Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.
рабочая программа по логопедии на тему

Соломатина Юлия Владимировна

Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_korrektsionno-pedagogicheskoy_raboty.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Мое призвание - логопед - 2014»

Опыт работы учителя-логопеда Соломатиной Юлии Владимировны.

Образование – высшее, в 2006 г. закончила с отличием  Московский Государственный Открытый педагогический университет

 им. М. А. Шолохова по специальности логопедия, квалификация учитель-логопед.

Стаж работы учителем-логопедом 11 лет.

Сведения о работе:

- 22.06.1998 - 31.07.1998 – производственная практика в качестве воспитателя в МДОУ № 129;

- 3.08.1998 - 29.08.1998 – младший воспитатель в дежурной группе МДОУ

№ 129;

- 18.08.1999 - 25.07.2000 – воспитатель в МДОУ № 129;

- 16.01.2003 - 21.02.2003 – социальный работник в отделении социальной помощи на дому;

- 1.04.2003 - 21.08.2003 – воспитатель в МДОУ № 115;

- 25.08.2003 - 23.12.2005 – учитель-логопед в МДОУ № 141;

- 22.12.2004 – присвоена вторая квалификационная категория по должности учителя-логопеда;

- 26.12.2005 - по настоящее время – учитель-логопед в школе-интернате № 2;

-26.12.2007 г. – присвоена первая квалификационная категория.

С 26.12.2005 г.  член психолого-медико-педагогического консилиума школы-интерната №2.

         Ведущим направлением своей профессиональной деятельности выбрала  актуальную тему современной логопедии:  «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников».

Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов ХХ века 85% детей, обучающихся в массовой школе, нуждались в специализированной помощи психологического и педагогического характера.

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из «цели» начального обучения превращаются в «средство» дальнейшего получения знаний учащимися.

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработке информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

В последнее время значительно увеличивается количество неуспевающих учащихся в общеобразовательной школе. Одной из наиболее частых причин «неуспеваемости» у детей является специфическое нарушение письма - дисграфия.

Анализ механизмов, лежащих в основе трудностей в обучении у младших школьников, представляет собой актуальное направление специальной педагогики и психологии.

На сегодняшний день существуют два направления в изучении специфических нарушений письма у детей: психолого-педагогическое и нейропсихологическое.

Психолого-педагогический подход широко распространен. Возникновение дисграфии  объясняется нарушением или несформированностьювысших психических функций, обеспечивающих процесс письма. По мнению Левиной Р.Е., Спировой Л.Ф. дисграфия является следствием нарушения  устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи. М.Е.Хватцев, Р.И.Лалаева, И.Н.Садовникова отмечают у школьников со специфическими нарушениями письма помимо речевых дефектов наличие оптических и оптико-пространственных трудностей. Некоторые авторы описывают также нарушения моторики, слухо-моторной и оптико-моторной координации.

Нейропсихологическое исследование дисграфии у детей основано на фундаментальном теоретическом положении Л.С.Выготского и А.Р.Лурия о высших психических функциях,   как о сложных функциональных системах. Дисграфия может быть результатом нарушения любого из компонентов, составляющих функциональную систему письма: операций по переработке слуховой, зрительной, кинестетической, зрительно-пространственной информации. Таким образом, нейропсихологические методы изучения структуры компонентов письма позволяют обнаружить закономерные связи нарушений письма с особенностями других психических функций.

Большая распространенность нарушений устной речи, несформированность фонематических процессов, низкая познавательная активность, особенность формирования высших психических функций приводит к трудностям при овладении чтением и письмом. В настоящее время этот вопрос является крайне актуальным.

Цель исследования - определить состояние письменной речи у младших школьников с трудностями в обучении.

Объект исследования - специфические ошибки письма школьников, имеющих трудности в обучении.

Предмет исследования - процесс формирования навыка письма у младших школьников.

Задачи исследования:

-изучить теоретическую методическую литературу;

-апробировать методику исследования письма учащихся начальных классов;

-провести педагогический эксперимент по выявлению нарушений письма у младших школьников;

-подобрать и апробировать методики коррекционного обучения.

Гипотеза - специфические,  стойкие ошибки письма у младших школьников с трудностями в обучении исправляются при целенаправленной и планомерной коррекционной работе.

Методы исследования:

Первая группа - организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Вторая группа - эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, формирующий психолого-педагогический эксперимент), биографический (сбор и анализ анамнестический данных).

Третья группа - количественный и качественный анализ данных.

Четвертая группа - интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.

Технология выявления навыков сформированности процесса письма.

Характеристика учащихся 2-4 классов  школы-интерната №2.

У учащихся имеются нарушения работоспособности в связи с повышенной утомляемостью из-за астенических состояний: в связи с расстройствами поведения на фоне невротических и неврозоподобных состояний (страхи, тики, энурез) или на фоне психогенного патологического формирования личности. Дети с педагогической запущенностью, обусловленной воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в школьном сообществе. В анамнезе детей часто встречаются ОНР и ЗПР. По данным психологической статистики у большинства учащихся имеется снижение объема слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, синдром двигательной расторможенности, повышенная утомляемость и отвлекаемость.

При разработке исследования  применялись методики Р.И.Лалаевой, И.Н.Садовниковой, Т.А.Фотековой, Т.В.Ахутиной. Были собраны и проанализированы данные медицинского и речевого анамнеза учащихся, составлен план обследования их речи и проведено обследование её фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. Совместно с психологом выявлялись индивидуальные особенности мышления, внимания, памяти, уровень мотивации к коррекции нарушений.

Исследование процесса письма состоит из трёх этапов:

  1. Проведение фронтального диктанта.
  2. Списывание с печатного и рукописного текста.

Написание рассказа-сочинения по серии сюжетных картинок.

Данное исследование подтверждает целесообразность использования выбранной методики для определения уровня сформированности навыков письма у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы.

Технология коррекции нарушений письма.

При разработке технологии коррекционного обучения я опиралась на методики  И.Н.Садовниковой, Е.Н.Российской, Р.И.Лалаевой, Л.В.Венедиктовой, Л.Н.Ефименковой.

Принципы научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающий характер обучения, сознательности и активности, индивидуального подхода - общедидактические принципы.

Специфические принципы:

- онтогенетический принцип - в процессе формирования функций, обеспечивающих овладение письмом, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования. При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза формирование этих операций осуществляется с учетом онтогенетической последовательности появления форм фонематического анализа. Вначале проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, место звука в слове.  В дальнейшем формируется умение определять количество, последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам.

- принцип поэтапного формирования психических функций - в процессе коррекции необходимо минимальное введение трудностей: на каждом логопедическом занятии необходимо усложнять

 либо речевой материал, либо характер задания.

- принцип деятельностного подхода - процесс письма рассматривается как сложная многоуровневая деятельность, включающая большое количество операций.

- принцип системности- коррекция каждого вида дисграфии осуществляется на основе использования системы методов, предполагает формирование речи в единстве всех её компонентов как единой функциональной системы.

- принцип комплексности - логопедическое воздействие осуществляется на все компоненты речевых нарушений.

- принцип максимальной опоры на все анализаторы.

- принцип учета «зоны ближайшего развития» по Л.С.Выготскому - процесс развития той или иной психической функции при коррекции дисграфии должен осуществляться постепенно с учётом ближайшего уровня развития этой функции, того уровня,на котором выполнение задания возможно с помощью педагога.

С учетом этих принципов и разрабатывалось содержание коррекционных занятий.

Методика коррекционной работы состоит из 4 этапов:

  • I этап: формирование фонематического анализа.

 Задачи:

  1. учить определять наличие заданного звука в слове;
  2. учить определять позицию звука в слове;
  3. учить определять последовательность, количество и место звука в слове.
  •  II этап: формирование фонематического восприятия.

Задачи:

  1. уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетическое ощущение;
  2. дифференциация смешиваемых звуков.

  • III этап: коррекционная работа на лексическом уровне.

Задачи:

  1. качественное обогащение словаря;
  2. рост объёма словарного запаса, очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов;
  3. упражнения в слоговом и морфемном анализе, наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии, омонимии.

  • IV этап: коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Задачи:

  1. преодоление и предупреждение аграмматизма;
  2. уточнение и усложнение структуры предложения;
  3. развитие функции словообразования и словоизменения;
  4. закрепление грамматических форм в письме.

По итогам многолетней практики выдвинутая гипотеза подтверждается: у младших школьников с трудностями в обучении нарушения письма, которые проявляются в стойких ошибках фонемного распознавания, языкового анализа и синтеза, смешения графически сходных букв исправляются в большинстве случаев при целенаправленной и планомерной коррекционной работе.

За время работы над данной проблемой  был собран и обобщен в виде методических рекомендаций теоретический и практический  материал.  Разработки по данной теме  нашли широкое применение в системе обучения детей, я включаю эти игры, упражнения и задания в содержание каждого фронтального и индивидуального занятия. Разработками  по данной теме пользуются учителя на уроках и воспитатели во внеурочной деятельности, что значительно повышает успешность обучения.

Отчет учителя-логопеда о количестве обучающихся,

имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи,

за 2013-2014 учебный год

Показатели

Класс

Нарушения устной речи

Нарушения письменной

речи, обусловленные:

всего

ОНР

ФФН

ФН

ФД

Заикание

ОНР

ФФН

ФН

Выявлено учащихся

1

5

-

8

-

-

-

-

-

13

2-4

-

-

4

1

-

15

-

-

20

Зачислено в логопункт

1

5

-

8

-

-

-

-

-

13

2-4

-

-

4

1

-

15

-

-

20

Выпущено с улучшением

1

-

-

-

-

-

-

-

-

0

2-4

-

-

2

-

-

9

-

-

11

Оставлено в логопункте

1

6

3

4

-

-

-

-

-

13

2-4

1

-

-

-

-

2

1

-

4

Выбыло

1

-

-

-

-

-

-

-

-

0

2-4

-

-

-

-

-

5

-

-

5

Выпущено с улучшением 12 человек.

Рекомендованы занятия с логопедом в среднем звене 2 ученикам.

Выпущены под контроль педагога 2 человека.

Оставлены в логопункте 17 учащихся.

Количество учащихся с нарушением устной речи-8

Количество учащихся с нарушением письменной  речи-1

Количество учащихся с нарушением устной  и письменной речи-10

Всего зачислено

Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи

Нарушения устной и письменной речи

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

33ч. (48,5%)

17ч. (25%)

15ч.

(22%)

8ч. (11,7%)

10ч.

(14,7%)

1ч.

(1,4%)

5ч.

(7,3%)

10ч.

(14,7%)

Приложение №1.

Конспект фронтального логопедического занятия

с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии .

Тема: Буквы И-Ш.

Цель: выработать чёткую дифференциацию букв И и Ш в словах, предложениях.

Задачи:

коррекционно–образовательные: учить различать кинетически и оптически сходные буквы И и Ш, фиксировать внимание на правильном письме этих букв словах и предложениях путём выработки чёткой зрительно – моторной координации.

коррекционно–развивающие: совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, тактильное восприятие; зрительно-пространственные представления.

коррекционно–воспитательные: воспитание аккуратности, организованности в работе, умение доводить работу до конца, вызывать положительные эмоции к занятию.

Словарь: элемент, вертикальная черта с закруглением внизу, четверостишие.

Оборудование: листки бумаги, элементы букв, картинка, доска, мел, тетради, решётки, ручки, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Оргмомент.

Подбор слов приветствия со «Стены вежливости».

Психогимнастика  с листком бумаги.

  • Положить лист бумаги на голову, вытянуть руки вперёд и закрыть глаза - 3 секунды.
  • Поднять  вверх лист бумаги  и спрятать в кулаке «скомкать».
  1. Вводная часть.

Работа с картинкой на доске. Угадать кличку котёнка:

Т - вторая буква в слове стол

И - последняя буква в слове жалюзи

Ш - эта буква отличается от предыдущей буквы количеством элементов (закрепление  в словаре слова элемент)

К - последняя буква в слове потолок

А - последняя буква в слове доска

  • Характеристика букв И и Ш. Общие и отличительные черты. Закрепление  в словаре  словосочетания «вертикальная черта с закруглением внизу».
  • Объявление и запись на доске темы занятия.
  1. Основная часть.
  • Упражнение «Конструктор букв». Выкладывание букв из элементов.
  • Работа с картинкой и текстом на доске. Инструкция: «Что делает девочка? А что она говорит котёнку? Давайте прочитаем. Но сначала нужно правильно вставить пропущенные буквы».

Четверостишие на доске:

Т••е, Т••ка, не ал,

Ребят••ек не буд.

Т••е, Т••ка, не меай,

Т•••ну не наруай!

  • Физминутка. Речедвигательная гимнастика.
  • Работа в тетради. Запись числа и темы занятия. Запись четверостишия (введение в словарь нового слова) в тетрадь.
  1. Заключительная часть.

Подведение итога занятия. Подбор прилагательных к слову «занятие».

Подбор слов прощания  со «Стены вежливости».

Приложение №2.

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы

с учащимися  2 классов.               

1.Развитие навыков языкового анализа и синтеза:

а) развитие анализа структуры предложения:

- составление предложений с определённым количеством слов, по данной графической схеме, из слов, данных в беспорядке,

- определение границы предложения в тексте,

- определение количества слов в предложении, места слова в предложении (какое по счёту),

б) развитие слогового анализа и синтеза:

- уточнение знаний о гласных звуках,

- выделение гласных звуков в слове, усвоение основного правила слогового деления, составление графических схем слов,

- составление слов из слогов, данных в беспорядке,

- выделение ударного гласного в слове,

- работа над безударными гласными,

в) совершенствование фонематического анализа и синтеза – овладение сложными формами фонематического анализа:

- определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим (после какого звука, перед каким звуком),

- преобразование слов путём добавления звука, замены одного из звуков в слове, перестановки звуков в слове.

2.Развитие фонематического восприятия:

- дифференциация звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

3.Совершенстовование грамматического строя речи:

а) овладение различными способами словообразования (подбор однокоренных слов) и словоизменения:

- изменение имён существительных по числам и падежам,

- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже,

- согласование существительных с числительными,

- изменение глаголов по числам и родам,

б) сформировать представление о предлоге как об отдельном слове, научить детей правильно употреблять предлоги и писать их.

4.Расширение словаря:

- знакомство детей со словами-предметами, словами-действиями и словами-признаками,

- упражнять в подборе синонимов, антонимов.

5.Работа над фразой:

- отработка различных структур простого распространённого предложения.

6.Развитие связной речи:

а) овладение навыками последовательного, краткого и выборочного пересказа с опорой на:

- слова-действия,

- вопросы,

- предметные картинки, расположенные в последовательности рассказа,

- план,

б)  составление рассказов с опорой на:

- слова-действия,

- серию предметных картинок,

- план,

- вопросы,

- данные начала и конца рассказа.

7.Развитие артикулярной моторики, коррекция звукопроизношения (по индивидуальным планам).

8.Развитие психических функций (внимание, памяти, мышления).

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы

с учащимися  3 классов.               

1.Совершенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа:

- уточнить знания о гласных и согласных звуках, о слогообразующей роли гласных,

- упражнять в дифференциации звонких и глухих согласных, закрепить правило написания звонких и глухих согласных в конце и середине слова,

- упражнять в умении определять последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам,

- совершенствовать умение преобразовать слова путём добавления звука, замены одного из звуков в слове, перестановок звуков в слове.

2.Совершенствование грамматического строя речи:

а) овладение различными способами словообразования (с помощью приставок и суффиксов) и словоизменения:

- изменение имён существительных числам и падежам,

- согласование прилагательных с существительными, с числительными,

- изменение глаголов по числам и падежам,

б) сформировать представление о предлоге как об отдельном слове, научить детей правильно употреблять предлоги и писать их.

3.Развитие связной речи, работа с текстом:

- уточнить представление о тексте, как о связном речевом высказывании,

- учить определять структуру текста (начало, середина, конец), работать с деформированным текстом,

- овладение навыками последовательного, выборочного и краткого пересказа,

- составление рассказов по картинкам и словам действиям, по данному началу, по картинкам, по представлению.

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы

с учащимися  4 классов.                                                                                  

Основные направления коррекционной работы с учащимися:

- развитие слухового и фонематического восприятия,

- формирование фонематического анализа,

- коррекционная работа на лексическом уровне,

- коррекционная работа на синтаксическом уровне,

- развитие связной речи,

- закрепление правил правописания (предупреждение и исправление дисграфии и дислексии),

- развитие мелкой моторики рук,

- развитие артикуляционной моторики,

- исправление недостатков звукопроизношения (выносится на индивидуальные занятия),

- коррекция оптической дисграфии (выносится на индивидуальные и подгрупповые занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.

В статье рассказывается об особенностях работы учителя-логопеда на школьном логопункте....

Коррекционные технологии в работе учителя-логопеда

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности....

Специфика работы учителя-логопеда в условиях школьного логопункта

В этой статье описана вся важность работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе...

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...

Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте

Программа коррекционной работы учителя-логопеда направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общег...