Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.
методическая разработка (средняя группа)

Титова Татьяна Николаевна@

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_vysokiy_uroven.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.

Маршрут должен быть рассчитан на 1-3 месяца

Цель: развитие сенсорных способностей у ребенка среднего дошкольного возраста

Содержательная часть:

ФИ ребенка – Даша З.

Содержание

Возраст - 4 года 4 месяца

Формы и методы педагогического мониторинга: наблюдение, изучение продуктов деятельности, беседа, тестирование, эксперимент.

Практическое задание - Методика «Коробка форм» (Е. А. Стребелева)

Цель: выявление уровня когнитивного компонента в исследовании особенностей сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста.

Обработка результатов: качественная и количественная оценка выполнения задания. Баллы от 0 до 1 балла

Высокий уровень: ребенок правильно называет цвет и форму, отвечает правильно на вопрос о том, почему фигура не подходит

Средний уровень: ребенок допускает небольшие ошибки в названии цвета и формы вкладыша, прикладывает, примеривает фигуры-вкладыши к прорезям, но справляется с заданием

Низкий уровень: у ребенка возникают трудности при выполнении задания, при несовпадении формы пытается силой втиснуть фигуру в прорезь, не справляется с заданием

Дидактическое упражнение - Методика «Эталоны» (Л. А. Венгер, В. В. Холмовская)

Цель: выявление уровня мотивационного компонента в исследовании особенностей сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста.

Обработка результатов: качественная и количественная оценка выполнения задания. Баллы от 0 до 1 балла

Высокий уровень: ребенок заинтересован в деятельности, активно включается в игру, интерес и активность не теряется до конца игры, положительно реагирует на результат деятельности

Средний уровень: ребенок проявляет интерес к игре, вначале активность высокая, в течение игры активность ребенка падает, достигнув результата, реагирует нейтрально

Низкий уровень: ребенок включается в деятельность не охотно, или отказывается от участия в игре, активность низкая в течение игры, игру не завершает или, завершив, реагирует нейтрально

Дидактическое упражнение - Методика «Лесенки фигур» (Л. А. Венгер, В. В. Холмовская)

Цель: выявление уровня деятельностного компонента в исследовании особенностей сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста.

Обработка результатов: качественная и количественная оценка выполнения задания. Баллы от 0 до 1 балла

Высокий уровень: ребенок самостоятельно выполняет задание, правильно выстраивает все фигуры по убыванию величины

Средний уровень: требуется небольшая помощь взрослого, допускает ошибки при выполнении задания

Низкий уровень: ребенок не справляется с заданием

Результаты диагностики:

уровень развития, уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Высокий уровень в исследовании сенсорных способностей

При выполнении задания «Коробка форм» Даша З. правильно называла цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и формы объектов (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник), правильно определяла зависимость величины, использовал в речи слова «шире», «длиннее», «толще». Даша З. сразу включилась в выполнение задания «Лесенки фигур», правильно выстроила все фигуры по убыванию, выполняла задание самостоятельно. Предложенные задания вызывали у ребенка положительные эмоции и интерес.

Образовательный запрос

Субъективный: Рассматривая таблицу геометрических фигур, ребенок спросила у педагога, указывая на цилиндр: «А как называется эта фигура?». Педагог предлагает подойти в центр сенсорного развития, показывает настольную игру «Геометрическое лото» и задает вопросы ребенку:

#1047;наешь, как называется это игра?

#1050;акие геометрические фигуры знаешь?

3. А какие фигуры тебе незнакомы?

#1047;наешь, как в эту игру играть? (знаешь правила игры?)

#1055;олучается ли у тебя соотносить фигуры?

#1052;ожешь мне показать и рассказать, как нужно играть в эту игру?

#1053;равиться ли тебе играть в эту игру?

#1061;отола бы научиться играть в другую игру?

Объективный:

#1047;нает, как называется игра.

2. Называет геометрические фигуры.

#1047;нает, как в нее играть (знает правила игры)

#1059;меет соотносить фигуры.

#1052;ожет показать и рассказать, как нужно играть в эту игру.

#1053;равиться ли тебе играть в эту игру.

#1055;роевляет желание играть в другие игры.

#1056;ебенок проявляет желание в изучении более сложных геометрических фигур: многоугольник, трапеция, цилиндр и др.

Цели и задачи развивающей работы

1 этап репродуктивный обучающий

2 этап продуктивный обучающий

3 этап творческий оценочный

1 этап

Цель: обогащение представлений о геометрических фигурах: цилиндр, трапеция, куб. многоугольник, конус и др.

Задачи: уточнить представления о ранее известных геометрических фигурах: круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник; познакомиться с новыми геометрическими фигурами (цилиндр, трапеция, ромб, куб. многоугольник, конус) проявлять интерес к изучению геометрических фигур.

2 этап

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах.

Задачи: упражняться в группировке геометрических фигур; соотносить геометрические фигуры с формой предметов; находить и называть геометрические фигуры; проявлять интерес к изучению геометрических фигур.

3 этап

Цель: развитие умений использования преставлений о геометрических фигурах в разных видах деятельности.

Задачи: самостоятельно организовывать игры по группировке геометрических фигур; использовать представления о геометрических фигурах в изобразительной деятельности; проявлять интерес к изучению геометрических фигур.

Сетка занятости ребенка (дни недели, формы работы)

Вторник - Фронтальная работа:

НОД предметная аппликация «Ласточка»

(Приложение 3)

Закрепление представлений о геометрических фигурах (овал, треугольник) через создание художественного образа в изобразительной деятельности.

Среда – Индивидуальное задание: построить ласточку из геометрических фигур.

Пятница – СОД «Объемные фигуры»

Знакомство с объемными геометрическими фигурами: конус, цилиндр, куб.

Вторник - НОД по развитию представлений о геометрических фигурах «Страна фигур»

Среда - Индивидуальное задание: перечислить геометрические фигуры, из которых состоит самолет.

(упражнения, игры)

Пятница - Подгрупповая работа: Д/и «Что бывает такой формы?»

Упражнение в соотнесении формы предмета с геометрической формой.

Вторник – Групповая работа : Д/и «Чудесный мешочек»

Развитие умения на ощупь определять форму фигуры и называть геометрическую фигуру.

Среда – Индивидуальная работа: Д/и «Геометрическое лото»

Закрепление умения соотносить геометрические фигуры с формой предметов.

Пятница - Самостоятельная работа: самостоятельные игры в сенсорном центре «Танграм»

Развитие умения строить объекты по образцу из геометрических фигур.

«Дорисуй предмет»

Среда – Индивидуальная работа. Отработка умения воссоздавать форму плоскостных и объемных геометрических фигур.

Режим дня (время в течение дня для подгрупповой, индивидуальной, самостоятельной работы)

Вторник 9,00-9:20 – НОД

Среда 9:30-9:50 – подгрупповая, индивидуальная работа.

Пятница 15:30-16:00 – самостоятельная работа.

Рекомендации по работе с родителями:

- создание условий для деятельности,

- расширение представлений об окружающем,

- экспериментирование в изучаемых видах деятельности

Создание среды дома: схема с изображением разных видов геометрических фигур; наборы плоских и объемных геометрических фигур, дидактические игры «Танграм», «Ассоциации», «Цветная геометрия», «Геометрическая мозаика» и др.

Вручение картотеки дидактических игр по развитию представлений о геометрических фигурах, например: «Что бывает такой формы?», «Узнай фигуру», «Геометрические деревья», «Кто лишний за столом?» и др.

Включение в совместную деятельность с ребенком по созданию итогового продукта: аппликация «Мой мир фигур».

Контролирующая часть структуры ИОМ:

Текущий контроль (какими методами и как часто)

Отчетность (формы: портфолио, выставки, продукты деятельности, соревнования, викторины и т.п.)

Итоговая аттестация обучающегося (форма, тематика, продукт)

Текущий: наблюдение в игровой деятельности 3 раза в неделю.

Отчетность: выставка аппликаций,

выступление по 1 геометрической фигуре (знакомство детей, рассказ и паказ).

Итоговая аттестация:

подготовка итогового продукта совместно с родителями: аппликация «Мой мир фигур»

Корректировка ИОМ

Организационно-педагогические условия

Оценка готовности педагогов к реализации ИОМ

1. к осуществлению мониторинга развития ребенка и формулированию актуального субъективного и объективного образовательного запросов,

2. к планированию форм индивидуальной работы,

3. к организации повышения педагогической компетентности родителей,

4. к созданию развивающей предметно-пространственной среды

Анкетирование педагогов. (Приложение 1)

Результаты: Повышенный уровень готовности был выявлен у 25% педагогов, достаточный у 45%, недостаточный уровень у 30% педагогов.

Экспертиза РППС (Приложение 2).

Рекомендации к обогащению РППС: основа и вкладыши разной геометрической формы, геометрические формы на магните, набор объемных геометрических форм, бусины различных геометрических форм, мозайка из плоских геометрических форм, схемы дидактические игры «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика», «Танграм», «Ассоциации», «Цветная геометрия».

Проведение мероприятий: «Значение сенсорного воспитания для развития дошкольника» лекция, «Что такое сенсорные способности и как их развивать» семинар-практикум, «Геометрическое оборудование» мастер-класс.

Согласие родителей

Фамилия______________________

Имя__________________________

Отчество______________________

Согласие______________________

Дата ________________ Подпись _________________

Формы реализации ИОМ

Фронтальная работа (индивидуализированные задания в ее рамках)

Подгрупповая работа (проекты, игры и задания)

Индивидуальная работа (занятия и игры педагога с ребенком)

Самостоятельная работа (игры, работа в центах активности и дома)

Фронтальная работа:

НОД предметная аппликация «Ласточка»

(Приложение 3)

Закрепление представлений о геометрических фигурах (овал, треугольник) через создание художественного образа в изобразительной деятельности.

Индивидуальное задание: построить ласточку из геометрических фигур.

НОД по развитию представлений о геометрических фигурах «Страна фигур»

Индивидуальное задание: перечислить геометрические фигуры, из которых состоит самолет.

Подгрупповая работа:

Д/и «Что бывает такой формы?»

Упражнение в соотнесении формы предмета с геометрической формой.

СОД «Объемные фигуры»

Знакомство с объемными геометрическими фигурами: конус, цилиндр, куб.

Индивидуальная работа:

Д/и «Геометрическое лото»

Закрепление умения соотносить геометрические фигуры с формой предметов.

Д/и «Чудесный мешочек»

Развитие умения на ощупь определять форму фигуры и называть геометрическую фигуру.

Самостоятельная работа: самостоятельные игры в сенсорном центре «Танграм»

Развитие умения строить объекты по образцу из геометрических фигур.

«Дорисуй предмет»

Отработка умения воссоздавать форму плоскостных и объемных геометрических фигур.

Планируемые результаты в рамках образовательного запроса (количественно-качественные характеристики, отвечающие субъектному и объектному образовательному запросу)

- знает и называет основные геометрические фигуры (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник);

- знает и называет некоторые объемные геометрические фигуры (цилиндр, конус, куб);

- способен соотносить форму предмета с известными геометрическими фигурами;

- использует представления о геометрических фигурах в различных видах деятельности (познавательно-исследовательская, игровая, изобразительная, конструирование и др.;

-проявляет интерес к развитию представлений о геометрических фигурах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""...

Семинар-практикум:«Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР в условиях ДОУ»

Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей и старших воспитателей, работающих на группах компенсирующей  и комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР). Цель: разрабо...

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка....