Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятия "истина" и "ложь"
план-конспект урока по информатике (4 класс) по теме

Зартдинова Эльвира Мугалимовна

Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istina_i_lozh.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 4 классе

Глава II. Понятие, суждение, умозаключение. § 10 Понятия «истина» и «ложь».

      Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22»  г. Октябрьского РБ Э.М. Зартдинова

Тема: Понятия «истина» и «ложь»

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «истинное и ложное высказывание»;
  • учить определять, является ли высказывание истинным с точки зрения объективной действительности;

Педагогические задачи урока:

  • развивать логическое мышление, наблюдательность, речь;
  •  воспитывать умение работать в коллективе, с уважением относиться к мнению одноклассников.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

  • знать, как люди добывают «истину»;
  • уметь оценивать истинность и исправлять его, если оно ложно;
  • уметь приводить примеры, как истинное высказывание со временем может «стать» ложным.

Ключевые понятия: понятия «истина», «ложь».

Характеристика урока:

  • форма организации: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа;
  • тип урока: комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
  • стратегия: анализ имеющихся знаний с выходом на новый уровень осмысления истинных и ложных высказываний.

Материальное обеспечение урока: учебник, Р/Т № 1, демонстрационный ПК.

Примерный план урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин).
  2. Изучение новой темы (10-12)
  3. Первичное закрепление (9-12мин).
  4. Физкультминутка (2-3 мин).
  5. Компьютерный практикум (10-12 мин).
  6. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
  7. Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу.

- Девиз  урока: «Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию».

- Ребята, у нас с вами интересная тема, но я должна быть уверена, что вы готовы её изучать.  

       II. Изучение новой темы.

  1. Подготовительная работа.

Игра «Истина – ложь»

- Подберите синоним к слову «правда», а теперь к слову «неправда».

- Новые знания будет трудно добывать и осваивать без умения быстро и верно отвечать на поставленные вопросы,  поэтому начнём урок с игры «Истина – ложь»

- Я буду высказывать некоторые мысли, если вы верите мне, то поднимите карточку «И», если нет, то карточку «Л».

Все крокодилы летают.

Компьютер – помощник человека при счёте.

10 делится на 3 без остатка.

Телефон служит средством связи.

Наша школа находится в 29 микрорайоне.

Сейчас у нас не урок информатики.

Город Октябрьский – столица Республики Башкортостан.

В городе все школы четырёхэтажные.

Вы учащиеся 22-ой школы и четвероклассники.

Дома 29-го микрорайона относятся к улице Кортунова или к улице Новосёлов.

  1. Введение понятий «ложное, истинное высказывание»

- Назовите высказывания, которым вы поверили. Почему? (Потому что это соответствует действительности, это правда)

- Такие высказывания называются истинными, то есть правдивыми, соответствующими действительности.

- Как можно назвать высказывания, которые вы посчитали неверными?

- Такие высказывания являются ложными.

Запомни! Истина – это то, что соответствует действительности.

                  Ложь – то, что действительности не соответствует.

  1. Закрепление материала.
  1. Игра «Кто больше?»

- Чтобы проверить насколько вы поняли новы материал, я предлагаю вам игру-соревнование «Кто больше?»

- Правила игры следующие: класс делится на две команды «Истина» и «Ложь». Соответственно ребята из команды «Истина» приводят примеры истинных высказываний, а ребята из команды «Ложь» ложных высказываний.

- Молодцы! Вы великолепно справились с заданием. Как вы думаете, почему в нашем соревновании нет победителей и побеждённых?

- Нас окружает такое огромное количество объектов, а вы очень наблюдательны, внимательны и любопытны, что и помогло вам успешно справиться с заданием.

          2) Работа по учебнику.

Чтение учебника стр. 82-85

Фронтальный опрос.

- Всегда ли легко определить, когда то или иное высказывание истинное? (нет, иногда не хватает знаний и опыта)

- Какие действия должен произвести человек, чтобы добыть истину? (наблюдать, сравнивать, размышлять, вычислять, измерять, производить исследования)

- Что является результатом размышления? (устное высказывание или высказывание в виде текста, рисунка, числа, схемы, формулы)

- Приведите примеры из жизни, когда ложное высказывание становится истинным, когда люди узнают что-то новое или наоборот.

          Физминутка.

         Игра «Делай наоборот»

- Урок мы начали с подбора синонимов, а сейчас я предлагаю вам подобрать антонимы, причём устно.

- Я буду произносить высказывания-действия, а вы будете делать всё наоборот.


Сидите.

Не прыгайте.

Не стойте.

Не поднимайте руки.

Плачьте.

Не топайте.

 Молчите.

Не приседайте.

Не садитесь.

Не слушайте.

  1. Работа в тетрадях.

№ 1.   Вставь пропущенные слова:

Понятия «истина» и «ложь» - это несовместимые понятия.

Истина не всегда «лежит» на поверхности.

Люди добывают истину, когда наблюдают, исследуют предметы и явления, думают, вычисляют, измеряют и так далее.

Высказывание может быть истинным или ложным.

Истина – это то, что соответствует действительности.

Ложь – то, что действительности не соответствует.

№ 5.  Обработай графическую и текстовую информацию и укажи истинные это суждения или ложные, выделив нужную букву.

А) (рис.1)

На рисунке древний человек

И

Л

Человек читает книгу

И

Л

Информация хранится на бумажном носителе

И

Л

На камне изображена сцена охоты

И

Л

Рис. 1

Б) (рис. 2)

Все фигуры имеют углы

И

Л

Все фигуры являются прямоугольниками

И

Л

Две фигуры – прямоугольники

И

Л

В верхнем левом углу изображен круг

И

Л

Рис. 2

№ 6.  Преобразуй схему в диаграмму Эйлера-Венна.

А) Рассмотри схему.

Придумай обозначения слов и заполни диаграмму

- Ребята, посмотрите, к вам на урок пришёл великий учёный Эйлер, чьи круги нам помогают изучать математику и информатику. Он предлагает вам заполнить его круги.(рис.3)

- Впишите в схемы понятия, которые находятся в отношении

«подчинение»

        

                Рис. 3

- Для тех, кому сложно выполнить это задание, предлагаю подсказку. (рис. 4)

http://www.egomel.com/photo/albums/userpics/10171/__________~5.jpg

                    Рис. 4

- Кого вы видите на картинке? (Утку)

- Уточните, какую именно? (дикую)

- Это и будет началом вашей работы.

        

  1.  Это интересно. Дополнительное чтение.

- Мы продолжим тему «Природы», познакомившись с текстом «Истина и ложь в природе». Самостоятельно прочитайте рассказ и расскажите, что нового вы узнали.

  1. Компьютерный практикум.

Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. Упражнения  и дидактический материал по теме «Понятия «истина» и «ложь»»

  1. Итог урока. Оценивание.

- С какими понятиями мы сегодня познакомились?

- Дайте определение истинному и ложному высказываниям.

- Что на уроке понравилось? Что показалось сложным?

        VI. Д/з

 - § 10 прочитать, подготовить пересказ; - в тетради № 5 (в, г), № 6, № 8 (б, в)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Живые организмы и неживая природа"

Данный урок проводится в 1 классе  при изучении раздела  «Живые обитатели планеты» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает боль...

Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"

Разработка урока математики в 1 классе  ОС "Школа 2100" по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких "Моя математика"...

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Деление и обобщение понятий"

Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме"Информационный объект и компьютер"

Рзработка урокаРРазработка урока информатики в 4 классе по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятие"

Разработка урока в 4 классе по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова...