Культурологический подход к преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
методическая разработка на тему

Хайдукова Наталья Валериевна

Доклад на ГМО по ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturologicheskiy_podkhod_k_prepodavaniyu_kursa.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Культурологический подход к преподаванию курса

 «Основы религиозной культуры и светской этики».

          /2 слайд Для многих педагогов  проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны между собой, так как данные процессы направлены на человека как единое целое, на его личность. На практике разделить сферы влияния на развитие человека практически не возможно, как провести четкую линию между эмоциями, волей, характером и его мотивацией, ценностной ориентацией и интеллектом личности.     

  / 3 слайд Ещё Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». 

        Очевидно, что начинать всестороннее развитие личности ребёнка надо как можно 

раньше, ведь социально значимый характер, творчество нужно развивать ещё в дошкольном возрасте. /4 Для многих это может звучать идеалистично, но именно  формирование идеалов,  утверждение нравственных норм и ценностей в мировоззрении личности является тем социальным результатом, который необходим сегодня обществу.

    Сегодня в новых образовательных стандартах  прописаны цель и задачи образования, определён воспитательный идеал, но общество не полностью  принимает ценность и важность религиозного компонента в урочной и внеурочной деятельности, хотя в нашей повседневной жизни можно часто наблюдать факты отклонения поведения  детей от морально-нравственных принципов.       

    /5 На сегодняшний день, введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» является  возможностью для многих граждан России задуматься над своим пониманием культуры.  Весь  курс, состоящий из шести модулей является морально-экуменическим. Это означает, что нравственные ценности, которые доносятся им до ребенка, одинаковы: почитание старших, забота о слабых или о младших, бережное отношение к природе, любовь к отечеству и т.п. Это общие семейные ценности. 

     /6 Следовательно цель нового курса - духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции.

Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, а в светском - морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа. Поэтому /7основной задачей курса является:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,  приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации

   /8 Методическое пособие для учителей, входящее в состав УМК, ориентирует педагогов на решение новых задач. А именно: «Целесообразно считать, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающая в себя систему поликультурных знаний и умений, которые реализуют себя в способности выстраивать позитивные взаимодействия с представителями различных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителя». 

   /9Таким образом  предметными результатами  курса является понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества в целом.

     Исторически, школа возникла и сложилась в качестве необходимого дополнения и восполнения к тому, что давалось семьёй и Церковью. Она учила элементарной грамотности, открывая человеку богатство мира книг, всего, что сохранилось и передано от предыдущих поколений. Она учила умению ясно и отчетливо формулировать мысль и думать. 

     

/10 Новые образовательные стандарты предполагают, что новым  результатом педагогического деятельности будет личностное развитие детей. А для этого необходима целая система работы по достижению этого результата. В связи с этим введение  курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это попытка России ответить на  серьезные вызовы современности. 

Если мы хотим сохранить свое национальное и культурное своеобразие, надо найти способ донести это своеобразие до наших детей. 

/11 В начале 90-х годов сменились приоритеты школы - была поставлена задача подготовки ребенка к жизни в современном мире. Ребенок должен выйти из школы: 

- со знанием компьютера; 

- со знанием иностранного языка;

- с умением толерантно (уважительно) относиться к другим культурам. 

/12   Конечно, это очень хорошие умения. Но в первую очередь необходимо, уважать, понимать и знать свою культуру. Как-то странно воспитывать уважение к чужим святыням, не воспитав того же чувства по отношению к своим. 

   Именно Россия дает уникальный опыт сотрудничества христиан и мусульман. Именно этот наш опыт интересен сегодня европейским политикам. И по мнению политиков именно он сейчас ставится под угрозу.  Тогда как с исламом у общества проблемы есть. Поэтому очень важно, чтобы в восприятии детей, которые пройдут через этот курс, слово «ислам» соответствовало своему изначальному и высокому значению - «мир».

 

/13 Основное содержание Предмета составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения. Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Ценности нетождественны научным понятиям о них. Усваивается не сама ценность (которая есть всего лишь отношение к чему-то), а способ се применения личностью в определенных жизненных условиях. Мало сказать: будь добрым. Надо показать пример доброго по ведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающимся, перевода "доброты" как общественно одобряемого человеческого деяния из плана значения в план личностного смысла.

/14 Российскую историю, литературу, искусство трудно понять и, следовательно, принять, не зная их общих религиозно-культурологических основ, не понимая тех идеалов, ценностей, жизненных приоритетов, которые разделяли и к которым стремились наши предки. 

Опыт показывает, что донести эти ценности до ума и сердца всех детей одним языком и одним путем невозможно. Этико-религиозные традиции различны, а светская этика не всех убеждает творить добро по причине нехватки у нее аргументов: «Дети, надо творить добро! - А почему надо? – Потому что надо!».

 Что ж, раз аргументы светской этики не для всех убедительны, пусть к детям обратятся разные культуры с разным подбором образов и аргументов.

  /15 В химически чистом атеистическом виде нравственные нормы мало убедительны и доходчивы. В живой народной культуре нравственные размышления и советы растворены в том числе и в религиозных сюжетах. Примеры и слова святых. Слова мудрецов и бабушкины сказки. Истории и легенды. Все это вместе создает целостную картину мира, усваивая которую, ребенок вместе с ней получает и представления о добре и зле, равно как и мотивы к тому, чтобы их различать.

      /16 Какие же могут быть риски у педагогов, связанные с  преподаванием новой дисциплины? 

-Итак, первое табу: нельзя критиковать чужую святыню 

-Для педагога важно  преподнести каждый урок интересно и его речь должна быть инклюзивной. 

Комплексный курс является светским, следовательно

- третье табу - нельзя призывать детей к религиозной практике.

  /17 Т.е необходимо соблюдать культурологический подход в преподавании предмета. Это требование идет вразрез с той аксиомой педагогики, которая считает, что знания должны превращаться в навык: раз ты что-то узнал, то немедленно преврати новые знания в действие. Но в  курсе ОРКСЭ знания о религии нельзя призывать превратить в религиозные действия. 

 Можно призвать детей - «подумайте!»; «спешите делать добро!». Но призвать детей – «помолитесь, попоститесь!», - нельзя. 

/18   Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

        Наука и религия не противоречат друг другу, а являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи.

/19 Термин «светский» означает всего лишь неуправляемый церковью и не финансируемый ею. Например, Федор Михайлович Достоевский, Владимир Сергеевич Соловьев – это светские люди.  И в то же время это творцы русской православной культуры.

    /20 Но в то же время за последний год на семинарах и конференциях подчеркивается, что при желании учителя при согласии родителей могут быть организованы экскурсии в храм. Т.к. такие темы как  например: «Икона», «Храм» дети усвоят лучше, если побывают в нем.

/21 Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален еще и потому, что родители имеют право делать свой выбор модуля самостоятельно. Вот поэтому и есть шесть модулей.

Поэтому принципиально важно соблюсти право родителей на свободный и осознанный выбор того или другого модуля. С этой целью в общеобразовательных учреждениях должны быть проведены общешкольные и классные родительские собрания, организовано коллективное ознакомление родителей школьников с учебной программой, проводилась индивидуальная работа с отдельными семьями, родителями с целью определения выбора модулей курса. Результаты выбора были зафиксированы протоколами родительских собраний, письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения детей.

     

/22 В ходе знакомства родителей с учебниками, проведения разъяснительной работы и опроса мнения о модулях нового учебного курса состоялся добровольный выбор модулей

В образовательных учреждениях г. Новошахтинска курсом «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012 уч. году охвачены 834 учащихся начальной школы.

/23 В этом учебном году 860 ребят.

 3й год выбираются 3 основных учебных модуля:

/24 Основы православной культуры (92%),

Основы светской этики (3%),

Основы мировых религиозных культур (5%)

/25   Важно согласовать с родителями приоритеты в преподавании предмета. Для этого нужно понимать, что само слово культура - это человеческое в человеке. А корни культуры -  это мировоззрение человека, его убеждения, его предельные страхи и предельные убеждения, исток его мотивации. Вот что такое «основы культуры»! 

/26  Если когда-нибудь дети задумаются над тем, кто они такие и в чем смысл их жизни, пусть через воспоминание об уроках ОРКСЭ к ним вернется ощущение чего-то доброго и светлого. Пусть по итогам курса ребенок воспринимает мир традиционной религии как часть родного пейзажа. Не экзотику, а часть родного доброго мира, к которому потом, в минуту отчаяния, можно обратиться и вернуться. Это сверхзадача курса. Но эта сверхзадача должна быть достигаема без призывов и в целостной системе работы по духовно-нравственному воспитанию.  Легко сказать: «Любите Родину - мать вашу!». Но научить любить Россию в непогоду гораздо тяжелее. 

 

 / Есть дивные строки Андрея Вознесенского: «Выращивать каждого, а не поле; разглядывать каждого, а не луг!». / Судьба одного ребенка стоит того, чтобы даже ради него одного вести отдельные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Беседа с родителями учащихся 3 класса о введении курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Беседа с родителями учащихся 3 классов о значении курса ОРКСЭ в нравственном воспитании учащихся...

Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

В работе представлен опыт работы по предмету ОРКСЭ  по программе "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. Использование форм, технологии и приёмов работы с учащимис...

Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики.

Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики....

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...