Культурологический подход к преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики». (презентация к докладу)
презентация к уроку на тему

Хайдукова Наталья Валериевна

Презентация для выступления на ГМО.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культурологический подход к преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

Слайд 2

«Мы живем в мире, в котором изоляция уже невозможна. Мы живем во время беспрецедентной мобильности людей и переплетения культур. Мы все взаимозависимы и разделяем неизбежную ответственность за благосостояние всего мира» «Декларация о роли религии в содействии культуре мира», принятая в Барселоне 18 декабря 1994 года, стр.1 2

Слайд 3

«...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание » 3

Слайд 4

«Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности» Современный национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. 4

Слайд 5

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей 5

Слайд 6

Формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, к диалогу других культур и мировоззрений Цель курса 6

Слайд 7

Задачи учебного курса ОРКСЭ: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 7

Слайд 8

УМК В рамках действующего законодательства Российской Федерации все учащиеся обеспечены учебниками в полном объёме. 8

Слайд 9

Предметные результаты курса понимание значения нравственности веры религии в жизни человека, семьи и общества в целом 9

Слайд 10

Важные положения «Дети не готовятся стать гражданами и жить в обществе, а являются гражданами и живут в обществе» «Нельзя приобрести гражданские качества слушая указания и распоряжения» «Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний» «Самыми ненадежными спутниками учителя являются страх и истерика» «Уважение и сотрудничество – основа образования» «Юмор и улыбка делают школу человечнее» 10

Слайд 11

Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. 12

Слайд 12

Базовые ценности Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций. Содержание каждого из модулей организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: 13 Отечество, семья, религия

Слайд 13

В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием. 14

Слайд 14

1 . Коммуникативные ситуации, нравственные ситуации, проблемные ситуации для эмоциональной включенности ребенка 2. Эмоционально-смысловую кульминацию 3. Работу с текстами, ключевыми словами, нравственными понятиями, со словарем 4. Работу с иллюстративным материалом 5. Совместную деятельность учащихся (учебное сотрудничество - диалоговая форма, задания на осмысление и выражение собственного мнения, инсценировки, разыгрывание по ролям,…) 5. Дидактические игры и игры на общение (ритуалы) 6. Дифференцированные задания 7. Дополнительный материал (художественные и научно-познавательные тексты, иллюстративный материал) 8. Рефлексию для создания завершенного эмоционального образа урока Урок ОРКСЭ должен включать: 15

Слайд 15

Какие же могут быть риски у педагогов , связанные с преподаванием новой дисциплины? первое табу - нельзя критиковать чужую святыню («Пой о своем, не ругая чужого !») ; в торое ограничение - речь педагога должна быть инклюзивной, а не эксклюзивной; т ретье табу - нельзя призывать детей к религиозной практике. 16

Слайд 16

Культурологический подход В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметное взаимодействие. 17

Слайд 17

Наука и религия Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний. Наука и религия не противоречат друг другу, а являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука Религия Накопление точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности Ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы 18

Слайд 18

Кто и что должны преподавать в курсе ОРКиСЭ ? Вести курс могут исключительно светские педагоги прошедшие соответствующую подготовку Светский характер курса не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (специфика данных сооружений демонстрируется на уроке в фото, видео формате ) 19

Слайд 19

Урок №1. Россия – наша Родина Урок №2. Культура и религия Урок №3. Бог и человек в православии Урок №4. Православная молитва Урок №5. Библия и Евангелие Урок №6. Проповедь Христа Урок №7. Христос и Его Крест Урок №8. Пасха Урок №9. Православное учение о человеке Урок №10. Совесть и раскаяние Урок №11. Заповеди Урок №12. Милосердие и сострадание Урок №13. Золотое правило этики Урок №14 . Храм Урок №15. Икона Урок №16. Творческие работы учащихся Урок №17. Подведение итогов Содержание учебного модуля «Основы православной культуры» Урок №18. Как христианство пришло на Русь Урок №19. Подвиг Урок №20. Заповеди блаженства Урок №21. Зачем творить добро? Урок №22. Чудо в жизни христианина Урок №23. Православие о Божием суде Урок №24. Таинство Причастия Урок №25. Монастырь Урок №26. Отношение христианина к природе Урок №27. Христианская семья Урок №28. Защита Отечества Урок №29. Христианин в труде Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству Урок №31. Итоговый урок 20

Слайд 20

Кто и как выбирает модуль? Только с согласия родителей (законных представителей) выбирается направление Результаты выбора должны быть зафиксированы Протоколами родительских собраний Письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля 21

Слайд 21

Итоги внедрения ОРКСЭ В образовательных учреждениях г.Новошахтинска курсом «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012 уч. г оду охвачены 834 учащихся начальной школы. 22

Слайд 22

Сравнительная информация о выборе модуля ОРКСЭ обучающимися 4 – х классов в 2012 – 2013г. и в 2014-2015 учебном году Кол-во ОУ Кол-во 4х классов Кол – во уч - ся Количество обучающихся, выбравших модули Основы мировых религио-зных культур Основы светской этики Основы православной культуры Основы иудейской культуры Основы буддийс-кой культуры Основы исламс - кой культуры 19 35 834 25 68 741 - - - 19 38 860 40 25 795 - - - 23

Слайд 23

Анкетирование родителей «Выбор модулей ОРКСЭ» 24

Слайд 24

Велико значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» К ультура - это человеческое в человеке 25

Слайд 25

«Выращивать каждого, а не поле; разглядывать каждого, а не луг !». Андрей Вознесенский

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Беседа с родителями учащихся 3 класса о введении курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Беседа с родителями учащихся 3 классов о значении курса ОРКСЭ в нравственном воспитании учащихся...

Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

В работе представлен опыт работы по предмету ОРКСЭ  по программе "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. Использование форм, технологии и приёмов работы с учащимис...

Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики.

Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики....

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...