Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.
статья по обучению грамоте на тему

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.

[1] Исследования,  проведенные  в  Институте  возрастной  физиологии российской академии образования, показывают,  что  работа  по  подготовке  ребенка  к  школе  должна  строиться  с  учетом  психофизиологических  закономерностей  развития  детей  6-7 лет, в противном  случае  мы  можем  не  стимулировать  развитие, а затормозить  его.

[2] Актуальность  данной  темы  обусловлена  необходимостью развития ребёнка. Вопрос обучения грамоте дошкольников является  важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя, который примет наших детей  в 1 класс.  

[3] Не менее важен он и для самого воспитанника, потому что этот процесс влечет за собой его развитие.  

[4] Обучая грамоте, мы осуществляем  пропедевтику дислексии и дисграфии, что поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок (из 10 будущих первоклассников  у 4-х в нашей группе имеются нарушения речи).

[5] Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе. Кроме того,  по  новым стандартам дошкольное образование является уровнем  общего образования, этим  утверждается необходимость преемственности.  

[6] Важность речевого  развития подчёркивают и новые стандарты, где этому  развитию посвящён целый раздел.

Подготовка к обучению грамоте – довольно сложный предмет для дошкольников. Одной из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении является формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Пяти-шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. И здесь на помощь воспитателям приходит игра – один из древнейших и, тем не менее, актуальных методов обучения.

[7] Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому моя основная задача – открыть  для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным. В совместной деятельности с детьми я использую различные формы организации педагогического процесса: развлечения, путешествия, соревнования, открытые вопросы, проблемные ситуации.

[8] Для успешного развития детей в группе создан уголок. В нём представлены различные виды дидактических игр, которые носят обучающий и развивающий характер, помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Многие игры изготовлены мною и родителями, большое количество пособий приобретено администрацией учреждения.

[9] Игры и игровые задания я использую не только в непосредственно образовательной деятельности по каждому направлению, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах. Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности.

Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий русского языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Подготовка к обучению грамоте начинается в старшем дошкольном возрасте, так как у этих детей особое «чутье» к языку. Они обладают чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи.

        [10] Процесс обучения грамоте становится легким, ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, потому что все дидактические игры и пособия красочно оформлены и имеют эстетический вид.

        [11] Подготовка к обучению грамоте посредством дидактических игр и развивающих упражнений позволяет мне и моим воспитанникам добиваться следующих результатов. Мы активные участники различных интернет конкурсов. В 2013-2014 учебном году мои воспитанники приняли активное участие в Международном конкурсе-игре по русскому языку "Ёж" (заняли 6 первых мест), во Всероссийской занимательной викторине «Спорт. Сочи. Победа!» (7 первых, 1 второе), Всероссийской занимательной викторине "Сказки Андерсена" (21 первое место), Всероссийской занимательной викторине "Удивительные растения" (результаты обрабатываются). В наших планах принять участие во Всероссийской занимательной викторине «Стихи С.Я. Маршака».

        [12]         Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

                Не худшая всё-таки участь.

                Мне кажется, я их чему-то учу,

                А это они меня учат!

Только стремящихся ждёт успех. Так успеха нам всем в такой нелёгкой, но такой прекрасной работе. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством  развивающих и дидактических игр....

Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье ставится задача рассмотреть условия  эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...

конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"

Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....

Методические рекомендации «Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуаль...

«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Важным этапом в жизни каждого дошкольника является подготовка к школе, поэтому главной задачей воспитателей становится оказание помощи детям в переходе на следующую ступень обучени...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством математических игр, как одно из необходимых условий успешной подготовки к школе.

В статье раскрываются пути и способы развития логического мышления старших дошкольников посредством математических игр с примерами для использования их и родителями и педагогами....

«Мотивационная готовность дошкольника как условие успешной адаптации к обучению в школе»

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, ...