Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста
презентация к уроку (средняя группа)

Кудрицкая Татьяна Вартановна

Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок мог использовать эти знания в игре, а в будущем легко адаптироваться к действительности.  Эффективным средством формирования познавательной-речевой активности у детей среднего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2021_mmo_kudritskaya.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательной-речевой активности детей среднего дошкольного возраста

 Слайд 2    

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Процитируем Льва  Семеновича Выготского, который подчёркивал, что “Через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие”.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает, как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Игра выступает, как важное средство познавательно-речевого развития ребенка.

 Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте.

Какое же обучение способно заглянуть в будущее?

СЛАЙД 3 Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что весьма перспективным на современном этапе становится использование проблемного обучения:

“Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс” (Сергей Леонидович Рубинштейн).

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. И поэтому наша задача – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и “как”.

СЛАЙД 4 

Замечательный педагог и ученый Даниил Борисович Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…». Его слова сейчас приобретают особую актуальность.

Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок мог использовать эти знания в игре, а в будущем легко адаптироваться к действительности.

СЛАЙД 5 Эффективным средством формирования познавательной-речевой активности у детей среднего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.

 Речь – это чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а мы взрослые должны приложить немало усилий, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Большое значение в речевом развитии детей придается в игре:

 - в игре проявляется творческая деятельность ребенка;

 - игра является первой ступенью воспитания;

 - игра развивает у ребенка язык;

 - игра является для ребенка стимулом для проявления самостоятельности в области языка

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Характеризуя сюжетно-ролевую игру, Сергей Леонидович Рубинштейн подчеркивал, что игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

СЛАЙД 6 Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют жизнь взрослых.

        В настоящее время проблема познавательно-речевого развития приобретает особую актуальность, с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.

 А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

   Цель моей работы: создание условий для познавательно-речевого развития детей 4 – 5 лет в игровой деятельности.

   За основу в своей работе взяла примерную основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

   СЛАЙД 7 Исходя из цели, определила задачи, которые решались в процессе осуществления игровой деятельности:

       1) создание условий для воспитания желания и умения играть со сверстниками;

2) создание условий для воспитания навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);

3) расширение и активизация словарного запаса детей обобщающими словами (магазин, строительные работы, лекарство и др.)

4) создание условий для развития сюжетно – ролевой игры.

Для решения поставленных задач, наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

        1. Исполнение воспитателем главной роли;

2. Индивидуальная игра воспитателя с ребенком;

3. Внесение образных игрушек;

4. Создание условия для реализации разных видов игровой деятельности.

6. Общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи.

 СЛАЙД 8 Развитие связной речи в сюжетно – ролевой игре способствует: обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.

        Прежде чем познакомить детей с новой игрой, проводилась работа по следующим направлениям:

        - изучение литературы педагогом;

        - работа над созданием развивающей среды;

        - непосредственно образовательная деятельность с детьми;

        - взаимодействие с семьями воспитанников.

        СЛАЙД 9 Мною подготовлен и удачно реализуется  проект по познавательно-речевому развитию дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры. «Семья», «Гости», «Ателье», «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника», «Библиотека», «Большая стирка», «Повар», «Строители», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

 СЛАЙД 10 Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы (белый халат для врача, фартук для мамы, колпак для повара, каска для строителя и др.) и множество атрибутов, соответствующих антуражу конкретной игры.

   СЛАЙД 11   Играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.

      Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми. 

   СЛАЙД 12    В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо-плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы. В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

   СЛАЙД 13 Организуя игры с детьми развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

   СЛАЙД 14 Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

    СЛАЙД 15   В группе создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В результате моей работы дети стали более активны, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.

    СЛАЙД 16 В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т.е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.

   СЛАЙД 17  Можно сделать следующие выводы, что в сюжетно-ролевой игре происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и познавательно-речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основной развивающей деятельностью ребенка в этом возрасте.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1 слайд ТЕМА: «ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Выполнила : Пивкина Татьяна Николаевна воспитательМБДОУ «Центр развития ...

Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста"

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчи- нах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родите...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

Сборник сюжетно – ролевых игр как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста

Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...

Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Одна из задач современного образования - формирование функциональной грамотности людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования ...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...