Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Ануфриева Алевтина Юрьевна

Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ануфриева Алевтина Юрьевна

Анализируя проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики, затронутые в представленной лекции, хотелось бы добавить некоторые аспекты, сформированные на основе собственных размышлений и анализа. С моей точки зрения могут и вполне реальны следующие вопросы и проблемы, продиктованные спецификой и «тонкостью» самого курса:

1. Учитывая тот факт, что преподавание курса ОРКСЭ является нововведением и, по правде сказать, отсутствие квалифицированных и профессионально подготовленных кадров является реальностью, вполне возможно столкнуться с ситуацией, когда со стороны родителей может возникнуть недоверие к квалификации учителя, сомнения в его компетенции. Ни для кого не секрет, что сегодня религиозное воспитание детей во многих семьях (также, как и атеистическое) начинается с самых ранних лет, впитывается, как говорят, с молоком матери. Многие дети посещают разного рода субботние и воскресные школы соответствующих религиозных общин, где им преподаются догмы и правила той или иной веры. Вполне логична обеспокоенность родителей, что знания, получаемые ребенком в курсе ОРКСЭ, будут расходиться с теми, которые донесли ему они или ученик получил, посещая воскресную школу, от «доверенных» учителей.

Решение этой проблемы, на мой взгляд, состоит в том, чтобы обеспечить процесс преподавания курса ОРКСЭ наибольшей «прозрачностью». Дать возможность родителям (особенно наиболее обеспокоенным) ознакомиться с планами уроков, при желании, присутствовать на уроках. Дать им возможность после проведенного урока высказать свое мнение и пожелания по корректировке изложения материала и программы в целом. Возможно, полезным будет анкетирование родителей. В любом случае, по моему мнению, здесь должен действовать принцип налаженной обратной связи. Практика открытых уроков при таких условиях должна стать нормальным явлением.

2. Второй проблемой, которую мне хотелось бы затронуть, является «безоценочность» знаний по данному курсу. Настоящий аспект можно расценивать как с положительной стороны, так и с отрицательной. Согласна, что, несомненно, положительным является свобода самовыражения каждого ученика без переживания о том, как его мнение оценят. Однако, отсутствие оценки знаний по предмету может стать причиной с одной стороны демотивации ребенка изучать дисциплину и готовить домашние задания, с другой – явиться, особенно для недобросовестного преподавателя, свести курс ОРКСЭ к формальному и сухому изложению неких фактов, не требующему приложения особых усилий и качественной подготовки материала к проведению уроков.

Для того, чтобы компенсировать необходимость выставления обязательной оценки по предмету ОРКСЭ, на мой взгляд, существует много способов. Это, на пример, организация увлекательного конкурса на лучшую домашнюю работу, лучший рисунок по теме изучения, различного вида викторины, конкурс на самый затейливый         и увлекательный вопрос, диспуты и т.п.

С другой стороны, необходим постоянный контроль со стороны администрации учебного заведения уровня преподавания ОРКСЭ, качества подготовки и проведения уроков. Необходимо анализировать планы уроков, сопоставлять их тематику с программой курса, оценивать представляемый методический и демонстрационный материал. Проведение открытых уроков с присутствием заинтересованных родителей и компетентных представителей религиозных общин здесь тоже может быть весьма полезным для совершенствования процесса обучения.

3. Необходимо считаться с тем, что не все родители адекватно и с достаточной долей понимания относятся к необходимости и актуальности введения курса ОРКСЭ. Возможно противодействие как со стороны «воинствующих» атеистов, так и со стороны крайне агрессивно настроенных религиозных течений. В источниках, опубликованных в сети Интернет, приводятся примеры, когда родители отказывали своему ребенку в праве изучать какую-либо из компонент курса ОРКСЭ. В любом случае к этому нужно быть готовым.

Данную проблему, по моему мнению, можно разрешить только грамотной беседой с родителями или опекунами, оперируя обоснованными и твердыми фактами. Путем убеждения в том, что целью курса является гармоничное развитие современного человека, обладающего всесторонними знаниями.

4. Допускаю возможным, что ребенок не согласен с родителями, которые приняли решение о том, что он будет изучать тот или иной модуль курса ОРКСЭ. Такое вполне может случиться, учитывая то, что мы имеем дело с детьми 10-11 лет, у которых могут быть уже сформированы свои интересы, отличающиеся от интересов родителей и опекунов.

Разрешение данной ситуации весьма непростое дело. Но, беседа с родителями необходима. И только грамотное, продуманное и аргументированное поведение преподавателя  приведет к принятию адекватного решения.

5. Предполагаю, что проблема и непонимание может возникнуть и с представителями других ветвей христианской религии – католиками, протестантами, представителями армяно-григорианской церкви.

С уважением,

Ануфриева А.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие  дополнительных возможностей  для укрепления и развития духовных связей родителей и дете...

Эссе на тему: «Позитивные возможности и сложности в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

Основной сложностью в преподавании курса ОРКСЭ является разграничение понятий: "религиозное образование" и "религиоведческое образование". Именно религиоведческое образование стало активно развиваться...

Системно – деятельностный подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

      Основная педагогическая задача системно – деятельностного   подхода -   создание и организация условий, инициирующих детское действие.    Основной результат – развитие личности ребенка на основе...

Обобщение опыта преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Опыт преподавания " ОРКСЭ" в школе за первый год обучения....

Зачетная работа по ОРКСЭ. Эссе. Тема:"Позитивные возможности и сложности в преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики ". Москва 2012 год.

   В последнее время очень много говорится о необходимости введения в курс начальной школы нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  .   Никто не спорит...