Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
статья по орксэ (4 класс) по теме

Лищенко Венера Таштимировна

В работе представлен опыт работы по предмету ОРКСЭ  по программе "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. Использование форм, технологии и приёмов работы с учащимися на уроках ОРКСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по курсу «Оновы мировых религиозных культур и светской этики»

Учитель МАОУ ООШ № 52 г. Тюмени

Лищенко Венера Таштимировна

2014-2015 учебный год

Сегодня в каждом городе, в каждом малонаселенном пункте проживают вместе люди разных национальностей,  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного гражданина России. В связи с этим особое значение уделяется воспитанию и развитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ.

        С 1 сентября 2013-2014 учебного года я начала преподавание модуля «Основы мировых религиозных культур» нового учебного курса по программе  общеобразовательных учреждений для 4 класса «Основы религиозных культур и светской этики». Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2011; программа курса к учебнику Сахарова А.Н, Кочегарова  К.А «Основы религиозных культур народов России». Кочегаров К.А., М., «Русское слово», 2011 г. и сегодня есть возможность представить педагогическую оценку собственного опыта. Хотелось бы отметить, что получилось за год  преподавания курса  и в чём были трудности.

       На основе определения образовательных потребностей обучающихся и по выбору родителей (законных представителей) учащихся нашим общеобразовательным учреждением было утверждено изучение двух модулей учебного курса: 1) «Основы мировых религиозных культур»  2) «Основы исламской культуры». Курс ОРКСЭ преподавался в  4 классе в течение учебного года: 1 час в неделю для каждого модуля (всего 34 часа).

      Основываясь на концепции курса  «Основы мировых религиозных  культур»,
целью которого  является формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу  с представителями других культур и мировоззрений, мною были определены педагогические задачи.  Одной из приоритетных задач в своей работе по курсу я определила достижение учащимися личностных и метапредметных результатов освоения курса «Основы мировых религиозных культур». Основываясь на этом были выбраны, на мой взгяд, оптимальные для ребят моего класса образовательные технологии, приёмы и форма организации деятельности учащихся на уроках.

       Опираясь на труды отечественных психологов о принципе единства общения и деятельности, а также исследования взаимосвязи общения и деятельности, в частности труды Алексея Алексеевича  Леонтьева, где общение в общем плане понимается как один из видов деятельности и групповое предметно-ориентированное общение также нацелено на решение социальных задач – организацию коллективного взаимодействия в процессе совместной деятельности, на уроках использовалась групповая  форма организации деятельности. Коммуникативное взаимодействие в групповой работе реализуется через решение не только поставленной дидактической (познавательной) цели, но и решение социальных задач. Учащиеся в результате такой работы приходят к выводу, что деятельность не получится успешной, если правильно не распланировать работу и правильно не организовать

общение. «Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности» (А.А. Леонтьев. Психология общения. 1974).

    Для наиболее успешного достижения планируемых результатов обучения в   первом полугодии на уроках использовались приёмы образовательной технологии развития критического мышления, технологическими этапами  которого являются следующие: фаза вызова, фаза осмысления информации, рефлексия, позволяющие делать акцент на творческой активности учащихся.   На стадии вызова к общению в начале урока широко использовались притчи, выполняющие различные воспитательные функции: функцию зеркала, когда ученик может сравнить свои мысли, переживания с тем, что рассказывается в притче и воспринять то, что соответствует его собственному опыту, функцию модели, когда ученик видит конфликтную ситуацию, в которой предлагаются возможные способы её разрешения с указанием на последствия,  функцию опосредования, где через модель ситуации ученик переносит  своё поведение в той или иной ситуации и, наконец, функцию хранения опыта, при которой притча выступает  носителем  традиций и  является посредником  в межкультурных отношениях. Применялись следующие виды учебных заданий по работе с притчами:

  • постановка учебных вопросов;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • озаглавливание притчи;
  • выделение основных ключевых понятий, образов;
  • иллюстрирование притчи (в основном её смысла, вывода);
  • приём незаконченной притчи;
  • инсценирование притчи;
  • сравнение и сопоставление нескольких притч и т. д.

      Приведу пример работы с притчей «Морская звезда» Однажды во время прилива на берег принесло очень много морских звёзд. Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать. Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они жили дальше. К нему подошёл человек и сказал: «Но это просто глупо, оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!» Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал…Вопросы:  предположите, что ответил мальчик?  Как бы вы поступили в этой ситуации? Согласны ли вы с мнением прохожего? А мальчик ответил: «Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды…»

       На стадии осмысления информации использовались такие методические приёмы,  как  приём «Ключевые слова», приём маркировки текста, пометок на полях (это я знал, это не знал, это интересно!),  приём  составления кластера, приём «Фишбоун», в котором учащимся нужно не только найти в информации определённые факты по проблеме, но и объяснить причины и сделать выводы. При работе с текстом использовался приём постановки своих вопросов. Вопросы ставились различные: аналитические (как? в чём смысл?),  информационные (кто? что?когда?),  практические (применение в жизни) (как сделать так, чтобы…? каким образом это можно использовать в жизни?) и творческие (а что было бы, если…? как изменится…, если…?).  Во втором полугодии добавились элементы исследовательской деятельности по  рассмотрению простейших религиозных текстов. В  соответствии с планированием в четвёртой четверти учащиеся представляли свои творческие работы по итогам изучения курса: «Значение религии в жизни человека и общества»,  «Мое отношение к миру, людям, России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества». Активное участие ребята класса приняли в школьном празднике Дружбы народов, где выступили с песнями, приготовили блюда национальной кухни, подготовили нациоанльные костюмы.

     Рефлексия урока была организована с помощью следующих приёмов: ребята писали эссе, составляли синквейн к понятию или теме урока. Особенно нравилось учащимся в конце урока отметить «температуру атмосферы своей работы» на «Градуснике настроения»: дружелюбно, тепло, приятно, ноль, прохладно, холодно, плохо с помощью своих «сердечек». В течение учебного года «выращивали» Дерево добра, на котором плодами становились добрые поступки за прошедшую неделю в виде яблочек.

      Результатом проведённых уроков по данному курсу на мой взгляд стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане мои четвероклассники научились осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, осмысливать  тексты различных стилей и жанров, строить  свои речевые  высказывания. Отрадно отметить, что  ребята научились слушать собеседника, вести диалог. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

       Из встретившихся затруднений хочу отметить,  что тексты в учебных пособиях оказались достаточно трудны  для восприятия учащимися моего 4-го класса.

        В конце учебного года среди родителей учащихся был проведён опрос, который выявил общее положительное отношение к курсу «Основы мировых религиозных культур». Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения оставят след в сердцах детей. Только так можно добиться эффективных результатов в воспитании нравственного гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Из опыта работы по курсу основы мировых религиозных культур"

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения.Методик...

Основы мировых религиозных культур и светской этики

В файле размещена рабочая программа по новому курсу в 4 классе "Основы мировых религиозных культур и светской этики"...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Беседа с родителями учащихся 3 класса о введении курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Беседа с родителями учащихся 3 классов о значении курса ОРКСЭ в нравственном воспитании учащихся...

Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»

Сегодня в каждом городе, в каждом малонаселенном пункте проживают вместе люди разных национальностей,  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного гражд...

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭ Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭИз опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»...