"Дефектологическое представление на школьника"
материал по логопедии (4 класс)

Васильева Анна Алексеевна

Основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_defektologicheskoe_predstavlenie_na_shkolnika.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Дефектологическое представление на школьника»

 
Хочу отметить, что при обследовании особое внимание уделяется
установлению контакта с ребенком, установлению доверительных отношений, -это позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка, увидеть достоверный  уровень его развития и обученности.
  Содержание пакетов дефектолога составляют методики, известные в практике обследования детей с нарушениями развития и широко используемые в коррекционной педагогике и специальной психологии. Я выбрала для себя методики:
 Исходя из основной задачи обследования учителя -дефектолога (определение уровня общей осведомленности, обученности и, соответственно, обучаемости ребенка), дефектолог отбирает такие задания, которые могут подтвердить и конкретизировать возникшие предположения специалиста.

Логика выбора диагностических методик:        

 Я считаю, что учитель-дефектолог может использовать из имеющегося достаточно широкого набора диагностик именно те, которые актуальны в данном конкретном случае, использовать  не набор, а выборочно.

Специалист, владея всем арсеналом пакета методик, дифференцирует их по первоочередным задачам, определяемым ситуацией обследования.

Примеры:

1. Беседа о ребенке, его представлениях об окружающем мире и др

2. Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности

3. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной слуховой памяти

4. Методика «Домик» Н. И. Гуткина

5. Обследование пространственно-временных представлений

6. Методика по определению состояния зрительной памяти

7. Оценка рабочих тетрадей, письменных работ

При оценке рабочих тетрадей, письменных работ обучающегося можно сделать выводы по обученности ребенка и исключить некоторые задания из диагностики. Часто именно навыки по русскому языку можно получить из анализа тетрадей: характерные ошибки, каллиграфия, оформление тетрадей, языковые разборы и др.

Значимые критерии деятельности ребенка в процессе обследования:

-эмоциональное реагирование на ситуацию общения со взрослым;

-понимание инструкции и цели задания, принятия задачи, проявление интереса к заданию и его стойкость;

-восприимчивость к помощи;

-особенности организации  деятельности;

-сформированность регуляторных функций;

-темп работы на учебном материале;

 -общая осведомлённость и социально бытовая ориентация;

-сформированность пространственно временных представлений;

-особенности памяти;

-особенности мышления;

-общая характеристика речевого развития

-сформированность учебных навыков;

-математические представления

-русский язык (письмо);

-чтение;

-общая характеристика учебной деятельности

Итак, по итогу обследования  также заполняются графы «Заключение» и «Рекомендации». Варианты заключений:

Заключение

  • Низкий уровень познавательной деятельности. Низкий уровень обучаемости/ уровень обучаемости снижен;
  • Выраженное нарушение (недостаточность) познавательной деятельности. Знания, умения не соответствуют возрасту. Низкий уровень обучаемости;
  • Предпосылки познавательной деятельности не сформированы. Умения и навыки фрагментарны/отсутствуют. Низкий уровень обучаемости;
  • Стойкое нарушение познавательной деятельности;
  • Специфические трудности формирования учебных навыков;
  • Прогноз обучения ребенка по общеобразовательной программе неблагоприятен;

Рекомендации

  • Динамическое наблюдение за развитием учащегося,
  • Дефектологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса по индивидуальному плану/ в классе
  • Формирование структурных компонентов учебно-познавательной деятельности/развитие графо-моторных функций/математических представлений/речевой деятельности/развитие мышления и т.д

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дефектологическое представление на учащегося (2–4 класс)

Дефектологическое представление на учащегося (2–4 класс)...

Дефектологическое представление

Дефектологическое представление...

Дефектологическое представление.

Дефектологическое представление на ребёнка  нужно учителю , логопеду, дефектологу для направление коррекционной работы с ним....

Дефектологическое представление

Дефектологическое представление на обучающегося...

Примерные формулировки для заполнения дефектологического представления на обучающегося

Примерные формулировки для заполнения дефектологического представления на обучающегося...

Дефектологическое представление на учащегося. Диагностический раздел.

При обследовании детей необходимо  ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивид...

Дефектологическое представление на обучающегося

Дефектологическое представление на обучающегося...