"Развитие у дошкольников творческого интереса к изобразительной деятельности через экспериментирование с разнообразным художественным материалом" (из опыта работы)
материал (младшая, средняя группа)

Анна Владимировна Сурова

"Развитие у дошкольников творческого интереса к изобразительной деятельности через экспериментирование с разнообразным художественным материалом" (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad1.pptx2.96 МБ
Файл razvitie_tvor._sposobnostey_cherez_eksperiment.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 46 «ЖАРОК» УСТЬ - КУТСЕОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности на занятиях по ИЗО» Подготовила: Сурова А.В.

Слайд 2

«Детское экспериментирование истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам». Н.Н.Подьяков

Слайд 3

Актуальность Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий, экспериментированием с разнообразным материалом, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка.

Слайд 4

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов, Цель:

Слайд 5

1. обучать детей различным методам экспериментирования в изобразительной деятельности 2. расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования; 3. развивать художественно- творческих способностей у детей на основе их индивидуальных особенностей через опытно - экспериментальную деятельность». 4. создавать условия для стремления к свободному экспериментированию с художественными материалами и инструментами, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность Задачи:

Слайд 6

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является изобразительная деятельность.

Слайд 7

Экспериментирование в рисовании знакомство с новыми материалами изображения овладение изобразительными инструментами лаборатория цвета овладение различными техниками

Слайд 9

Экспериментирование с изобразительными инструментами

Слайд 10

Тычок жесткой полусухой кистью

Слайд 11

Рисование пальчиками

Слайд 12

Рисование ладошками

Слайд 13

Рисование поролоновым тампоном

Слайд 14

Рисование ватными палочками

Слайд 15

Экспериментирование с бумагой Лист бумаги мы сжимаем, И ладошки разминаем. Мы стараемся, катаем – Дружно в шарик превращаем Не дадим ему скучать- Им и будем рисовать

Слайд 16

Рисование мятой бумагой

Слайд 17

Эксперименты с водой и цветом

Слайд 19

Экспериментирование с мыльными пузырями

Слайд 20

Рисование песком

Слайд 21

Экспериментирование с разными материалами Аппликация

Слайд 22

Бумажные салфетки

Слайд 23

Ватные диски, вата

Слайд 24

Экспериментирование с мукой

Слайд 25

Замешиваем тесто

Слайд 26

Раскатываем

Слайд 27

Изучаем

Слайд 28

Экспериментируем со снегом

Слайд 29

Экспериментируем на улице летом

Слайд 30

Главное научить ребенка самостоятельному исследованию жизни, дать возможность ребенку самому открыть что-то новое. И тогда творческая активность детей возрастает, у ребенка появляется огромное желание самостоятельно изучать и дальше окружающий мир. Самое главное используя художественное экспериментирование, и тем самым формируя творческую активность дошкольников, обеспечивается благополучная социализация личности в общество. Вывод:

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей через организацию экспериментальной деятельности на занятиях по изобразительной деятельности»

«Детское экспериментирование- истинно детская деятельность,

которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается

на протяжении всего дошкольного детства

без особой помощи взрослого и даже вопреки его запретам».

(Н. Н. Подъяков)

С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Творчество является неотъемлемой частью его жизни.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является изобразительная деятельность. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять.

Актуальность проблемы в том, что именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий, экспериментированием с разнообразным материалом, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка.

Цель:

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. обучать детей различным методам экспериментирования в изобразительной деятельности

2. расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования;

3. развивать художественно- творческих способностей у детей на основе их индивидуальных особенностей через опытно - экспериментальную деятельность».

4. создавать условия для стремления к свободному экспериментированию с художественными материалами и инструментами, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность

Работая с детьми, я заметила, что вместе с изобразительной деятельностью детям наиболее интересно и экспериментирование.

Я решила соединить эти две деятельности в художественном экспериментировании и посмотреть, как они повлияют на развитие детского творчества.

Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов окружающей действительности, так и в поиске пространственных и цветовых решений, художественных и дизайнерских находок.

Они одинаково быстро вовлекают детей в процесс познания, исследования (где-то с предметами, а где-то с художественными материалами и инструментами, вызывают у них новые оригинальные идеи, желание придумывать и находить новые способы получения результата своей продуктивной деятельности, подталкивают детей к самостоятельным действиям, то есть помогают проявить непосредственно свою творческую индивидуальность.

Я выделила несколько направлений художественно-экспериментальной деятельности дошкольников:

1. Использование разных изобразительных инструментов.

В раннем возрасте мы с детьми знакомились с графическими материалами и инструментами (карандашом, фломастером, кисточкой) их увлекают ритмичные действия с ними. Рисуя каракули, ребята находят в них какой-либо ассоциативный образ, который словесно обозначают.

Рассматривание кистей проводится в игровой форме. В начале игр-занятий детям предлагают поиграть с кисточкой: ею можно пощекотать руки, погладить ладошки и лист бумаги, подвигать по листу бумаги сухим ворсом, «попрыгать» по ней (прием примакивания). На занятиях используем кисти различной толщены, что позволяет развивать мелкую моторику рук и помогает обучению предметным действиям. Разной толщеной можно нарисовать разные линий, тонкие, толстые.

Учились рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик».

Следующим шагом формулирую проблемно-поисковую ситуацию на основе проблемных вопросов (Куда-то исчезли все карандаши и кисти? Чем же мы будем теперь рисовать?). нарисовать можно ладошкой или пальчиком.

Рисования пальчиками –это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два –три цвета («Виноград», «Козлёнок», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.).

Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы руками (баночки с красками – это тоже предметы). Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью.

Позднее учила рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования.

В процессе экспериментирования с инструментами и способами их применения мы с ребятами приходим к выводу, что рисовать можно не только карандашом и кистью. Оказывается, любой хорошо знакомый нам предмет может стать инструментом для рисования.

Для печатания на бумаге использовали поролоновых тампоны. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Снежные Елочки».

Узнали, что ватные палочки нужны не только в медицинских целях, а что ими можно еще и рисовать. Если их сильно мочить в воде они могут сильно разбухнуть. Также использовали ватные диски, если сверху на них нанести жидкую краску, они намокая могут приклеится к бумаге.

Такая деятельность не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Изучение свойств разной бумаги и применение их в изобразительной деятельности.

Чаще всего изобразительная деятельность детей по рисованию осуществляется на бумаге. Поэтому я познакомила детей с ее свойствами.

В своей группе в познавательной беседе мы рассматривали виды бумаги, ее предназначение, а также экспериментировали с бумагой. Первый опыт заключался в познании таких свойств, как сминание, разрывание и сгибание бумаги. В качестве образцов были подобраны картон, писчая и бумажные салфетки.

Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

2. Эксперименты с водой и цветом, наверное, самые интересные для детей дошкольного возраста.

При работе с красками для малышей происходит целое открытие, когда они, опуская кисть с той или иной краской в стаканчик с водой, промывая кисточки наблюдают, как вода окрашивается в этот цвет. И нам нужно превратить это в веселую игру. Каждый придумывает, что у него получилось в баночке - молоко, какао, апельсиновый сок и др. Для закрепления знаний о получении производных цветов и называния их, проводились художественно-дидактические игры: "Разноцветный дождь", «Превращение».

 Для обучения детей создания различных цветов из основных поставила такую задачу, например, как закрасить шубку зайчику в голубой цвет имея только синий и белый. Далее можно усложнять с цветом и предложить создать фиолетовый, сиреневый и другие.

Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.

Когда цвета начинают смешиваться, восторгу детей нет предела! Такое волшебство завораживает и детей, и взрослых. А далее можно самостоятельно соединять цвета в самые причудливые узоры.

Например, проводим радужный опыт с детьми «Шагающая вода». Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании цветов: желтого, красного и синего. А теперь начинается самое главное «волшебство»: наблюдаем, как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться.

По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. У детей появляется улыбка на лице, восторженные лица светятся. Благодаря этому эксперименту дети заинтересовались процессом смешивания красок. Сразу у детей появляется тысяча вопросов: «как это происходит?», «почему?», «можно ли еще попробовать?» и другие. При таких условиях у ребенка возникает желание действовать, развивается интерес, эмоциональный подъем. Детей одинаково заинтересовывает как сам процесс опыта, так и его результат.

3. Экспериментирование с материалами, их свойствами.

Далее, я стала знакомить детей с необычными художественными материалами. Мы изучали свойства песка, мыльной и простой воды. Неожиданным открытием для детей было рисование мыльной пеной. Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. Рисование мыльными пузырями – это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.

Именно через приобщение к новым видам деятельности можно дать дошкольникам возможность более широко познать окружающий мир. А также используя разные техники рисования, у детей расширяется кругозор, дети получают представление о многих явлениях, предметах, их свойствах и качествах.

Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация — один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Аппликация позволяет использовать самые разнообразные материалы: вату, бумагу, природный материал и др. что позволяет изучать их свойства состав и возможности.

 Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции.

 Пластилин – это искусственный материал для лепки и моделирования. Работая с пластилином, я раскрыла детям разнообразные приемы лепки, в том числе и сочетание разнообразных материалов для создания выразительного художественного образа (природный и бросовый материал)

Пластилин яркий, не липнет к рукам, замечательно размазывается по поверхности.

Особый интерес вызывает смешение цветов пластилина.

Чтобы еще больше заинтересовать детей, мы стали экспериментировать с разными материалами. Например, мы познакомились со свойствами муки (мука сыпучая, белая, рыхлая и т.д.), дети пересыпали муку из сосуда в сосуд, обследовали на ощупь муку и даже рисовали на муке. А в дальнейшем после ряда экспериментов научились замешивать самостоятельно соленое тесто для изготовления поделок. Далее я предложила детям поиграть с тестом: мы раскатывали его, прищипывали, подкрашивали и пробовали на вкус (использовались экологически чистые продукты).

Эмоции детей были только положительного характера, атмосфера отличалась активностью детей, желанием «открыть» как можно новых сведений, информации, ответить на свои вопросы и найти ответы на вопросы других детей.

Тесто обладает высокими пластичными свойствами. Поделки можно оформить бисером, семенами., перьями.

 Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру.

Такие качества необходимы для развития творческих способностей.

Экспериментирование в художественном творчестве можно проводить не только в группе, но и на улице. Очень занимательное занятие для детей в зимний период – рисование на снегу и отличный способ пробудить в ребенке интерес к творчеству, заметить и развить настоящий талант.

В летнее время это рисование мелом на асфальте, на песке палочками, водой или же песком на гладкой поверхности. Так же можно прямо на участке создавать коллективные аппликации и поделки из природного материала.

Главное достоинство метода экспериментирования на занятиях по изобразительно деятельности заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных изучаемых материалах, об их взаимодействии с друг другом. Во время эксперимента идет процесс обогащения памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, познавательные, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Развивается наблюдательность. Ребенок включаться в творческий процесс посредством продуктивных действий. Развивается мелкая моторика. Формируются творческие способности детей в создании выразительных образов с использованием нетрадиционных техник рисования.

В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

В развитии детского творчества следует отметить немаловажную роль родителей, которых я активно привлекаю к совместной работе. Родители совместно с детьми помогают в оформлении группы к различным праздникам, принимают активное участие в организации выставок.

Поэтому я провожу работу с родителями, оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю памятки, индивидуальные беседы, анкетирование, практикумы, провожу мастер-классы. Родители стали активнее откликаться на просьбы детей, проявлять повышенный интерес к нашим занятиям.

Таким образом, родители стали моими помощниками в развитии интереса детей к различным видам художественной деятельности, постарались создать дома и в группе среду, стимулирующую детскую творческую деятельность.

В заключении хочется сказать, что деятельность по художественному экспериментированию несёт в себе большие возможности, если она учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Она даёт толчок для творческого развития, побуждает желание созидать, развивает фантазию, творчество и любознательность. Я считаю, что используя свой накопленный опыт работы по художественному экспериментированию, я помогла реализовать каждому ребёнку своё индивидуальное творческое начало, сделав первые шаги в мир искусства.

Каждый эксперимент выполнялся по определенному алгоритму: сначала постановка проблемы, затем поиск путей решения проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, обсуждение увиденных результатов, фиксирование в схеме и в конце формулировка выводов. В таких экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и учатся создавать разные поделки и рисунки, с которыми далее могут играть или презентовать для родителей.

Таким образом, мы пришли к выводу, что передача готовых знаний о мире далеко не главная задача в развитии ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни, дать возможность ребенку самому открыть что-то новое. И тогда творческая активность детей возрастает, у ребенка появляется огромное желание самостоятельно изучать и дальше окружающий мир. Исчезает чувство страха перед белым листом, дети становятся более уверенными, учатся общаться со сверстниками и взрослыми. Самое главное, используя художественное экспериментирование, и тем самым формируя творческую активность дошкольников, обеспечивается благополучная социализация личности в общество.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. 

- Развивается речь. 

- Происходит накопление фонда умственных умений.

- Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "«Использование художественных техник для развития у дошкольников творческих способностей в изобразительной деятельности».

В ДАННОЙ ПУБЛИКАЦИИ СМОДЕЛИРОВАНЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Создание обогащённой предметно-развивающей среды, каждый компонент которой представляет собой оригинальную модель.Подбор методов и приёмов для ...

Педагогический проект долгосрочный "Развитие у детей дошкольного возраста элементарного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом"

Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка.Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут вэтом мире, входя в него, как творцы красоты, наслаж...

Развитие творчества дошкольников в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами в ДОО

                                 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник"

В ОПЫТЕ РАБОТЫ ОТРАЖАЮТСЯ1.Актуальность и перспективность опыта.2.Теоретическая интерпретация опыта.3.Новизна опыта.4.Содержательность опыта.5. Стабильность результатов.6. Результативность опыта...

План по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом»

ldquo;Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом”. Детский рисунок, процесс ри...