Публикация Тема: «Экспериментирование, как один из эффективных способов формирования функциональной грамотности дошкольника»
презентация к уроку (старшая группа)

Селиванова Наталья Георгиевна

Из опыта работы. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Экспериментирование, как один из эффективных способов формирования функциональной грамотности дошкольника» Воспитатель: Селиванова Н.Г. МАДОУ ДСКН№2 г. Сосновоборска

Слайд 2

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений . Функционально-грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире , человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.

Слайд 3

Центр экспериментирования в группе ( 5-6 лет)

Слайд 4

Экспериментируем на прогулке

Слайд 6

В проектной деятельности

Слайд 8

Экспериментируем играя

Слайд 10

Создание проблемной ситуации

Слайд 12

Экспериментируем дома

Слайд 13

Отучаем детей есть снег…

Слайд 14

Мастер-класс от ребенка(показывает уровень развития функциональной г рамотности)

Слайд 15

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К.Е. Тимирязев



Предварительный просмотр:

1 слайд 

"Экспериментирование, как один из способов формирования функциональной грамотности дошкольника"

2 слайд     

 Функциональная грамотность — это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально-грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями. Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений. Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности» (социальная, деятельностная, коммуникативная и т.д.)

Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.

На мой взгляд, путей развития ребенка много, но исследовательская деятельность самая эффективная.

3 слайд  

Для того, чтобы ребенок всесторонне развивался мы должны подготовить предметно-пространственную среду, которая будет способствовать творческой самореализации детей.

Она должна быть

содержательно-насыщенной    трансформируемой     вариативной

полифункциональной       доступной      безопасной

 Поскольку мы говорим об экспериментальной деятельности, то я хочу  представить наш центр экспериментирования. На данный момент я работаю на старшей группе. Соответственно возрасту детей и наполняемость центра экспериментирования. (расширение представлений о свойствах предметов и связях между ними, самостоятельное планирование эксперимента, проведение опытов с использованием приборов (весы, микроскоп, лупы, песочные часы и т д.), работа в группах, подгруппах (формирование навыков коллективной деятельности)

Прежде всего я знакомлю детей с новыми предметами, которые находятся в центре экспериментирования. Объясняю, рассказываю для чего эти предметы, как ими пользоваться. Есть набор алгоритмов, которые в дальнейшем помогут ребенку разобраться самостоятельно, правила использования материала, некоторые алгоритмы проведения опытов, экспериментов.

4 слайд  

В своей работе я всегда стремлюсь, чтобы дети самостоятельно находили ответы на вопросы с помощью проб и ошибок. С помощью опытов и экспериментов. В разных видах деятельности.

На прогулке (использование подручного материала, уличных игрушек для реализации своих целей.  Крышка от контейнера, как сито. Доска для рисования песком

5 слайд  

Проблемная ситуация: застряла в трубе деталь от машины… Яркий пример использование знаний и опыта для достижения цели. Палочка-метла-достали игрушку.

6 слайд , 7 слайд

Формирование функциональной грамотности четко прослеживается через проектную деятельность. «Лук», «Деревья» Каждый проект мы проживаем вместе с детьми. Хорошо запоминается   то, что дети узнают в процессе исследовательской деятельности.

8, 9 слайд

Центр экспериментирования всегда открыт для детей, поэтому все, что в нем находится можно использовать и в свободной игровой деятельности.

10 слайд

Часто я использую такой прием, как проблемная ситуация. Например: нарисовать зимний пейзаж, используя белую и синюю краски.

11 слайд  

Или, к примеру, нарисовать лисичку, используя алгоритмы (смешивание красок для получения оранжевого цвета.

12 слайд

Взаимодействие с родителями. На собраниях, в родительских уголках, через мессенджеры, мы рассказываем родителям о важности исследовательской деятельности для  развития функциональной грамотности ребенка.   Простым языком - если ребенок проживает, пробует, ошибается, анализирует, самостоятельно делает выводы, то он развивается, учится, проще запоминает.

13 слайд

Решение наших наболевших проблем с помощью опытов и экспериментов ( как отучить ребенка есть снег)

14 слайд

Отступление от темы: мастер-класс от ребенка (посещает худ. школу) Сама предложила провести мастер-класс – рисование снегиря.

Роль мастер-классов имеет огромное значение в развитии функциональной грамотности детей. В данном случае показывает его уровень.

15   слайд

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошёл».

                                                                     К.Е. Тимирязев

16 слайд

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».

Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....

Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."

Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...

Использование сюжетно – ролевой игры в формировании функциональной грамотности дошкольника

Способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отно...

Консультация для родителей «Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника»

Консультация для родителей«Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника» Использование шестиугольного (гексагонального) обучения явля...

Адвент-календарь как способ формирования функциональной грамотности. Презентация

Технология адвент-календарь как основа развития одного из направлений функциональной грамотности-читательской....

Адвент-календарь как способ формирования функциональной грамотности.

Технология адвент-календарь как основа развития одного из направлений функциональной грамотности-читательской....