Синквейн, как форма познавательной и речевой деятельности с дошкольниками.
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников.

 Детям легче всего запомнить информацию, если задействовать зрительную память. И в работе по составлению синквейна  я использую пособие, которое можно сделать своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkv.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн, как форма познавательной и речевой деятельности с дошкольниками.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования.  В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чём же его эффективность и значимость?

*        Синквейн является простым игровым приемом. Синквейн могут составить все.

*        Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей

*        Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

*          Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС

Синквейн  помогает пополнить словарный запас. Синквейн  учит краткому пересказу.

Синквейн  учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн  помогает развить речь и мышление.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

 Синквейн  позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями. 

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово.

Что пишется в каждой строке?

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовлю платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, учу дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомлю детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).  В работе применяю словесные игры и упражнения: «Слова на ладошке», «Кто это? Что это? », «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие? », «Подбери признаки», «Кто что делает?», «Наоборот», «Рифмовочки», «Скажи по-другому».  Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.

Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-определений», «слов-действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения.

II этап – основной

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

III этап практический

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

О чем можно составить синквейн: о природе, о животных, временах года, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении.

Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

 Детям легче всего запомнить информацию, если задействовать зрительную память. И в работе по составлению синквейна  я использую пособие, которое сделала сама. Существительные – чёрные человечки. Прилагательные – человечки в пёстрых платьях. Глаголы – человечки с ручками и ножками. Квадратики – предлоги. Также набор картинок с предметами и сюжетами. Человечки вырезаны из чёрного картона, картинки скачены с интернета. Чтобы они были долговечнее, всё  заламинировано. Человечки помогают составлять предложения, менять слова в предложении. Сделаны и готовые карточки с наклеенными человечками. По ним дети составляют предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности....

Мастер-класс "Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников"

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса методам творческо-речевой деятельности дошкольников...

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

Презентация к семинару "Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников"

Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средст...

Развитие связной речи. Этап формирования диалогической формы речевой деятельности у дошкольников.

В статье рассказывается о важности развития диалога как первого, фундаментального этапа в формировании связной речи, подробно рассказывается о методах и приемах становления диалогической формы речи....

Консультация для воспитателей на тему «Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников

Воспитатель, Хорлунова Н. В.Консультация для воспитателейна тему:«Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников» Познавательно-речевое развитие дошкольни...

Совершенствование речевой деятельности у дошкольников со стёртой формой дизартрии через развитие крупной и мелкой моторики рук

Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения....