Рабочая программа внеурочной деятельности игровой театральной педагогики "Петрушка"
рабочая программа по теме

 

Представленная  программа  составлена  в соответствии с требованиями  по написанию  программы внеурочной деятельности. В пояснительной записке  указан перечень  форм, методов и видов  обучения, которые используются на занятиях кружка «Петрушка». Ценность программы  в подробном содержании  с указанием  знаний, умений  и навыков, которыми должны овладеть  учащиеся  по окончании курса обучения.

Основная  цель данной программы  -приобщение учащихся к творчеству, развитие творческих способностей, воспитание чувства коллективизма и чувства прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx65.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

основная общеобразовательная школа № 14

(полное наименование образовательного учреждения)

Муниципального образования Темрюкский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

                                                                                                       _____________    Г.Н.Баранова             

Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тематическая

(тип программы: комплексная/тематическая)

игровой театральной педагогики «Петрушка»

(наименование)

3 года

(срок реализации программы)

7 -10 лет

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                                                    Богомолова Лариса Владимировна,

                                                                       учитель начальных классов

                                                                                              (Ф.И.О. учителя, составителя)

Пояснительная  записка.

         Самые  творческие люди  на свете – дети. Их тяга к творчеству, к игре и лицедейству  неизбывна, несмотря на быстро меняющуюся вокруг действительность.

Игровая театральная педагогика – это педагогика, нацеленная  на развитие в детях  личностных качеств, обогащение  их духовного мира . Она не нацелена  на то , чтобы научить  детей приёмам  и методам театрального  искусства.  

Поэтому организация и деятельность кружка игровой театральной педагогики  “ Петрушка “ очень актуальна и значима  в любой период развития нашего общества.

Данная программа  является модифицированной, т.к. в её основу  положена  типовая программа, которая изменена  мною  с учёт ом  особенностей  нашего образовательного  учреждения (режима  работы, устава),  а также мною учтён возраст и уровень подготовки  учащихся.

Основной  целью кружка является приобщение учащихся к творчеству, развитие творческих способностей, воспитание чувства коллективизма и чувства прекрасного.

Чтобы её достичь необходимо в процессе обучения выполнять следующие задачи:

- воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для раскрытия  творческих способностей учащихся  (свобода движения, выразительность речи, артистизм);

-расширение кругозора, повышение эмоциональной  культуры, культуры поведения;

-отработка навыков выразительного чтения, работы над текстом;

. --ознакомление с историей возникновения и развития кукольного театра;

-обучение навыкам работы  с разными типами кукол: перчаточная, тростевая, марионетка;

- обучение приёмам изготовления перчаточной  куклы .

Основным методом  в игровой театральной педагогике  является  импровизированный метод существования. Все задания по этому методу выполняются на сцене. Главное – это уяснить  правило: « Я в предлагаемых обстоятельствах ». Отвечая на такие вопросы, как « Чего я хочу и как воздействую на партнёра?», « Для чего я это делаю и каким образом?»,

 « Моё отношение к партнёру», ребята учатся видеть, слышать, понимать товарища, воздействовать на него; управлять своим вниманием; различать оттенки в слове и действии, адекватно реагировать на них; чётко формулировать свои мысли.

Для этого они используют  следующие средства:

- отгадывают пластические загадки;

- изображают представителей животного мира в природной среде (без слов), а также животных при встрече друг с другом (без слов и со словами);

- работают с воображаемым предметом или партнёром;

- участвуют в массовых  сценках-импровизациях  на различные темы.

        Приобретаемые в процессе работы навыки и знания дети могут применить на практике. Инсценируя  литературные произведения детских писателей, каждому ученику  поручается та  или иная роль, во время работы  над которой он знакомится с законами  профессиональной драматургии: учится анализировать события, эпоху, конфликтные ситуации, характеры и поступки героев .                            

Программа  рассчитана на  три года обучения. Возраст детей  7- 10 лет. При записи учащихся в кружок  не требуется их особая предварительная подготовка.

Желательно, чтобы дети умели  читать, не были сильно закомплексованы  в общении и понимании друг друга, имели начальный уровень культурного развития.

Основная  форма занятий - групповая, а также допускаются индивидуальные занятия.

В процессе обучения  используются методы творческого поиска и  импровизации.

Содержание программы является последовательным и строится по принципу от простого к сложному.

Предлагаемая программа построена так, что удовлетворяет все потребности  учащихся в приобретении  навыков актёрского мастерства.  Методика обучения  разнообразна и интересна.

К учащимся с различными возможностями  (материальными, физическими, духовными) разработаны индивидуальные подходы. Они включают в себя  индивидуальную работу по отработке навыков развития речи, работе с куклой, изготовления куклы.

     Кроме того, ученик познаёт основные методы  и приёмы оформления спектакля  (декорации, костюмы, грим, свет, музыкальное сопровождение ).

         Работа с драматургией  даёт возможность провести  с ребятами беседы об истории театра, его деятелях , познакомить с устройством театра , театральной терминологией для расширения кругозора  и воспитания культурного зрителя .

         Основное требование к исполнительской деятельности учащегося – его естественное (органическое) существование  в образе персонажа  в предлагаемых обстоятельствах. Руководитель должен добиваться, чтобы ученики не « показывали »действие, а действовали , исходя из чётко  поставленной задачи : зачем я здесь ? Чего хочу? Каким образом я выполняю своё желание?  Но главное в конкурсе не результат, а участие.

         Театральное творчество  несёт в себе  большой коллективообразующий  заряд.

    Во-первых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности , который требует  концентрации  сил каждого учащегося. Каждый ученик совместного театрального творчества  вносит свой вклад , понимая при этом , что и от его усилий  зависит общий успех .

    Во – вторых, разнообразие постановочных ( сценических , актёрских , оформительских ) даёт возможность  каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности .

    В–третьих, театральное творчество  богато ситуациями  совместного переживания , которые способствуют  эмоциональному сплочению  коллектива.

Проследить обратную связь можно через выступления и показы спектаклей.

                                   Режим организации занятий

Начало занятий: с 15 сентября учебного года.

Окончание занятий: 25 мая учебного года.

Во  время  школьных каникул занятия кружка не прерываются.

Всего:  34 учебных недели.

Продолжительность

занятия -

1  час

Периодичность в неделю –

 2 раза

Количество часов  в неделю -2 ч.

Количество часов в год -68 ч

Основные виды работы на занятии:

- игра;

- развивающие упражнения;

- этюды;

- изготовление декораций, кукол, костюмов;

- постановка спектаклей;

- репетиции;

- выступления;

- внеклассная работа.

Все занятия проводятся в основном в рабочей аудитории, кроме выступлений  экскурсий и разогревающих  упражнений и этюдов.

        Творчество юных – это их способ  рассказать взрослым  о себе и войти  в сложный мир. Пространство  творчества едино, и различные искусства  перекликаются  друг с другом  в театральном творчестве.

Тематический  план. Первый  год обучения.  (для одной группы)

                   Название    темы                     

Характеристика деятельности обучающихся

Всего часов

Аудитор.

Внеауд.

1

1.1

1.2

Вводные занятия

Вводное  занятие. Знакомство с группой. Правила  поведения.

Вводное занятие. Проведение т/б, инструктаж.

Беседа, игра

Беседа, игра

1

1

1

1

2

2.1

2.2

Беседы

Беседа “ История кукольного театра “.

Беседа “Какие  бывают куклы “.                                                    

Беседа, экскурсия

Беседа, показ

1

1

1

1

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Сценическое  движение

Правила нахождения на сцене.

Разогревающие упражнения.

Упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, взаимодействия с партнёром.  

Этюды на движение. Задания творческого характера

Театр-экспромт “Осенний этюд “.

Театр - экспромт “ Лесная сказка”.

Беседа, игра

Импровизация

Игра, упражнения

Игра

Импровизация

Импровизация, игра

Игра

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Работа  над речью

Выразительность речи.

Дыхание и артикуляция.

Разработка тембрального диапазона.

Интонационная выразительность .

Чтение и проговаривание, дыхательная и

артикул. гимнастика,
игры, скороговорки

2

2

2

2

2

2

2

2

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.6

5.7

5.8

5.9

Работа  с перчаточной куклой

Беседа “Путешествие по театру”.

Общие правила ведения кукол. Правила работы на ширме.

Способы управления куклой-петрушкой.

Упражнения с куклой. “Разминка”, “Шаг “, “Поворот”, “Наклон “.

Работа на ширме с одной куклой .

Этюды на ширме с двумя куклами.

Этюды на ширме с несколькими куклами.

Музыкальные этюды на ширме.

Беседа, игра,экскурс.

Беседа

Беседа, показ

Этюды на ширме

Этюды на ширме

Этюды на ширме

Этюды на ширме

Импровизация

1

1

1

4

4

4

2

2

1

1

4

4

4

2

2

1

6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

6.9

7

Работа над  спектаклем

Выбор сценария. Чтение по ролям.

Работа над ролью. Спектакль “Ворона и лисица“

Изготовление куклы  (ворона).

Изготовление декорации (дерево).

Репетиция спектакля” Ворона и лисица “.

Выступление. Спектакль “Ворона и лисица “.

Музыкальные номера. Подбор музыки.

Репетиция музыкальных номеров.

Показ номеров.

Внеклассные мероприятия .

Всего   часов:

Беседа, чтение

Чтение по ролям

Изготовление куклы

Изготовление декорац

Работа с куклой

Выступление

Прослуш-ние, пение

Работа с куклой

Праздники,

викторина, игры

2

4

2

2

6

2

3

4

2

4

68

2

4

2

2

5

4

1

2

53

1

2

3

1

2

15

Тематический  план. Второй  год обучения. (для одной группы)

                   Название    темы                     

  Характеристика деятельности обучающихся

Всего  часов

Аудит.

Внеаудит.

1.

1.1

Вводное занятие

Вводное  занятие. Правила  поведения .

Беседа, игра

1

1

2

2.1

2.2

Беседы

Беседа “ Какие бывают  театры“.

Беседа “Великие кукловоды и актёры“.                                                    

Беседа, загадки

Беседа, показ

1

1

1

1

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Сценическое  движение

Правила нахождения на сцене.

Этюды на движение.

Театр-экспромт “Деревенские посиделки “.

Театр – экспромт “Чудо - огород”.

Этюды на движение.

Задания творческого характера.

Беседа, игра

Импровизация

игра

игра

Импровизация

Импровизация, игра

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Работа  над речью

Выразительность речи .

Дыхание и артикуляция.

Разработка тембрального диапазона.

Интонационная выразительность .

Чтение и проговаривание, дыхательная и

артикул. гимнастика,
игры, скороговорки

2

2

2

2

2

2

2

2

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

Работа  с перчаточной куклой

Беседа “Как вести себя в театре”.

 Повторение правил работы на ширме.

Способы управления куклой-петрушкой.

Упражнения с куклой. “Приветствие”, “Шаг “, “Поворот”, “Наклон “,

Работа на ширме с одной куклой .

Этюды на ширме с двумя куклами.

Этюды на ширме с несколькими куклами.

Музыкальные этюды на ширме.

Беседа, игра,экскур.

Беседа

Беседа , показ

Этюды на ширме

Этюды на ширме

Этюды на ширме

Этюды на ширме

Импровизация

1

1

1

4

4

4

2

2

1

1

4

4

4

2

2

1

6

6.1

6.2

7

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

7.8

7.9

8

Работа с тростевой куклой

Знакомство с тростевой куклой.

Упражнения с тростевой куклой.

Работа над  спектаклем

Выбор сценария. Чтение по ролям.

Работа над ролью. Спектакль “Теремок “

Изготовление куклы  (мышка, лягушка).

Изготовление декорации (домик).

Репетиция спектакля” Теремок “.

Выступление . Спектакль “Теремок “.

Музыкальные номера. Подбор музыки .

Репетиция музыкальных номеров.

Показ номеров.

Внеклассные мероприятия.

Всего   часов:

Беседа, показ

Упр-я,импровизация

Чтение по ролям

Изготовление куклы

Изготовление декорац

Работа с куклой

Выступление

Прослуш-ние, пение

Работа с куклой

Праздники,игры

2

3

3

2

3

2

4

2

2

3

2

4

68

2

3

3

2

3

2

4

3

1

1

54

2

2

1

3

14

  Тематический  план. Третий  год обучения. (для одной группы)

                               Название    темы                     

  Характеристика деятельности обуч-хся

Всего часов

Аудитор.

Внеаудит.

1

1.1

Вводное занятие.

Вводное  занятие. Правила  поведения .

Беседа, игра

1

1

2

2.1

Беседа

Беседа “ Моя любимая кукла “.                                              

Беседа

1

1

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Сценическое  движение

Правила нахождения на сцене.

Этюды на движение.

Театр-экспромт “Осенью в лесу “.

Театр - экспромт “ Муха - Цокотуха”.

Этюды на движение.

Задания творческого характера

Беседа, игра

Импровизация

игра

игра

Импровизация

Импровизация, игра

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Работа  над речью

Выразительность речи.

Дыхание и артикуляция.

Разработка тембрального диапазона.

Интонационная выразительность.

Чтение и проговаривание, дыхательная и

артикул. гимнастика,
игры, скороговорки

2

2

2

2

2

2

2

2

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

Работа  с перчаточной куклой

Беседа “Театры мира”.

Упражнения с куклой. “Походка”, “Бег “, “Посадка”, “Наклон “.

Работа на ширме с одной куклой .

Этюды на ширме с двумя куклами.

Этюды на ширме с несколькими куклами.

Музыкальные этюды на ширме.

Беседа, игра

Упражнения

Беседа, показ

Этюды на ширме

Этюды на ширме

Этюды на ширме

1

1

1

4

4

4

1

1

1

4

4

4

6

6.1

6.2

6.3

7

7.1

7.2

8

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

8.7

8.8

9

Работа с тростевой куклой

Знакомство с тростевой куклой.

Упражнения с тростевой куклой.

Этюды с тростевой куклой.

Работа с куклой  марионеткой

Правила работы с куклой

Упражнения с  марионеткой

Работа над  спектаклем

Выбор сценария. Чтение по ролям.

Работа над ролью. Спектакль “Огнехвостик“

Изготовление куклы  (лисёнок).

Изготовление декорации (машина).

Репетиция спектакля” Огнехвостик “.

Выступление. Спектакль “Огнехвостик“.

Музыкальные номера. Подбор музыки.

Репетиция музыкальных номеров.

Внеклассные мероприятия.

Всего   часов:

Беседа, показ

Упражнения, игры

Этюды, игры

Беседа, показ

Упражнения

Беседа, чтение

Чтение по ролям

Изготовление куклы

Изготовление декорац

Работа с куклой

Выступление

Прослуш-ние, пение

Работа с куклой

Праздники, игры

1

2

2

1

2

2

4

3

2

7

3

2

2

4

68

1

2

2

1

2

2

4

3

2

7

2

54

3

2

4

14

Содержание программы

1.Вводные занятия.

Правила поведения на занятиях и во время перерыва. Инструктаж и проведение техники безопасности во время занятия.

2.Беседа.

Беседы об истории возникновения и развития кукольного театра в России и мире, о кукловодах и куклах.

3.Сценическое  движение.

Разогревающие  и основные упражнения, упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, взаимодействия с партнёром; этюды на движение; импровизация и игры; сценическое общение – это активное взаимодействие актёров  друг с другом  и с окружающей средой; сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, обоняние, осязание. Оно необходимое условие  для органичного действия  актёра на сцене; память на ощущение – это способность к мысленному  воспроизведению  образов действительности. С ней тесно связаны  действия с воображаемым предметом, направленные  на создание  правдивого образа.

4.Работа  над речью.

Воздействие текстом на партнёров. Каждая фраза – активное действие: убедить, упросить, обвинить, защитить и т.д. Умение слушать  понимать партнёра, оценивать его слова и поведения. Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим. Чтение пословиц, поговорок, считалок, загадок, стихов. Чтение по ролям. Работа над дикцией.

5.Работа  с перчаточной (тростевой) куклой, марионеткой.

 Устройство куклы. Правила пользования куклой.  Основные способы  ведения куклы. Работа на сцене и на ширме. Упражнения и этюды.

6.Работа над  спектаклем.

Подбор сценария. Первичное чтение текста. Распределение ролей. Чтение по ролям. Репетиция.  Изготовление перчаточной куклы и элементов декорации. Работа с музыкой. Выступления.

Спектакль оставляет неизгладимый след  в памяти не только участников, но и зрителей. В школьном театре актёры и зрители – ровесники , которых волнует  приблизительно один и тот же круг  проблем , у которых во многом  совпадают  взгляды  на жизнь и на искусство .

7. Внеклассные мероприятия.

В детском коллективе можно использовать различные формы отдыха  такие как : КВНы, аукционы и конкурсы знаний, походы и экскурсии ( пешеходные и пешие ) , посещение музеев , , выставок , спектаклей и многие другие . Любая форма работы  с детским коллективом  позволяет организовать  театрализованное действие «вокруг» того  или иного члена коллектива. Именно в эти моменты дети пробуют  свои силы в сценарном искусстве, в импровизации.

Предполагаемые результаты реализации программы

В конце каждого года обучения учащиеся будут достигать соответствующего уровня воспитательных результатов внеурочной деятельности.

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

         Игровая театральная педагогика предполагает  развитие  у детей  следующих навыков и знаний:

- навыки рабочего состояния (организованность, коллективность, законченность действий, внимание);

- зрительные восприятия  и зрительную память (наблюдательность, воображение; ориентирование в пространстве ; слово и внутреннее видение ; ассоциативное мышление ; действия в условиях вымысла );

- слуховые восприятия и другие сенсорные умения (совершенствование восприятия и памяти: слуховой, осязательный, вкусовой; действия с реальными и воображаемыми предметами);

- мышечное внимание (совершенствование мышечно-двигательных восприятий и памяти; тренинг мысленных действий  и темпоритма);

- физическое самочувствие (действия с воображаемым предметом; непрерывность, логика, последовательность, завершённость  действий; память внутренних восприятий);

- владение техникой речи, дыхания, голоса ;

- способность  различать  разные подтексты в словесном воздействии;

- артистическую смелость  и характерность в индивидуальном  задании.                              

Учащиеся  первого года обучения  должны:

- знать историю возникновения театра кукол;

- различать типы кукол;

-иметь навыки работы с перчаточной куклой;

-уметь изготавливать простейшую перчаточную куклу;

-ощущать себя частицей единой группы, коллектива.

Учащиеся второго года обучения должны:

-хорошо владеть дикцией, мимикой и жестами;

- уметь работать на сцене и за ширмой;

-иметь прочные навыки работы с перчаточной  куклой;

- иметь начальные навыки работы с тростевой куклой;

- свободно общаться в группе ,осуществлять взаимоподдержку и взаимовыручку .

Учащиеся третьего года обучения должны:

- владеть основами актёрского мастерства;

-хорошо владеть приёмами вождения тростевой и перчаточной куклы ;

-активно участвовать в проводимых мероприятиях , праздниках , выступлениях.

Формы контроля

1.Игровая пьеса – это  собственно  пьеса , в которую включаются игры  или игровые эпизоды  со зрителями . В большинстве случаев они пишутся  по мотивам  сказок .

2.Импровизационно-игровая театрализация.

Алгоритм создания импровизационно-игровой театрализации  примерно следующий : вначале со зрителями  проводятся  игры, викторины, конкурсы, соответствующие теме  и характеру  будущего действа. Это даёт возможность  зрителям освоиться с обстановкой и привыкнуть  друг к другу и к ведущему. Затем ведущие читают сказку, рассказ или отрывок из них и обсуждают прочитанное  со зрителями .В ходе обсуждения как бы спонтанно  возникает идея оживить прочитанное . Если дети идею поддерживают , значит можно приступать к распределению ролей .

3. Сюжетно – игровой  вечер (утренник).

Основные отличия от других форм в том, что здесь есть наличие какого-либо сюжета, персонажей , реквизита , костюма , светозвуковых  и прочих театральных эффектов.

4. Викторина  - это игра в ответы на вопросы . Их используют в игровых театрализованных  представлений , преимущественно в экспозиционной части, т.к. здесь отсутствует  как таковое драматическое действие 5.Театрализованное представление – это сценическое эстрадно-театральное  действие, объединённое единым авторским  замыслом, в котором в процессе монтажа  сплавляются разные виды и жанры литературы  и искусства .

6.Театр – экспромт.

      Театральные спектакли, в которых принимают участие абсолютно все дети  группы  и делают всё легко, весело  и успешно , - это представления –экспромты.  Экспромт  освобождает от страха  перед неуспехом, экспромт позволяет не быть актёром , экспромт предполагает сиюминутное созидание , а следовательно , несовершенное , неочищенной формы , с ошибками , казусами , смешными ситуациями .

7. Конкурсы.

     Конкурс  стимулирует творчество ребят . Всем хочется быть победителем в каком-то состязании . Для проведения конкурса нужны простые правила-условия и жюри ( наблюдатели ) , также необходимо устанавливать сроки

( длительность ) проведения конкурса .  Самым распространённым конкурсом , способствующим развитию игровой театральной деятельности является  конкурс актёрского мастерства .

8.Игры.

          Игры, проводимые с детьми на занятиях по игровой театральной педагогике ,не только разовьют в детях театральные способности , но и  позволять им  овладеть опытом правильного поведения , справиться с беспокойством и страхом , неуверенностью в себе , скованностью и нерешительностью  в общении , с неумением постоять за себя , неспособностью контролировать свои чувства и поступки .

Методические рекомендации

Педагогу, занимающемуся с детьми творчеством, необходимо  ставить перед собой следующие задачи:

  1. Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
  2. Изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе.
  3. Выявить особенности творчества детей в условиях кружка.

Основные требования к подготовке и проведению занятий по игровой

                                       театральной педагогике

1.Занятия лучше проводить в зале со сценой  или в обширном помещении,

   свободном от мебели. Стулья следует располагать полукругом  перед  

   столиком учителя  в один ряд, так, чтобы все могли видеть и друг друга,

руководителя, и сцену. Желательно иметь несколько разноформатных  фанерных кубов и ковровое покрытие  для выполнения упражнений на полу. Музыка внесёт в занятие эмоциональный настрой.

2.Ученикам на занятие лучше приходить в спортивном костюме  и лёгкой

  обуви, которую можно легко снять, чтобы не пачкать ковёр  при

   выполнении упражнений. Иметь  при себе целлофановый пакет  с ручкой

   и тетрадь для записи скороговорок, пословиц и заданий на дом.

3.Учителю понадобятся журнал учёта, конспект занятия  и коробка с

 «талантами» (жетоны) для поощрения, а также реквизит для проведения игр.

4.При подготовке к конкурсам  ещё в начале учебного года  надо  

  определиться, что будет  выноситься на конкурс. Это поможет  

  договориться  с учителями предметниками (музыки и рисования) о

  включении в свои программы  тематики песен  и рисунков, наметить

  исполнителей, и подготовить их для проведения представления.

5.Каждое занятие нужно начинать с определённого настроя на работу:  

   помочь ребятам собрать внимание, сосредоточиться. Затем нужно

   провести несколько игровых упражнений на внимание. Потом рассадить

   детей в полукруг и дать им задания на развитие  психических процессов:

   памяти, наблюдательности и т.д. Особенно важно сохранять  во время  

   занятий  импровизационный  игровой  характер: короткое объяснение –

   пробный показ- краткий анализ – поточный показ –анализ самих учеников .  

   Помните! Теоретизирование  и скрупулёзный  разбор ошибок снижает

   интерес и эмоциональность занятия. Нужно следить  за тем, чтобы в работе

   принимали участие  не только самые  ребята, но и самые тихие, чтобы

   помочь им раскрепоститься.    

6.Каждое занятие должно нести в себе  какой-то новый элемент,

    задание или игру, а для того, чтобы творчество не прерывалось

    с окончанием занятия , нужно давать задания на дом по теме  занятия.  

7. При выполнении заданий нужно добиваться, прежде всего, серьёзности

    и веры  в предлагаемые обстоятельства, полное погружение в мир

   фантазии; к счастью, дети быстро  принимают условия игры и понимают ,

    что делать « понарошку » или с желанием рассмешить не следует.

    Ребятам, которые наблюдают  за выполнением заданий  своими

    товарищами, категорически запрещено  разговаривать  или громко

    смеяться, иначе тот, кто  выполняет задание, может подумать, что он  

   делает что-то не так, и засмущается.

8. Для того, чтобы занятие по игровой театральной педагогике  стало  

    желанным, поначалу нужно включать в занятие  побольше игр, в том  

    числе подвижных, развивающих внимание, наблюдательность, реакцию.

Значение игры в воспитании и обучении

Большое значение в привитии интереса к творчеству имеет игра. В игре ребёнок развивается, становиться более раскрепощённым и свободным в своих мыслях и действиях (но надо следить, чтобы это не переходило разумные пределы).

     Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

     Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

     Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.

     Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

     Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.

     Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

   Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

  1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
  2. Функция формирования творческих способностей;
  3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

   Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.

   Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.
  2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  3. Необходимость включения педагога в игру.
  4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.
  5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

   Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

     Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.

Методы развития творческих способностей у детей

     Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

     Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

     Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

     Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

     Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

     В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

   - научности

   - систематичности

   - последовательности

   - доступности

   - наглядности

   - индивидуального подхода

     Наряду с принципами используют и методы:

-практические                                        

-наглядные

-словесные

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно - исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Игры, используемые на занятиях кружка

Игра "Теремок"

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле дующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если ска жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

"Собери фигурки"

Ребёнку дается набор  вырезанных из плотного  картона небольших фи гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав лива ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

"Нелепицы"

Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.  

                              Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра "Что на что похоже "

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду щий на чинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред мет для ассоциации.

"Сюрреалистическая игра "   (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

"Волшебные кляксы "

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива ется не много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред метные изо бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на зовёт больше всего предметов.

Игра "Словоассоциации"

Взять любое слово, например, батон. Оно ассо цииру ется:

  1. с хлебобулочными изделиями.
  2. с созвучными словами: барон, бекон.
  3. с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ас социа ций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на ас фальте, ка мушки на берегу.

Игра "Хорошо - Плохо"

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы зы вающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уко лоться.

- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На пример, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото рые ста вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому   варианту   игры, при кото ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство,    при этом объ ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

- Живот болит - это хорошо, можно в школу не ходить;

- Сидеть дома - плохо, скучно;

- Можно пригласить гостей - и т.д.

Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала, может жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время урока или даже на перемене.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) тол стый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять лю бую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти та кой объ ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про тиворе чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

                                   

Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

1.

2.

3.

4.

Для педагогов:

Бесова М.А.  Шутки , игры , песни соберут нас вместе : Сценарии праздников в начальной школе .-Ярославль : Академия Холдинг, 2000.

В кукольном театре / Сост. Л.С. Новогрудский.-М.:  Сов. Россия, 1989.

В нашем театре : Сборник.-М.: Детская литература,1966.

Габчук Е.А.  А у нас сегодня праздник : Сборник сценариев праздников и развлечений для дошкольников .- Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

Домашний кукольный театр .-М.: Росмэн, 2002.

Иванцова Л. ,Коржова О. Мир кукольного театра .- Ростов –на-Дону: Феникс, 2003.

Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками . Популярное пособие для родителей и педагогов .- Ярославль: Академия развития, 1997 .

Раугул Е.Р.,Козырева М.Л.  Театр в чемодане. - СПб.: Литера , 1998.

Секреты кукольного театра . Литературно-музыкальный альманах .- М. : Молодаяч гвардия , 2000.

Смирнова Н.И.  И…оживают куклы.- М .: Детская литература , 1982.

  « Я вхожу в мир искусства » репертуарно- методическая библиотечка. Профессия-режиссёр : А.М. Нахимовский «Как создать в школе театральное действие от А до Я». 1999.

 « Я вхожу в мир искусства » репертуарно- методическая библиотечка. Дом , который построили «Мы»: авторская модель образовательного учреждения . 2000. ( О том , как учиться играя. О том ,как творить событие )

Профессия-режиссёр : А.М. Нахимовский «Как создать в школе театральное действие от А до Я». 1999.

«Внешкольник» областной научно-методический журнал г.Оренбург № 4 ,1998.  Р.И. Муралева . Самосозидание ( программа и методические  рекомендации к разделу « Сценическая речь» )

« Словарь современных форм воспитательной работы» , журнал «Воспитание школьников» № 10 , 2001. и № 2 ,2002.

 « Игровая театральная педагогика » , журнал  «Воспитание школьников» № 1. 3 , 1999.

Журналы « Детское творчество »  2004.

Для детей:

Герланец В.И. Рукавичка.-Д.: Сталкер, 1998.

Тридцать три пирога : Игры, считалки ,сговорки, скороговорки / Собрал и обработал М. Булатов .- М.: Детская литература, 1988.

Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками .- М.: Рольф, 2001.

Хоровод кукол : Вып.14 / Сост. В.Д.Прохорова.-М.: Искусство, 1989.

2. Технические средства обучения

1.

2.

3.

4.

Магнитофон

Кассеты

DVD

диски

1

2-4

1

1-3

3. Игры и игрушки

1.

2.

3.

Перчаточные куклы

Тростевые куклы

Марионетки

2-10

2-4

1-2

4. Оборудование кабинета

1.

2.

Ширма

Декорации

1

по необходимости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности детский театральный кружок "Дебют"

Рабочая программа организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Реализуется за  4 года обучения. Основные виды деятельности предусмотренные в программе: изучение...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральный сундучок"

Программа содержит материалы для работы с детьми в театральном кружке....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игровая деятельность" 1 класс

Рабочая программа "Игровая деятельность" составлена в соответствии ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва театральная"

Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творчес...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва театральная"

Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творчес...