Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ж". УМК "Планета знаний". 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Панарина Татьяна Викторовна

В конспекте представлено поэтапное  изучение  написания новой буквы. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.12_pismo_zaglavnoy_bukvy_zh._s.28-29.docx234.72 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.12.22 г.

ТЕМА:  Письмо заглавной буквы «Ж».  (П3, с.29-30)

Цель: создать условия для формирования графического навыка  написания  заглавной буквы  «Ж».

Этапы урока

Деятельность учителя, учащихся

I.Мотивация

1.Приветствие учителя.

На урок зовёт звонок,

Начинать пора урок.

Будем мы работать дружно

И узнаем, что нам нужно!

2.Проверка готовности.

3.Правила посадки.

4.Правила поведения.

  1. II. Постановка учебной задачи.
  2. Определение темы и цели урока.

Сказка про букву «Ж»

— Я поймал букву Ж , — Женя показал маме жука.

— Он похож на букву Ж и жужжит , как Ж , – согласилась мама Жанна.

— Ж-ж-ж-ж , отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

— Хорошо, но где твой дом? – спросил Женя.

— В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук.

Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

— Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал Женя маме.

— Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

« Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.

— Здесь повсюду буква Ж! – обрадовался мальчик.

-Назовите имена людей.

-Какой звук слышится в начале имён?                                                      Дайте характеристику этому звуку.

( Согласный, всегда твёрдый, парный)

 - Какой буквой на письме обозначается звук [ж]?                      ( Буквой «жэ»)

-Сможем ли мы написать имена «Женя», Жанна»? Почему?

 (Мы не знаем, как  пишется заглавная буква «Ж»)

-Сформулируйте тему урока. (Письмо  заглавной буквы « Ж»)

-Какую цель мы поставим перед собой?

 (Научиться писать заглавную букву «Ж»,  соединения, слова , предложения  с этой буквой)

План работы:

1..Научимся писать заглавную букву «Ж».

2.Потренируемся в написании слогов.

3.Научимся писать слова, предложения с буквой «Ж».

  1. III. Зрительный диктант предложения

3.1.Пальчиковая гимнастика «Овощи»

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

Мы капусту рубим, 

Мы морковку трём, 

Мы капусту солим, 

Мы капусту жмём. 

3.2.Секреты красивого письма.

Правила посадки, наклона тетради   во время письма. 

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

3.3. Зрительный диктант предложения

Учительская строка -  с.28

НА доске:  У Оли  нитки и игла.

  • Под записанным предложением вычерчивается его схема в виде пяти чёрточек.
  •  Устанавливается слоговой и буквенный состав каждого  слова.
  • Предлагается прочитать ещё раз это  предложение и запомнить, как оно пишется.
  •  Учитель закрывает предложение   на доске, а дети пишут его по памяти.

__________________________________________________

Самопроверка  с доски.  Исправление ошибок. Самооценка.

Затем исправляются  ошибки: неверная буква зачёркивается сверху вниз слева направо, а правильная буква записывается сверху, на 1/3 меньше принятой высоты буквы.

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

4.1.Сравнительный анализ   заглавной  и строчной букв

 «ж»   и  «Ж». Анализ элементов букв.( ПЛАКАТ)

-Из каких элементов состоят  эти буквы?

( буквы  состоит из 3-х элементов: двух полуовалов, наклонной линии с двумя  соединительными линиями)

 -Какие линии являются параллельными?

- Какие выполняются с   «зеркальным отражением»?

- Есть ли новые элементы?

- В заглавной  букве  «Ж»  нет новых элементов.

4.3.ГРАФИЧЕСКИЙ  ПОКАЗ  учителем  написания  буквы «Ж» по алгоритму. 

- Начинаем писать чуть ниже середины  дополнительной строки. Ведём вверх вправо, доводим до середины широкой дополнительной строки, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до середины дополнительной строки, затем пишем длинную наклонную линию и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Третий элемент – правый полуовал - начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки, ведём руку вверх влево, доводим до нижней линии, ведём вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.

Свёрнутый алгоритм: в дополнительной строке выписываем крючок с поворотом ручки, наклонная вниз, «клюшка», вправо вверх по крючковой, на 1/3 — «секрет», по

«секрету» — наклонная вниз, поднимаемся по наклонной  и, не доходя 1/3 в рабочей строке, вновь — вправо вверх по крючковой, выписываем «клюшку», по «клюшке» опускаемся вниз, «качалочка», крючок до середины.

– Пропишите  букву  в воздухе, на ладошке.

4.4.Дополнение элементов до  буквы «Ж» - 2 строка.

(П3, с.28)

  • ПОСАДКА! 
  • об интервале между группами букв

4.5. Графический анализ

- Карандашом обведите  в кружок самую красивую букву.

- Сравните написанные буквы с образцом, какие видите ошибки?

  1.  

5.1. Письмо имён:  Жора,  Жорж ( 3 строка, с.28)

Учитель обращает внимание на то, что в соединении буквы р с буквой ж крючковую  наклонную следует несколько «прижать» при  подъёме влево, чтобы интервал между буквами не увеличился.

  • Показ учителем на доске!
  • Написание соединения по одному разу рядом  с образцами.

ФИЗМИНУТКА  ФОНЕТИЧЕСКАЯ

 Если вы в слове услышите звук [ж], то нужно присесть,                   а если не услышите, то нужно подпрыгнуть на месте. (Слова: жужжит,  шипит,   чудо,  лужа,  машина, Женя, Миша,  шёл,  жук,  шалун,  цыплёнок, шаги)

5.2.Орфографический анализ и письмо предложения. (с .28).

Прочитывается и разбирается предложение:

Над Жорой  жук  кружит.

Дифференцированное задание:

Одни ученики прописывают его по пунктиру,                                                            а   другие — самостоятельно на пустой строке,

 подчёркивают  сочетание жи,

проводят фонетический разбор этого сочетания,

сравнивают его написание и произношение.

Самопроверка. Коррекция. Самооценка.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

5.4.Задание со словом  «жужелица» (с.28) .  КАРТИНКА

Учитель может пояснить, что жужелицы—это хищные, быстроногие, полезные жуки. Они уничтожают гусениц, слизней, майских жуков. Жужелицы распространены от северных стран до южных.

5.5.Работа с  предложением У  ужа — ужата.  (с.29).

-Какие правила нужно знать, чтобы записать предложение?

  • Первое слово пишем с большой буквы.
  • В конце предложения ставим точку.
  • Все слова пишем раздельно.

Предложение закрывается и записывается по памяти.

- Разделите слова на слоги, подчеркните слоги дугой.                  Поставьте в словах ударение.

По окончании выполняется взаимопроверка.

  1. 6.Вариативная часть, с.29.

6.1.Из предложенных слогов учащимся   нужно составить и записать два слова: журавли, жираф.

6.2.Работа с пословицей

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Смысл заключается он в том, что надо помогать другим людям, особенно тем, кто в этом  нуждается. Самим дарить  добро  и  люди в ответ тоже  сделают добро.

Затем ребята  находят и подчеркивают слог жи.

7.Итог. Рефлексия.

  1. 7.1.Итоговая беседа.

– Какую букву мы научились писать?

- Мы достигли цели, которую ставили перед собой?

- Что получилось на уроке?

- Над чем надо еще поработать?

7.2.Самооценка «Рефлексивный экран»  

8.Д.З.

РТ №1

                        2           1         3

На доске:   ловит,  Кот, мышку.      

1.Кто?

2.Что делает?

3.Ловит (кого?)

Правила записи предложения!

-Какие правила нужно знать, чтобы записать предложение?

  • Первое слово пишем с большой буквы.
  • В конце предложения ставим точку.
  • Все слова пишем раздельно.

Один ученик работает у доски.

- Разделите слова на слоги, подчеркните слоги дугой.                  

Поставьте в словах ударение.

Самопроверка  с доски:  Кот ловит мышку.

 Исправление ошибок. Самооценка.

https://funforkids.ru/paint/bugs/bug03.jpg

https://www.uchmag.ru/upload/catalog/posob/_/n/_n-123_/images/03.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ю". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте урока представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Ю. Включены физкультминка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Я". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Я. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Х". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Х. Включены физкультминутка и  пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо строчной буквы х". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено пэтапное изучение написания строчной буквы х. Включены физкультминутка и  пальчиклвая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо строчной буквы х". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания строчной буквы х.   Включены физкультминутка и  пальчиклвая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ц". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Ц. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо строчной буквы ч". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания строчной буквы ч. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....