Игровые технологии в практике работы учителя – логопеда.
статья по логопедии

Использование игровых технологий на логопедических занятиях дает большой воспитательный и коррекционно - развивающий эффект, успешно дополняя стандартные формы работы.  Достоинства использования игровых технологий очевидны: повышение качества коррекционно – развивающих занятий, активизация познавательной деятельности учащихся, осуществление дифференцированного подхода к детям с разным уровнем речевого развития, возможность применять разноуровневые задания, развитие когнитивных функций , более активное знакомство с окружающим миром, активизация словарного запаса, коммуникация, адаптация и социализация, способствующая более успешному усвоению учащимися основных общеобразовательных программ, получению и закреплению знаний, умений, навыков и любви к русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaigrovye_tehnologii.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Кузьменко Татьяна Васильевна

                                                                                              учитель – логопед

                                                                                              ГБУДОЦППМСП

                                                                                              Приморского района.

Игровые технологии в практике работы учителя – логопеда.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему требований к организации логопедической работы в школе. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно - деятельностный подход, который заключается в том, что у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные действия (умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие); и познавательные действия (умения обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах).   Использование игровых технологий на коррекционно – развивающих занятиях с младшими школьниками, помогает преодолевать трудности в коррекции нарушений устной и письменной речи. Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

В своей практической работе с младшими школьниками я использую различные игровые технологии, но традиционными, являются - дидактические игры. Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Основными задачами дидактических игр являются: формирование устойчивого интереса к знаниям; развитие когнитивных функций; формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы; формирование собственной учебной деятельности; а также навыков самоконтроля и самооценки. Следовательно, организуя игровую деятельность учащихся с речевыми нарушениями, обеспечивается системно-деятельностный подход к обучению. В игре происходит формирование коммуникативных и познавательных действий, которые являются составляющей универсальных учебных действий. Игровые технологии помогают ученику интегрироваться в группу сверстников, выстраивать речевое взаимодействие, учат слушать, вступать в диалог, активизируют познавательную деятельность, предупреждают и корректируют нарушения устной и письменной речи.        Коррекционно-развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, и в зависимости, от поставленных на данном этапе логопедической работы целей, подбирается дидактический материал. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. В подборе логопедических игр целью могут служить: недостатки произношения, которые находят отчетливое выражение на письме и приобретают характер хронических ошибок, формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, расширение словарного запаса слов через уточнение и расширение семантических полей слов. А также, формирование графического образа буквы и зрительного восприятия написанного слова, нормализация мышечного тонуса и координации движений, формирование пространственных представлений, развитие связной речи (диалогической и монологической).

Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной работе, я использую, на своих занятиях, собственные игры и наработки. Это ролевые и сюжетные игры, игры-инсценировки, настольные, игры-путешествия, игры-соревнования, игры - викторины и т.д. На занятиях появляются сказочные герои, придумывается сюжет, вводится игровая ситуация. Один из главных персонажей наших занятий Фея, она живет в красном замке гласных звуков, предлагает ребятам различные игры, способствующие формированию навыка анализа и синтеза звуко - буквенной и слоговой структуры слова. Сюжет игры (например, спаси Фею от злого дракона, помоги отыскать похищенные гласные и т.д.) включает ребенка в активную деятельность, поддерживает мотивацию. Во время игры внимание ребенка отвлекается от отрабатываемых когнитивных и моторных навыков, переводит их на непроизвольный уровень, снимается напряжение, страх не понять объясняемое, дает ощущение легкости усвоения материала. Игра позволяет активизировать и интенсифицировать коррекционный процесс.

         Компьютерные игры – становятся ведущими в современной логопедической практике.  Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют материал разной степени сложности, что и позволяет учащимся легко и быстро справиться с трудностями выполняемого задания через игру. В своей практике я использую логопедический тренажер «Дельфа-142-1», «Баба Яга учится читать», программно-методический комплекс “Развитие речи”, элементы программы «Грамотей», “Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе”, игры с логопедического портала «Мерсибо». Мною, были изучены и апробированы в коррекционном процессе, следующие учебные программы: тренажёр по русскому языку 1 - 4 классы, «Я пишу грамотно», «Фраза», «Букварь», «Логопедические упражнения», «Игры для Тигры, логика, внимание, память и др. Одной из эффективных программ для коррекции смешанной дисграфии является специализированная компьютерная программа «Букварь». Данная программа позволяет эффективно, в игровой форме, организовать индивидуальную и групповую работу с учащимися. Программа построена на основе методик обучения детей (Л.Н. Ефименковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой и др.). Компьютерная программа «Букварь» в полном объёме учитывает особенности овладения печатным текстом, создаёт условия для поиска новых выразительных средств детского творчества, перехода к фонемному письму. Для развития слухового внимания, звукопроизносительных дифференцировок использую на занятиях элементы сюжетно – ролевых игр (игра «Кто какой голос подаёт?»). Для развития фонематического слуха, а также воспитания и уважения любви к русскому языку, использую в игровой форме элементы русского фольклора (игра «Поймай рыбку», «Без труда – не вытащить рыбку из пруда»). Для развития пространственных представлений у первоклассников, использую на занятиях элементы театрализации (игра «Кто в тереме живёт»).

Также в своей практике использую современную игровую технологию – СИНКВЕЙН. При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач: изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению, актуализируются знания о частях речи, знания о предложении, значительно обогащается словарный запас ребёнка, совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов, активизируется и развивается мыслительная деятельность, совершенствуется умение высказывать свои мысли и собственное отношение к чему-либо.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие: первая строка – состоит из одного слова, обычно, существительного, отражающего главную мысль и идею; вторая строка – состоит из двух слов – это прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка – состоит из трех слов – это глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – это фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Например:

  • 1. Дождь;
  • 2. Мокрый, холодный;
  • 3. Капает, стучит, льётся;
  • 4. Я не люблю дождь;
  • 5. Вода.

Знакомя детей с понятием «слово, которое обозначает предмет», и слово, которое обозначает действие предмета», мы тем самым готовим основу для дальнейшей успешной работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Это его простота. Синквейн могут составить учащиеся разного возраста с различным багажом знаний.
  • В составлении синквейна каждый ученик может реализовать свои интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является эффективным игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как итоговое задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
  • Синквейн помогает пополнить и активизировать словарный запас.
  • Синквейн учит основам краткого пересказа.
  • Синквейн помогает развивать речь, память и мышление.
  • Сочинение синквейна – это увлекательный творческий процесс. Это интересное занятие помогает самовыражению учащихся, через сочинение собственных высказываний.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Синквейн значительно облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ осознанного самоконтроля (ученики могут сравнить синквейны и оценивать их).

Использование игровых технологий на логопедических занятиях дает большой воспитательный и коррекционно - развивающий эффект, успешно дополняя стандартные формы работы.  Достоинства использования игровых технологий очевидны: повышение качества коррекционно – развивающих занятий, активизация познавательной деятельности учащихся, осуществление дифференцированного подхода к детям с разным уровнем речевого развития, возможность применять разноуровневые задания, развитие когнитивных функций , более активное знакомство с окружающим миром, активизация словарного запаса, коммуникация, адаптация и социализация, способствующая более успешному усвоению учащимися основных общеобразовательных программ, получению и закреплению знаний, умений, навыков и любви к русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных технологий в практике работы учителя-логопеда

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболе...

Статья на тему: "Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда"

Коррекционая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова....

Здорвьесберегающие технологии в практике работы учителя-логопеда.

В статье отображены здоровьесберегающие технологии в современной работе с детьми, такие как артикуляционная, дыхательная гимнастики, логоритмическая ритмика....

Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"

В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....

Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы....

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД) Добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, иниц...