Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»
статья по логопедии

Бовкун Елизавета Дмитриевна

Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»

Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает «особым» признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не новый вопрос. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Выбор игровой технологии обоснован тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей, как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но именно на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему требований к организации логопедической работы в школе. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно - деятельностный подход, который заключается в том, что у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:

• коммуникативные действия (умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать в группе сверстников, выстраивать положительное коммуникативное взаимодействие);

• познавательные действия (умения обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах).

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с младшими школьниками, помогает преодолевать трудности в коррекции нарушений устной и письменной речи, повышают мотивацию к занятиям, увеличивают результативность, развивают любознательность, интерес к родному (русскому) языку.

В практической работе с младшими школьниками используются различные игровые технологии, но традиционными, являются – дидактические (обучающие) игры.

Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Основными задачами дидактических игр являются:

• формирование устойчивого интереса к занятиям и знаниям;

• развитие когнитивных функций;

• формирование общих учебных умений;

• формирование навыков самостоятельной учебной работы;

• формирование собственной учебной деятельности;

• формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Таким образом, организуя игровую деятельность обучающихся с речевыми нарушениями, обеспечивается системно-деятельностный подход к обучению.

Игровые технологии помогают ученику интегрироваться в группу сверстников, выстраивать речевое взаимодействие, учат слушать, вступать в диалог, активизируют познавательную деятельность, предупреждают и корректируют нарушения устной и письменной речи.

Коррекционно-развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, при этом игровой сюжет может развиваться параллельно основному содержанию работы.

При подборе логопедических игр основной акцент может быть направлен на:

-исправление звукопроизношения, чтобы избежать дальнейших ошибок на письме, которые позже находят отчетливое выражение и приобретают характер стойких дисграфических ошибок;

-формирование фонетико-фонематических процессов;

-формирование лексико-грамматического строя речи;

- расширение словарного запаса слов через уточнение и расширение семантических полей слов;

-формирование графического образа буквы и зрительного восприятия написанного слова;

- нормализация мышечного тонуса и координации движений;

-формирование пространственных представлений;

- развитие связной речи (диалогической и монологической).

Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной работе, можно использовать ролевые и сюжетные игры, игры-инсценировки, настольные игры, игры- «ходилки» (путешествия), игры-соревнования, игры - викторины и т.п. Во время игры внимание ребенка отвлекается от отрабатываемых когнитивных и моторных навыков, переводит их на непроизвольный уровень, снимается напряжение, страх не понять объясняемое, дает ощущение легкости усвоения материала.

В современной логопедической практике часто используют игровую технологию – синквейн. Работая с данным приемом, можно решить сразу несколько задач: 

•  изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более детальному усвоению;

•  актуализируются знания о частях речи;

•  знания о предложении;

•  обогащается словарный запас;

•  активизируется и развивается мыслительная деятельность;

•  совершенствуется умение высказывать свои мысли и собственное отношение к происходящему.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие: первая строка состоит из одного слова, обычно, существительного (предмет), отражающего главную мысль и идею; вторая строка состоит из двух слов – это прилагательные (признак); третья строка состоит из трех слов – это глаголы (действия), описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – это фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.  Например:

1.       Солнце;

2.       Яркое, утреннее;

3.       Светит, встает, садится; 4. Я люблю, когда светит солнце; 5. Ярко.

При знакомстве детей с понятием «слово, обозначающее предмет», и слово, обозначающее действие предмета», готовится база для дальнейшей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой», учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и их признаки.

Использование игровых технологий на логопедических занятиях позволяется добиться качественного коррекционно – развивающего эффекта от занятий, дополняя стандартные формы работы учителя-логопеда. Использование игровых технологий предоставляет очевидные достоинства:

• активизация познавательной деятельности обучающихся;

• осуществление дифференцированного подхода к детям, находящимся на разных уровнях речевого развития;

• развитие когнитивных функций;

• активное знакомство с окружающим миром;

• активизация словарного запаса;

• коммуникация, адаптация и социализация, способствующая более успешному усвоению учащимися основных общеобразовательных программ;

• получению и закреплению знаний, умений, навыков и любви к русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.

Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....

Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"

В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....

Статья на тему: "Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда"

Коррекционая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова....

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обуче...

Игровые технологии в практике работы учителя – логопеда.

Использование игровых технологий на логопедических занятиях дает большой воспитательный и коррекционно - развивающий эффект, успешно дополняя стандартные формы работы.  Достоинства использования ...

Статья: «Биоэнергопластика в коррекционной работе учителя-логопеда».

О применении биоэнергопластики в логопедической работе....