Дидактические игры по обучению грамоте
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) по теме

ИГРЫ С БУКВАМИ

  Дети знакомятся с буквами. Учатся читать. Пытаются писать.

Игры, которые собраны в этом разделе, закрепят знания детей о буквах, помогут в овладении чтением, расширят словарный запас,  научат сосредоточенности и усидчивости. И все эти игры можно сделать самим.

Будем играть с буквой! В её образе есть существенные черты, которые ребёнок и должен усвоить. Они связаны только с формой. Помогите ребёнку понять, что разные буквы отличаются друг от друга вовсе не цветом и размером. Постарайтесь сделать так. Чтобы ребёнок сам выявил желание смастерить буквы и поиграть с ними. Ведь если включается его моторная память, то пальцы, мелкие мышцы руки помогут мозгу запомнить начертания букв. А кроме того, делать буквы – это весело!

В эти игры можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Главное – чтобы игра была в радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Из чего бывают буквы?»

Цель: Довести до сознания детей, что в образе каждой буквы есть существенные черты, которые ребёнок и должен усвоить. Они связаны только с формой. Чтобы заострить на ней внимание, несущественное (цвет, фактуру, размер) будем изменять. Научить детей узнавать образы букв.

Материал: Буквы, изготовленные из различных материалов: верёвочка, ниточка, спички, листочки, сухие веточки, пуговицы, семена растений, бусинки. На одном листе выполнена одна и та же буква из разного материала и размера.

 Ход игры: Будем играть с буквой. Попросить малышей дотронуться до этих букв по очереди. Пусть ребёнок ощупает их. Ведь форму предмета можно воспринять не только глазами, но и пальчиками. Информация о ней поступает в головку ребёнка по разным каналам восприятия: работают зрительный и тактильный (осязательный).

Эта буква мягкая, а эта твёрдая! А эта шершавая, а эта сделана из шариков! Какие они все разные! 

Игра  «Любимый цвет, любимый размер!»

Цель:  Помочь ребёнку понять, что разные буквы отличаются друг от друга вовсе не цветом и размером. Научить узнавать образы букв. Обратить внимание на плоские и объёмные изображения букв. Вызвать желание, чтобы ребёнок сам предложил смастерить буквы. Развивать мелкую моторику рук.

Материал:  Образцы  с буквами. На одном листе 2-3 буквы разного размера, сделанные из разных материалов. В коробочках различный материал: нитки, бусинки, пуговки, спички, семена растений, веточки и т.п.

 Ход игры: Буквы бывают разными! Совсем  крошечными и огромными! Красными, синими, разноцветными! Какими угодно! Смотри!Где здесь самая маленькая буква? А самая огромная? Сколько красных? Сколько в горошек? А какие из них так и хочется потрогать и даже взять в руки? Ты догадался, почему? Как вам кажется, из чего они сделаны? А какими буквы обычно бывают в книжках?

Предложить ребёнку сделать понравившуюся букву из любого материала.

А мы выкладываем буквы из семян, шишек, камней!

          И из всего, что есть под рукой!

Игра «Волшебный пластилин»

Цель:   Закрепить знания о буквах. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Материал: Пластилин. Карточки с буквами алфавита.

Ход игры:  Буквы можно лепить! Вот так.

Вот вам пластилин. Какого он цвета? Давайте вылепим букву – А. Какой выберешь цвет?

Когда дети изучили несколько букв, можно предложить вылепить букву по памяти, какая нравится больше всего.

Игра «Превращалочки»

Цель:  Развивать фантазию, мелкую моторику рук, ассоциативную память.

Материал:  На отдельных листочках бумаги нарисовано несколько штук одной печатной буквы. Цветные карандаши, фломастеры.

 Ход игры: Буквы любят превращаться! Давайте им поможем! Во что, например, можно превратить букву –Т.  Смотрите, вот она уже превратилась…  (показать несколько образцов: стол, накрытый к чаю, зонтик, песочница с грибком и т. д.)

А вот буква ждёт, пока вы станете волшебниками сами.

Игра «Предметы вокруг меня»

Цель:  Закрепить знания о буквах, звуках. Научить концентрировать внимание. Расширять словарный запас. Развивать наблюдательность.

Материал:  Настенная азбука или карточки с буквами алфавита.

Ход игры: Попросить детей оглядеться вокруг. Что нас окружает? Назвать предметы, которые начинаются на букву -       (которую уже заранее учили и дети знают)

Например, это буква – К.(дети называют: кукла, карандаш, кактус, игрушки: кот, крокодил, кит и т. д.)

Игра «Картины»

Цель:  Закрепить знания о буквах. Расширять словарный запас. Развивать зрительную память. Познакомить со многими художниками и картинами.

Материал:  Картины художников. Настенная азбука или карточки с буквами алфавита.

Ход игры: Взять любую картину художника, который нравится. Прочитать название картины и автора (если дети её не знают). Попросить найти на картине все предметы на определённую букву. Допустим это картина И.Е. Репина «Не ждали». Пусть дети найдут все предметы на букву П (пол, портрет, пальто, передник и др.)

   Попросить детей запомнить все слова на эту букву, закрыть картину и вспомнить все эти предметы.

Игра «Портреты букв»

Цель: Закрепить  знания о буквах.  Развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику.

Материал:  Карандаши, фломастеры или краски.

Ход игры: Во время изучения букв, спрашивать детей, на кого или на что похожа та или иная буква.

Допустим:

А-крыша дома,

Б- кенгуру,

В- бабочка, которая сложила крылья и т.д.

Для каждой буквы выделить отдельную страничку в альбоме. Пусть ребёнок по мере знакомства с буквами, рисует их портреты на специально отведённых для этого страницах.

Игра «Кто сильнее?»

Цель: Закрепить знания о буквах. Пополнять словарный запас. Учить логически мыслить.

Материал: Карточки с буквами алфавита.

Ход игры: Всем участникам раздаётся равное количество карточек. Первым начинает тот, у кого карточка с буквой «А». Он её кладёт перед участником, сидящим слева, и произносит: «А, арбуз, что сильнее?». Игрок достаёт любую из своих карточек и произносит: «Х, холодильник, он сильнее, потому что больше и сможет сохранить в себе арбуз». Игрок слева забирает себе карточки, у него очко. Затем берёт любую из своих карточек и продолжает игру по часовой стрелке. И так до тех пор, пока не кончатся карточки.

Игра «Узор из букв»

Цель:  Закрепить название букв.

Учить называть гласный звук, согласный твёрдый, согласный мягкий.

Развивать воображение.

Содержание: Увлекательным занятием для детей могут стать «пространственные загадки» из букв. Чтобы их изготовить, потребуется набор цветной бумаги (желательно окрашенной с двух сторон). Сложите лист бумаги по вертикали и горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте букву так, чтобы её контур максимально занимал пространство. Вырежьте букву, не разворачивая листа, разверните. Покажите ребёнку получившийся узор. Спросите, из какой буквы получился узор. Сложите лист вчетверо - покажите отгадку. Можно поручить проверку отгадки самому ребёнку. В этом случае у него появится возможность выбрать правильное расположение буквы в пространстве.

Игра «Какая буква выглянула в окошко?»

Цель: закрепить название букв, звуков.

Развивать пространственное мышление и внимание.

Содержание: Использовать можно любые крупные буквы, вырезанные самим   или  из    разрезной азбуки. Дополнительно нужно приготовить лист большего     размера и склеить   его конвертом с «окошком» любой формы (круглое, квадратное. прямоугольное).    Спрячьте за этим листом букву. Попросите ребёнка узнать букву «в окошке»   (по её фрагменту). Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент « в окошке».

Игра «Какие буквы спрятались?»

Цель: закрепить название букв, звуков.

Развивать зрительное восприятие.

Содержание:  предложить ребёнку угадать, какие буквы спрятались на    картинках. Если выполнять задания на отдельных листах, ребёнок, поворачивая лист в разные стороны. Сможет найти больше букв.

В случае, когда ребёнок не может узнать какую – либо букву, обведите её тупым концом карандаша. Это поможет ему выделить букву на общем фоне.

Игра «Снежинка»

Цель: Закрепить название букв, звуков.

Учить читать слова, предложения.

Развивать мышление, ориентировку в пространстве.

Содержание                     Белая, узорная звёздочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

О. Высотская

Чтобы выполнить задание нужно поставить фишку в середину снежинки.  Детям даются карточки со схемой. Стрелки –показывают направление куда нужно двигаться. А  цифры подсказывают какую по счёту выбрать букву. Её  надо записать в кружок. Пока все буквы не запишем. Осталось  прочитать слово.  На начальном этапе знакомства с игрой, детям предложить простую снежинку с 4 лучами и составлять слоги, затем короткие слова из 3-4 звуков.

В дальнейшем, у снежинки появляется больше лучей и можно рифмовать схемой предложения, пословицы, поговорки, шутки.

Игра  «Собери буквы на дереве»

Цель: Закрепить название букв, звуков.

Учить читать слова, предложения.

Развивать мышление, ориентировку в пространстве.

Содержание:  Детям даются карточки со схемой. Стрелки с цифрами подскажут

букву, которую надо записать в кружок. И прочитать слово. Чтобы

выполнить задание нужно встать на клеточку с шишкой.

На начальном этапе предлагать детям короткие слова из 3-4 звуков.

В дальнейшем можно рифмовать схемой предложения, пословицы, поговорки, шутки.

Игра «Цветик – самоцветик»

Цель: Закрепить название букв, звуков.

Развивать мышление, ориентировку в пространстве.

Учить называть слова на определённый звук.

Содержание: На цветок прилетают бабочки-буквы. На каждый лепесток по одной. Отдельно в коробочке или конверте лежат карточки со стрелкой. Стрелка показывает направление. Карточка кладётся в середину цветка, и по стрелке ребёнок называет букву. Можно усложнить задание и назвать твёрдый и мягкий звук и придумать слово, название которого начинается на эту букву.

Игра «Художник»

Цель: Закрепить графическое обозначение букв.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать воображение.

Ход игры: Живёт на свете необычный художник – рисует буквами. Так вот! Он не может не рисовать больше двух дней: начинает скучать! Его новая картина как всегда с секретом. А секрет ты можешь отгадать, если раскрасишь буквы, согласно образца.

Игра «Вышивка»

Цель: Закрепить знание детей о буквах. Развивать внимательность, мелкую моторику рук. Закрепить знания цветов радуги.

Материал: Таблицы с буквами.

 Ход игры: Предложить вниманию детей на коврик. На нём написаны буквы. Какие буквы вы видите? Нравится ли вам такой коврик?  А что на нём вышито? Оказывается, буквами можно и вышивать! Хочешь узнать, что здесь вышито? Тогда раскрась квадратики с буквами в разные цвета: с И – в розовый, с О – в жёлтый, с У – в коричневый, с А – в голубой, ну а с Ы – лучше всего в чёрный. Кто у тебя получился?  Если всё правильно, то получиться должен разноцветный Чебурашка на розовом фоне.

Игра «Укрась букву»

Цель: Закрепить название букв, звуков.

Развивать мелкую моторику рук, воображение

творческие способности.

Материал: Картон, трафареты, цветная бумага, клей, ткань и бросовый материал, бусинки, стразы, семена растений, карандаши

Ход игры: Предложить детям различные  игровые ситуации: у букв праздник, день рождения, бал. Нужно сделать так, чтобы они были необычные, а красивые. Для работы дети выбирают сами материал по своему желанию. Буквы на картон обводят по

трафарету.  В конце проходит выставка с названием «вечернего платья» буквы.

Игра «Дизайнеры»

Цель: Учить детей обыгрывать представленную ситуацию, само реализоваться.

Познакомить с новым способом лепки декоративной пластины при помощи скалки и трафарета, получение двух- и трёх-цветного образа.

Показать возможность моделирования формы изделия на основе готовой формы.

Закрепить название букв. Развивать эстетический вкус,

Предварительная работа:  Изучение букв, их выкладывание из различных материалов (палочек, камней, веточек, бусинок, ракушек и других материалов). Лепка декоративных пластин, способом нанесения пластилина слоем на картонку или определённый участок и разглаживания его, смачивая пальчик водой.

Экспериментирование с пластилином в целях получения новых цветов или оттенков. (При неполном смешивании разных цветов получается окраска «под мрамор».)

Материалы, инструменты, оборудование:   Цветной картон для выбора – основа композиции,  пластилин (глина, солёное тесто), стеки, клеёнки,  бумажные салфетки, трафареты букв.

Содержание: Сегодня мы будем дизайнерами. А кто такой дизайнер?  А моделью у нас будет сегодня - любимая буква. Есть у вас любимая буква? Какая? Почему? Чем вы украсите свою модель (букву)?  (Дети обсуждают свои замыслы и продумывают приёмы оформления.)

1 способ изготовления пластины: Взять трафарет буквы, обвести его на картон. И на готовую букву приёмом налепа наносим пластилин и сглаживаем.

2 способ изготовления пластины: (детям нравится больше).

Пластилин раскатывают деревянной скалкой. А лучше использовать глину или солёное тесто. Когда раскатали, прикладываем трафарет  и вырезаем стекой. «Готовую выкройку» переносим на картон. Если задуманная модель (буква) состоит из разных цветов, то раскатывается несколько цветов пластилина, шаблон буквы разрезаем на несколько частей. Так заготавливается нужное количество пластин и составляется модель (буква) на картоне. Места стыка разглаживаем. Можно сделать декоративную пластину «под мрамор» соединив при раскатывании несколько цветов пластилина. Затем, её украшают. Дети выбирают  по желанию картон и трафарет буквы. В завершении игры показ моделей.

Игра «Из чего бывают буквы?»

Цель:   Довести до сознания детей, что в образе каждой буквы есть существенные черты, которые ребёнок и должен усвоить. Они связаны только с формой. Чтобы заострить на ней внимание, несущественное (цвет, фактуру, размер) будем изменять. Научить детей узнавать образы букв.

Материал:  Буквы, изготовленные из различных материалов: верёвочка, ниточка, спички, листочки, сухие веточки, пуговицы, семена растений, бусинки. На одном листе выполнена одна и та же буква из разного материала и размера.

Ход игры: Будем играть с буквой. Попросить малышей дотронуться до этих букв по очереди. Пусть ребёнок ощупает их. Ведь форму предмета можно воспринять не только глазами, но и пальчиками. Информация о ней поступает в головку ребёнка по разным каналам восприятия: работают зрительный и тактильный (осязательный).

В дальнейшем можно поиграть в игру «Узнай меня». Дети с закрытыми глазами, наощупь определяют название буквы.

Игра «Узнай букву»

Эту игру также нужно сделать самим детям. Нам нужна будет волшебная коробка.

Берём любую картонную коробку. На ней сделаем по бокам окошечки - отверстия для рук. Верх коробки открывается, чтобы положить в неё карточки с буквами. Коробку сделать яркой, красочной, наклеить персонажей сказок, мультяшных героев. Также потребуются карточки с буквами. На картоне нарисовать или обвести по трафарету букву. А контур сделать объемным. Приклеить спички, веточки. семена растений, ватные шарики, бусинки, шерстяные толстые нитки.

Цель: Учить детей наощупь узнавать букву, называть слова на определённый звук.

Материал: волшебная коробка, карточки с буквами.

Ход игры: Дети могут играть в  игру самостоятельно. Один из детей помещает в коробку карточку с буквой. Тот, кто будет отгадывать, что это за буква просовывает в коробку руки через окошечки. При помощи рук узнаёт букву и называет слова-предметы, которые начинаются на эту букву, звук.

Игра  «Цветы»

Для игры нужно сделать любые цветы, на них в середины приклеить  или нарисовать букву. Ламинируем и вырезаем. Сделаем пчёлок, жуков, бабочек. Их делают сами дети. Разнообразие привлекает детей. Каждый раз игру можно менять, варьировать сюжет. Например, поможем пчёлам собрать нектар. На начальном этапе, называем букву, а ребёнок помещает на неё пчелу. При этом берём небольшое количество цветов. В дальнейшем количество цветов увеличивается. В следующий раз «сажаем» жучков, бабочек на тот или иной цветок, соответствующий названной букве. Когда дети знакомы со всеми буквами, составляем слова. Поместим бабочек на цветы, чтобы получилось названное слово. В начале обучения составляем короткие слова: кот, дом, сок, рот и т.д.

Одним из вариантов игры будет составление букета цветов. Предложить детям составить букет, чтобы получилось слово «ЛИСА». Берутся цветы с этими буквами. Другой вариант: предлагается букет цветов, им нужно разложить цветы по порядку, чтобы получилось слово. Вариантов достаточное количество. Только играйте!

Игра «Пазлы»

 Предложить детям сделать самим игру. Для этого необходим картон, цветные карандаши, краски, трафареты букв. Каждый из детей выбирает свой трафарет буквы и обводит на картоне. Закрашивает букву по своему желанию. Можно оставить буквы на карточке, а можно вырезать.  Желательно готовые букву заламинировать, чтобы они прослужили больше. Осталось только разрезать каждую букву на несколько частей. И игра готова! И она сделана руками самим детей!

Цель: закрепить знания о буквах. Развивать образное мышление, мелкую моторику.

Материал:  Пазлы с буквами  

Ход игры: В королевстве «Грамматики» есть необычные картины. На них изображены буквы. И вот там побывал злой волшебник и все картины рассыпались. Нужно Королеве помочь сложить все буквы. Дети складывают и называют букву и, чтобы буква не рассыпалась нужно назвать слова – предметы, которые начинаются на эту букву.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРЫ С БУКВАМИ Будем играть с буквой! В её образе есть существенные черты, которые ребёнок и должен усвоить. Они связаны только с формой. Помогите ребёнку понять, что разные буквы отличаются друг от друга вовсе не цветом и размером. Постарайтесь сделать так. Чтобы ребёнок сам выявил желание смастерить буквы и поиграть с ними. Ведь если включается его моторная память, то пальцы, мелкие мышцы руки помогут мозгу запомнить начертания букв. А кроме того, делать буквы – это весело! Главное – чтобы игра была в радость

Слайд 2

Можно выложить буквы из палочек! И даже слова! Буквы выкладываем из камушков, семян растений, бусинок!

Слайд 3

«Буквы из пластилина» Игра «Волшебный пластилин» Цель : Закрепить знания о буквах. Развивать воображение, мелкую моторику рук. Материал: Пластилин. Карточки с буквами алфавита. Ход игры: Буквы можно лепить! Вот так. Вот вам пластилин. Какого он цвета ? Давайте вылепим букву – А. Какой выберешь цвет? Когда дети изучили несколько букв, можно предложить вылепить букву по памяти, какая нравится больше всего.

Слайд 4

Игра «Дизайнеры» Такие у нас получились буквы!

Слайд 5

Игра «Укрась букву» Цель : Закрепить название букв, звуков. Развивать мелкую моторику рук, воображение творческие способности. Материал: Картон, трафареты, цветная бумага, клей, ткань и бросовый материал, бусинки, стразы, семена растений, карандаши Ход игры: Предложить детям различные игровые ситуации: у букв праздник, день рождения, бал. Нужно сделать так, чтобы они были необычные, а красивые. Для работы дети выбирают сами материал по своему желанию. Буквы на картон обводят по трафарету. В конце проходит выставка с названием «вечернего платья» буквы.

Слайд 6

Игра «Из чего бывают буквы!» Цель : Помочь ребёнку понять, что разные буквы отличаются друг от друга вовсе не цветом и размером. Научить узнавать образы букв. Обратить внимание на плоские и объёмные изображения букв. Вызвать желание, чтобы ребёнок сам предложил смастерить буквы. Развивать мелкую моторику рук. Материал: Образцы с буквами. На одном листе 2-3 буквы разного размера, сделанные из разных материалов. В коробочках различный материал: нитки, бусинки, пуговки, спички, семена растений, веточки, листочки и т.п. Ход игры: Буквы бывают разными! Совсем крошечными и огромными! Красными, синими, разноцветными! Какими угодно! Смотри! Где здесь самая маленькая буква? А самая огромная? Сколько красных? Сколько в горошек? А какие из них так и хочется потрогать и даже взять в руки? Ты догадался, почему? Как вам кажется, из чего они сделаны? А какими буквы обычно бывают в книжках? Предложить ребёнку сделать понравившуюся букву из любого материала. А мы выкладываем буквы из семян, шишек, камней ! Из всего, что есть под рукой!

Слайд 8

Игра «Узор из букв» Цель : Закрепить название букв. Учить называть гласный звук, согласный твёрдый, согласный мягкий. Развивать воображение. Содержание : Увлекательным занятием для детей могут стать «пространственные загадки» из букв. Чтобы их изготовить, потребуется набор цветной бумаги (желательно окрашенной с двух сторон). Сложите лист бумаги по вертикали и горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте букву так, чтобы её контур максимально занимал пространство. Вырежьте букву, не разворачивая листа, разверните. Покажите ребёнку получившийся узор. Спросите, из какой буквы получился узор. Сложите лист вчетверо - покажите отгадку. Можно поручить проверку отгадки самому ребёнку. В этом случае у него появится возможность выбрать правильное расположение буквы в пространстве.

Слайд 9

Игра « Пазлы » Цель: закрепить знания о буквах. Развивать образное мышление, мелкую моторику. Материал: Пазлы с буквами, которые дети сделали сами. Ход игры: В королевстве «Грамматики» есть необычные картины. На них изображены буквы. И вот там побывал злой волшебник и все картины рассыпались. Нужно Королеве помочь сложить все буквы. Дети складывают и называют букву и, чтобы буква не рассыпалась нужно назвать слова – предметы, которые начинаются на эту букву.

Слайд 10

Игра «Составь слово» Ход игры : На доску или наборное полотно выставляются буквы. В начале обучения используются буквы с нарисованными на них предметами, чтоб дети вспомнили название буквы. Можно использовать различные приёмы и правила. На начальном этапе предложить детям из букв составить песенку ослика (ИА), кукушки (КУ), курочки (КО). Составить слово, которое очень любят мышки (СЫР) и другие варианты заданий. В дальнейшем предложить детям составить любые слова. Использовать такой приём: У кого самое длинное слово.

Слайд 11

Игра «Какая буква выглянула в окошко?» Цель: закрепить название букв, звуков. Развивать пространственное мышление и внимание. Содержание: Использовать можно любые крупные буквы, вырезанные самим или из разрезной азбуки. Дополнительно нужно приготовить лист большего размера и склеить его конвертом с «окошком» любой формы (круглое, квадратное. прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву. Попросите ребёнка узнать букву «в окошке» (по её фрагменту). Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент « в окошке».

Слайд 12

Игра «Художник» Цель: Закрепить графическое обозначение букв. Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение. Ход игры: Живёт на свете необычный художник – рисует буквами. Так вот! Он не может не рисовать больше двух дней: начинает скучать! Его новая картина как всегда с секретом. А секрет ты можешь отгадать, если раскрасишь буквы, согласно образца.

Слайд 13

Игра «Какие буквы спрятались?» Цель : закрепить название букв, звуков. Развивать зрительное восприятие. Содержание: предложить ребёнку угадать, какие буквы спрятались на картинках. Если выполнять задания на отдельных листах, ребёнок, поворачивая лист в разные стороны. Сможет найти больше букв. В случае, когда ребёнок не может узнать какую – либо букву, обведите её тупым концом карандаша. Это поможет ему выделить букву на общем фоне.

Слайд 14

Игра «Засели жильцов » Цель : Учить детей выделять первый звук в слове и давать его характеристику (мягкий согласный, твёрдый согласный, гласный) Материал и оборудование : Домики с окнами – кармашками, картинки с животными, птицами, насекомыми, сказочными героями. Ход игры : Выставляются домики: синий (твёрдый согласный), зелёный (мягкий согласный), красный (гласный). Используются различные приёмы. На начальном этапе обучения игрой картинки с «жильцами» выставляются на полочку. Каждый выбирает животное по желанию и помещает в соответствующий дом. Карточки с нарисованными животными раскладываются на столе. Можно положить стопочкой, а можно хаотично по столу лицевой стороной вниз Ребёнок берёт карточку и «заселяет» жильца в тот дом, который соответствует первому звуку в его названии.

Слайд 15

Игра «Шифровальщик» Цель : учить детей выделять первый звук в слове и соотносить его с буквой, читать короткие слова. Материал и оборудование : предметные картинки, буквы. Ход игры : На доске выставляется несколько предметных картинок. Воспитатель предлагает узнать, какое слово зашифровано. Выделяя первый звук в слове дети выбирают соответствующую букву. Когда все буквы найдены, читается слово. к о т

Слайд 16

Игра «Собери буквы на дереве» Игра «Собери буквы на яблоньке» Цель : Закрепить название букв, звуков. Учить читать слова, предложения. Развивать мышление, ориентировку в пространстве Содержание : Как у наших у ворот чудо-дерево растёт! Не листочки на нём, не цветочки на нём, А яблоки! Да наливные, и с буквами! Детям даются карточки со схемой. Стрелки с цифрами подскажут букву, которую надо записать в кружок. И прочитать слово. Чтобы выполнить задание нужно встать на клеточку с листочком. На начальном этапе предлагать детям короткие слова из 3-4 букв. В дальнейшем можно рифмовать схемой предложения, пословицы,поговорки , шутки.

Слайд 17

Т 3 Ч 3 1

Слайд 18

К И Т 3 2 3

Слайд 19

Игра «Цветик – самоцветик » Цель : Закрепить название букв, звуков. Развивать мышление, ориентировку в пространстве. Учить называть слова на определённый звук. Содержание : На цветок прилетают бабочки-буквы. На каждый лепесток по одной. Отдельно в коробочке или конверте лежат карточки со стрелкой. Стрелка показывает направление. Карточка кладётся в середину цветка, и по стрелке ребёнок называет букву. Можно усложнить задание и назвать твёрдый и мягкий звук и придумать слово, название которого начинается на эту букву.

Слайд 20

Игра «Снежинка» Цель: Закрепить название букв, звуков. Учить читать слова, предложения. Развивать мышление, ориентировку в пространстве. Содержание: Чтобы выполнить задание нужно поставить фишку в середину снежинки. Детям даются карточки со схемой. Стрелки –показывают направление куда нужно двигаться. А цифры подсказывают какую по счёту выбрать букву. Её надо записать в кружок. Пока все буквы не запишем. Осталось прочитать слово. На начальном этапе знакомства с игрой, детям предложить простую снежинку с 4 лучами и составлять слоги, затем короткие слова из 3-4 звуков. В дальнейшем, у снежинки появляется больше лучей и можно рифмовать схемой предложения, пословицы, поговорки, шутки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дидактических Монтессори- материалов по обучению грамоте дошкольников.

Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создашь условия спонтанного, интуитивного на дошкольной стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенк...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...