ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПДД У РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (младшая группа) на тему

Знакомить и обучать правилам дорожного движения необходимо начинать с дошкольного возраста. В этом возрасте дети еще не умеют управлять своим поведением, у них не выработана способность предвидеть возможную опасность, поэтому они без опаски выбегают на дорогу. Статистика показывает, что частой причиной дорожно – транспортных происшествий становятся именно дети. Приводит к этому незнание правил и порой безразличное отношение взрослых к поведению ребенка на дороге. Поэтому, одна из важных задач в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика ДДТТ в дошкольных учреждениях. Однако, ориентируясь на возрастные особенности воспитанников, мы понимаем, что в младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может полноценно воспринимать требования правил. Поэтому на первоначальном этапе мы используем дидактические игры и упражнения, подвижные игры.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПДД У РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВИНИЧЕНКО Ю.В. воспитатель ГБДОУ № 13 «Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам». Л.С. Выготский Основным принципом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Дошкольный возраст это время развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Игра становится ведущей, начинают формироваться азы игр с правилами. Развивая маленьких детей через игру, мы стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость общения и обучения. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила им понятны и усвоены. А усваивать правила им помогают дидактические игры. Главное назначение которых состоит в том, что они развивают самостоятельность и активность мышление, речь. Результат дидактической игры - показатель уровня достижений воспитанников, развитие их умственных способностей. Знакомить и обучать правилам дорожного движения необходимо начинать с дошкольного возраста. В этом возрасте дети еще не умеют управлять своим поведением, у них не выработана способность предвидеть возможную опасность, поэтому они без опаски выбегают на дорогу. Статистика показывает, что частой причиной дорожно – транспортных происшествий становятся именно дети. Приводит к этому незнание правил и порой безразличное отношение взрослых к поведению ребенка на дороге. Поэтому, одна из важных задач в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика ДДТТ в дошкольных учреждениях. Однако, ориентируясь на возрастные особенности воспитанников, мы понимаем, что в младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может полноценно воспринимать требования правил. Поэтому на первоначальном этапе мы используем дидактические игры и упражнения, подвижные игры. Для формирования первичных представлений о ПДД мы разработали несколько пособий и дидактических игр: «Чего не хватает?»; «Собери машину, самолёт, корабль по частям»; «Плывёт, едет, летит, катится». Данные игры уникальны тем, что помогают ребёнку познакомиться с транспортом ближайшего окружения, создают условия для развития самостоятельной познавательной активности. В перспективе данные пособия могут быть использованы для развертывания разнообразных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста, т.к. в соответствии с возрастными изменениями дидактические задачи усложняются, и, соответственно, развивающая предметно пространственная среда дополняется новыми играми, игрушками и пособиями, элементами. Методические рекомендации, разработанные нами для использования дидактических игр, будут полезны воспитателям детских садов для проведения самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых. В непрерывной образовательной деятельности пособия могут использоваться как демонстрационный материал, а также как материал для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. Дидактическая игра «Собери машину, самолёт, корабль по частям» Игра включает набор разрезанных на части бумажных изображений машины, самолёта, корабля основных цветов (красный, зелёный, жёлтый, синий). Цель: формировать первичные представления о видах транспорта, его деталях Задачи: ˗ познакомить воспитанников с видами транспорта: машина, самолет, корабль; ˗ вести в активную речь новые слова: кузов, кабина, колёса и т.д.; ˗ продолжить формировать умение использовать простые предлоги «на», «за», «перед» в речи воспитанников; ˗ закрепить первичные навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый). Ход игры: педагог показывает картинку с изображением грузовика (самолета, корабля), предлагает его рассмотреть и называть части (детали): кузов, кабина, колёса, определить цвет деталей машины. Дети получают детали, из

которых нужно собрать грузовик. Малыши выполняют задание, показывают и называют детали машины и называют цвета. Дети не просто выполняют задание, но и проговаривают свои действия. Если ребенок затрудняется, то ему оказывает помощь воспитатель, а воспитанник повторяет словосочетание вслед за ним. Усложнение: педагог достаёт разноцветные кубики и выясняет, какого цвета кубики, затем дети получают задание погрузить в машину сначала красный, на него поставить синий кубик, за ним поместить зелёный кубик, перед ним – жёлтый и т.п. В завершении проводится подвижная игра «Машина» Дидактическая игра «Чего не хватает?» Игра состоит из наклеенных на картон изображений машины с недостающими частями, части машины (дверь, колёса, кузов, кабина, фары, руль) Цель: дать представления о видах городского транспорта: машинах (легковых и грузовых) Задачи: ˗ расширять словарь детей за счёт имён существительных, обозначающих части, из которых состоят разные виды машин (кабина, кузов, колёса, руль, двери, фары); ˗ развивать умение находить недостающие части машины Ход игры: педагог показывает детям картинки с изображением транспорта (грузовой машины) и предлагает определить, какой детали не хватает. Дети подбирают недостающую часть, при этом называя эту деталь. В заключении предлагается провести подвижную игру «Воробушки и автомобиль» Дидактическая игра «Плывёт, едет, летит, катится» Эта игра разработана для познавательного развития, развития мелкой и крупной моторики, тактильных ощущений, что очень важно для детей младшего дошкольного возраста. Пособие представляет собой панно, выполненное из искусственной кожи, к нему пришиты дорожки, сделанные из тесьмы основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый). К панно прилагаются различные атрибуты транспортных средств (машины, самолёты, корабли), также сделанные из искусственной кожи основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый), и деревянные шарики основных цветов. Цель: развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, закреплять представления детей о видах транспорта (водный, наземный, воздушный), их названия корабль, машина, самолёт; способах их передвижения (летит, плавает, едет), деревянные шарики предназначены прокатывания по дорожкам, показать действие предмета (катится). Ход игры: воспитатель раскладывает на столе панно с различными по цвету дорожками и действиями, которые выполняет тот или иной вид транспорта (плывёт, едет, летит, катится) и говорит: «Дети, вы должны выбрать себе один из видов транспорта и положить на ту дорожку, к которой он подходит по цвету и действию» дети правильно раскладывают, а тем, кто не справляется, воспитатель показывает ещё раз и они повторяют вслед за ним. Затем с детьми проводится подвижная игра «Самолеты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом

Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...

Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Математика – один из самых трудных учебных предметов. Она оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие. Отсюда, одной из наиболее важных задач воспитателя является развит...

Дидактические игры как средство формирования нравственных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо продолжать  совершенствовать развитие нравственных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр т.к....

Памятка для родителей «Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых»

       Грамотное планирование проведения дидактических игр, позволяет говорить о воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам....

Организация педагогического процесса по формированию первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста

        Влияние  родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостны...

«Дидактические игры как средства развития речи и активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

«Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых»

Памятка«Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых»Вовлечение в педагогический процесс детского сада дидактических игр позволяет обеспечить рацио...