Конспект урока по теме: "Живая связь времен"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ширякова Татьяна Владимировна

Данный урок направлен на формирование у детей чувства уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_3_klass_-_konspekt_uroka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО 

Урок 2.

ГЛАВА I. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ

Тема: ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН

Цели:

  1. Помощь в осознании младшими школьниками причастности к прошлому своей семьи.
  2. Ознакомление учащихся с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имён и фамилий.
  3. Формирование у детей чувства уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом.

Задачи:  

Познавательные:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости.

 - Сегодня у нас второй урок по учебнику «Окружающий мир», «Мое Отечество». На прошлом уроке мы знакомились с учебником. А сегодня начинаем по нему работать. Тема нашего урока рассчитана на 2 урока.  Домашнее задание у вас было творческое, на выбор.  Мы его проверим в ходе урока.

 - Давайте определим свое настроение в начале урока.

 - Почему такое?

 - Надеюсь, к концу урока оно у некоторых ребят поменяется.

 – Наверняка у многих из вас дома хранятся старые фотографии, книги, украшения. Можно ли сказать, что, разглядывая старые вещи, слушая рассказы бабушек и дедушек «про старину», мы словно заглядываем в прошлое, в те времена, когда ваши родители были такими же, как вы сейчас? (Да, можно.)

–  Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по-настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими ещё не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми (и т.д.)? ( Да, хотелось бы.)

 –  Можем ли мы это сделать? (Нет, по-настоящему попасть в прошлое нельзя.)

–  Что вас удивляет? Какой вопрос возникает?

- Какая будет тема урока? Цель?

У каждого ученика на парте лежат кружки для оценивания работы и  оценочный лист. К концу урока мы должны его заполнить и подвести итог своей работы.

 - Сейчас  работать будем в парах.  

Первое задание – составить план урока из разрезанных этапов урока.

–   Какая пара готова ответить? Остальные – контролируют ответ.

  1. Определяем проблему урока
  2. Вспоминаем то, что знаем
  3. Решаем проблему, открываем новые знания
  4. Сравниваем свой вывод с авторским
  5. Применяем новые знания

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

- Какая технология нам помогает учиться?

 - Оцените работу своей  пары.   - показ

Выполните самооценку на оценочных листах урока.

Возвращаемся к плану урока:

Первый этап  – определяем проблему.

 - Где мы можем  получить информацию?

Учебник с. 8. Прочитайте текст, отмеченный условным знаком.

 - Какую основную мысль высказала мама?

 - Анюта согласилась с мамой?

 - Какое противоречие заметили?

 - Какой возникает вопрос?

 - Кто из них прав?

–  Что вас удивляет? Какой вопрос нам нужно будет сегодня решить?

Существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим?

- Выскажите  свои предположения (версии) по проблеме урока.

 Начинаем со слов: «я считаю, моя точка зрения, я думаю…»

– связи времён нет, так как нельзя жить в прошлом, мы все живём в настоящем;

– связь времён есть, так как без прошлого не могло бы быть настоящего;

– от людей, которые старше нас, мы узнаём о прошлом, но самого прошлого сейчас нет;

– мы были в музее и видели старинные вещи, которые принадлежали нашим прабабушкам, значит, частицы прошлого есть и сегодня…

Ключевые  слова «связь времён есть», «связи времён нет».

Следующий этап урока - …..

- Одной из самых замечательных  традиций является традиция собирать и хранить реликвии.  Я просила вас дома найти и выписать из толкового словаря значение слов реликвия, традиция. Прочитайте, пожалуйста, вашу запись.

 Реликвия – свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими, религиозными или семейными событиями прошлого

 Традиция – преданье, всё, что устно перешло от одного поколения к другому.

 - Обратите внимание на выставку (у доски) самых ценных в семье вещей, вещей когда – то принадлежавших вашим прабабушкам, прадедушкам, бабушкам, дедушкам и другим родственникам. Кто хочет рассказать о них?

 - В конце своего выступления сделайте вывод: существует связь времен или нет?

(Например: «Я считаю, что связь времён есть, потому что у нас дома сохранились медали и пилотка моего прадедушки. Он уже давно умер, но его вещи напоминают нам о нём».)

 - Вот, ребята, это и есть живая связь времён. Мы сегодня держим в руках вещи из прошлого века, прошлого тысячелетия, которыми пользовались наши предки. Храните их бережно, как самое ценное в ваших семьях!

Вернемся к проблеме урока – Существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим?

Подведем микроитог – связь времен существует через реликвии.

Определите  новую задачу   – найти еще одно доказательство существования связи времен.

Выполните самооценку.

 - Над каким умением мы сейчас работали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

 

- Какой следующий этап урока?   (решаем проблему, открываем новые знания)

Работа с  учебником.

1. Поколение. Родословное древо.

 «Что было – видели деды, что будет – увидят внуки».

 - Что это? Объясните, как понимаете.

–  Вы рассказали о вещах, которые связывают нас с прошлым.  Обратимся к основному вопросу урока.

–  Только ли вещи связывают нас с прошлым?

 - Давайте внимательно рассмотрим фотографии, представленные на с. 8 учебника.

 - Работать будем в группах по 4 человека.

 Задание – найти общее и различия в фотографиях.

Различия: первая фотография цветная, а вторая – чёрно-белая. Вторая фотография кажется более старой, чем первая.

Общее: на обеих фотографиях изображены семьи. Можно найти черты сходства между людьми, изображёнными на разных фотографиях: усы у мужчины со второй фотографии такие же, как у дедушки с первой, причёска молодой женщины похожа на прическу бабушки с другой фотографии. Девочки с обеих фотографий очень похожи друг на друга, хотя родители у них явно разные.

 - Есть ли связь между этими фотографиями?

 - Какая группа готова ответить? Остальные -  проверяют себя.

(На первой изображены бабушка и дедушка Анюты и Илюши в молодости и их мама в детстве, а на второй – семья Диминых сегодня.)

Оцените работу своей группы.   - показ

 - А кто знает, как можно назвать людей, которые родились и живут в одно время? Кто работал со словарем?

Люди, которые родились и живут в одно время, называются поколением.

 - Давайте подсчитаем, сколько поколений изображено на первой фотографии, а сколько на второй.

 - Прочитаем текст учебника с. 8 - 9.

 - А сколько поколений живет в Вашей семье?

 - Рассмотрим  иллюстрацию на с. 9 учебника и ответим на вопросы.

 - Что за дерево здесь изображено?

 - Сколько поколений семьи Диминых оно охватывает, куда оно уходит своими корнями?

 - Что обозначают корни дерева? А листочки?

 - Такое дерево называется родословным древом,  его корни уходят в прошлое, в старину, в те времена, когда жили предки Анюты и Илюши.

 - Назовите значение словосочетания:  родословное дерево.

 - Его может составить каждая семья, которая хотела бы узнать о своих предках намного больше.

  - Вернемся к теме урока - Существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим?

Подведем микроитог – связь времен существует через связь поколений.

Определите  новую задачу   – найти еще одно доказательство существования связи времен.

Выполните самооценку.

 - Когда мы рассматриваем фотографии, мы возвращаемся в прошлое.

 - Сегодня у нас небольшая выставка фотографий из ваших семейных альбомов. Расскажите нам о них.

Выступления детей.

Вернемся к теме урока - Существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим?

Подведем микроитог – связь времен существует через фотографии. 

Выполните самооценку.

 - Над каким умением мы сейчас работали?

- Продолжаем урок. Наша новая задача – найти еще одно доказательство существования связи времен.

2. Происхождение фамилий.

 «В лицо ребёнок себя не знает, а имя своё ведает».

 -  Имена у взрослых обычно двойные – Татьяна Владимировна, например.

 - Откуда берётся первая часть имени? (Дают родители.)

 - Откуда вторая и как она называется? (Переходит по наследству от отца, называется отчеством.)

 - А как называется общее имя, которое носит вся семья? (Фамилия.)

 - Откуда же берётся у семьи фамилия?

- Прочитаем диалог героев в учебнике до слов «превратились в фамилии».

Русские фамилии – это наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определенному роду. В России в различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в XIV–XV веках их приобрели князья и бояре. Обычно они давались по названиям их владений. Также среди них немало фамилий иностранного, особенно восточного, происхождения, поскольку многие дворяне прибывали на службу к царю из чужих земель. Фамилии обычно образовывались:

  • от имени предка (Иван – Иванов, Сергей – Сергеев, Сидор – Сидоров).
  •  от места жительства (Опушкин, Заречный, Донской)
  • от названия города или местности, из которой происходил человек (Москвитин, Калужин);
  • от профессии, должности предка (Башмачников, Сапожников, Извозчиков, Бердников, Денщиков, Знахарев, Лучников);
  •  от порядка рождения (Первак, Третьяк);
  •  от этнического происхождения предка (Литвинов, Татаринов, Хохлов),
  • от внешних признаков (Носов, Седов).

 - Фамилию не зря называют знаменем рода, передаваемым из поколения в поколение. Она символизирует принадлежность человека к определенному роду. Раскрыв тайну ее происхождения, можно узнать, на какой земле жил родоначальник, чем он занимался. Фамилия – это символ привязанности каждого к древности.

 - А что вы знаете о своих фамилиях?

Подведем микроитог – связь времен существует через передаваемую фамилию.

Имена.

Существует раздел лингвистики – ономастика (от греч. onomastikos – искусство давать имена), изучающая собственные имена, историю их возникновения, географическое распространение. Ведь имена людей – это часть истории народов. В них отражается все: быт, верования, желания, надежды, перемещения…

До принятия у славян христианства имя для ребенка выбиралось родителями. Имена имели определенное смысловое значение: Людмила, Красава, Добронрава, Владимир, Святослав. Иногда имя скрывали или заменяли ложным, чтобы недобрый человек не испортил ребенка или колдун не превратил его в оборотня. После Крещения Руси – в 10 – 13 веках, церковь установила систему двойного имянаречения: первое имя – от церкви, второе – от родителей. Обычай присвоения двух имен продержался до Петра 1. Каждый получивший    церковное имя получал своего покровителя, т.е. святого, чья память отмечается церковью в тот день, когда родился ребенок.

Этот день в быту называют именинами. Желающие могут возродить семейный праздник – день именин, узнав объяснение значение своего имени и день памяти своего святого покровителя.

 - А кто знает, когда у него именины?

 - Кто нашел информацию о своем имени?

Подведем микроитог – связь времен существует через имена и отчества.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

–  Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Существует ли связь между прошлым и настоящим?)

Работаем  в группах. Обсуждаем ответ на данный вопрос урока.

–  Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы.

 - Связь между прошлым и настоящим есть, она осуществляется через вещи, имена и фамилии, фотографии, праздники и обычаи, доставшиеся нам от прошлых поколений.

 - Давайте сравним свой вывод с авторским – с. 11.

 - Выполните самооценку.

- Какой следующий этап урока?   (применяем новые знания)

Применение нового знании:

 - Работаем в парах. Отвечаем на  вопросы, вариант 1 вопрос №1, вариант 2 №2  после текста на с.11.

- Выполните самооценку.

 - Задание – индивидуальная работа в тетрадях. (или в группах по 4)

№1 – Вставь в текст пропущенные слова.

№2. – Соедини стрелками предков и потомков. (определи, где чей предок)

- Выполните самооценку по алгоритму в дневнике.

 - Выполните самооценку на оценочных листах

Алгоритма самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: подготовить устный ответ на один из вопросов № 4–6 после текста.

Выбрать одно из творческих заданий:

1. С помощью дополнительной литературы узнай, что обозначает твоё имя, из какого языка оно пришло, какими качествами наделяют обладателя этого имени. Подумай, есть ли эти качества у тебя. Оформи своё исследование на альбомном листе и прими участие в выставке «Тайна имени».

2. Напиши или нарисуй, какие обычаи, праздники, памятные вещи сохранились в вашей семье от бабушек, дедушек или ещё более ранних поколений родственников. Прими участие в выставке «Живая связь времён».

В тетради - №3, 4 с. 3.

V. Итог урока.

Подведем итог урока.

Посмотрите на свои оценочные листы и ответьте на вопросы:

– Какую работу мы  выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?

На оценочном листе поставьте себе оценку за урок в виде символа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "

Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены  названия используемых ЭОР...

Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".

Конспект урока русского языка по теме "Как  связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....

Конспект урока по теме "Живое и неживое"

Конспект урока по  окружающему  миру  по теме  "Живое  и  неживое"...

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Конспект урока по теме "Живая и неживая природа осенью" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об характерных признаках живой и неживой природы осенью; расширение знаний об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, изучение их связь с ...

Конспект урока математики по теме " Единицы времени – век. Таблица единиц времени"

Тема урока: Единицы времени – век. Таблица единиц времени. Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные выч...

Конспект урока по теме: "Живая шляпа"

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.НосовКласс: 2Предмет: литературное чтениеТип урока: урок  открытия нового  знания.Форма: урок в технологии РКМЧП (технология разв...