Предлог как отдельное слово и его роль в речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

План-конспект урока по русскому языку. 4 класс Коррекционная школа для обучающихся с умственной отсталостью. Цель урока: формирование представления о предлоге, как о слове и его роли в предложении

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ ОШ "Коррекция и развитие".

 Тема урока 

«Предлог как отдельное слово и его роль в речи»

Учитель начальных классов

                                                                      Медведева С.В

Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители А.К. Аксенова, М.Г. Галунчикова.

Тип урока: получение новых знаний.

ЦЕЛЬ: Формирование  представления о предлоге, как о слове и его роли в предложении.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

  • дать учащимся чёткое представление о предлоге как грамматической категории;
  • создать прочные речевые связи в однотипных речевых ситуациях с использованием предлогов;

2. Коррекционно – развивающие:

  • развитие орфографической зоркости, внимания, памяти;
  • коррекция развития мыслительных операций;
  • работа над грамматическим построением речи.

3. Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к учению;
  • вызывать интерес к уроку письма и развития речи;
  • повышать у детей уверенность в себе;
  • воспитывать товарищеские отношения.

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, презентация, иллюстративный материал, раздаточный материал (карточки с заданиями), таблицы с правилами, учебники, тетради.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, словесно-наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная, индивидуальная, групповая.

ХОД УРОКА:

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

– Ребята! Сегодня у нас необычный урок письма и развития речи.
К нам пришли гости. Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбкой, пожелайте своему соседу удачи. А я желаю удачи всем: у кого есть соседи и кто сидит один.

II МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Какое сегодня число?

- Сегодня по календарю первый день весны.

Все ласковее светит  солнышко. На нашем уроке оно тоже нам будет светить.

Запись числа, классной работы.

- Совсем скоро появятся первые цветы. А у нас они уже расцвели на партах.

-Какого цвета ваш цветок?

- У кого такого же цвета поднимите цветочки.

- Какая буква спряталась на лепестках цветка?   [в][Количество букв зависит от цвета цветка и уровня сложности]

- Давайте вспомним, как её правильно писать. Поставили руку на локоток. Смотрим на экран и прописываем букву в воздухе.   (видиофрагмент «Буква В»)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Пишем по образцу букву в.

- В тексте наша буква дружит с другими буквами алфавита.

-Вспомним соединение буквы в с буквой о.

- Взяли …листочки с прописанным соединением во…… обводим ручкой, соблюдая направление стрелок. коментирую

-Пишем в тетради. [следим за посадкой]

Физминутка: «Солныщко - тучка»  

(Солнышко: пальчики раскрыли. Тучка: пальчики сжали в кулак.)

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- Солнце нам улыбается, а вместе с ним громче запели птицы.

- Название, каких птиц зашифровано в ребусах?

- Я не знаю как грамотно писать эти слова. Что мне делать? [словарик, словарь, интернет]

-Найдите, как пишутся эти слова в словариках. Запишите, выделив опасные гласные зеленым стержнем, поставьте ударение. [картинки вороны, воробья]

- Птички принесли вам много слов. (на доске)

серая 

шустрый

белобокая

река

едет

воробей

сорока

ворона

стрекочет

каркает

веселый

чирикает

-На какие вопросы отвечают слова 2 столбика?

-Какое слово лишнее?

-Что они обозначают?

Названия признаков

Названия предметов

Названия действий

 -Составьте предложения с этими словами.

- Запишите составленные предложения. Вам поможет карточка.  (у каждого разного уровня сложности) Выделите букву в словарных словах.

Гимнастика для глаз.

IV. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

- Наши гости [птички] рассыпали слова. Помогите составить предложения. [1 группа -1 доска, 2 группа без предлога -2 доска]  [На ветке березы чирикает воробей.]

-А нам тоже сидеть некогда, надо подчеркнуть главные члены предложения. [Сверяем на экране в презентации] 

-Проверим, что получилось у детей. Проблема… нет слова.

- У меня много маленьких слов. На доску прикрепить предлоги.

.Вам какое? Выбирайте нужное.

-Мы знаем слова: названия предметов, названия признаков, названия действий, а это еще одна группа маленьких,  но очень нужных  слов.

V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

-Кто знает, как она называется? [предлоги] 

ПРЕДЛОГИ- ЭТО СЛОВА

-Для чего нужны в предложениях предлоги?

ПРЕДЛОГИ – ЭТО СЛОВА, КОТОРЫЕ СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ .

 (На доске вывешивается правило).

- Ребята, давайте прочитаем правило хором.

VI ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

-Опять повеяло весною. Отправимся на опушку леса. Здесь стоит елочка, но мы не одни к ней пришли. Кого вы видите ?

- Составьте словосочетания используя предлоги?  [На экране елочка, на доске составляем словосочетания Рисунок + предлог. ]

-Где притаился    заяц  за

-Куда крадется волк лиса       к

-Откуда уходит лиса       от

-Где  летает воробей      над      елкой?

[Отодвинуть слова от предлога]

ПРЕДЛОГИ ПИШУТСЯ ОТДЕЛЬНО.

-Обратимся к учебнику. Что он нам расскажет о предлогах.

С 153 Новая тема

С153 упр 2 [Самостоятельное выполнение после разбора] 

[У слабых детей напечатаны карточки-помощники] 

  Комментированный диктант.

Над головой светит солнце.

 Прозрачные сосульки свисают с крыши

Под кустом спрятались зайчата.

VII ИТОГ

  • О чем узнали на уроке?
  • Что нового узнали.
  • Поставьте себе отметку.
  • На следующих уроках будем учиться   записывать слова с предлогами.

Использованы  видеоролики:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....

Урок русского языка во 2 классе "Предлог как отдельное слово".

Дать представление о предлоге как о грамматической категории....

Предлог как слово и его роль в речи. Масленица.

Урок разработан для учащихся 2 класс. УМК "Школа России". Целью данного урока является: формирование навыков грамотного осознанного письма.     По типу урока - это урок о...

Предлог как отдельное слово

Орг. момент:Долгожданный дан звонок, начинается урок!Проверка домашнего задания.Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас секрет не скрою- Ручку я вот так держу. Сяду п...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Предлог как слово и его роль в речи»

Цели урока:ПредметныеФормировать представление о предлоге как часть речи;раскрыть роль предлога в речи;устанавливать связь слов в предложении с помощью предлогаМетапредметныеиспользовать специальную т...