Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Зартдинова Эльвира Мугалимовна

Разработка урока математики в 1 классе  ОС "Школа 2100" по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких "Моя математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_matematiki_Umenshaemoe_vychitaemoe_raznost..doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 1 класс ОС «Школа – 2100»

       Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22»  г. Октябрьского РБ Э.М. Зартдинова

Тема: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Цели урока:

  1. Помочь детям усвоить:

- счёт в пределах 7;

- названия компонентов и результата действия вычитания;

- взаимосвязь между изменением компонентов и результатом вычитания, между частью и целым;

      2. Развивать наблюдательность и логическое мышление обучающихся;

      3. Учить детей ценить дружбу, воспитывать бережное и тёплое отношение к близким людям.

Оборудование: учебник «Моя математика» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова; рабочая тетрадь к учебнику «Моя математика»; таблички со словами «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; рисунок-торт; схемы для изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу.

Ну-ка проверьте, ребятки,

Вы готовы начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь оценку «5»

- А девиз у нас таков: «То, что знаешь, не скрывай, на вопросы – отвечай!»

  1. Актуализация знаний.
  1. Счёт до 20 и обратно.

- Сосчитайте от 4 до 12, от 15 до 6.

  - Назовите последующее число 7, 19. Как получить последующее число?

  - Назовите предыдущее число 10, 18. Как получить предыдущее число?

  - Какое число стоит между 8 и 10? 15 и 17?

  - Какое число стоит справа от 9, слева от 12?

  - Назоваите соседей числа 13.

2) «Потерялось число»

- Найдите его место в натуральном ряду чисел:

1 2 3 4 5 6 8 9 10

- Что вы можете сказать о числе 7?

- Придумайте ваши варианты получения числа 7.

3) «Лесенка дружбы»

- А сейчас нам предстоит подняться по «Лесенке дружбы». Но прежде ответьте на вопрос: какого человека можно назвать настоящим другом?

- Друг – это человек, который непременно поможет в трудную минуту, которому можно доверить самые сокровенные тайны.

- Постарайтесь подняться как можно быстрее, но при этом не ошибиться. А если кто-то допустит ошибку, то друзья всегда придут на помощь.

- Вставь знак «больше», «меньше», «равно».

                                           2   6    

                                 9   9    

                        4   1

 1 ряд      3   7                            

                                              7   4

                        3   9

        6   6

2 ряд        5   8

                                                 1   9

        10   3

        2   6

3 ряд        4   4

- Как узнать, на сколько, одно число больше или меньше другого?

4) Задание № 1 рабочей тетради (Урок 43, стр. 40)

Запись с комментированием: 112, 223, 334 …   …   …

- Какую закономерность заметили? Продолжите ряд.

- Кто сможет прочитать данные числа?

- Как их назвать одним словом (трёхзначные) Почему?

Аналогичная работа со вторым рядом: 776, 555, 334   …   …

- На сколько трёхзначных чисел в первом ряду больше, чем во втором?

- Как узнали?

    3.     Физкультминутка.

Мы дружно трудились,

Немного устали.

Быстро все сразу

За партами встанем.

Руки поднимем,

Потом разведём

И глубоко

Мы всей грудью вздохнём.

  1. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.

(на доске числовые выражения: 7+1   3+3   6+1   5+1)

- Найдите лишнее выражение. (3+3 – одинаковые слагаемые)

- Как называются числа при сложении?

- Давайте прочитаем эти выражения по-разному.

7 увеличить на 1.

  1. е слагаемое -, 2 – е слагаемое 3.

6 да 1.

Сумма чисел 5 и 1.

- Скажите, в каком примере будет самый большой ответ?  (7+1)

- А давайте попробуем поменять знак.

7-1

- Посмотрите на первую цифру. Это часть или целое?

- Перед вами торт. Из скольких частей он состоит? (7)

- Из этого целого торта сколько частей нужно убрать? (1) Убираем.

- Что произошло с тортом?

- Он уменьшился, а значит, и число 7 увеличилось или уменьшилось?

- Если оно уменьшается, как его можно назвать? (Вывешиваю табличку «УМЕНЬШАЕМОЕ»)

- А что мы сделали с одной частью? (отрезали, убрали, вычли)

- Как можно назвать эту часть? «ВЫЧИТАЕМОЕ»

- Сколько частей осталось? (6)

- Как бы вы назвали это число?

- Давайте проверим ваши предположения. Читаем текст под восклицательным знаком стр. 8 учебника.

- Так как называется первое число при вычитании? (уменьшаемое, целое)

- Как называется второе число при вычитании? (вычитаемое, часть)

- Назовите результат (разность, часть)

- Как можно прочитать это выражение?

- Ребята, какие новые слова вы сейчас узнали? Это и есть тема сегодняшнего урока.

         5.      Первичное закрепление.

- А сейчас нам предстоит закрепить то, что узнали.

  1. На доске схема (учебник стр.8 №1, тетрадь стр. 40 №2)

              - 2                                              ?        - 2

                К.                                          В.                                            П.

- Расскажите, что вы видите на этой схеме.

- Как найти целое по этому рисунку?

- Как найти неизвестную  1– ую часть? 2–ую  часть?

- Катя, Петя и Вова сделали записи к этому рисунку. Надо помочь им дополнить их записи, найти числа, которые она не записали, составить равенства и прочитать их.

Катя       7 – 2= ?

Петя       ?  - 2 = 5

Вова       7  - ?  = 5

- Прочитайте разность.

- Назовите уменьшаемое, вычитаемое. Что неизвестно? Где здесь целое, где часть?

Устанавливается связь уменьшаемого, вычитаемого и разновидности с целыми и частью.

- Что известно во втором выражении, что неизвестно, как найти?

2. Задание №2 стр. 8

Таблица на доске.

Уменьшаемое

(целое)        

Вычитаемое

(часть)  __

Разность

(часть) __

           

             5

             

              3

           

             ?

     

           -   3    = __

           

             6

           

              ?

         

             3

     

            -  __   =  3

           

             7

           

              ?

           

             4

     

            - __    =  4

- Посмотрите на первую строчку, что неизвестно?

- Найдите значение выражения?

- Что неизвестного во второй строчке? Как найти?

- Посмотрите на равенства во второй строчке? Как найти?

-Посмотрите на равенства, что заметили?

         5 – 3 = 2

         6 – 3 = 3

         7 – 3 = 4

- Вычитаемое везде одинаковое, уменьшаемое увеличивается на один и разность увеличивается на один.

- Рассмотрим на примере пирога.

- Отрезаем всегда одинаковую часть.

Вывод: чем больше пирог, тем больше остаётся.

    6. Итог урока

- Вот и подошёл к концу ещё один урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друзей, мы смогла повторить изученный материал и открыть новые знания. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Живые организмы и неживая природа"

Данный урок проводится в 1 классе  при изучении раздела  «Живые обитатели планеты» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает боль...

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Деление и обобщение понятий"

Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятия "истина" и "ложь"

Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме"Информационный объект и компьютер"

Рзработка урокаРРазработка урока информатики в 4 классе по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятие"

Разработка урока в 4 классе по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова...