Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятие"
план-конспект урока по информатике (4 класс) на тему

Зартдинова Эльвира Мугалимовна

Разработка урока в 4 классе по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 4 классе

Глава II. Понятие, суждение. Умозаключение. § 6 Понятие.

      Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22»  г. Октябрьского РБ Э.М. Зартдинова

Тема: Понятие

Цели:

  • познакомить учащихся с определениями понятия и термина;
  • формировать умение выделять признаки и действия всего объекта и его частей;
  • формировать умение различать между собой реальный мир от виртуального мира и находить между ними связь.

Педагогические задачи:

  • развивать образное мышление и речь учащихся;
  • пополнять словарный запас учащихся;
  • воспитывать умение работать самостоятельно.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

  • уметь различать мир объектов реальной действительности и мир понятий об этих объектах;
  • знать, что понятие возникает в результате взаимодействия человека с объектом;
  • знать определения понятия и термина.

Ключевые понятия: понятие, термин.

Вспомогательные понятия: мир объектов, мир понятий, содержание понятия.

Характеристика урока:

  • форма организации: повторение и обобщение;
  • тип урока: комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
  • стратегия: индивидуально-соревновательная, самоконтроль.

Материальное обеспечение урока: учебник, Р/Т № 1, демонстрационный ПК.

Примерный план урока:

1. Организационный момент (1-2 мин).

2. Анализ контрольных работ (5-7 мин).

  1. Изучение новой темы (9-12мин).
  2. Физкультминутка (2 мин).
  3. Первичное закрепление (7 мин.)
  4. Компьютерный практикум (10 мин).
  5. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
  6. Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы переходим к изучению нового раздела, но прежде нам необходимо подвести итоги. Каждому из вас не терпится узнать, насколько хорошо он повторил материал и продемонстрировал свои знания во время контрольной работы.

II. Анализ контрольных работ.

III. Изучение новой темы.

1) Эвристическая беседа.

- Каждый день мы узнаём что-то новое, получаем информацию. Без информации человек не мог бы жить. Информация – это сведения об окружающем нас мире. Она позволяет находить пищу, перемещаться, избегать опасностей, спасаться от холода и жары. Знания, которые ты получаешь на уроках, читаешь в книгах, приключения, которые смотришь по телевизору – всё это тоже информация. С сегодняшнего дня мы начнём разговор о познающем мир человеке, о том, как он работает с информацией. Мы начнём знакомиться с тем, как человек мыслит, будем учиться правильно строить рассуждения (умозаключения). Ведь это всё относится к миру нашего мышления, виртуального мира.

- Вокруг нас существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах. Как вы это понимаете?

2) Игра «Угадай объект»

- Внимание, по перечисленным признакам, определите какой объект живой или неживой природы я задумала.

Звонкий, быстрый, веселый - …

Вкусный, алый, сочный - …

Желтые, красные, осенние - …

Задиристые, драчливые, взъерошенные - …

Белоствольные, высокая, стройная -…

- Я назову свойства объекта, а вы должны догадаться, о чём или о ком я говорю.

а) «Имеет крылья», «имеет лапки», «имеет клюв», «может летать, прыгать, клевать» (птица)

б) «Имеет стены, стол, дверь, окно, ковёр», «можно отремонтировать, проветрить, убрать» (жилое помещение)

в) «Имеет яблоко, ветки», «можно посадить» (яблоня)

- Что помогло вам угадать объект?

Вывод: Перечислить существенные свойства объекта – значит, сформулировать понятие.

«Яблоня  - это дерево, которое можно посадить, вести обрезку старых веток и вырастить на нём яблоки».

- Определяя понятие объекта «Яблоня», мы перечисляем не всё, что мы знаем о нём, а только то, что определяет её способность быть плодовым деревом.

3) Работа по учебнику с. 47-51 (чтение по цепочке)

- В результате чего человек воспринимает понятие? (Понятие не может быть воспринято человеком в готов виде – оно возникает в результате взаимодействия человека с объектом.)

- Что такое понятие? (Понятие – это объект внутреннего, виртуального мира, то есть мира идей и мыслей человека.)

-От чего зависит богатство внутреннего мира человека? (Все существенные свойства объекта, которые известны человеку о нём, составляют содержание понятия этого человека об этом объекте. Человек с годами получает всё больше информации о свойствах объекта, поэтому понятие живёт и развивается. Таким образом, чем больше в сознании человека образов и понятий, тем богаче его внутренний мир.)

- Как вы понимаете слово «термин»? (Термин – это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники.)

IV. Первичное закрепление.

1) Работа в тетрадях с. 35-38

Коллективное выполнение №1 – 6

2) Игра «Действие целого, действие части»

- Назови объект (рис. 1)

- Назови его признаки (действия)

          Ходить

          Разговаривать

          Брать предметы

          Сочинять стихи и т.д.

                                     Рис. 1

- Назови части объекта и их признаки (действия)

Нога – сгибаться, разгибаться; рот – открываться, закрываться и т.д.

3) Лексический практикум. (Учебник с. 53)

V. Компьютерный практикум.

Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. Упражнения и дидактический материал по теме «Понятие»

VI. Подведение итогов. Оценивание.

- В виде чего отражаются в сознании человека объекты окружающего мира?

- Приведите примеры термина.

- К какому миру принадлежит понятие – к миру объектов реальной действительности или к миру мышления?

- Является ли слово «мебель» термином информатики?

- Приведи пример термина из мира музыки.

VII. Д/З

1. § 6 пересказ;

2. В главе «Дополнительное чтение» прочитать текст «Определение понятия;

3. Рабочая тетрадь №7-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Живые организмы и неживая природа"

Данный урок проводится в 1 классе  при изучении раздела  «Живые обитатели планеты» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает боль...

Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"

Разработка урока математики в 1 классе  ОС "Школа 2100" по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких "Моя математика"...

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Деление и обобщение понятий"

Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятия "истина" и "ложь"

Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме"Информационный объект и компьютер"

Рзработка урокаРРазработка урока информатики в 4 классе по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....