Страничка воспитателя Панфировой Ольги Павловны

И для детей, и для себя
Творить, мечтать и удивляться
Теплом сердец и блеском глаз
Детишек наслаждаться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                            «Детский сад с. Марьино – Лашмино Новобурасского района Саратовской области»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений                    о здоровом образе жизни

в образовательной области «Физическое развитие»

в средней группе.

Тема: ««Путешествие в Страну здоровья»

Подготовила: воспитатель I квалификационной категории

МДОУ «Детский сад с. Марьино – Лашмино»

Панфирова Ольга Павловна

2014г.

Цели и задачи: Формирование навыков здорового образа жизни, развитие речи детей и двигательной активности.

Образовательные задачи: закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; закрепить знания о свойствах воды.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу.

Развивающие задачи: вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность.

Оборудование: Иллюстрированная книга К. Чуковского “Мойдодыр”, музыкальная запись по усмотрению воспитателя, воздушные шары с советами от Айболита, голубые ленточки для игры  “Собери ручейки в речку”, мыло, гребень, зубная щетка, мочалка, полотенце.

Участник:  сказочный герои Айболит.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети заходят в зал и рассаживаются на стулья.

Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте внимательно и скажите мне о чем говориться в загадке.

В этом светлом магазине
Ты увидишь на витрине
Не одежду, не продукты,
И не книги, и не фрукты.
Здесь микстура и таблетки,
Здесь горчичники, пипетки.
Мази, капли и бальзамы
Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека
Открывает дверь - ...
(Аптека)

А для чего в аптеке продают лекарства? (ответы детей).

 Сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим о нашем здоровье. (Раздается стук в дверь). Ой, кто то к нам стучится,  давайте посмотрим, кто к нам пришел?

Айболит: Здравствуйте дети! Я очень рад, что попал в ваш  в детский сад.

     А теперь скорее идите все ко мне.  Отвечайте мне!

    -Вы здоровенькие?

    - Да! (Дети показывают, какие они здоровенькие.)

    -Вы чистенькие?

     -Да! (Дети показывают, какие они чистенькие.)

    -С Водой дружите?

    -Да!

А вы меня узнали? (ответы детей) Вот спасибо, отгадали. Сказку вы мою узнали?  Сейчас  загадаю вам загадку:

Я мокрая, зимой замерзаю, весной журчу, летом теку, а осенью капаю (вода)

Айболит: Мы сегодня отправляемся в Страну здоровья. Сейчас мы с вами расскажем и покажем потешку, как мы любим воду.

Дети: Водичка, водичка!

     Умой мое личико,

     Чтобы глазки блестели,

     Чтобы щечки горели,

     Чтобы смеялся роток,

     Чтоб кусался зубок.

 

Айболит: Молодцы, а еще вода нам  нужна, чтобы пить, мыть, поливать, готовить и стирать. Ничего я не забыла дети? (Ответы детей)

А теперь я вас приглашаю  в Страну здоровья (легкий бег на носках, с ускорением и замедлением).

Айболит: Вспомните, в какой сказке говорится о том, как все любят умываться, как она называется, и кто ее написал?

Дети: «Мойдодыр», К. Чуковский.

 Айболит: Правильно! Давайте вместе вспомним:

  Рано утром на рассвете

  Умываются мышата

  И котята, и утята,

  И жучки, и паучки.

Айболит: - Купаться, умываться любят все животные и насекомые. Ребята, кто из вас видел, как они умываются? Как умывается кошка?

Дети: - Лапками и язычком.

Айболит: - Правильно, а как умывается собака?

Дети: - Тоже лапками и язычком.

Айболит: - Кто знает, как купается слон?

Дети:  - Хоботом.

Айболит:  - Молодцы! Слон может делать своим хоботом себе душ. Хомячок умывается лапками. Попугайчик чистит свои пёрышки клювом. А давайте с вами поиграем в  игру –  «Как животные, птицы, насекомые умываются». Я буду кого то называть, а вы мне будете показывать как же они умываются.  

 - Молодцы! Ребята, а человек умывается?

Дети: - Да.

 Айболит: А зачем человек умывается?

Дети: - Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным, хорошо пахнуть.

Если дети затрудняются, Айболит помогает.

Айболит: - Правильно! А ещё, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться, ухаживать за собой, даже если ты и не очень грязный. Человек моет всё тело, когда купается в ванне, под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги.  Все любят купаться: и люди, и животные, и насекомые, и даже игрушки мы с вами моем. Для чего все умываются? Правильно, что бы быть здоровыми.

Айболит : Дети в Стране здоровья жители выполняют различные советы, которые вы должны знать и выполнять (Советы прикреплены к воздушным шарикам)

1-й совет. Умывайтесь по утрам и вечерам. Мойте руки, лицо, шею и уши.

2-й совет. Мойте руки и ноги перед сном каждый день.

3-й совет. Мойте руки после игры, прогулки и туалета.

4-й совет. Мойте руки перед едой с мылом.

5-й совет. Чаще принимайте душ и ванну.

Для чего нужно выполнять эти советы?

Айболит:  Дети вы запомнили советы (опросить индивидуально)?

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам!

Стыд и срам!»

Айболит: Всех зову я вас к воде,

Есть она у нас везде —

И в реке, и в океане,

В озере, ручье и ванне (раздаю голубые ленточки).

Проведем игру сейчас.

Физминутка. Игра «Собери ручейки в речку».

Дети бегут врассыпную с ленточками под музыку, а затем собираются в речку и все вместе, вибрируя рукой с ленточкой.

Айболит: Какую вы большую речку собрали! Теперь воды в нашем детском саду много. Ой, а что это по речке приплыло (показывает мыло и слушает ответы детей)?

Айболит: Правильно, это мыло! Мыло и вода - настоящие друзья!  А что нам для чистоты еще надо (показать мочалку, зубную щетку, пасту, расчёску, полотенце)?

Ребенок: «Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое, И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде -

Вечная слава воде!»

Айболит: А какие еще есть средства, чтобы избавиться от микробов (ответы детей, можно подсказать)?

-Это чистый воздух. Нужно чаще проветривать комнату и гулять на воздухе.

-Это физические упражнения, сейчас мы вместе с вами выполним веселые упражнения:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать, заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Взялся зайка за бока,

Заплясал он гопака.

Прилетели утки.

Заиграли в дудки.

Ах, какая красота.

Заплясал он гопака.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок.

На носочках скок-скок-скок.

А затем в присядку,

А потом на пятку.

Айболит: Молодцы ребята, как вы замечательно выполнили все упражнения.

А скажите мне что же вы сегодня узнали? Правильно: чтобы быть здоровым нужно быть всегда чистыми (мыть руки перед едой с мылом и т.д.), выполнять физические упражнения, дышать свежим воздухом, чистить зубы, умываться, мыться каждый день. Вот сколько всего вы сегодня узнали.

Если вам понравилось сегодня заниматься то давайте поднимем солнышко, а если кому то не понравилось то поднимите тучку. Вижу что всем понравилось, мне тоже понравилось, я вам дарю замечательные воздушные шары с советами  которые вы должны знать и выполнять. А ещё я вам дарю корзинку с фруктами в которых много полезных витаминов

 Играйте, улыбайтесь и будьте здоровыми всегда! До свидания!



Предварительный просмотр:

Самопредставление.

На конкурс «Воспитатель года-2014»

1 слайд: Я, Панфирова Ольга Павловна.

Зимним ранним утром я родилась у мамы с папой в с. Елшанка Новобурасского района. Как и все – ходила в детский сад, потом в школу. И вскоре выросла и повзрослела.

Все свое детство я провела в селе,  зная все  деревенские заботы. Но по воле судьбы стала полноправным сельским жителем другого села Марьино - Лашмино. Я люблю этот бескрайний простор полей, волнующееся море пшеницы, бездонное небо, звонкое пение жаворонка в вышине.

И где бы я ни была, куда бы ни ездила, всегда с радостью возвращаюсь в  родное село. Высоко, высоко над землей слышится волшебная песнь жаворонка. Лето дарит нам тепло и разнотравье, среди которого появляются белые поля моего любимого цветка – ромашки. Еще, будучи маленькой девочкой, я собирала луговые ромашки в букеты, бабушка рассказывала мне о целебных свойствах этого необычного растения, а став постарше, я гадала на ромашке на свои детские желания, а после и на женихов. И любовь к ромашке я несу до сих пор, так как моя жизнь похожа на этот цветок. Нежно-желтая серединка – это я, а лепестки – это составляющее моей жизни: мои желания, возможности, умения и мечты.

2 слайд: Первый лепесток – это моя семья, мои предки. Дедушки и бабушки научили меня ценить семью, и уважать старших. Мои родители поддерживают меня во всем, я очень люблю их.

3 слайд: Второй лепесток – моя собственная  семья – мой муж и сыновья. Муж научил многим премудростям  жизни. Все вместе мы частенько ездим на рыбалку, за грибами, на природу. Но дети уже ищут свою дорогу в этой нелегкой жизни, они стали взрослые. Мы с мужем стараемся помогать им и хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, счастливыми людьми.

4 слайд: Следующий лепесток – это мои знания; 23 года назад я окончила Вольское педагогическое училище №1. Почему выбор пал на него? Потому что я хотела учить маленьких детей тому, что узнала сама. Первые мои беспомощные малыши, как я к ним привыкала, как я искала пути к их маленьким сердцам для того, чтобы стать им товарищем и помощником во всём. Мои первые малыши уже учатся в ВУЗах, колледжах, стали папами и мамами и теперь их дети приходят ко мне в группу.

Поработав воспитателем в разновозрастной группе, я поняла, что знаю не достаточно много, чтобы научить взрослых родителей понимать и помогать своим детям. И я решила пополнить свои знания – в 2009 году окончила курсы повышения квалификации. В 2010 поступила учиться в СГУ им.Н.Г.Чернышевского и 2014 году успешно его закончила, получив тем самым еще больше знаний и опыта работы. И думаю, что это еще не все.

6 и 7 слайды: А на этом лепестке – я такая разная… Ни один утренник или праздник в нашем саду не обходится без моего участия. Мне очень нравится перевоплощаться в различных персонажей. Это мы – воспитатели, не имея актерского образования, можем так сыграть роль, что театралы нам позавидуют.

8  слайд: Этот лепесток  расскажет о том, что мои руки не для скуки – я умею шить, вязать, вышивать, поддерживать уют в доме. Несмотря на то, что я живу в селе, где и без того полно дел (огород, хозяйство, дом), мои руки вечерами всегда заняты делом. Ну, не могу сидеть и просто так смотреть фильм. Обязательно что-нибудь вяжу –  то теплые варежки для родных, а уж сколько я носков связала за это время!.. Выставка моих работ (далеко не всех!) говорит сама за себя. Меня интересует все, что можно сделать своими руками.

9 слайд: Следующий лепесток – это мои подруги, друзья. Ведь каждый человек не может жить только одной семьей и работой. Нам порой просто необходимо общение, возможность поделиться своими удачами и промахами, отметить праздничные даты, сходить в гости, отвлечься от рутины домашних дел, попить чаю на кухне, поболтать о жизни. В этом мне помогают подруги, с которыми я могу поговорить обо всем на свете, и я знаю – они всегда выслушают, поймут, а если надо – придут на помощь.

10 – 12 слайды: И наконец, под этим лепестком, скрывается моя работа. Дети – удивительные создания, мне очень интересно с ними, и каждый день они ждут от меня какого-нибудь чуда. Одно из таких чудес – это забота о здоровье моих ребятишек. Я только начинаю изучать эту тему. Как и каждому педагогу, мне нелегко даются эти занятия, но это очень интересно. Я все больше и больше вникаю в эту интересную работу и вовлекаю в нее детей. Забота о здоровье позволяет раскрыть ребенка в полной мере, заглянуть в закоулочки его души. Во время этих занятий дети учатся доброте, заботе, бережному отношению друг к другу,  к своему здоровью, это сплачивает мою группу и помогает раскрыться даже самым замкнутым детям.

13 слайд: Вот и сложилась моя ромашка. Мне бы хотелось, чтобы все дети были похожи на этот цветок. Чтобы каждого окружали: лепесток – семья, лепесток – знания, лепесток – умения, лепесток – друзья. И чтобы каждый добавлял к своей сердцевинке еще больше важных лепестков.

И чтобы таких ромашек было много-много на радость родителям и гордость страны.

14 слайд: Каждый день спешу в детсад я,
Сказку детям расскажу.
С неба звёздочку достану В сердце искорку зажгу.

А когда смеются дети,
Жизнь становится светлей.
И тогда, вы мне поверьте,
Сказки сбудутся скорей.

 

Самопредставление.

На конкурс «Воспитатель года-2012»

Я, Воробьева Татьяна Анатольевна.

Весенним ранним утром я родилась у мамы с папой в г.Оренбург. Как и все – ходила в детский сад, потом в школу. И вскоре выросла и повзрослела.

Все свое детство я провела в городе, не зная деревенских забот. Но по воле судьбы стала полноправным сельским жителем. Поначалу было трудно, непривычно, но постепенно я полюбила этот бескрайний простор полей, волнующееся море пшеницы, бездонное небо, звонкое пение жаворонка в вышине.

И где бы я ни была, куда бы ни ездила, всегда с радостью возвращаюсь в ставший родным поселок. Степь никогда не бывает одинакова: осенью она дарит нам бесценный дар, урожай – это хлеб, зимой степь отдыхает. Она укутана снежным одеялом, а весной земля просыпается, оживает, и как в сказке появляются разные цветы: подснежники, нежные первоцветы, а затем разноцветные брызги тюльпанов. Выбегают на охрану своей территории суслики и ведут перекличку веселым свистом. Высоко, высоко над землей слышится волшебная песнь жаворонка. Лето дарит нам тепло и разнотравье, среди которого появляются белые поля моего любимого цветка – ромашки. Еще, будучи маленькой девочкой, я собирала луговые ромашки в букеты, бабушка рассказывала мне о целебных свойствах этого необычного растения, а став постарше, я гадала на ромашке на свои детские желания, а после и на женихов. И любовь к ромашке я несу до сих пор, так как моя жизнь похожа на этот цветок. Нежно-желтая серединка – это я, а лепестки – это составляющее моей жизни: мои желания, возможности, умения и мечты.

Первый лепесток – это моя семья, мои предки. Дедушка и бабушки научили меня ценить семью, и уважать старших. Моя мама Закия, ей 68 лет, выглядит на 50! Поддерживает меня во всем, я очень люблю ее.

Второй лепесток – моя собственная  семья – мой муж, сын и дочь. Именно муж привез меня из города в деревню, научил многим премудростям сельской жизни. Все вместе мы частенько ездим на рыбалку, за грибами. Но дети уже ищут свою дорогу в этой нелегкой жизни, они стали взрослые. Мы с мужем стараемся помогать им и хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, счастливыми людьми.

Следующий лепесток – это мои знания; 25 лет назад я окончила педагогическое училище. Почему выбор пал на него? Потому что я хотела учить маленьких детей тому, что узнала сама. Но поработав учителем в школе, опять же – волею судьбы, попала в детский сад «Петушок» п.Родинский. Первая младшая группа, детишки 1,5 – 3-х лет; как трудно было перестроиться  с самостоятельных семилеток на беспомощных малышей. Мои первые малыши уже учатся в ВУЗах. 12 лет я воспитывала малышек, а с 2011 года стала работать в старшей группе.

Поработав воспитателем у малышей, я поняла, что знаю не достаточно много, чтобы научить взрослых родителей понимать и помогать своим детям. И я решила пополнить свои знания – в 2006 году окончила курсы повышения квалификации в родном городе Оренбурге. В 2011 году еще раз съездила на проблемные курсы, получив тем самым еще больше знаний и опыта работы. И думаю, что это еще не все.

А на этом лепестке – я такая разная… Ни один утренник или праздник в нашем саду не обходится без моего участия. Мне очень нравится перевоплощаться в различных персонажей. Это мы – воспитатели, не имея актерского образования, можем так сыграть роль, что театралы отдыхают.

Этот лепесток  расскажет о том, что мои руки не для скуки – я умею шить, вязать, вышивать, поддерживать уют в доме. Несмотря на то, что я живу в селе, где и без того полно дел (огород, хозяйство, дом), мои руки вечерами всегда заняты делом. Ну, не могу сидеть и просто так смотреть фильм. Обязательно что-нибудь вяжу – то модные митенки для дочки, то теплые варежки для мамочки, а уж сколько я носков связала за это время!.. Выставка моих работ (далеко не всех!) говорит сама за себя. Меня интересует все, что можно сделать своими руками.

Следующий лепесток – это мои подруги, друзья. Ведь каждый человек не может жить только одной семьей и работой. Нам порой просто необходимо общение, возможность поделиться своими удачами и промахами, отметить праздничные даты, сходить в гости, отвлечься от рутины домашних дел, попить чаю на кухне, поболтать о жизни. В этом мне помогают подруги, с которыми я могу поговорить обо всем на свете, и я знаю – они всегда выслушают, поймут, а если надо – придут на помощь.

И наконец, под этим лепестком, скрывается моя работа (показываю вязаные пальчиковые персонажи). Дети – удивительные создания, мне очень интересно с ними, и каждый день они ждут от меня какого-нибудь чуда. Одно из таких чудес – это театрализованная деятельность детей нашей группы. Я только начинаю изучать эту тему. Как и каждому педагогу, мне нелегко даются эти занятия, но это очень интересно. Я все больше и больше вникаю в эту интересную работу и вовлекаю в нее детей. Театрализованная деятельность позволяет раскрыть ребенка в полной мере, заглянуть в закоулочки его души. Во время этих занятий дети учатся доброте, заботе, бережному отношению друг к другу, это сплачивает мою группу и помогает раскрыться даже самым замкнутым детям.

Вот и сложилась моя ромашка. Мне бы хотелось, чтобы все дети были похожи на этот цветок. Чтобы каждого окружали: лепесток – семья, лепесток – знания, лепесток – умения, лепесток – друзья. И чтобы каждый добавлял к своей сердцевинке еще больше важных лепестков.

И чтобы таких ромашек было много-много на радость родителям и гордость страны.

Каждый день спешу в детсад я,
Сказку детям расскажу.
С неба звёздочку достану,
В сердце искорку зажгу.

А когда смеются дети,
Жизнь становится светлей.
И тогда, вы мне поверьте,
Сказки сбудутся скорей.



Предварительный просмотр:

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Из опыта работы Панфировой Ольги Павловны,

воспитателя  I квалификационной категории

МДОУ « Детский сад с. Марьино – Лашмино

Новобурасского района Саратовской области»

                                                            Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Цель наша должна состоять в том, чтобы

 сделать из детей не атлетов, акробатов или

людей спорта, а лишь здоровых,

уравновешенных физически и

нравственно людей.

С.Я.Эйнгорн

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гипердинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

 Да, возможно, здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад.  Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Исследования отечественных и зарубежных ученых  показывают, что здоровье человека лишь на 7- 8% зависит от  успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни, и за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу, 15- 20% дошкольников имеют патологию, которая к 6- 7 годам достигает 30- 35%.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры  здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Это - не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

И первые шаги к здоровью, стремлению к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья начинаются в дошкольном учреждении.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

В  дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т.е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. В соответствии с ФГОС  в обязательную часть программы введена образовательная область «Физическое развитие». Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач:

· формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы;

· воспитывать культурно-гигиенические навыки;

· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной им  информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему я учю детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание  уделяю следующим компонентам ЗОЖ:

  • занятия физкультурой, прогулки;
  • рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
  • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
  • бережное отношение к окружающей среде, к природе.

К сожалению, сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. Я понимаю, что в современных условиях особенно важно использовать в ДОУ формы работы, направленные на укрепление физического здоровья, воспитание валеологической культуры и положительных эмоций, организующие высокую двигательную активность, свободное и непринужденное взаимопонимание.

Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому,  понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников  я целенаправленно работаю над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищю новые современные методы и приемы, адекватные возрасту моих детей, использую в работе передовой опыт.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, поэтому она отвечает законам, заложенным  самой природой в развивающемся организме малыша. Кроме этого, это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным и особенно привлекательным, а положительные эмоции, которые ребенок получает во время игр, его творчество – важнейшие факторы выздоровления.

 В процессе воспитательной  деятельности я стараюсь так строить свою работу, чтобы дети много двигались. Недаром древнегреческие мудрецы говорили :  « Хочешь быть здоровым – бегай».

Созданная мной предметно-развивающая среда  по  сохранению  физического здоровья и формированию здорового образа жизни   включает в себя: - зону двигательной активности или как мы ее с детьми называем,         « Физкультурно – оздоровительный центр» - яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты, очень пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.  Здесь дети   занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке,  подлезание  под дугу, игры с малым мячом, метание в цель и т. п. Также для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе,   имеются  так называемые    полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.).   Пространство организовано таким образом, чтобы у детей появилась возможность для многовариативных  спортивных игр.                                                                           

В «Физкультурно – оздоровительном центре»  имеется следующий спортивный инвентарь:  мячи, скакалки короткие, с грузом, диск «Здоровье» детский, атрибуты к подвижным играм, дуги, корзины, спортивные игры  и другое стандартное и нестандартное оборудование, а так же спортивный комплекс.

Весь физкультурный инвентарь и оборудование  соответствует санитарно-гигиеническим требованиям,  безопасен для детей, легко моется.

Обеспечено безопасное хранение физкультурного инвентаря, удобство его расстановки.

Физкультурный инвентарь  предусматривает удовлетворение потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и их двигательных предпочтений в зависимости от пола.

Для проведения закаливающих мероприятий   имеются массажные дорожки из бросового материала, они оформлены ярко  и  красочно, чем очень привлекают детей. Эти дорожки легко моются и удобны в хранении.

А так же у нас есть индивидуальные стаканчики для полоскания полости рта после приема пищи.

Сохранению психического здоровья способствуют  центры  музицирования и театрализации,  мы с детьми назвали  их «Центр музыки» и «Центр театрализации»                                         

Задачи центров:    развитие интонационной выразительности, мимики, жестов и движений, творческой активности, раскрепощённости, слухового восприятия и внимания, ритма, тембра, фонематического слуха. Формирование монологической, диалогической, связной речи.

   Для театрализованной и музыкальной деятельности в этом центре  имеются:   ширмы и наборы для кукольного театра, теневого театра,  и др., магнитофон с дисками, детские музыкальные инструменты: металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка,  маракасы, погремушки «поющие» игрушки.

 Звучащие предметы – заместители, музыкально-дидактические игры.

  Эти центры более всего способствует поднятию эмоционального тонуса психологического комфорта детей.    Для снятия  излишнего возбуждения у детей я использую технологию  релаксации, используя классическую музыку и звуки природы.

Между центром  «Музыки »  и   «Театрализации» расположен  уголок уединения под названием   «Мой маленький домик»                                                                                      

Задачи уголка: Обеспечить детям возможность отдыха от окружающих, чувство защищённости.

           Дети по своему темпераменту разные. Кто-то спокойно переносит  шумную обстановку, царящую в  группе,  а кому-то необходимо отдохнуть от всех, побыть в тишине, уединиться в том месте, где он будет чувствовать себя спокойно и уютно, где он сможет, полистать любимые книжки, рассмотреть семейный альбом, обнять  или поиграть со своей любимой  игрушкой, просто помечтать, как бы спрятаться «в норку» и восстановить силы, или просто пообщаться друг с другом

В этом центре есть  подушки разной конфигурации, мягкие игрушки с разными наполнителями, детские журналы, фотоальбомы с семейными фотографиями.

Всю работу в группе по охране психического здоровья я осуществляю при помощи этих центров, кроме музицирования  и театрализации,  используя игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций, применяем  приёмы релаксации, организуем  минуты  тишины, музыкальные паузы, психогимнастику,  а так же, и другие   технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье, такие как  пальчиковую  гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз,  самомассаж ,  сказкотерапию и музыкотерапию.

В приемной комнате, для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка я  создала «Экран настроения», в котором дети вместе с родителями отмечают, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, с каким настроением уходит домой. Это дает возможность продумать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его настроения.

Мною разработаны  картотеки комплексов  утренних гимнастик, подвижных игр, пальчиковых гимнастик, упражнений на развитие координации речи с движениями,  упражнений на релаксацию, игр – тренингов, корригирующей гимнастики после сна, корригирующей гимнастики для глаз.

У детей моей группы сформирована привычка, следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прической.  Начиная с младшего возраста, я использовала народный фольклор «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Водичка – водичка», «Катя- Катя маленькая». И благодаря этому, дети получили знания непринуждённо, эмоционально, играя. Я,  использовала и жизненные ситуации: общение с детьми (праздники, отдых) режимные процессы (умывание, питание, укладывание спать) для того, чтобы показать ребёнку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши и как их беречь. Я сама показывала, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняла детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания, контролировала последовательность и качество всех элементов навыков.

 Со второй младшей группы дети уже научились самостоятельно выполнять элементарные поручения: стали самостоятельно готовить материал к занятиям, убирать на место после игры игрушки, строительный материал. При этом я отмечала, как красиво и уютно стало у нас в группе, потому что все старались, учила детей видеть результат своего труда.

         Решению  поставленных задач также в моей группе  способствует центр по ОБЖ  «Безопасности». Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, дидактическими  играми. В нем есть всевозможные игрушки,  транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, дорожные знаки, макет пожарного щита, огнетушители, изготовленные из бутылок, пожарные рукава, различные дидактические игры по правилам пожарной безопасности, безопасности поведения на улице и помещениях, тематические папки, наглядный материал. Хорошим дидактическим пособием служит столик  с разметкой улиц и дорог. Все это  позволяет нам расширять  и  закреплять знания по  ОБЖ и ЗОЖ.

В группе есть центр  сенсомоторного развития "Мир под рукой"                                                                                                                                        Задачи: развитие мелкой моторики, речевого дыхания. Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, размер).

                                                                                                                                                                                              С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Здесь дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счетами, вкладышами, шнуровками, игрушками для развития пальчиковой моторики,  мешочкам с разными наполнителями, разноцветными игрушками из разноцветных прищепок, интересными пособиями для развития дыхания.  Здесь так же есть дидактические игры для закрепления цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве. «Найди похожую фигуру», «Где чьё место», «Найди, где спрятано», занимательные игрушки для развития тактильных ощущений, мелкие бусы разных цветов и леска для их нанизывания.  Для формирования  устойчивых   знаний проводятся дидактические   игры: «Конструктор  тела» -  соотнесение  частей  тела, «Найди полезные продукты»- на  формирование  знаний о полезных и вредных  продуктах; на развитие ощущений: «Что  для носа хорошо, а  что  плохо», «Узнай на ощупь», «Угадай, кто позвал»,  «Что увидели глаза» и др.  

Центр сюжетной игры «Мы играем» также способствует формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи центра: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображение у детей основ культуры общения через решение проблемных ситуаций, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

        Известно, что эффективным средством развития ребенка является активно развивающаяся игровая деятельность. К условиям развития игры относятся три фактора: желание ребенка играть, игровая среда, способствующая созданию игровой воображаемой ситуации, умелое руководство со стороны взрослых.

Мною в группе созданы оптимальные условия для развития игровой деятельности, для формирования психических процессов, творческой активности детей, освоения детьми социальных норм и культурных ценностей. Для этого выделено пространство, обеспеченное как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков, имеются атрибуты и игрушки, предметы-заместители для различных видов игр. Сюжетно-ролевые игры  отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий.

В центре имеются  атрибуты для сюжетно-ролевых игр:                                                                                                                                              -бытовых («Семья», «Магазин»);

-трудовых  («Строители», «Больница»,  «Аптека», «Поликлиника», «Школа», «Почта», «Милиция»  и т.д.);

 -общественных («Путешествие», «Покорители космоса», «Праздники» ).

Все это позволяет нашим детям осуществлять игровое действие, реализуя ту или иную роль, построить свой игровой мир, управлять им, т. е. выступать в качестве режиссера.                                                                                                                 Большая часть оборудования для сюжетно – ролевых игр хранится на полках – контейнерах, которые хорошо просматриваются и не требуют символических обозначений, легко трансформируются, удобны для перемещения.

Чтобы  формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, своим возможностям и способностям, использую  различные дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, советы по укреплению иммунитета, которые  помогают  прививать навыки здорового образа жизни, личной гигиены, правильного питания, безопасности  жизнедеятельности.

В книжном уголке есть книги  по данной тематике:  стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой,  «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, «Неболейка» И. Соковня и  «Румяные щечки» С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям, предотвращать опасные контакты  и ситуации, угрожающие безопасности жизнедеятельности. Оформлен альбом с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий, бесед, физкультурных занятий,    санитарно – гигиенических и закаливающих процедур,  плакаты. В уголке по ИЗО  подобраны книжки – раскраски по данной тематике..

В просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни принимают участие и сами дети,  выступая на  физкультурных досугах, проговаривая  речевки на гимнастике,  их родители, приносят в детский сад семейные  фотографии и рисунки спортивных занятий  дома.  Наиболее популярны и любимы такие акции, как выставка стенгазет,  фотовернисаж «Мы со спортом  дружим», выставки рисунков «Спорт и мы», выступление  агитбригад детей   среди  сверстников  ДОУ, на родительских собраниях. В  выступления  агитбригад  включаем  театрализованные  инсценировки  с  участием  игровых персонажей  Айболита,  Мойдодыра,  Неболейки, исполнение  песен  о важности  занятий  физкультурой, танцевальные композиции.

Определяют  осознанность отношения детей к своему здоровью, использовались опросы детей до  и после проведения циклов занятий и мероприятий.  Сделать их привлекательными для детей позволяет использование таких форм, как викторины, КВН, "Звездный час"
 После  проведенных мероприятий большинство  детей  старшего дошкольного   возраста  - 92%  показали   желание заботиться  о  своем  здоровье.
Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки.

Понимая, что достичь успеха можно только в том случае, если меня поддержат родители, организовала ряд консультаций на тему «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью», разработала памятки, рекомендации такие как « Режим дня», «Как заботиться о  зубах», «Красивая осанка и здоровье», «Витамины – полезные продукты», «Помоги  себе  сам» и др.
Большую работу провожу  по ознакомлению родителей с методиками проведения закаливающих процедур, как в детском саду, так и в семье. Разъясняю  необходимость соблюдения основных принципов закаливания: постепенность,  последовательность,  систематичность,  индивидуальность.

В работе с родителями  использую  различные тесты, которые помогают им определить,  умеют ли они заботиться о своем здоровье. Так  в тесте  "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?"  было  выявлено, что   80%  родителей  прекрасно знают,  что способствует здоровому образу жизни;  20 % -  родителям  необходимы   советы по  формированию здорового образа жизни.  На  индивидуальных беседах я  объясняю родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребёнка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. На родительских собраниях рассказываю, какими умениями и навыками должны овладеть дети, какие условия необходимо создать дома. После этого родители сами начали мне помогать, мы вместе с ними изготовили много пособий, которые используются на занятиях. Детям очень  интересно заниматься с пособиями, которые изготовили их папы и мамы.    

    Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Обучая детей, я и сама научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться. Я надеюсь, что знания, получаемые детьми в нашем детском саду, позволят сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, взаимодействию с окружающей средой и людьми.  Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для их жизни и здоровья, с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Свое  выступление я хочу закончить словами  выдающего ученого Н.М.Амосов.

 «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно»,