«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»
статья (старшая группа)

DaryaBatyaikina

Моя педагогическая находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.nahodka.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка.

«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»

(1слайд)

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Людей, умеющих правильно общаться в различных социальных учреждениях. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Развитие речи детей очень остро в наше время нуждается во внимании.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность в этом направлении с современным ребёнком.

Для меня стала замечательной находкой сюжетно-ролевая игра. Ведь не зря говорят, что все гениальное просто. На первый взгляд, кажется, что игра это просто развлечение, обычный досуг детей. Но это далеко не так, ведь играя, ребенок учится жить, вести себя так или иначе в разных общественных местах, учится говорить и грамотно формулировать свою речь. И уже в таком раннем возрасте ребенок начинает понимать, задумываться, кем он станет, когда вырастет, какую профессию выберет. Во время сюжетно- ролевой игры происходит становление личности, расширение кругозора, и, конечно же, развитие речи, это очень важно.

 

 (2 слайд)

Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

В процессе сюжетно-ролевой игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует чёткие, грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.


(3 слайд)
Например, в игре
 « Продуктовый магазин» обыгрывается ситуация, когда покупатели приходят в магазин, рассматривают товары. Происходит диалог между покупателем и продавцом о цене товара, количестве покупок, о сдаче.


В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора. Например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть, и постепенно накопить на более крупную покупку? Таким образом,  ребенок учится не только говорить, но еще обучается и финансовой грамотности.

(4 слайд)
В игре 
«Пекарня» дети решают выпекать кондитерские изделия, чтобы можно было угощать гостей, а часть продукции использовать для реализации.

(5 слайд)

Интересно проходит игра «Салон красоты».
Она пользуется популярностью у девочек. Придя в салон красоты, они учатся правильно формулировать свои желания, какую бы они хотели сделать прическу, к примеру.

(6 слайд)

В ходе игр «Семья», «Дочки-матери» усваиваются термины родства, формируются представления о составе семьи, о взаимоотношениях и взаимопомощи в семье. Ребята, копируя образец игрового поведения воспитателя, стараются в игре следовать идеальной модели семьи, все члены которой уважают друг друга, во всем стараются помочь, говорят между собой вежливо.

(7 слайд)

Игры детей характеризуются следующими особенностями: 
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
 2. Игра , как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
3. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
4. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность.
6. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

(8 слайд)

Игра «Доктор»

Под влиянием игры у детей развиваются разнообразные интересы, расширяется их словарный запас, воспитываются такие сложные чувства, как любовь к Родине, своему народу т.е. формируется личность будущего гражданина страны. Играя в сюжетно ролевые игры у детей развиваются вежливость, доброта, любовь, внимательность, трудолюбие, заботливость, забота об окружающих, забота друг о друге, чуткость, ответственность

(9 слайд)

«Кафе»
Сюжетно- ролевая игра заключается в том, что через нее ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
(10 слайд)

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной  личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста"

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчи- нах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родите...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Одна из задач современного образования - формирование функциональной грамотности людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования ...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и со...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

СТАТЬЯ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмеча...

«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»

quot; Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание...