непосредственная образовательная деятельность «Природный мир вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Природный мир вокруг нас»

Цель: Развивать у детей способность наблюдать, сравнивать и описывать различные факты и явления. Продолжать знакомить с глобусом и географической картой. Учить различать на карте и глобусе природные зоны земли по цвету, условные обозначения (озеро, река). Закрепить знания детей о морях, пустынях, тундре и тайге. Вызвать у детей чувство гордости и любви к нашей Родине. Развивать умение слушать сверстников. Воспитывать бережное отношение к природе.

   Словарная работа: глобус, карта, север, модель

Материал и оборудование:  Мультимедиа; Глобус, физическая карта полушарий, карта России; цветок с 4 лепестками (желтый, голубой, зелёный, белый); на каждого ребёнка – бумажный круг («модель земного шара»), ножницы;

  Предварительная работа: Чтение Катаев «Цветик – семицветик»; ознакомление с глобусом; природными зонами (горы, моря, реки, пустыни, леса, равнины, ледники); занятие по математике (деление целого на части)

Подготовка детей для выступлений.

Ход занятия: Сегодня мы будем говорить о планете, на которой живём. Как она называется? (Земля).

Как вы думаете, как выглядит Земля из космоса, когда на неё смотрят космонавты? (Предположения детей.) Посмотрите на фотоснимок, сделанный из космоса. (Показ слайда) На нем видно, что Земля имеет форму шара. Более тёмные участки на снимке – это вода на нашей планете, светлые – суша, самые светлые – облака. Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус) Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нём сильно уменьшены и учёные разработали способ переноса изображения поверхности Земли на плоскость, то есть карту. Как и на слайде, так и на глобусе и карте мы видим, что они разного цвета. Что обозначает зелёный, жёлто-коричневый, красно-коричневый, голубой, белый, жёлтый цвет на карте? (равнины, леса, горы, пустыни, моря, океаны, реки, снега).

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живём!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдёшь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется Земля!

Какого цвета больше всего? (голубого и синего). Как вы думаете, что это значит? (На нашей планете больше всего воды.)

В древности люди назвали свою планету Землёй, но когда научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) гораздо меньше чем воды. Оказалось, что суша занимает только четверть поверхности планеты. Чтобы это представить возьмите круг, он будет моделью земного шара, поделите его пополам. И ещё раз сверните пополам. А теперь разверните его. На сколько частей поделился круг? (На 4.)

Вырежьте ножницами одну часть. (Дети выполняют задание.)

  Покажите «сушу», «воду». Сравните их по величине. Чего больше? Природа на нашей планете очень разнообразна. Дикая природа – это дремучие леса и высокие горы, жаркие пустыни и бескрайние моря. Давайте отправимся в путешествие. Я ведь совсем забыла вам сказать, что Фея мне подарила этот необычный цветок. Вы можете оказаться в том месте, где захотите. Нам нужно выполнить движения в соответствии с текстом. (Разминка)

Где бы вы хотели побывать? (Ответы детей. Выбирают один)

Разминка: Взрослые и дети шагают по планете.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя!

Повернись, повернись

И в пустыне  очутись!   (Отрывается от цветка желтый лепесток)

Заранее подготовленный ребёнок рассказывает о пустыне. Рассказ сопровождается показом слайдов.

В пустыне жарко и сухо, потому что дождь здесь бывает редко. Повсюду горы сыпучего песка. Большие песчаные пустыни расположены в Средней Азии. Это Каракумы и Кызылкум. Самая обширная пустыня мира – Сахара в Африке. Песок летом накаляется так, что можно испечь яйцо. Пустынные растения умеют накапливать и экономно расходовать воду. Это: дерево-алоэ, верблюжья колючка, саксаул. По пустыне можно передвигаться на верблюдах. Они очень выносливые, могут несколько дней обходиться без воды. Здесь можно встретить ящерицу-круглоголовку, змею, мышей – песчанок. И самую крупную ящерицу пустыни – варана.

Разминка: слова те же, кроме окончания.

Повернись, повернись

И на море очутись! (Отрывается от цветка голубой лепесток)

Заранее подготовленный ребёнок рассказывает о морях и океанах. Рассказ сопровождается показом слайдов.

Моря и океаны образуют все Мировой океан. Географы разделили Мировой океан на 4 океана. Самый большой – Тихий или Великий океан. Ещё есть Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Очень много на планете Земля морей: Черное , Азовское, Красное, Жёлтое, море Лаптевых, Баренцево море. Есть моря с холодной водой, а есть с тёплой и в них можно купаться. Вода в морях – солёная. Из морской воды получают поваренную соль. Со дна морей и океанов добывают нефть. В Мировом океане зародилась жизнь. Там обитает более половины всех известных на Земле живых существ. Рыба, крабы, омары, морские гребешки, морская капуста, устрицы – все эти вкусные и питательные продукты добываются в морях и океанах. Недаром рыбаки говорят: «Море  - наше поле!»

Разминка: слова те же, кроме окончания.

Повернись, повернись

И в лесу ты очутись! (Отрывается от цветка зелёный лепесток)

Заранее подготовленный ребёнок рассказывает о тайге. Рассказ сопровождается показом слайдов.

«Тайга» в переводе с якутского языка означает «лес». В тайге много хвойных деревьев, которые остаются зелёными круглый год Это леса из ели, пихты, сосны, кедра и лиственницы. В тайге хранятся огромные богатства. Главное из них, конечно, лес. Другое богатство тайги – пушнина. Нигде  в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей. Тут и белка, и соболь, и куница, и колонок, и норка, и выдра. Тайга летом даёт людям кедровые орехи, ценные лекарственные растения. Много в тайге ягод и грибов. Растёт черника, малина, голубика, ежевика, морошка, брусника. А ещё лес очищает нашу планету.

 

Разминка: слова те же, кроме окончания.

Повернись, повернись

А теперь домой вернись ! (Отрывается от цветка белый лепесток)

Заранее подготовленный ребёнок рассказывает о севере. Рассказ сопровождается показом слайдов.

Мы живем на севере нашей страны. В суровых северных краях простирается тундра. Из-за холодного, неблагоприятного климата в тундре совсем нет леса. Но хотя леса в тундре нет. Там много лесных растений, таких, как голубика, морошка,  брусника, мхи. Но растения приспосабливаются к короткому лету и успевают зацвести и дать плоды. Растут в тундре ещё карликовые берёзы и ивы. Под слоем мхов и лишайников находиться вечная мерзлота, которая не оттаивает даже летом. В тундре много речек, ручейков и болот. Благодаря этому здесь любят селиться летом водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди. На зиму они улетают на юг. Несмотря на холод, здесь и зимой есть обитатели: северный олень, песец, полярная сова, куропатка, мелкие грызуны. В реках очень много рыбы: щекур, муксун, нельма, ряпушка. Богата тундра нефтью и газом.

Наше путешествие окончилось. Вам оно понравилось? Я бы хотела вам прочитать стихотворение о нашей родной планете детского поэта Якова Акима.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!


Будем любить и беречь нашу планету. А свои впечатления о сегодняшнем путешествии вы можете отразить в своих рисунках. Их можно нарисовать в детском саду в свободное время или дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область « Познание» ФЦКМиРК (Природное окружение) Тема: « Царство Земли»

Познакомить детей со свойствами почвы, камней, глины, песка.    Формировать представления о значении почвы, камней, глины, песка в природе и в жизни человека.   Подводить детей к ответу...

Непосредственная – образовательная деятельность Природное окружение. Экологическое воспитание во второй младшей группе. Тема: «Овощи».

уточнить представление детей об овощах; закрепить умение различать количество предметов; используя при этом слова: «один» и «много»; развивать слуховое восприятие, смысловую сторону речи; воспит...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности квест-игра"Вокруг света" (знакомство с наукой географией)

Во время прохождения квеста  дети знакомятся с работой компаса, учат части света, узнают о материках....

Перспективно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Социализация» (Природный мир)

Перспективно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Социализация» (Природный мир)старшей группы детсада №6.СЕНТЯБРЬ.  Зад...