Классный час "Цена ломтика"
классный час (3 класс) на тему

Мартюк Надежда Владимировна

 

Цель урока: Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.

Задачи урока:

1. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.

2. Воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба.

3. Способствовать обогащению словаря учащихся.

4. Формировать у учащихся умение отбирать нужный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kl.chas_tsena_lomtika.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «ЦЕНА  ЛОМТИКА»

Цели: расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности; о людях, растящих хлеб; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование: презентация « Откуда к нам хлеб пришел», картины И. Шишкина «Рожь», А. Пластова «Жатва»; разные виды хлеба.

Ход праздника:

Звучит песня Л. Зыкиной

( под музыку входят дети, занимают свои места, девочка в национальном костюме с караваем и мальчик остаются посередине класса)

Ведущий:  отгадайте загадки

1.Отгадать легко и быстро:                        3.Был крупинкой золотой

    Мягкий, пышный и душистый,                 Стал зеленою стрелой.

    Он и черный, он и белый,                          Солнце летнее светило

     А бывает подгорелый.                                И стрелу позолотило.  (колос)

2.Какое море за селом                                  4.У лепешки, каравая,    

    Волнует ветерок?                                           Сушки, плюшки, порожка

    В нем волны можно собирать,                    От рождения седая

     Укладывать в мешок.  (поле)                       Мать по имени…(мука)

 Чему посвящен наш классный час?

У нас в гостях люди, которые имеют хлебу очень серьёзное отношение это:

 _____________________________________________________

_____________________________________________________

 _____________________________________________________

Данил:

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Диана:

С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.

(Дети вручают гостям хлеб-соль)

Хлеб. Такое коротенькое, но емкое слово. Хлеб занимает важное место в жизни каждого из нас. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоест. Долго люди не могли   дать ответ, почему хлеб не приедается. Оказывается, в хлебе много питательных веществ- белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.

Сколько людей разных профессий трудятся, чтобы на наших столах появился хлеб?

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий!

Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей.

Поэтому, ребята, просто необходимо  беречь хлеб

Костя:

Хлеб рождается в бороздках
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица Земля!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на Земле!

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человек нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна удобно было есть, смачивали их водой. Потом  человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах.  Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней  Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы- «клибанос». Оно созвучно с нашим словом хлеб.

А где мы хлеб берем? Как это происходит? (покупаем в магазине) А сколько стоит хлеб?

- Хлебу цены нет. Его стоимость копейками и рублями не измеришь.

-Почему? Давайте послушаем, как хлеб на стол пришел?

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый , золотистый,

Словно солнцем налитой.

2 ученик.

В нем здоровье, наша сила ,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

3 ученик.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом- тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4 ученик.

Вот об этом – то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

 Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили  трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

5 ученик.

Выплывают  на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны- комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как пожалуйста- готово,

В ящик сыплется оно.

6 ученик.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

7 ученик.

На большом  хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите»,- шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай-

Нарядился каравай.

8 ученик.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Учитель.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ещё на  Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай  почетных гостей встречать хлебом- солью.

У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу.  

Хлеб брали с собой, отправляясь свататься, и на свадьбах молодых встречают хлебом-солью.

Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Как вы думаете, почему люди так относятся к хлебу?

Было время , когда хлеб в нашей стране ценился дороже золота. Во время Великой Отечественной войны паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему- 125 г хлеба, рабочему- 200 г . (показать такой кусочек).

 

ВОЕННЫЙ ХЛЕБ.

Я помню хлеб, военный ,горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.  (А. Морозов)

В самом начале ноября 1941 года хлеб в Ленинграде пекли из ржаной муки самого грубого помола, к которой добавляли овсянку, солод и то, что обычно не едят, - жмых от подсолнечных семечек (если приглядеться, можно было разглядеть даже кусочки кожуры) плюс закваска и как можно больше воды. Но это еще были «цветочки». С каждым блокадным днем рецептура менялась в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе. Так, к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не оставалось. В хлеб добавляли перемолотые ветви березы, семена дикорастущих трав и даже такую субстанцию, как гидроцеллюлоза (химическим путем обработанная древесина, имевшая консистенцию жидкого мыла). И все-таки, несмотря ни на что, ленинградцы, пережившие блокаду, до сих пор помнят свои блокадные пайки, и вкуснее этого хлеба для них никогда ничего не было и нет. Потому что это был хлеб жизни.

Работа с пословицами и поговорками. Задание: собери пословицу.

Хлеб да каша-  …(пища наша)

Хлеб-…(всему голова)

Без хлеба куска  …(везде тоска)

Голодной куме …(всё хлеб на уме)

Ржаной хлебушко …(калачу дедушка)

Земля- матушка, а …(хлеб- батюшка)

Без печки холодно- без хлеба …(голодно)

- Какие вы знаете правила пользования хлебом? (ответы детей)

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила:

  • Бери хлеба столько, сколько съешь.
  • Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

Ученик.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова!»-

В поле, в доме, в державе!

Ежедневно в каждой школе выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в столовой, сколько можете съесть.

У нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. И нередко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда булочки или горбушки хлеба.

Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети
Забыв на время про футбол
- Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой. (С.Михалков)

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью.

Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны. Хлеб – практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом. Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу. Никогда не выбрасывайте черствый хлеб . И в наши дни во многих семьях, где умеют бережно относиться к хлебу, где знают ему истинную цену, хозяйки могут приготовить блюдо, основу которого составляют черствый хлеб.

Выбрасывать хлеб нельзя!
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!» (Такмаков Р.)

Слово предоставляется нашим гостям.

Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

Данил:

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Ученик.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова!»-

В поле, в доме, в державе!

Выбрасывать хлеб нельзя!
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!» (Такмаков Р.)

Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цена ломтика.

Внеклассное мепоприятие (классный час) о пользе хлеба, о его ценности. Воспитание бережливого отношения к хлебу.Есть пословица в народе-"Хлеб на стол - и стол расцвел".Ну а все же как  приходитЭт...

Беседа на тему "Цена ломтика хлеба"

Беседа в рамках кружка "Основы здорового питания" на тему "Цена ломтика хлеба" (4 класс)...

"Цена ломтика"

Углубить и  расширить знания о  хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба...

Классный час "Цена ломтика". 3 класс.

Этот классный час можно провести и как отдельное внеклассное мероприятие.Цели: - расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;- воспитывать чувство бережливого отношения к ...

Классный час "Цена ломтика"

познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;воспитывать бережное отношение к хлебу....

Классный час "Цена ломтика"

Занятие помогает расширить знания о пользе хлеба, о его ценности. о тяжёлом труде хлебороба...

«Цена ломтика» тематический классный час для учащихся

laquo;Цена ломтика» тематический классный час для учащихся...