Консультация для воспитателей: "Коррекционный уголок группы как часть предметно - развивающей среды"
консультация по коррекционной педагогике

Чухина Марина Александровна

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды

                                                      учитель – логопед МАДОУ ЦРР д/с № 87

                                                      Чухина М.А.

     Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.

     Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

     В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

     При подборе дидактического материала учитывается:

- наполняемость уголка;

- разнообразие материала;

- соответствие возрасту;

 - доступность;

- системность;

- эстетика оформления;

- ведущая игрушка («хозяйка коррекционного уголка»).

     В основу наполняемости ложится тематическое планирование по лексическим темам.

     Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и неречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

     Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.    Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделию и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.

     Весь материал в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.

     Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексико-грамматическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогают им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Мелкий игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися крышками.

     Создавая развивающую среду, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому надо много внимания уделять эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

     Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка является игрушка. Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка-трансформер, кукла (обычная, би-ба-бо, марионетка). Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, преподносить неожиданные сюрпризы     вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки. Молнии, ленточки, зажимы и т.п.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.

     В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.

     Примерный перечень учебно-игрового материала для речевого уголка:

  1. Настольно-печатные игры: «Покажи и назови», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Животные и их детеныши», «Лото для малышей», «В саду и в огороде», «Маленькая хозяйка», «Помоги Оле» и др.
  2. Звуковые линейки № 1, 2, звуковые сигналы, полоски для составления схемы слова и предложения, цветные фишки для звукового анализа слов.
  3. Подбор пособий для развития зрительного, слухового и тактильного анализаторов: «Почтовый ящик», «Музыкальные шкатулки», «Загадочные коробочки», «Чудесный мешочек», «Волшебная варежка», «Сундучок с секретом» и др.
  4. Набор игрушек для развития физиологического дыхания.
  5. Пособие для развития мелкой моторики рук.
  6. Предметные картинки (по формированию обобщающих понятий, по автоматизации и дифференциации звуков), сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
  7. Художественная литература.

1-я младшая группа

  1. Картинки по лексическим темам.
  2. Каталог игр:

     - по звуковой культуре речи;

     - упражнений артикуляционной гимнастики;

     - упражнений дыхательной гимнастики;

     - пальчиковой гимнастике.

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные картинки.
  5. Различные виды театров.
  6. Картинки:

- с изображением явлений природы;

- предметами домашнего обихода;

- основными частями транспорта: (кабина, руль, окна, двери, колеса);

- изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

- с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.п., чистый, грязный, сладкий, горький, большой, маленький и т.п.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и т.д.).

2-я младшая группа

  1. Картины по лексическим темам (альбомы).
  2. Каталог игр:

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

- пальчиковой гимнастике.

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
  5. различные виды театров.
  6. Картинки:

- с изображением характерных особенностей времен года;

- предметами домашнего обихода;

- деталями предметов;

- с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

- с изображением размера, цвета, качества предметов;

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и т.п.).

                Средняя группа

  1. Картинки по лексическим темам.
  2. Каталог игр:

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

- пальчиковой гимнастике.

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
  5. Различные виды театров.
  6. Картинки:

- с изображением явлений природы;

- предметами домашнего обихода;

- основными частями предметов;

- изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет и т.п.);

- с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.д.,

чистый, грязный, сладкий, горький, большой, маленький и т.п.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит а т.п.);

- с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов; одна кукла – много кукол и т.п.);

- для согласования существительных с числительными (одна груша, две груши,  пять груш и т.п.).

  1. Зеркало или индивидуальные зеркала.

               Старшая группа

  1. Картинки по лексическим темам.
  2. Каталог игр:

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

- пальчиковой гимнастике;

- игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
  5. Картинки:

- с изображением явлений природы;

- картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхозработники, закройщик, швея, военный, врач, учитель);

- основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

- с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

- с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и т.д.);

- с изображением синонимов;

- с изображением животных во множественном числе;

- с изображением предметов во множественном числе;

- для согласования существительных с числительными (одна кукла, две куклы, пять кукол);

- с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).

  1. Зеркало или индивидуальные зеркала.

    Подготовительная группа

     

  1.  Картинки по лексическим темам.
  2. Каталог игр:

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

- пальчиковой гимнастике;

- игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
  5. Картинки:

- с изображением явлений природы;

- картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхозработники, закройщик, швея, военный, врач, учитель);

- основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

- с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

- с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и т.д.);

- с изображением синонимов;

- с изображением животных во множественном числе;

- с изображением предметов во множественном числе;

- для согласования существительных с числительными (одна кукла, две куклы, пять кукол);

- с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).

  1. Зеркало или индивидуальные зеркала.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в до­школьном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития ...

Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды.

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в до­школьном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у...

Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в до­школьном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у...

Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды.

Стендовый доклад "Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды"...

Речевой уголок группы как часть предметно-развивающей среды

Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения так...

Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой явля...

Консультация «Речевой уголок в группе, как часть предметно-развивающей среды»

Подготовка детей к школе является одной из задач дошкольного учреждения. И особенно остро этот вопрос стоит, когда ребенок имеет нарушения в речевом развитии. А, как известно, старший дошкольный...