Живая связь времен
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Кутлуева Зульфира Мунировна

конспект урока по окружающему миру по программе "2100" в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaz_vremyon1.doc519 КБ
Microsoft Office document icon svyaz_vremyon2.doc224.5 КБ
Microsoft Office document icon svyaz_vremyon3.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

«Окружающий мир»

 в 3 классе на тему:

«Живая связь времен»

Выполнила учитель начальных классов

Кутлуева З.М.

                                                                                     

2015 г



Предварительный просмотр:

ГЛАВА I. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ

Тема: ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН 

Цели:

  1. Помочь осознать младшим школьникам причастность к прошлому своей семьи.
  2. Ознакомить учащихся с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имён и фамилий.
  3. Формировать у детей чувство уважения к опыту и жизни предшествующих поколений, как в своей семье, так и в обществе в целом.

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Начинаем урок.

Садитесь, пожалуйста.

Пусть этот день для вас и для меня будет добрым.

И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг – друга.

   

Перед нами протекают времена – река

Полноводна, глубока и широка

Время движется, меняется, течёт

К изучению истории зовёт.

           

  1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

         

а) знакомство с новым предметом

С какой наукой мы будем знакомиться?  (с историей)

Чему мы научимся с помощью нового учебника «Моё отечество»

С помощью нового учебника вы научитесь считать время,              изучать прошлое, объяснять новые слова, изучать разные страны,              отличать, как жили люди в разные времена, по году определять век, место события в прошлом.

Если мы хотим не растерять богатства, накопленные нашими предками, и сохранить их для будущего, нам надо лучше узнать свою страну – её прошлое и настоящее.

Итак, отправляемся в путешествие.

         

б) постановка проблемы

           

- Сегодня на уроке мы начинаем изучать 1 главу « Твои родные и твоя Родина в потоке времени»

- Откройте стр. 144 и прочитайте, что мы будем изучать в этой главе.

Итак, 1 параграф «Живая связь времён»    

Слайд 1

- Ребята, к этому уроку мы готовились, вы мне приносили старые фотографии ваших бабушек и дедушек.

- Можно ли сказать, что разглядывая старые фотографии, старинные и старые вещи, книги, украшения мы словно заглядываем в прошлое, в те времена, когда ваши родители были такими же, как вы сейчас? Можно ли возвратиться в прошлое?

В прошлое возвратиться можно          

Слайд 2

- Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по – настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми?

- Можем ли мы это сделать? (Нет, по-настоящему попасть в прошлое нельзя)

В прошлое возвратиться нельзя.

Вас что-нибудь удивило?

Какую проблему нам нужно сегодня решить?

Существует ли связь времён,

Связь между прошлым и настоящим?    

Слайд 3

  1. поиск решения проблемы.

Мы были в школьном музее и видели старинные вещи, которые принадлежали нашим бабушками прабабушкам, значит частицы прошлого есть и сегодня.

а)  Послушаем сочинение Оксаны, которое она писала для конкурса по воспоминаниям своей прабабушки Валентины Ивановны.

б) показ медалей и блокнот своего деда.  

Но теперь,  постарайтесь ответить есть ли связь между прошлым и настоящим?

- Только ли вещи связывают нас с прошлым?

 Генеалогическое древо.

- Ребята, а сейчас рассмотрим фотографии,  которые вы приносили  

Слайды 1,2,3,4,5

   



Предварительный просмотр:

- Так есть ли связь между вашими  фотографиями  и фотографиями ваших  бабушек и дедушек.

Конечно, у каждого из вас есть своя история, своя семья.

Семья - группа людей, состоящая из родителей, из детей, внуков и ближних родственников.

Все родственники составляют род.

(Поколение, это люди, которые родились и живут в одно время)

- Для того,  чтобы  представить жизнь родственников разных поколений  существуют специальные схемы, таблицы и называются они

Генеалогическое древо

- Это и есть родословная вашей семьи.

- Многие из вас с родителями составили генеалогическую таблицу – родословную своей семьи.

- Молодцы, всем спасибо, а за работу всем пятёрки.

Каждый человек должен гордиться своей семьёй, и вы, ребята учитесь гордиться своими родственниками, близкими людьми.  Больше радуйте их, жалейте.

Алгоритм

Соедините стрелочками правильные ответы (работа в парах)

4. Происхождение фамилий 

- Прочитайте запись

«В лицо ребёнок себя не знает, а имя своё ведает» 

- Имена у взрослых обычно двойные.

- Откуда берётся 1 часть имени  (дают родители)

- Откуда вторая часть и как она называется?

(Переходит от отца, называется отчеством)

А как называется общее имя, которое носит вся семья? (Фамилия) 

Откуда же берётся у семьи фамилия?

Это слово пришло к нам из латинского языка и в переводе означает «семья».

Фамилии появились сравнительно недавно.

Большинство русских фамилий произошли тот отчеств (например, Ивановы, Максимовы, Осипов)

Фамилии могут происходить и от профессий    

Слайд

А также фамилии могут происходить от места рождений.

Фамилии могут образоваться от признаков наружности, черт характера человека, от животных.

Вот известный поэт Михалков даже сочинил про это стихотворение.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин

- Попробуйте вместе с родителями объяснить происхождение своей фамилии.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Происхождение имён.

А  теперь поговорим о личных именах, которые даются при рождении. Современные имена пришли к нам из латинского, греческого и других языков.  Каждое имя имеет своё значение.

Посмотрим значение имён ребят нашего класса.   

Слайд

 7. Итог урока

 Давайте вернёмся к основному  вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?  (Существует ли  связь между прошлым и настоящим)

 Вывод:  Связь между прошлым и настоящим есть, она осуществляется через вещи, имена, фамилии, праздники, обычаи, доставшиеся нам от прошлых поколений.

А теперь сравним свой вывод с авторским. Прочитаем вывод на стр. 11

Какие новые слова мы узнали? (поколение)

8. Домашнее задание

Ответить на вопросы стр.11 учебника. Ребята, я знаю многие из ваших бабушек и дедушек были детьми войны, поговорите с ними, попросите, чтобы они вам рассказали о своём детстве.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор-живая связь времён

Презентация к проекту по Литературному чтению по теме: "УНТ нашего края"...

Родословная человека. Живая связь времён.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа 2100"...

Проект "Фольклор - живая связь времён"

Проект по УНТ   http://yadi.sk/d/e3QrOu5RfXPx...

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Данный урок направлен на формирование у детей чувства уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом....

УТРЕННИК "ЖИВАЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ"

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА УТРЕННИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КО ДНЮ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ "ЖИВАЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ" 3 КЛАСС...

УТРЕННИК "ЖИВАЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ"

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА УТРЕННИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КО ДНЮ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ "ЖИВАЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ" 3 КЛАСС...

Проект «Живая связь времен»

      Проект  патриотического воспитания разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребёнка», «Декларацией п...