Статья: «Биоэнергопластика в коррекционной работе учителя-логопеда».
статья по логопедии

Караваева Элина Владимировна

О применении биоэнергопластики в логопедической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bioenergo.docx396.26 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Биоэнергопластика в коррекционной работе учителя-логопеда».

Человек правильно произносит различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Уже в младенчестве ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения отдельными звуками или их сочетаниями (бормотание, лепет). Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Для четкой артикуляции звуков речи нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками письма и чтения. Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей – это сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов основным из которых является артикуляционная гимнастика. Успешное обучение дошкольников, создание для них адекватных условий по преодолению трудностей при исправлении нарушений  требует от учителя-логопеда целенаправленной, системной, вдумчивой, творческой работы. Чтобы деятельность, организуемая педагогом, была более результативной, необходим постоянный педагогический поиск  современных  технологий, методов и приёмов, которые предоставят возможность исправления или ослабления нарушений у дошкольников с дизартрией в кратчайшие сроки и при максимальном сохранении здоровья детей. «…Овладение новыми технологиями позволяет повысить эффективность воздействия, точнее предсказывать события, проектировать коррекционный процесс».  На наш взгляд, одной из таких технологий  является сопряженная гимнастика - биоэнергопластика.

Цель занятий с использованием  сопряженной гимнастики – привлечение внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ.

Задача: научить управлять соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук и тела;

укреплять мышцы лица;

развивать мелкую моторику рук;

развивать связную речь.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Так же способствует развитию координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятии.

Проводимая в хорошем темпе, со сменой поз (сидя за столом, стоя в кругу), сопряженная гимнастика может применяться и как физминутка.

Работу над выполнением упражнений можно разделить на несколько этапов:

  1. Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а логопед сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.
  2. На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой перед зеркалом.
  3. На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом.
  4. На заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

Упражнения сопряженной гимнастики объединены простеньким сюжетом (виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, схем-карточек, опорные рисунки). Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А участие самого ребенка в создании сюжетов вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

«Весенняя прогулка Язычка»

Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статичная поза

рук

языка, губ

1. Однажды Язычок проснулся и увидел, что за окном выглянуло солнышко. Улыбнулся Язычок.

Имитация пробуждения, кисти рук в стороны

Губы в улыбке

2. Подошел Язычок к окошку и открыл его. Выглянул, посмотрел вверх-вниз-вправо-влево

Кисти рук расставлены.

Кисти рук двигаются вверх-вниз-вправо-влево

Рот открыт, язык свободно лежит за нижними зубами Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

3. Вышел на прогулку: топ-топ-топ

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным

Язык высовывается и прячется в рот

4. Увидел, что растаял снег, но  кое- где еще на площадке, на дорожке лежит. Стал раскидывать его лопатами

Пальцы вытянуты, Ладони соединяются «чашечкой»

Язык лопаточкой, затем сворачиваем чашечкой

5.А еще надо подмести дорожки

Пальцы соединены, ладони двигаются вправо-влево

Язык двигается вправо-влево

6. Устал, надо отдохнуть.

Катается на карусели

Кисти рук двигаются по кругу

Движения языком по зубам,  по кругу

7. А сейчас на качелях покачается

Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. Поднять сомкнутые пальцы вверх, опустить ладонь вниз.

Язык движется вверх- вниз

8. Ой! Смотри, какая лошадка показалась после растаявшего снега. Поскакали на лошадке.        Останавливает лошадку –

Пальцы сомкнуты с большим пальцем, на каждое щелканье размыкать и смыкать пальцы рук.

Языком щелкаем, цокаем.)

«Прррр» (губами или кончиком языка. Вызывая их вибрацию).

9. Слез с лошадки. Ой, что случилось? Забор снегом поломало, починить нужно

Красивый забор получился, улыбнемся.                                              

Кисти рук в кулачке. Кулачками стучим друг о друга.

Языком стучим за верхними зубами (упр. «Молоток» т-т-т).  

губы растянуты в улыбку (упр. «Улыбка»)

10. Смотрит который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают?

Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз: повернуть кисть влево, повернуть вправо.

 Улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и поочередно коснуться левого и правого угла рта.

11. Пришел домой.        

 Мама конфетки купила, ест.  

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.

Указательный палец правой руки упирается в ладошку левой руки, тоже палец левой- в ладошку правой.

Язык высовывается и прячется в рот. 

Язык упирается то в левую щеку, то в правую (упр. «Конфетка»).

Схемы-карточки для комплексов артикуляционной гимнастики

упр. «Бегемотик»           упр. «Лягушка»               упр. «Чащечка»               упр. «Хоботок»                                    

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.

Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...

Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"

В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....

Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы....

Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных  этапах обучения являются целью, а в да...