Технологическая карта урока " Ударные и безударные гласные .Ударение в словах"
план-конспект урока (1 класс)

Исенова Калампыр Урундукбаевна

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе  УМК  «Школа России»

Цель урока: Создание  условия для формирования умения находить в слове букву  безударного гласного звука, требующую проверки на письме.

Задачи:

Дать представление об ударных и безударных гласных звуках, формировать умение распознать гласные среди других звуков в слове;

Расширить знания о взаимосвязи между ударными и безударными гласными .

Выполнять задания с применением правила о безударных гласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.04_1.docx118.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе  УМК  «Школа России»

ФИО учителя:     Исенова Калампыр Урундукбаевна

Предмет:  Русский язык

Тема: Гласные ударные и безударные . Ударение в словах.

Тип урока:  урок открытия  нового знания

Цель урока: Создание  условия для формирования умения находить в слове букву  безударного гласного звука, требующую проверки на письме.

Задачи:

Дать представление об ударных и безударных гласных звуках, формировать умение распознать гласные среди других звуков в слове;

Расширить знания о взаимосвязи между ударными и безударными гласными .

Выполнять задания с применением правила о безударных гласных.

Основные термины, понятия: ударные звуки, безударные звуки

Формы и методы, применяемые на уроке:

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы: упражнения по углублению практических умений и навыков

Используемые приемы оценивания: самооценивание , взаимооценивание , рефлексия

Технологии: системно-деятельностный подход, элементы проблемного и исследовательского обучения, здоровьесберегающие технологии

Ресурсы урока:

  1. Основные: Русский язык 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М., «Просвещение», 2023г., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;
  2. Дополнительные: презентация, Рабочий лист, карточки с буквами .

Планируемые результаты

Предметные результаты: 

Знать и различать ударные и безударные гласные звуки; соотносить звучание и написание слов;

уметь находить в  словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить;

определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.

Познавательные УУД : осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

 – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные УУД :

 – оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения , формулировать высказывание ;

-сотрудничать , договариваться о последовательности действий и результате , учиться представлять другим ход работы и её результат , готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

Личностные: определять общие для всех правила поведения, правила работы в парах; оценивать усваиваемое содержание ( исходя из личностных ценностей).

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

                                                                          1.Организационный момент

- Проверьте, все ли необходимое лежит у вас на парте?

Проверяют готовность к уроку

Русский язык изучаем мы дружно,

Грамотным быть очень важно и нужно!

  1. Мотивация учебной деятельности

Психологический настрой.

- Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и садитесь !

 Я желаю вам успехов на уроке!

К нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она, прочитайте загадку. (на доске )

Днём спит, ночью летает,

 Ухает, людей пугает.

В темноте горят глаза –

 Всем мышам она гроза.        (Сова)

- По каким признакам догадались, что это сова?

- Что вы знаете об этой птице?

- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что-то новое.

- Мудрая Сова прилетела к нам из Лесной школы   принесла для нас волшебный сундучок с  заданиями. На  партах у вас уже лежат дневнички Мудрости, в которых вы будете выполнять  задания от Мудрой Совы и  сами оценивать его. Договоримся, если задания выполняем правильно, то обведите Весёлый смайлик, если будут ошибки , закрашиваем второй смайлик. В конце урока вы увидите результат своей работы.

Дети настраиваются на работу.


- Днём спит, ночью летает. Ухает, глаза горят в темноте.(Сова) 

-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночке. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.

.

- всё правильно

-1-2 ошибки.

-  Посмотрите на доску и прочитайте, что записано на доске.

(а о  и е я ё)

- Что объединяет эти буквы?

- Какие это буквы?

  а      о       е       и         я       ё

- Что вы знаете о гласных звуках?

- Сколько всего гласных букв вы знаете?

- Сколько всего гласных звуков?

Мудрая Сова предлагает вам вспомнить и выполнить

1 задание  в дневничках Мудрости ..

Вспомните правила посадки ( садятся правильно под счёт)

-Прочитайте задание. Соедините линией слово и его определение.

Проверим?

Оцените свою работу!

Если выполнили задание правильно обведите весёлый смайлик, если допустили ошибку, то обведите другой смайлик.

На доске записаны буквы.  

гласные буквы

Эти буквы объединяет то, что они все гласные.

Всего 10 гласных букв.

Всего 6 гласных звуков.

1 задание

Ударные гласные-         гласные звуки в ударных слогах

Безударные гласные-     гласные звуки в безударных слогах

Выполняют первое задание Мудрой совы.

Оценивают свою работу, если правильно справились с работой без ошибок, обводят весёлый смайлик. Если есть ошибки, обводят второй смайлик.

-

                                           3. Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Давайте посмотрим, что же нам принесла Мудрая Сова в Волшебном сундучке? Письмо

Работа в паре .

Давайте вспомним правила работы в паре.

-говорим шёпотом

-работаем вместе

-договоритесь кто первый будет выполнять

-внимательно слушать свою пару,

-помогайте своему напарнику, если ему трудно

-оценивайте работу, благодарите друг друга.

С радугой.

Русский язык красивый, могучий и великий. Мы должны его ценить, любить и изучать.

( Задание выполняется у доски и в парах на местах)

- Какое слово у вас получилось?

Формулирование темы и целей урока 

-  Тема урока Ударные и безударные гласные буквы. Ударение в словах.

Цель урока: учиться определять ударные и безударные гласные звуки в слове, правильно писать буквы в безударных слогах.

Какие учебные задачи мы поставим перед собой ?

-познакомиться с правилом о  безударных гласных в слове..

- будем применять это правило при письме.

 (на слайде) 

Безударный гласный звук

Причиняет много мук. ( на доске)

Какую гласную писать,

Будем с вами изучать!

Ударение

Ударение - это выделение голосом одного из слогов.

(на гласные звуки)

(буквами) Ударные и безударные.

Тема урока Ударные и безударные гласные буквы. Ударение в словах.

(Будем учиться находить ударные и безударные гласные звуки и обозначать их буквами)

Читают стихотворение хором

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

 Какую гласную писать,

Будем с вами изучать!

1.Чтобы научиться грамотно писать( На доске)

4 . Работа по теме урока – открытие детьми нового знания

     Постановка проблемы

Давайте запишем слово СОВА. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать  слово CОВА?

   Выявление места и причины затруднения

-  Ваши мнения разошлись. Кто из вас может доказать  свой выбор, то есть сослаться на известное вам  правило?

- Почему вы не смогли доказать?

- С чем вы столкнулись?

- А как нужно относиться к затруднению?

 Что нужно сделать, если столкнулся с затруднением?

- Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

- Давайте вместе разбираться

-А давайте поищем слово СОВА в орфографическом словаре. На стр.135

-Да, нет этого слова в словаре! Почему ?       Это не словарное слово

- Где теперь будем искать ответ на наш вопрос?

Физминутка

 Руки  подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

 –Крылья сложим назад.

 -Откройте учебник на 64 странице.

Отработка навыка правописания безударной гласной.

Найдите Упр.4 . Прочитайте задание. Что нужно нам сделать?

- Измените слово СОВА, чтобы оно обозначало много предметов ( СОВ), позовите птиц!

- Запишите слово СОВЫ в Мудрое решение в Дневник Мудрости, поставьте ударение ! А теперь рядом напишите слово, которое у нас вызвало затруднение. СОВА. Поставим ударение и подчеркнём безударную гласную.

Посмотрите внимательно на эти слова .Что можно сказать?

-Обратите внимание! На стр.65. Прочитайте!

А теперь составим

Алгоритм работы с безударной гласной.

1.Прочитаем слово, определим его значение.

2.Поставим ударение.

3.Определим безударную гласную.

4.Подберём проверочное слово.  

- Сравним наш вывод с правилом из учебника.

 (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное) стр. 65 Учим правило из учебника.

Если буква гласная вызвала сомнение                                          

Ты её немедленно, ставь под ударение! 

Мудрая Сова предлагает вам  научиться применять правило проверки с безударными гласными на практике и   выполнить

Задание 3

в дневничках Мудрости ..

Прочитайте пары слов.

Соедините слово с безударной гласной с его проверочным словом, подчеркните безударную гласную, поставь ударение.

Проверяемое   Проверочное

Сосна               письма

Стрела             Сосны

Письмо            стрелы

Ряды                слон

Слоны             ряд

Плечо            Лисы

Лиса                плечи

Мячи              мяч

Оцените свою работу, если вы справились с работой без ошибок, зарисуйте смайлик

- Понаблюдайте за этими парами слов. Что в них изменилось?

- Понаблюдайте, как звучат гласные в ударных и безударных слогах. Где произношение совпадает с написанием?

- Как вы считаете, какое слово в каждой паре нужно проверять, а какое не требует проверки?

 Сделайте вывод, какое слово может быть использовано для проверки написания безударного гласного.

-Как называются слова в первом столбике?

- Как называются слова во втором столбике?

 - Что помогло вам при выполнении этого задания?

Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике. Стр.66 Прочитайте правило и запомните.

- Молодцы! Вы  сами сделали правильный вывод.

Нет.

(Подобрать проверочное слово, совы)

(Потому что мы ещё не изучали такое правило).

(Мы столкнулись с затруднением)

(Спокойно, не расстраиваться)

(Нужно остановиться и подумать, а потом самому найти способ решения)

В словаре, в интернете, в учебнике.

Ищут слово СОВА в словаре.

Открывают орфографический словарь на стр.135.

-

В учебнике (Открывают учебник на стр.64 упр. 4)

-Изменить слово сова так, чтобы оно обозначало несколько предметов ( сов). Записать это слово. СОВЫ. Подчеркнуть букву, которой обозначен ударный гласный звук.

В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные  

Выполняют задание на слайде.

(прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное)

2. Учиться применять правило проверки слов с безударными гласными. ( На доске)

Сосна               письма

Стрела             Сосны

Письмо            стрелы

Ряды                слон

Слоны             ряд

Плечо            Лисы

Лиса                плечи

Мячи              мяч

Одно слово обозначает один предмет, а другое – несколько таких же предметов)

(Произношение совпадает с написанием, если гласная стоит под ударением)

( Слово,  где гласная стоит не под ударением, требует проверки, так как произношение не совпадает с написанием и можно допустить ошибку. Слово, где гласная стоит под ударением не требует проверки)

Проверяемые слова

Проверочные слова

Надо  изменить форму слова так, чтобы гласный был под ударением)

                                           Игра с мячом.

- Наша Мудрая сова  считает, что вы открыли новое знание и предлагает вам потренироваться. Я буду вам читать стихотворение, а вы дополните недостающие слова

Если вдруг, дружочек, слышишь безударный гласный звук,

Будь внимательным мой друг, гласный сразу проверяй,

Слово смело изменяй: Сосна на .....( сосны)

«вода» на .....( воды)

«Дела» на .....( дело)

« трава» на.....( травы). Снег, гроза, глаза,

Ударенье в корне  слышим, смело гласную напишем.

Работа по теме урока.

Сова приглашает нас посетить Лесную поляну и приготовила нам новое задание

1. Нахождение проверочного слова

 - Прочитайте слова, которые приготовила мудрая птица.  

(лес

Лесная

Лесник)

- Кто такой лесник?  

Определение по словарю Ожегова:

1. Лесной сторож.
2. Работник лесного хозяйства.

-Во всех словах найди одинаковую часть слова. Назови.

-В каких словах буквы в общей части слов надо проверять (лесная, лесник)? Почему?

-Как вы думаете, какое из этих слов является проверочным?

-Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова. Поставь ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие  безударные гласные.

-Чему мы учились, выполняя это задание? (находить проверочные слова)

Ученик выходит к доске , работает по Словарю Ожигова, ищет определение слова Лесник

Лес.

Лесная, лесник гласные в первом слоге безударные.

 Лес- лесник, лесной.

Работа в парах.  

4  задание 

Давайте  повторим изученное правило проверки слов с безударными гласными.

- Как красиво на Лесной полянке, нам нужно заселить птиц в скворечники Но случилась беда Буквоед съел буквы в словах!!!!Нужно вставить буквы в  слова. Поможем ребята птицам?

-Нам надо помочь птицам обустроиться . В скворечниках живут родственные слова, но у них  нет буквы.

Вставьте пропущенную безударную гласную. Найдите проверочное слово на доске и запишите проверочное слово на крыше домика. (3 группы.)

Разделимся на три команды, первая команда заселяет буквы в первый домик, вторая команда во второй домик и третья команда в третий домик.

1. Кр_кун, кр_чит, кр_кливый – ________ .

2. Л. са, л_сята, л_сёнок – ____________ .

3. Б_льной, б_лезнь, б_льница – _______ .  Вставь пропущенную безударную  гласную. Найдите и запиши проверочное слово на крыше домика.      (3 группы.)

Для чего мы подбирали проверочные слова? Проверим?

Оцените свою работу!

Если выполнили задание правильно закрасим весёлый смайлик, если допустили ошибку, то закрасим другой смайлик

 Если всё верно поставьте «весёлый » смайлик, если есть ошибки закрасим  « другой» смайлик.

3 Повторить правило проверки слов с безударными гласными . ( на доске)

1. Кр_кун, кр_чит, кр_кливый – ________ .

2. Л_са, л_сята, л_сёнок – ____________ .

3. Б_льной, б_лезнь, б_льница – _______ .

Для того чтобы правильно вставить безударную гласную .

5.Включение в систему знаний и повторение

Пришло время для самостоятельной работы. Нам необходимо ещё раз повторить изученное правило проверки слов с безударными гласными.  Для  этого  

Выполним  5  задание  Мудрой Совы.

 - Птица спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?»  

Обратимся внимание на 5 задание в  нашем Дневнике Мудрости.

1 ряд В л...су нельзя шуметь.

2 ряд В…сной  все птицы и звери ждут потомство.

 3 ряд Не пугайте их! Не разоряйте их д…ма!

- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

- Вспомните, как проверить безударный гласный?

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в этих словах знаки ударения и подчеркните слова с безударными гласными, которые надо проверить.  Не забудьте проверить  их.

1 ряд списывает первое предложение, 2 ряд – второе, 3 ряд – третье. Прежде, чем записать, обсудите выбор буквы.

(После выполнения проводится проверка по  образцу).

- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.  

- Так как проверить безударный гласный?

- Оцените работу ребят. Правильно или нет?

Оцените свою работу, если вы справились с работой без ошибок, нарисуйте смайлики.

 Для того чтобы правильно вставить безударную гласную , что помогло вам при выполнении этого задания?

Выполняют задание. Несколько человек у доски.

( Мы сможем писать грамотно и не допускать ошибок)

Проверяют работу.

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Пришла пора завершить нашу работу.

 – Сова хочет проверить как вы усвоили тему урока?

 -Назовите тему нашего урока.

Какую цель мы ставили в начале урока ?

- Какое новое знание вы открыли о безударных гласных?

Я научился

Я узнал

Я умею….

- Молодцы те, кто честно оценил свою работу и не побоялся признаться в ошибках. Поднимите Весёлые смайлики те, кто выполнил все задания Мудрой Совы в Дневниках Мудрости правильно !

- А теперь поднимите свои смайлики те, у кого были ошибки.

 Главное – честно оценить свою работу, чтобы понимать, что вам ещё нужно сделать для улучшения своего результата.

- Спасибо за урок. Завтра мы продолжим тренироваться правильно  обозначать буквой безударные гласные звуки при письме и вы обязательно добьётесь успеха. Пожелайте друг другу удачи.

 

Домашнее задание, Упр. 18 стр. 66

( Тема нашего урока   «Безударные и ударные гласные »)

( Мы узнали, как правильно писать слова с безударными гласными)

    - Я научился проверять безударную гласную в слове.

 -  Я узнал как подбирать проверочные слова с безударной гласной в слове.

- Я умею пользоваться правилом                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

У меня всё получилось на уроке. Я понял материал урока. Мне было интересно. Я не испытывал трудности при выполнении заданий.

У меня всё получилось на уроке, но остались вопросы. Мне было интересно. Иногда возникали затруднения, с которыми я справился сам или с помощью учителя

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: Безударные гласные в корне слова. Закрепление.

На данном уроке идет закрепление материала по теме: "Безударные гласные в корне слова". Использованы различные формы работ....

Технологическая карта урока "Ударные и безударные гласные звуки в слове" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока "Ударные и безударные гласные звуки  в слове" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"...

Технологическая карта урока «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Представлена технологическая карта урока по русскому языку  для 2 класса по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова"....

Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.Задачи урокаДидактические:Закрепить  понятия «ударные» и «безударные» гласные;Соверше...

Презентация " Ударные и безударные гласные .Ударение в словах"

Презентация для урока русский язык 1 класс по программе " Школа России" по теме " Ударные и безударные гласные .Ударение в словах"...