Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва театральная"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Булаева Светлана Александровна

Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творческого отношения к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_moskva_teatralnaya.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

        Задачи:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

начальной школе даются общие представления о его специфике.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

 Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

       Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

       Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

            Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

           Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

        Программа курса «Москва театральная» включает разделы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр спектаклей в театрах города.

5. Наш театр.

В программу курса «Москва театральная» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых по программе «Литературное чтение».

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

     

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  •  чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе: 1 час в неделю в 1-4 классах.  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

Ожидаемые результаты

№ п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

игра

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Театр

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценичес-кого мастерства

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4

Просмотр спектаклей в театрах города

просмотр спектакля

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Иллюстри-рование

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

5

Наш театр

мастерская образа

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Инсцени-ровка, постановка спектакля

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Выступ-

ление

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

1

Игры на развитие внимания и воображения.

1

2

Игры на развитие внимания и воображения.

1

3

Игры на развитие внимания и воображения.

1

4

Игры на развитие внимания и воображения.

1

5

Игры на развитие внимания и воображения.

1

6

Игры на развитие внимания и воображения.

1

7

Игры на развитие внимания и воображения.

1

8

Игры на развитие внимания и воображения.

1

9

Игры на развитие внимания и воображения.

1

10

Игры на развитие внимания и воображения.

1

11

Игры на развитие внимания и воображения.

1

12

Игры на развитие внимания и воображения.

1

13

Игры на развитие внимания и воображения.

1

14

Игры на развитие внимания и воображения.

1

15

Игры на развитие внимания и воображения.

1

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

16

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

17

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

18

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

19

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

20

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

21

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

Раздел «Наш театр»

22

Инсценирование русских народных сказок

1

23

Инсценирование русских народных сказок

1

24

Инсценирование русских народных сказок

1

25

Инсценирование русских народных сказок

1

26

Инсценирование русских народных сказок

1

27

Инсценирование русских народных сказок

1

28

Инсценирование русских народных сказок

1

29

Инсценирование русских народных сказок

1

30

Инсценирование русских народных сказок

1

31

Инсценирование русских народных сказок

1

32

Инсценирование русских народных сказок

1

33

Инсценирование русских народных сказок

1

34

Инсценирование русских народных сказок

1

Итого 34

2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Раздел «Театр»

1

Дорога в театр.

1

2

Дорога в театр.

1

3

В театре.

1

4

В театре.

1

5

Как создаётся спектакль.

1

6

Как создаётся спектакль.

1

Раздел «Основы актёрского мастерства»

7

Мимика. Пантомима.

1

8

Мимика. Пантомима.

1

9

Мимика. Пантомима.

1

10

Мимика. Пантомима.

1

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

11

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

12

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

13

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

14

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

15

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

16

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

17

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

18

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

19

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

20

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

21

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

22

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

Раздел «Наш театр»

23

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

24

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

25

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

26

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

27

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

28

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

29

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

30

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

31

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

32

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

33

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

34

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Итого 34

3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Раздел «Театр»

1

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

1

2

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

1

3

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

1

4

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

1

5

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

1

6

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

1

7

Древнегреческий театр.

1

8

Древнегреческий театр.

1

9

Театр «Глобус».

1

10

Театр «Глобус».

1

11

Театр под крышей.

1

12

Современный театр.

1

13

Театральный билет.

1

14

Театр кукол.

1

15

Музыкальный театр.

1

16

Цирк.

1

17

Цирк.

1

18

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1

19

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1

20

Зритель в зале.

1

21

Зритель в зале.

1

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

22

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

23

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

24

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

25

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

26

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

27

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

28

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

29

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

30

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

31

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

32

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

33

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

Основы актёрского мастерства

34

Театральный этюд.

1

Итого 34

4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Раздел «Театр»

1

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

1

2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

1

3

Театральные жанры.

1

4

Театральные жанры.

1

Основы актёрского мастерства

5

Язык жестов.

1

6

Язык жестов.

1

7

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

8

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

9

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

10

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

11

Интонация.

1

12

Интонация.

1

13

Темп речи.

1

14

Темп речи.

1

15

Рифма.

1

16

Ритм.

1

17

Считалка.

1

18

Скороговорка.

1

19

Скороговорка.

1

20

Искусство декламации.

1

21

Искусство декламации.

1

22

Импровизация.

1

23

Импровизация.

1

24

Диалог. Монолог.

1

25

Диалог. Монолог.

1

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

26

Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

1

27

Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

1

28

Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

1

29

Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

1

30

Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

1

31

Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

1

Наш театр

32

Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова.

1

33

Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова.

1

34

Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова.

1

Итого 34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральный сундучок"

Программа содержит материалы для работы с детьми в театральном кружке....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс

    Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» для начального общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная студия «Fairytale» (8-11 лет)

Рабочая программа кружка, которую можно реализовать в начальной школе....