Классный час "Цена ломтика". 3 класс.
классный час (3 класс) по теме

Этот классный час можно провести и как отдельное внеклассное мероприятие.

Цели:

- расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

- воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;

- развивать память, речь, смекалку, творческие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cena_lomtika._klassnyy_chas.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ЦЕНА ЛОМТИКА.

Классный час.

Этот классный час можно провести и как открытое внеклассное мероприятие, праздник.

Цели:

- расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

- воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;

- развивать память, речь, смекалку, творческие способности учащихся.

Оборудование:

иллюстрации хлебных полей, труда хлеборобов, техники, плакаты с цитатами о хлебе, настоящий испечённый хлеб, самовар, хлебобулочные изделия ( баранки, сушки, пряники, крендельки и др.), карточки с заданиями для викторины.

  1. Вступительная часть.

Учитель: Отгадайте, ребята, загадку.           Широко, а не море,

                                                                                  Золото, а не деньги,

                                                                                  Сегодня на земле,

                                                                                  А завтра на столе. (Хлеб)

Сегодня мы будем говорить о таком простом и понятном для всех слове: ХЛЕБ! Почему же он так ценен и важен? На этот вопрос вы ответите в конце нашей беседы (урока, классного часа, праздника).

  1. Рассказ, беседа. 

Учитель (или ученик): Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил человека печь хлеб.

       Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

 Учитель:    Хлеб никогда не давался людям даром. Ведь ещё в раю, как напутствие, согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить. Хлеб проходит большой трудовой путь.

                               /Дети поочерёдно читают стихотворение о хлебе/

КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ!

  1. Есть пословица в народе –                               3. Он рождается в бороздках.

«Хлеб - на стол, и стол – расцвёл!»                    Посмотри–ка на поля,

Ну а всё же, как приходит                                     Ведь земля – земля не просто,

Этот хлеб к тебе на стол?!                                     А кормилица – Земля!

  1. Ведь не сразу стали зёрна                                4. Подымались трактористы,

Хлебом - тем, что на столе.                                   Умывались чисто-чисто,

Люди долго и упорно                                             В степь весеннюю с утра

Потрудились на земле.                                          Выводили трактора.

                                                                                      Землю пашут, зерно сеют,

                                                                                      Боронить они умеют.

5. День и ночь работа в поле,                            6. Зеленеют дружно всходы,

    Что рубашка в поте, соли,                                   Присмотрись, увидишь тут

    Чтобы хлеб посеять в срок,                                Самый главный труд народа,

    Трудный выдержи урок!                                     Самый нужный в мире труд.

7. Хлеб созрел. В полях моторы                         8. Выплывают на просторы,

    Песню жатвы завели.                                            Ветер песню им поёт,

    В степь выводят хлеборобы                                Капитаны-комбайнёры

    Полевые корабли.                                                  Смотрят с мостиков вперёд.

9. Из машин рекой струится                                10. Вот на мельнице пшеница,

    На совхозное гумно                                                  Здесь такое с ней творится!

    Наше золото – пшеница,                                         В оборот её берут,

    Золотистое оно.                                                         В порошок её сотрут!

11. Стал ветряк уже не годен –                           12. По цехам пройдёшь – порядок:

       Староват и маловат.                                              Закрома полны муки.

       Заменил его сегодня                                             Зёрна мелют автоматы -

       Мукомольный комбинат.                                    Очень умные станки.

13. Автомат замесит тесто,                                   14. Поднялся большой, душистый,

       Автомат развесит тесто,                                        С нежной коркой золотистой,

       Автомат нарежет тесто                                          Вот он, вкусный каравай,

      И отправит тесто в печь.                                         С аппетитом уплетай!

15. Хлеб нелёгкий путь прошёл,                             Слава хлебу на столе!

      Чтоб попасть к тебе на стол.                              Слава тем, кто хлеб растил,

      Слава миру на земле!                                          Не жалел трудов и сил!

Учитель:  А теперь посмотрите на стол. Вы видите два сорта хлеба: белый и чёрный. Почему один хлеб - белый, а другой - чёрный? ( Ответы детей: один сделан из пшеничной муки, а другой из ржаной). Хлеб бывает с отрубями. Кто знает, что такое отруби? (Ответы детей)

Учитель: Мельничные жернова перетирают зерно в муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это отруби – прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлеба, кормят животных.

(Можно показать кусочек хлеба с отрубями).

Учитель (или ученик): Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г (можно показать кусочек хлеба в 125 г) и ещё три макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать, а для этого необходимы силы и питание.

ВОЕННЫЙ ХЛЕБ.

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке, в каждой корке,

Был горький вкус людской беды.

          На той беде замешан круто

          Нелёгкий хлеб нелёгких дней,

          Но как сладка была минута,

          Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

          Как горе было гостем частым,

          Им были детства дни полны,

          Особо помню я, что счастью

          Был равен горький хлеб войны.

                                                  А.Морозов

  1. Правила пользования хлебом.

Учитель: А сколько нужно хлеба для вашей семьи? (Ответы детей)

Если хлеб остался, что с ним можно сделать? ( Посушить сухарики, сделать гренки, панировочные сухари. Сбрызнуть буханку с боков водой или обернуть влажной тряпочкой (марлей) и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой.)

Учитель: чтобы вкусный каравай каждый день был на столе, мы должны определить для себя чёткие правила. Как вы думаете, какие? (Ответы детей.)

- Бери хлеба столько, сколько съешь.  

 - Подкармливай птиц крошками хлеба.

- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

      До чего же вкусен хлеб,

     Хлеб водой запил – обед.

     А на ужин две горбушки

     С молоком по полной кружке.

     Что осталось, всё в ладошку,

     Птицам кинуть на дорожку.

  1. Викторина.

     Викторину можно провести фронтально, с целым классом. А можно разбить класс на группы: дети вытягивают жетоны с нарисованными хлебобулочными изделиями: баранки, пряники, бублики, пирожки, крендельки и др.  Таким образом формируются группы: «Бублики», «Пряники», «Пирожки», «Крендельки». Задания для викторины могут придумывать сами дети (если дать им такое задание заранее, например: подобрать стихи, пословицы, поговорки, загадки о хлебе.)

Задание 1.

     Дети из каждой команды загадывают загадки друг другу или учитель загадывает загадки по очереди для команд. /За каждую правильно угаданную отгадку команде присуждается 1 балл./

  1. Был крупинкой золотой –                        5. За трактором по полю ходит она,

Стал зелёною стрелой.                                 Отборного ей насыпают зерна.

Солнце летнее светило                                А где её след чуть заметней ложится,

И стрелу позолотило.                                   Там бурно потом урожай колосится.

                                    (Колос)                                                                   (Сеялка)

  1. Мнут и катают,                                            6. Богатырь идёт железный,

В печи закаляют,                                             Но работник он полезный.

Потом за столом                                             Тащит плуги за собой

Режут ножом.                                                   Разговор ведёт с весной.

                                   (Хлеб)                                                                     (Трактор)

  1. Для уборки урожая                                     7. В широком поле росла,

На поля он выезжает.                                     На мельнице была,

Он идёт, волну сечёт,                                     Из печи на стол

Из трубы зерно течёт.                                    Белым хлебом пришла.

                                 (Комбайн)                                                              (Пшеница)          

  1. Какое море за селом                                   8. В долг зерно возьмёт,

Волнует ветерок?                                              Каравай вернёт.

В нём волны можно собирать,                                                    (Хлебное поле)              

Укладывать в мешок. (Хлебное поле)

Задание 2.

     Каждой команде даётся карточка с вопросами. За определённое количество времени (2-3 минуты) надо дать ответы на вопросы викторины. Затем зачитываются ответы. /За каждый правильный ответ – 1 балл./

Вопросы для команды «Бублики»:

  1. Назовите профессии, связанные с хлебом.
  2. Какой хлеб – чёрный или белый – считают русским национальным?
  3. Что это за хлеб – «каравай»?
  4. Откуда эти строчки:

            «На ж, лови,» - и хлеб летит.

Старушонка хлеб поймала:

«Благодарствую, - сказала –

- Бог тебя благослови…»              

Вопросы для команды «Пряники»:

  1. Как называется хлеб, которым угощают гостей?
  2. Каким хлебом на Руси встречали весну?
  3. Какой хлебный злак вы знаете?
  4. Из какой сказки этот отрывок?

   «Тут Иван с печи слезает,

     Малахай свой надевает,

     Хлеб за пазуху кладёт,

     Караул держать идёт.»

Вопросы для команды «Крендельки»:

  1. Какой хлеб пекут на Пасху?
  2. Почему пряник печатный?
  3. Из какого зерна делают кашу «Геркулес»? (или вариант, манную кашу?)

                    «Проснулся он утром, а уж на столе хлеб лежит: изукрашен разными хитростями – по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: «Вот это хлеб! Только в праздник его есть!»

Вопросы для команды «Пирожки»:

  1. Какой хлеб медленнее черствеет?
  2. Что обязательно кладут в пряничное тесто?
  3. Что такое квашня?
  4. Из какой сказки этот отрывок?

« И подумал он про себя: «Всё хорошо, да есть нечего», - и вырос перед ним стол, убранный, разубранный… Встал он из-за стола, а поклониться некому и сказать: «Спасибо!» за хлеб-соль  некому».

Задание 3. Работа с пословицами.

Учитель: А теперь вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы.

     Задание для групп: на столах у каждой группы лежат карточки со словами, взятые из пословиц. Ваша задача – как можно быстрее собрать пословицы. Чья команда быстрее справится? / Это задание можно так же предложить на время, дать 1-2 минуты для выполнения./

                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                         

 

                                                                                           

V. Подведение итогов. Отмечаются  результаты команд. Награждение при желании лучше  сделать в конце мероприятия.

VI. Заключительная часть.

     Учитель: Будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!» На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай встречать гостей хлебом-солью, например на свадьбах, или при встрече почётных гостей на больших городских мероприятиях. Придержимся и мы русской традиции гостеприимства.  /На рушнике или на блюде выносят каравай хлеба, сухарики, баранки, крендельки, пряники  или другую выпечку/.  

2 ученика читают стихотворения о хлебе:

Вот он, хлебушек душистый!                                                      О хлебе.

Вот он, тёплый, золотистый,                                       Зёрна наших дней, светитесь

В каждый дом, на каждый стол,                                Позолотою резной.

Он пожаловал, пришёл!                                               Говорим мы: «Берегите,

В нём здоровье наше, сила,                                        Берегите хлеб родной!»

В нём чудесное тепло,                                                  Не мечтаем мы о чуде,

Сколько рук его растило,                                              К нам полей живая речь:

Охраняло, берегло.                                                        «Берегите хлеб вы, люди,

В нём – земли родимой соки,                                     Научитесь хлеб беречь!»

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

VII. Итог урока.  Кто ответит на вопрос, который я задавала в начале –

Почему так важен и ценен хлеб? (Ответы детей).

- Что вам понравилось больше всего на празднике? Кто из ребят был самый активный? Какую тему вам хотелось бы обсудить в следующий раз?..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "По страницам классного дневника" 4 класс

В первых числах сентября 2011 года  на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформлени...

В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.

Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....

"Классный классный". Сценарий мастер-класса

Сценарий мастер-класса для конкурса  "Классный клруководитель - 2011""...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...