Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область « Познание» ФЦКМиРК (Природное окружение) Тема: « Царство Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вагнер Ирина Евгеньевна

Познакомить детей со свойствами почвы, камней, глины, песка.    Формировать представления о значении почвы, камней, глины, песка в природе и в жизни человека.   Подводить детей к ответу полными предложениями    Формировать  навыки проведения лабораторных опытов.     Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.    Закрепить правила безопасности при работе  в лаборатории.    Формировать слуховое восприятие, умение выполнять танцевальные движения под музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_vagner_i.e.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область « Познание» ФЦКМиРК (Природное окружение)

Тема: « Царство Земли»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Место проведения: МБДОУ № 15 «Ромашка»

Дата проведения: 11.11.2013 г.

Длительность НОД – 40 минут

                                                                                                 

                                                                                               

Подготовила:

Вагнер Ирина Евгеньевна

Воспитатель    первой квалификационной категории  

                                                                                       

                                           

г. Шарыпово - 2013г.

Приоритетная образовательная область « Познание»

В интеграции: «Коммуникация», « Музыка», «Чтение  художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.

Цель НОД: Расширение знаний детей о Земле через игру – путешествие.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со свойствами почвы, камней, глины, песка.
  2. Формировать представления о значении почвы, камней, глины, песка в природе и в жизни человека.
  3. Подводить детей к ответу полными предложениями
  4. Формировать  навыки проведения лабораторных опытов.
  5. Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.
  6. Закрепить правила безопасности при работе  в лаборатории.
  7. Формировать слуховое восприятие, умение выполнять танцевальные движения под музыку. 

Развивающие:

  1. Создать условия для развития  познавательного интереса, мышления, речи.
  2. Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.
  3. Развивать умение делать умозаключения

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
  2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
  3. Прививать  любовь к природе.

Педагогические технологии:

  • Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания НОД, деление на компании).
  • ИКТ (презентация).
  • Личностно-ориентированная.
  • Игровая (игра-путешествие, д/и)

Материалы и оборудование: 

  • мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;
  • вода, ложечки для воды;
  • салфетки;
  • трубочки для коктейля;
  • поднос для «создания» земли;
  • поднос с землей и проросшими побегами овса;
  • иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;
  • пакетики с разной землёй (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).
  • фонарик
  • игрушки дымковские и филимоновские
  • картинки крота, дождевого червя, медведки, полевой мыши
  • Презентация  картинок с изображением  земли.
  • Цветок для игры: «Откуда эта горсть земли»

Методы и  приёмы

  • наглядный (показ слайдов, картинок, схемы, способов действия).
  • словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).
  • практический (экспериментирование - элементарные опыты).
  • игровой (сюрпризный момент, дидактическая игра «Откуда горсть земли?», игра «Ответь на вопрос и   найди парочку» создание игровой ситуации (игра – путешествие)

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

  • наблюдения на прогулке за почвой, песком;
  • рассматривание камней;
  • экскурсия в парковую зону;
  • раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя)
  • разучивание хоровода « Земелюшка - чернозём», « Танец с колосьями»
  • труд в уголке природы и на участке

Самостоятельная деятельность детей: 

  • дидактические игры;
  • проведение опытов в центре « Любознайка»
  • просмотр книг, иллюстраций о Земле и ее обитателях.

Ход НОД

Ритуал начала НОД « Комплименты»

Стоя в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит:

«Спасибо, мне очень приятно! « Затем он произносит комплимент своему соседу.

Воспитатель вносит  в группу конверт с диском для детей и читает письмо: « Посмотреть запись ровно в 09.00. Дети обратите внимание на часы, они показывают, что нам пришло время посмотреть диск.

Дети смотрят презентацию о земле.

Воспитатель: что за слайды  мы с вами рассмотрели? О чём они? (ответы детей). Ребята, сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой, по которой мы ходим каждый день. Ещё её называют почвой. Какая земля у нас под ногами - твёрдая или мягкая?

Ответы детей (твёрдая, крепкая, надёжная).

Воспитатель:  Почему земля разная? Что же делает землю такой твёрдой? Почему могут на ней расти растения? Как же нам,  найти ответы на все эти вопросы?

(Предложения детей). Может быть, мы отправимся с вами в путешествие? 

 

Воспитатель: Хорошо отправляемся в путешествие в подземное царство, где находится лаборатория по проведению опытов. Путь туда предстоит пройти нелегкий, через туннель. Пойдёт со мной тот, кто ответит на мои вопросы. Но вот проблема, вопросов у меня в два раза меньше, чем вас. Как быть? (Рассуждения детей) Каждый ответивший, возьмёт с собой друга.

 Встаньте в круг. По кругу будет передаваться камешек. Отвечает на вопрос тот, у кого на слово «Стоп» камешек окажется в руках. Каждый ответивший, возьмёт с собой друга и подойдет к туннелю, будет там ждать остальных.

Игра «Ответь на вопрос и найди парочку»

  • Как называется планета, на которой мы живём?
  • Какой  сказочный герой работает  под землёй?
  • Как называют людей, которые ищут полезные ископаемые?
  • Мышь-полевка, медведка, ласточка, дождевой червь. Кто из них является лишним.
  • О чем эта загадка:

        И топчут её, и режут её,

        Она не серчает, добром отвечает.

  • Камни, цветы, песок, глина, деревья - что из перечисленных относится к живой природе?
  • Как называются люди, которые занимаются исследованием, изучением чего-либо (ученые)
  • Назовите пословицу о Земле? (дети называют пословицу)

Воспитатель: Вот наша экспедиция в сборе и мы отправляемся в путешествие. Для этого я предлагаю надеть шапочки магистров и сказать волшебные слова.

Чтобы узнать строение Земли

Чтобы вглубь её войти.

Вам опыты помогут в этом.

В пещере все найдём ответы.

Как попасть в пещеру нам,

глобус здесь поможет вам.

Глобус должен покрутиться

Чтобы нам в недра земли спуститься.

Воспитатель: Под землёй темнота и мрак, волшебный фонарик поможет так: Включаем фонарик и идём в лабораторию.

Ну, вот мы и пришли.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, уважительно относиться друг к другу и т.д.).

Воспитатель: Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому сначала вы будете работать парами, договариваться о том, что будете  делать и помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Выводы после проведения исследования вы будите делать, используя схемы, которые лежат у вас на столах.

Свои исследования, мы начнём с изучения песка.

Исследования песка

Воспитатель: Рассмотрите его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок?

Дети. (Из песчинок).

Воспитатель: Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они?

 Возьмите песок пальцами и    насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется?

Какой  песок?

Дети. (Сыпучий.)

 Воспитатель. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?        Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

(Ответы детей и проведение опыта.)

Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

 Дети. (Впиталась. Нет, сыпучий только сухой).

       Воспитатель.  Ребята, как вы думаете какого песка легче делать постройки — из мокрого или сухого? А кто из  вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.

 (Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.)

 По песку тяжело передвигаться — ноги утопают, песок забивается в обувь

Воспитатель: Ребята, изучив песок, что можно сказать о нём? (Ответы детей)

Вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательно справились с заданием. Я приглашаю вас снова в круг. Деление на компании по 8 человек с помощью игры «Назови слово». Дети, стоя в кругу, называют  по очереди слова: камень, глина.

Воспитатель: У нас получилось 2 компании, каждая из вас будет исследовать то, что называли. Возьмите, пожалуйста, со стола необходимое для вашего исследования оборудование и материалы. Исследования будем проводить, пользуясь схемами, которые находятся у каждого на столах. Прежде, чем приступить к исследованию нужно в каждой компании выбрать капитана -  ответственного за проведение исследования, он же будет сообщать о результатах исследования.

Исследование детьми глины, камней.

Воспитатель наблюдает за ходом исследования, помогает детям.

Воспитатель  (после проведения детьми исследования). Ребята, я вижу, все закончили свои опыты и готовы рассказать об их результатах. Это сделает ваш капитан

Капитан, используя схемы, делают выводы о проведенном опыте.

Комментарии воспитателя:

Исследование глины

Вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве».

Воспитатель. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

Исследование камней

Вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».

Воспитатель. Кто знает, где «живут» камушки?

Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)

Воспитатель. Кто из вас видел камни, и где это было?

Воспитатель. Ребята, предлагаю вам встать в круг и немного отдохнуть

Физминутка: «Земелюшка - чернозём» (Хоровод)

 «Земелюшка – чернозем».  Русская народная песня

1.Земелюшка – чернозем. (2 раза) – Дети идут по кругу, взявшись за руки

Чернозем, чернозем.   - Стоя   на месте, руки на поясе, 2 раза по 3 притопа с каждой

Земелюшка - чернозем.    ноги и поворот вокруг себя. 

2.Тут березка выросла. (2раза). – Идут в центр круга, затем обратно.

Выросла, выросла,                         -То же.

Тут березка выросла.

3.На березке листочки (2 раза)  - Поднимают руки вверх и помахивают кистями рук.

Листочки, листочки,                - То же.

На березке листочки.

4.Под березкой травонька (2 раза) – Наклонившись, покачивают кистями рук.

Травонька, травонька,             - То же.

Под березкой травонька.

5.Земелюшка – чернозем. (2 раза) – Дети идут по кругу, взявшись за руки.                       

Чернозем, чернозем.   - Стоя   на месте, хлопают в ладоши

Земелюшка – чернозем.

Воспитатель: Ребята, возвращаемся на свои рабочие места и продолжаем опыты.

Исследование почвы.

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)

Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?

Дети. (Вода впиталась, почва стала влажной.)

Воспитатель. Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?

 Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться».)

Воспитатель. А кто живет в почве?

(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений».

Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Воспитатель. Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?

Дети. (Земля.)

Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля — это еще и название нашей планеты.

Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле.

Дети  говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем!

Игра: « Откуда эта горсть земли»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов

нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток — пустыня, 2-й — лес, 3-й — цветники, 4-й — каменистый берег моря, 5-й — глинистая дорога, 6-й — горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков  — на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей — на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной — на глинистую дорогу, с песчаной — на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками — на лепесток с изображением морского берега.

Заключительная часть.

Воспитатель. Вам понравилось  в моей лаборатории? Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается,  что в земле выросли молодые побеги овса — во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.) Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдёт с землей и растениями дальше.

Танец «Колосья»

Дети:

Планета любимая  - наша Земля

Как близкого друга, мы знаем тебя

И все  твои тайны, что скрыты от глаз

Для наших друзей, мы открыли сейчас.

И пусть всех богатств никогда нам не счесть

Мы все обещаем сегодня, здесь.

Что будем любить, и беречь, и хранить

Всё то, что земля нам будет дарить.

(Воспитатель с детьми  по туннелю возвращается в группу)

Рефлексия.

  • Что было Вам легко, а что было трудно.
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Хотели бы вы ещё попасть в эту лабораторию?

Resource id #1806

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему: «Царство лекарственных растений» для детей старшей группы.

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в про...

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области Познание. Природное окружение. Тема "Как звери к зиме готовятся". 2 младшая группа.

Занятие для детей 2 младшей группы.Задачи:- формировать умение детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы ...