стилей и жанров.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;
  • обобщить знания школьников о задачах, сфере применения и стилевых чертах речи пяти функциональных стилей русского литературного языка;
  • обогатить знания учащихся о характерных стилеобразующих языковых средствах каждой функциональной разновидности (лексические, морфологические, синтаксические языковые единицы, которые наиболее часто встречаются в текстах конкретного стиля речи);
  • выработать умения создавать тексты разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

Факультативные занятия по стилистике должны активизировать умственную деятельность школьников, формировать интерес к самостоятельной исследовательской работе, развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Для этого предусматривается применение на занятиях таких видов работы, как самостоятельный или групповой лингвистический анализ учебных текстов с последующим обобщением полученных результатов и формулировкой выводов, выдвижение и обоснование собственных утверждений, создание текстов определённой жанровой разновидности и их последующее рецензирование.

Учебная программа факультатива разработана на основе программы «Русский язык. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. V--XI классы» (Минск, 2009 г.) и рассчитана на 35 часов.


Стилистика как раздел науки о языке (1 ч)

Предмет изучения, задачи, основные понятия функциональной стилистики: функциональный стиль, стилеобразующие языковые средства, жанр.

Смысловое наполнение понятий стилистика языковых единиц (практическая стилистика), стилистика текста, стилистика художественной речи.

Научный стиль (10 ч)

Общая характеристика стиля. Сфера применения: наука (научные труды, выступления на научных конференциях). Функциональное назначение: передача научной информации, сообщение определённой совокупности знаний. Стилевые черты: информативная насыщенность, объективность, точность, доказательность, последовательность. Особенности научно-популярного изложения, способы популяризации научной информации.

Лексика. Термины. Глаголы мыслительной деятельности.

Особенности функционирования частей речи. Единственное число имён существительных, обозначающих считаемые предметы, и множественное число имён существительных, обозначающих отвлечённые понятия, вещества, продукты питания. Существительные с суффиксами -ений, -ний, -ств, -тий,
-ость.
 Переход имён прилагательных в разряд существительных в научной терминологии. Употребление местоимения мы (совместное, авторское). Глагол (возвратные глаголы, употребление форм 3-го лица настоящего времени, несовершенный вид; причастия).

Синтаксис. Распространённые простые предложения, осложнённые однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, словосочетаниями и вставными конструкциями. Сложные предложения (преобладание сложноподчинённых предложений). Способы определения научных понятий (терминов).

Жанры. Научная статья и рецензия.

Официально-деловой стиль (7 ч)

Общая характеристика стиля. Сфера применения: законодательная деятельность, международные отношения, делопроизводство, юриспруденция. Функциональное назначение: сообщение объективной, точной, беспристрастной информации о лице, факте, событии; представление лаконичного и вместе с тем обстоятельного изложения существа дела, сути договоров, законов, правил, инструкций, предписаний. Стилевые черты: точность, объективность, логичность, стандартизированность.

Лексика и фразеология. Специальная терминология (слова-обозначения должностей, учреждений, юридических действий, служебных процедур). Канцеляризмы. Формулы делового речевого этикета.

Особенности функционирования частей речи. Существительные с отвлечённым значением, отглагольные существительные с суффиксами -ний,
-тий,
(со значением действия) и -тель (со значением действующего лица). Глаголы (употребление форм 3-го лица настоящего времени несовершенного вида, глаголы и глагольные формы со значением долженствования). Отыменные предлоги.

Синтаксис. Рубрикация. Предложения с однородными членами для перечисления. «Цепочки» родительных падежей, нагромождение падежей.

Жанры. Закон, деловое письмо.

Художественный стиль (7 ч)

Общая характеристика стиля. Сфера применения: художественная литература. Функциональное назначение: воздействовать на разум и чувства читателя, доставить эстетическое наслаждение. Стилевые черты: образность, эмоциональность, выразительность.

Лексика. Синкретизм языковых средств. Средства создания исторического и местного колорита. Средства индивидуализации языка персонажей. Авторские неологизмы как средство образности. Тропы.

Синтаксис. Разнообразие синтаксических конструкций. Период. Стилистические фигуры.

Нормы русского литературного языка. Ориентация на литературные нормы. Введение в текст ненормативных речевых явлений.

Публицистический стиль (8 ч)

Общая характеристика стиля. Сфера применения: политика, общественные отношения, средства массовой информации. Функциональное назначение: формировать общественное мнение и влиять на него. Стилевые черты: информативность, экспрессивность, оценочность, призывность.

Лексика. Общественно-политическая, научно-техническая, экономическая, спортивная терминология, слова и понятия из сферы культуры и шоу-бизнеса. Лексические единицы с эмоционально-экспрессивной окраской. Авторские неологизмы. Метафорическое употребление нейтральных слов и терминов. Жаргонная лексика. Лексические единицы, характерные для официально-делового стиля.

Синтаксис. Передача эмоционального отношения автора к предмету сообщения средствами синтаксиса (вопросительные и восклицательные предложения, непрямой порядок слов, парцелляция). Передача эмоционального отношения с помощью знаков препинания.

Жанры. Заметка, репортаж, интервью, статья: содержательные и композиционные особенности.

Разговорный стиль (1 ч)

Сфера применения, функциональное назначение, стилевые черты. Орфоэпические, лексические, синтаксические особенности.

Обобщение (1 ч)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе изучения материалов факультатива учащиеся должны:

  • получить целостное представление о стилистике как разделе науки о языке и о пяти функциональных разновидностях русского языка;
  • усовершенствовать общеучебные умения, связанные с исследованием лингвистического материала (анализ, классификация, дифференциация, систематизация, синтез, обобщение);
  • приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
  • развить индивидуальные творческие способности в процессе создания текстов разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

Рекомендуемая литература

  1. Виноградов, В. В. Проблемы русской стилистики / В. В. Виноградов. – М., 1981.
  2. Дунаевская, О. В. Современная деловая речь / О. В. Дунаевская. – М., 1987.
  3. Кожина, М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими / М. Н. Кожина. – Пермь, 1972.
  4. Кожина, М. Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики / М. Н. Кожина. – Пермь, 1966.
  5. Лариохина, Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи / Н. М. Лариохина. – М., 1979.
  6. Паневчик, В. В. Деловая переписка / В. В. Паневчик, С. В. Некраха, Н. В. Самоедова. – Минск, 2005.
  7. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. – М., 1982.
  8. Рогожин, М. Ю. Справочник секретаря / М. Ю. Рогожин. – М., 2006.
  9. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розен-таль. – М., 1982.
  10.  Солганик, Г. Я. Лексика газеты / Г. Я. Солганик. – М., 1981.
  11.  Солганик Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи / Г. Я. Солганик. – М., 2005.
  12.  Стилистика и литературное редактирование. – М., 2005.
  13.  Чуковский, К. И. Живой как жизнь / К. И. Чуковский. – М., 1976.
  14.  Шмелев, Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелев. – М., 1977.



Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
  2. «Средняя общеобразовательная школа №21»
  3. Изобильненский район
  4. Ставропольский край

«Согласовано»

Руководитель МО

-----------------Бугаева Н.И.

Протокол № 1  от

от «27» августа    2013 г                                                                                                              

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МКОУ «СОШ №21»ИМРСК

----------------------Башурова В.В.

 «28» августа 2013 г

«Утверждаю»

Директор МКОУ «СОШ №21»ИМРСК

--------------------Колотухина Т.Н..

Приказ № ___

от  «29»  августа 2013 г

  1. Программа работы
  2.  с одаренными детьми
  3. по русскому языку и литературе
  4.  для 7-10 классов
  5. Учитель Бугаева Наталья Ивановна

  1. 2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в средней  школе.

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.

Эти этапы (5-10 год обучения ) характеризуется тем, что детьми освоено навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

  3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

  • выявление  и  выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.
  • Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
  • достижение максимального уровня развития способностей детей;

 Задачи:

  • реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости, вплоть до составления индивидуальной программы обучению по предмету;
  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.

Условия успешной работы с одаренными учащимися


     Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.


Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.

Карта одарённого учащегося

1.Фамилия, имя, отчество учащегося

 2.Состав семьи, ее структура

3. Жилищно-бытовые условия

4. Взаимоотношения в семье

  • Наличие отклонений от норм поведения в семье

5.Культурный уровень семьи

6.Воспитательный потенциал

7. Характер ребенка

  • Качества личности (положительные, отрицательные):

8. Положение ребенка в коллективе

 9.Учебная деятельность,

  • успеваемость
  • мотивация обучения
  • посещаемость уроков
  • способности к обучению
  • познавательный интерес

10.Трудовая деятельность:

  • наличие трудовых навыков
  • предпочитаемые виды труда
  • участие в трудовых делах

12.Получение дополнительного образования:

Организация работы с одаренными детьми

Направление работы

класс

Время проведения

1

Организация и проведение Интеллектуального марафона по русскому языку и литературе

6-9

ежемесячно

2

Декада  русского языка и литературы

5-11

октябрь

3

Неделя детской книги

5-11

март

4

Проектная деятельность:

1) Исследовательские проекты в 9 классе «М.В.Ломоносов», «Друзья Пушкина».

9

сентябрь - октябрь,

2)Исследовательский проект в 7 классе  «Скованные одной судьбой» (о фразеологизмах)

7

декабрь

3) Исследовательский проект «Кто в предложении главный?» в 8 классе

7

ноябрь

4) Творческий проект «Мир моих увлечений»

8

октябрь

5)Информационно-творческий проект «Игры и забавы моих сверстников» (по прочитанным книгам)

7

сентябрь-

апрель

5

Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований

8-10

В течение года

6

Исследовательская деятельность в рамках работы по краеведению:

«Права человека  глазам ребенка»,  «Родословие», «Наши знаменитые земляки», «Труженики тыла» и др.

8-10

В  течение года

7

Участие в олимпиадах и районных конкурсах

5-10

В течение года

8

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет   он-лайн

8-10

Согласно расписанию

9

Дополнительные занятия с одаренными детьми с различными интерактивными тренажерами в классе

7 -10

Согласно расписанию

10

Написание статей в печатные издания «Наша школьная жизнь»

3-10

Четверг  14.00

Пятница 15.00

Банк одаренных детей

Фамилия, имя

класс

Способности

1

Ярцев Константин

7

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);  

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

2

Кондратов Александр

7

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);  

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

Мишуков Данила

7

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

3

Магомедова Зумруд

8

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

4

Лукьянченко Дарья

8

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

5

Мирошниченко Виктория

8

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

6.

Богданова Наталья

8

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

8

Грибанова Евгения

9

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира); умственные.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

9

Магомедова Хадижа

9

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные; исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

10

Ароян Мирваник

9

По уровню: высокие;

По личностной сфере: академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты),  творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные)

11

Коурдакова Марина

9

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира); умственные.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

12

Мартиросян Розанна

10

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

13

Ноздрачев Владислав

10

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

14

Папикян Мгер

10

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира); умственные.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)



Предварительный просмотр:

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

 

Отношение к процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель-

-ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успеха к работе, требующих некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей  значительных усилий

 

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность,

внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

 



Предварительный просмотр:

222                       ПОРТФЕЛЬ

                     ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ученика(цы) 7  класса

МКОУ «СОШ№21»ИМРСК

Ф.____________________________

И.____________________________

О.____________________________

2013 - 2014 учебный  год

j0354499

                                                         

                                    

Фамилия-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Имя-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отчество-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дата  рождения--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Место  рождения------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пол-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Полный  домашний  адрес------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Домашний  телефон  с  кодом--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Паспорт (серия, номер, когда  и  кем  выдан)------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Образовательное  учреждение------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сведения  о  родителях: мать -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                          отец--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общее  среднее  образование

Годы  учебы

Номер  школы,  город

Класс

Дополнительное  образование

Годы  учебы

Наименование  учреждения

Творческое  объединение, секция

Дополнительная  информация ( владение  компьютером, иностранным  языком  и  др.)-----------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------                                                                                                            

Предпочитаемые  предметы--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Интересы,  предпочтения,  хобби  и  т.д-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Планы  на  будущее------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Личная  подпись_________________________

                         

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

         

 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ИНТЕРЕСОВ  ПО  ОБЛАСТЯМ  ЗНАНИЙ

1. Математика                                                                       8. История

2. Техника                                                                             9. Труд  и  сфера  обслуживания

3.География                                                                          10. Компьютерные  технологии

4. Биология  и  с/х  труд                                                      11.Моделирование

5.Литература                                                                         12.Рукоделие  и  домоводство

6. Иностранные  языки                                                        13. Дизайн  и  оформление

7. Педагогика                                                                    

 ЛИЧНОСТНЫЕ  КАЧЕСТВА  УЧАЩЕГОСЯ

№ п/п

ПОЗИЦИИ

КОМПОНЕНТЫ

ШКАЛА

само-оценка

БАЛЛЫ

оценка учителем

БАЛЛЫ

1

Прилежание

Средний  балл  по  ведению  тетрадей

0-3

Средний  балл  по  ведению  дневника

0-3

Отсутствие  пропусков  без  ув.  причины

0-3

2.

Общеучебные  навыки

Развитие  речи

0-3

Работа  с  дополнительной  литературой

0-3

Умение  составлять  конспект

0-3

Умение  написать  реферат

0-3

Развитие  логики

0-3

Мышление

0-3

3.

Креативность  личностного  развития

Творческие  работы (школа)

1

Творческие  работы (город)

2

Творческие  работы (  край)

3

Написание  стихов,  прозы

1

Решение  нестандартных  задач  различной  направленности

0-3

Участие  в  сценической,  вокальной, художественной,  спортивной   жизни  

0-3

4.

Социальные  риски

Группа  здоровья

0-3

Отношение  к  физической  культуре

0-3

Участие  в  общественном  труде

0-5

Отсутствие  грубых  нарушений  дисциплины

0-3

Вредные  привычки

0-3

5.

Мотивация  семьи

Поддержка  школы  в  различных  проектах

0-3

6.

ИТОГО:

                 

   РЕЙТИНГОВАЯ  ШКАЛА  УЧАЩЕГОСЯ

№ п

Позиция

Компоненты

Баллы

1.

Экзамены  

(федеральные  и  региональные)

Алгебра

2-5

Русский  язык (письменно)

2-5

2.

Экзамены  по  выбору

1

2-5

2

2-5

3.

Средний  балл  аттестата

3-5

4.

Индивидуальная  накопительная  оценка

1.Дипломы  и  грамоты  за  олимпиады

-

Всероссийская

-призер

5

- участник

4

Региональная:

-

-призер

4

- участник

3

Городская:

-

-призер

3

- участник

2

Школьная:

-

-призер

2

- участник

1

2. Дипломы  и  грамоты  за  участие  в  научно-практических  конференциях и  конкурсах  проектов

Всероссийские :

-дипломант

6

-участник

5

Краевые:

-дипломант

5

-участник

4

-Региональных

-дипломант

4

-участник

3

-Городских

-дипломант

3

-участник

2

-Школьных

-дипломант

2

-участник

1

3.Результаты  участия  в  спортивных  соревнованиях  и  конкурсов  дополнительного  образования

Всероссийская

-призер

6

- участник

5

Региональная:

-призер

5

- участник

4

Краевые

-призер

4

-участник

3

Городские

-призер

3

-участник

2

Школьные

-призер

2

-участник

1

4. Другие  конкурсы

-призер

2

-участник

1

ИТОГО

         УЧАСТИЕ  В  МЕРОПРИЯТИЯХ  И  КОНКУРСАХ  В  РАМКАХ     ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                           

Уровень

Год

Мероприятие, конкурс

Результат

                               

   УЧАСТИЕ  В  СПОРТИВНЫХ  СОРЕВНОВАНИЯХ

Уровень

Год

Название  соревнований

Результат

СВЕДЕНИЯ  О  РЕЗУЛЬТАТАХ  ОБУЧЕНИЯ  НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ   КУРСАХ

№ п/п

Вид  мероприятия,  занятия, творческой  работы

Дата

Баллы

Роспись  учителя

           

            РЕКОМЕНДАЦИИ  КЛАССНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ  ------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Классный  руководитель ________________________/_______________________/



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

«Согласовано»

Руководитель МО

-----------------Бугаева Н.И.

Протокол № 1  от

от «27» августа    2013 г                                                                                                              

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МКОУ «СОШ №21»ИМРСК

----------------------Башурова В.В.

 «28» августа 2013 г

«Утверждаю»

Директор МКОУ «СОШ №21»ИМРСК

--------------------Колотухина Т.Н..

Приказ № ___

от  «29»  августа 2013 г

Программа

индивидуальной работы

со слабоуспевающими детьми по русскому языку

   

                                                            Учитель русского языка и литературы                                                                                              Бугаева Наталья Ивановна                                                                  

                                                                             

                                                           

Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

  Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель программы

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

— пробуждение природной любознательности;

— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

        — вовлечение уч-я в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся:

  • Получение знаний за курс 2-4 класса
  • Выбор форм получения знаний.

Родителей:

  • В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
  • В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

  • Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задания.

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

Принципы построения -  приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации  - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

        Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1.        Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.        Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3.        Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4.        Указание алгоритма решения или выполнения.

5.        Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6.        Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.        Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.        Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9.        Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

10.    Выдача ответа или результата выполнения задания.

11.    расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12.    Постановка наводящих вопросов.

13.    Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14.    Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15.    Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых

ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз-

витием самостоятельности в учении.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми

   Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстранённость от мира и его боязнь). Ребёнок испытывает определённые страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки. Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.

   В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним.

1.Не призывать к совести, не читать морали.

2.Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжён с любопытством – помочь преодолеть эту стену.

3.Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.

4.Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

5.Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).

6.Учитывать интерес к точным наукам – математике, физике и т.д.

7.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.

8.Отношение к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
  2. Составление плана работы  с детьми.
  3. Реализация плана в течение учебного года.
  4. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

Краткая характеристика слабоуспевающих детей

7 класс

  • Мурадян Рузанна

8 класс

  • Аракелян Артём

9 класс

  • Мурадян Арсен
  • Авагян Цакан
  • Зайцев Михаил

                 10 класс

  • Мурадян Сюзанна
  • Мартиросян Михаил

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

Содержание работы

Сроки

1.

Взять на учёт всех учащихся, имеющих отклонения в обучении.

В начале года

2.

Проводить собеседования с такими учащимися, проверять запись д/задания в дневнике, контролировать посещение уроков.

Постоянно

3.

Анализ успеваемости учащихся.

Еженедельно

4.

Контроль накопляемости оценок у слабых учащихся.

Еженедельно

5.

Учёт промежуточных результатов.

1 раз в месяц

6.

Учёт проделанной учителем работы.

1 раз в месяц

Работа  по русскому языку со слабоуспевающими детьми

Темы работы со слабыми детьми

7, 8  класс

1

Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слов

2

Непроизносимые и плохо слышимые согласные

3

Двойные согласные

4

Непроверяемые гласные и согласные в корне.

5

Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова.

6

Приставки на з-с, приставки раз(рас-) - роз-(рос-), приставки при- - пре-. Гласные ы-и после приставок. Запятая перед а, но, да, что, чтобы,потому что, если, где, когда, который, кроме, хотя, куда

7

Окончания имен существительных (на  -ия, –мя, -ие, -ий), прилагательных, числительных

8

Окончания глаголов(спряжение). Суффиксы глаголов. Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе сложного

9

Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных

10

Гласные и, а, у после шипящих и ц. О-е после шипящих

11

Твердый знак после приставок и в сложных словах. Мягкий знак в середине слова и на конце слов после шипящих. Однородные члены. Обобщающие слова

12

Одно и два н в существительных, полных и кратких прилагательных

13

Не с глаголами, существительными, прилагательными, местоимениями

14

Не и ни для передачи отрицания. Не и ни для передачи утверждения

15

Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол-. Соединительные гласные в сложных словах.

Обращение. Вводные слова. Прямая речь. Диалог

16

Причастие. Окончание причастий

17

Причастный оборот

18

Действительные и страдательные причастия настоящего времени

19

Действительные и страдательные причастия прошедшего времени

20

Н в кратких причастиях. Отличие кратких причастий от прилагательных

21

Одно и два н в причастиях и отглагольных прилагательных

22

Одно и два н в причастиях и  прилагательных

23

Не с полными и краткими причастиями. Обособление причастных оборотов

24

Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот

25

Не с деепричастиями. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

26

Наречие. О и е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких прилагательных

27

Дефис в наречиях на -ому(-ему), -цки, -ски, -ьи; в наречиях с частицами кое-, -либо, -то, -нибудь; в сложных наречиях, в наречиях, образованных от числительных.  Мягкий знак на конце наречий после шипящих

28

Наречия с приставками из-, до-, с- и в-, на-, за-. Не и ни в отрицательных наречиях

29

Отличие местоименных наречий с приставками от местоимений с предлогами.     Не с наречиями на -0

30

Возможность двоякого написания не с наречиями на –о. Обособление деепричастий, причастных и деепричастных оборотов

31

Предлог. Дефис в предлогах. Производные предлоги

32

Отличие производных предлогов от существительных с предлогами

33

Союз. Союзы сочинительные и подчинительные союзы чтобы, тоже, также

34

Союзы зато, итак, притом. Повторение. Обособленные члены предложения

8, 9  класс

1

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Тире между подлежащим и сказуемым

2

Второстепенные члены предложения. Тире  в неполном предложении

3

Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения и приложения

4

Обобщающие слова при однородных членах предложения

5

Отсутствие запятой в устойчивых выражениях с повторяющимися союзами

6

Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению или оторванные от определяемого слова. Распространенные определения и приложения

7

Одиночные приложения и согласованные определения (два или несколько). Несогласованные определения. Имена собственные и условия из обособления

8

Смысловая и вариативная пунктуация при обособлении определений и приложений. Тире при обособлении определений и приложений.

9

Приложение, присоединенное союзом как

10

Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, оборотами со значением уступки, именами существительными и наречиями

11

Дополнения, выраженные обособленными оборотами со значением включения, исключении, замещения (со словами кроме, помимо, включая, исключая, за исключением,  вместо, сверх,  наряду с …)

12

Уточняющие и пояснительные члены предложения. Присоединительные члены предложения

13

Сравнительные обороты и обороты, вводимые сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, подобно, нежели, чем, что( в значении словно)

14

Отсутствие запятой в устойчивых сочетаниях (гол как сокол, работать не покладая руки т. д.)

15

Вводные слова, сочетания и предложения. Вставные конструкции

16

Обращения,  междометия. Слова - предложения  да и нет

17

Прямая речь. Диалог. Цитата

18

Виды предложений: простое ( назывное, определенно-личное , неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное)  и сложное (бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное)

19

Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие и тире в БСП.

20

Запятая и точка с запятой в ССП. Тире и двоеточие в ССП. Отсутствие запятой между частями ССП

21

Предложения с сочинительными союзами. Запятая и точка с запятой в ССП. Тире в ССП. Отсутствие запятой между частями ССП( в предложениях с общим второстепенным членом, а также в назывных, вопросительных, восклицательных и т.п. предложениях)

22

Предложения с сочинительными союзами. Запятая и точка с запятой в ССП. Тире в ССП. Отсутствие запятой между частями ССП( в предложениях с общим второстепенным членом, а также в назывных, вопросительных, восклицательных и т.п. предложениях)

23

 Структура СПП и пунктуация в нем

24

Границы придаточных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова

25

Основные группы придаточных предложений

26

Последовательное подчинение

27

Параллельное подчинение

28

Однородное подчинение. Однородные придаточные без второго союза

29

Неоднородное подчинение

30

Комбинированное подчинение

31

СПП в составе СП. Роль союза и в предложении

32

Повторение к занятиям   1-19

33

Повторение к занятиям   19-21

34

Повторение к занятиям   21-31

Прогнозируемый результат

Учащиеся  должны знать:

уметь:

- применять правила правописания на изученные орфограммы; - различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; - воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять вычитание, используя таблицу сложения; - воспроизводить наизусть результаты табличного умножения любых однозначных чисел; выполнять деление используя таблицу умножения; - решать задачи в одно, два действия; - выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 1000

Литература для учащихся

  1. АхременковаЛ.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз: 9 кл.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2013 г.
  2.  АхременковаЛ.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз: 8 кл.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2013 г.
  3. АхременковаЛ.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз: 7 кл.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2013 г.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Дир. школы         (Богданова Н.В.)

Итоги II тура конкурса «Ученик года»

Победители по классам

Класс

Фамилия, имя

Сумма баллов

2

 Мамонтов Вова

74

3

Субботина Даша

76,6

4

Ермишин Влад

79

5

Солоницына Таня

75,8

6

Хромых Миша

81,6

7

Спирина Лиза

77,9

8

Горох Света

107

9

Лебедева Таня

86

10

Бычок Лена

71

 

Победители по школе 2-7 классы

I

Хромых Миша

6 класс

81,6 балла

II

Ермишин Влад

4 класс

79 баллов

III

Спирина Лиза

7 класс

77, 9 балла

Победители по школе 8-10 классы

I

Горох Света

8 класс

107 баллов

II

Лебедева Таня

9 класс

86 балла

III

Абросимова Настя

8 класс

85,8 баллов